-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вера_Стрельцова

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 5) АртБазар Live__ART Vogue_In_Your_Life WiseAdvice О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.09.2012
Записей: 7372
Комментариев: 414
Написано: 8482


Спасо-Хаус: резиденция американского посла

Понедельник, 23 Ноября 2015 г. 16:28 + в цитатник
Цитата сообщения Bo4kaMeda
Bo4kaMeda









Spaso House, Residence of the U.S. Ambassador in Moscow



Особняк Второва — памятник неоклассической архитектуры предреволюционного времени, и, по совместительству, резиденция посла Соединенных Штатов Америки в Москве. Этот особняк также известен как прототип "дома Воланда" из романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Приём у американского посла, на котором был писатель в 1937 г., вдохновил его на образ таинственного дома, где состоялся бал в полнолуние у Воланда и куда была приглашена героиня романа Маргарита.



Особняк Н. А. Второго, или Спасо-хаус - дом в стиле неоклассицизмa

Проходя по Арбату неподалеку от памятника Окуджаве, стоит немного свернуть в Спасопесковский переулок, и вы попадете на Спасопесковскую площадку (не площадь, а именно площадку) - одно из удивительных мест Москвы, которое несмотря на массовую реконструкцию района до сих пор хранит дух старой Москвы и Арбата. Неслучайно именно здесь решил поселиться самый богатый российский промышленник, после революции этот особняк отдали под резиденцию посла США в Москве.


Спасопесковская площадка
Фото 1947 г. Roger Parry из архива А. Кондрашова



В начале 20 века в Москву из Сибири переехал Николай Второв, к тому времени уже преуспевающий предприниматель, владелец множества промышленных предприятий и банков.


Николай Александрович Второв (15 апреля 1866, Иркутск, Российская империя — 1918, Москва, Советская Россия)

В 2005 году используя архивные материалы журнал Forbes составил список самых богатых россиян в 1914 г., в последний год экономического подъема перед Первой Мировой войной. Так вот возглавил этот список как раз Николай Второв, обладавший состоянием более 60 млн золотых рублей.

Для сравнения: Морозовы – 40 млн руб, Рябушинские – 25-35 млн руб.
За предприимчивость и умение делать деньги из всего Николая Второва прозвали русским Морганом.


Бывший дом купца Второва в Иркутске

Второв был застрелен в мае 1918 года в своем кабинете (по другой версии в особняке). При этом инцидент никак не был связан с революцией, а с личной историей. Опять же толком ничего не известно, но версии две: либо сумасшедший студент, либо обиженный внебрачный сын. Так или иначе достоверно известно лишь то, что потомки Второва уехали за границу и потом проживали в Париже.


Особняк Второва (Спасо-хаус)



Строительство особняка Второва


В 1913-1915 гг.с самом сердце арбатских переулков Второв строит для себя огромный, нарочито стилизованный под классику, особняк.

Особняк был оборудован по последнему слову техники и, кроме того, в нем и поныне висит самая большая люстра в Москве (кроме театральных).



Пройдя строгий досмотр мы входим в гости к американскому послу.




При входе нас встречают флаги и камин.

Что приятно: американцы очень бережно относятся к истории особняка и даже привнесенные детали не разрушают общей гармонии интерьера. Интересная деталь: слева на камине стоит бюст президента Кеннеди, который в ходе визита президента Никсона в Москву, на всякий случай, убрали с глаз долой.


Библиотечная комната резиденции американского посла


После революции особняк был национализирован в пользу Наркомата иностранных дел, и здесь поселились высокопоставленные чиновники, включая самого комиссара по иностранным делам Георгия Чичерина, сменившего на этом постуТроцкого.

Дипломатические отношения с США Советский Союз установил только в 1933 году. Здание на Спасопесковской площадке было выделено Наркоматом иностранных дел для временного размещения посольства. Американская дипломатическая миссия должна была поселиться на Воробьевых горах, было даже выбрано место под строительство нового здания, но за три года, на которые был арендован у Наркомата бывший особняк Второва, строительство на Воробьевых так и не началось.

Временная резиденция превратилась в постоянную. Говорят, что очень близко к сердцу выселение из особняка принял Георгий Чичерин. Первое время в особняке периодически несколько раз раздавался телефонный звонок, но в трубке слышалось только молчание. По предположениям американцев, таким образом Чичерин вызывал к себе истопника, продолжавшего работать в особняке. Было известно, что изрядно оставшийся не у дел и впавший в немилость Чичерин развил нешуточную мнительность и доверял уборку своей квартиры только этому истопнику.




Особняк на Спасопесковской площадке у американцев был ласково сокращен до Spaso House. Название прижилось, и сейчас даже в официальных бумагах пишут: Спасо-Хаус.



Вход в парадный зал
Вход в парадный зал



"Еще, еще, королева Марго, - шептал появившийся рядом Коровьев, - надо облететь залы, чтобы почтенные гости не чувствовали себя брошенными..."


Лестница на второй этаж в жилые помещения.





Парадный зал особняка постоянно используется для проведения приемов. Два приема, проведенных в начале дипломатической истории Спасо-хауса, считаются поистине легендарными.

Первый из них – рождественский прием в канун 1934 года, когда первый посол США в СССР Уильям Буллит (William Christian Bullit) дал указание своему переводчику Чарльзу Тейеру (Charles Thayer) устроить, как он сам потом вспоминал, “что-нибудь сногсшибательное” для всех американцев, проживающих в Москве. Ирена Уайли (Irena Wiley), жена советника посольства, предложила устроить вечеринку с участием зверей.

Но, когда Тейер пришел в Московскии зоопарк, перестраховавшийся директор отказался дать животных для проведения каких-либо мероприятий в иностранном посольстве. Тейер в отчаянии обратился в Московский цирк, где ему дали трех тюленей – Мишу, Шуру и Любу для выступления в Спасо-Хаусе с цирковыми трюками. Вечером гости посла собрались в зале приемов, свет был потушен, и лишь прожекторы освещали тюленей, которые по очереди внесли в зал на своих мордочках новогоднюю елку, поднос с бокалами и бутылку шампанского. После этого впечатляющего шествия тюлени продемонстрировали публике еще несколько трюков, но под конец представления случился конфуз: дрессировщик не рассчитал своих сил и напился до беспамятсва. Неуправляемые тюлени разбрелись по Спасо-Хаусу, а Тейер и другие сотрудники посольства долго не могли загнать их в клетку. К счастью, посол Буллит был срочно вызван в Вашингтон и на этом приеме не присутствовал, что и спасло дипломатическую карьеру Тейера.



Следующий большой прием состоялся 24 апреля 1935 г.И опять же по настоянию жены посла все было обставлено самым дорогим образом. Назвали мероприятие “Весенний фестиваль”. На этот раз Тейеру все же удалось договориться с зоопарком. В результате, в Спасо-Хаус специально для приема привезли несколько горных коз, десяток белых петухов и медвежонка, которого предполагалось держать на протяжении всего вечера на специально сооруженной небольшой платформе. Для полноты ощущений рабочие соорудили в зале приемов искусственный лес из 10 березок – их выкопали заранее и временно поместили в одну из ванных комнат Спасо-Хауса. И, наконец, был сооружен вольер для фазанов, маленьких попугайчиков и сотни зябликов, также позаимствованных у зоопарка. В довершение всего обеденный стол был украшен финскими тюльпанами и листьями цикория, зеленеющими на влажном войлоке, что, по замыслу авторов композиции, должно было имитировать лужайку.


Spaso House Chandelier Room


На приеме присутствовали все ведущие общественные и политические фигуры Советского Союза: нарком иностранных дел Литвинов, нарком обороны Ворошилов, председатель ЦК партии Каганович, писатель и член редколлегии “Известий” Радек, маршалы Егоров, Тухачевский и Буденный.


Бал-маскарад в Спасо-Хаусе. За пару лет до этого, весной 1935 года именно бал в резиденции американского посла – предшественника Дэвиса – послужил Михаилу Булгакову источником вдохновения для описания Великого бала у Сатаны в романе «Мастер и Маргарита».

Среди приглашенных представителей интеллигенции на приеме присутствовал Михаил Булгаков, который, по уверениям его третьей жены, после приема кардинально переписал сцену “весеннего бала полнолуния” в романе “Мастер и Маргарита”. Фонтаны вина и шампанского, лучший оркестр, услаждающие слух птицы – все это было и у американского посла, и у Воланда.


The Oval Dining Room of Spaso House





На приеме, правда, произошел небольшой конфуз. Радек, шутки ради, налил в бутылочку медвежонку шампанского, после чего последнего обильно вырвало на форму одного высокопоставленного военного, а сотни зябликов, также не приученных к домашним условиям, шумно летали под сводами комнат с высокими потолками во время празднества и в течение многих дней после него.

"Маргарита в ту ночь пролетала в зале, показавшемся ей тропическим лесом, - написано у Булгакова. - Красногрудые зеленохвостые попугаи цеплялись за лианы, перескакивали по ним и оглушительно кричали: "Я восхищен!"

Елена Булгакова вспоминала, что потом их с мужем к тому же отвезли на машине посла до дома и подарили шикарный букет цветов.



Самая большая люстра Москвы






Интерьер украшен морскими грифонами – популярными символами богатства и могущества. Очень распространенный символ в Москве.


19.jpg

В обычном античном оранменте-меандре любители конспирологии часто видят свастику


20.jpg

Изначально лепнина особняка была белой, как здесь, в углу. Синие и золотые акценты появились в ней при американцах



Парадная столовая



Камин








Интересна история нескольких человек из обслуживающего персонала.Работники посольства и послы постоянно меняются, поэтому истинными постоянным обитателем особняка всегда был обслуживающий персонал.Известна история двух дворецких китайского происхождения Чина и Танга, которых невесть откуда привез еще в начале 1950-х посол Джордж Кеннан (George Kennan). Один из этих дворецких даже успел жениться в Москве и даже в конце 1970-х неизменно продолжал работать при американском после.




Еще одним долгожителем особняка является нынешний шеф-повар, итальянец Пьетро Валот (Pietro Valot), готовящий для семьи посла и организовывавший приемы в резиденции еще в 1980-х. Причем, в то время дефицита в магазинах, конечно, ничего невозможно было купить для организации приема на высшем уровне, но, по воспоминаниям работников посольства, Пьетро Валот умудрялся с утра выйти с бутылкой водки и пачкой сигарет, а к обеду накрыть пышный стол.
[size=3]


Люстра в столовой


Большой бальный зал был пристроен к особняку специально для организации балов еще в 1935 г.





Вход в Спасо-Хаус. 40-е годы

Начало второй мировой войны и германское вторжение в 1941 году принесли новые страдания России, а также дальнейшие изменения в Спасо-Хаусе. Часть здания стала использоваться в административных целях, чтобы справиться с увеличившимся объемом работы в связи с ростом численности американского официального персонала. В подвале здания было даже устроено бомбоубежище.


Рабочие в Спасо-Хаус убирают разбитые во время налетов витражи.


Поздней осенью 1941 года Спасо-Хаус стал пунктом эвакуации для американцев.


Кадр из фильма «Миссия в Москву» (Mission to Moscow), 1943 г. Warner Brothers


И, напоследок, два вида:


Фото из окон второго этажа, снято в 1930-х, но вид с тех пор не изменился. Церковь Спаса на Песках (отсюда название площадки)


Этот же вид на картине “Московский дворик” кисти Василия ПоленоваУдивительный особняк.


В последние годы были предприняты шаги по возрождению Спасо-Хауса в его былом великолепии 1914 года.

Такой новый и такой старый, безумно богатый, но и без излишних украшательств одновременно. Не зря именно его отдали сначала наркомату иностранных дел, а затем в качестве дружественного шага – посольству США. Николай Второв не только умел зарабатывать деньги, но и обладал вкусом.


ЧИТАТЬ:
Резиденция французского посла в Москве: Дом купца Игумнова на Якиманке



moscowwalks.ru

.
Рубрики:  Москва
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку