Ткачество - (0)

Ткачество   Автор: Энн Вейль Год: 2022 Язык: Русский Подробное и понятное ...

Ретушь кожи в Фотошопе - (0)

Ретушь кожи в Фотошопе СS6. 1 Создаём дубликат слоя. 2 регулируем яркость, контрастность, тен...

E.M Lilien Иллюстрации - (0)

E.M Lilien Иллюстрации. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21...

Вязание из остатков пряжи - (0)

Вязание из остатков пряжи! РАДУЖНЫЙ УЗОР. ...

Догони меня ) - (0)

Догони меня ) .

Поиск сообщений в Le-Ta

Создан: 11.09.2012

Крым. Белая скала - Ак-Кая

Понедельник, 21 Октября 2013 г. 20:00 + в цитатник

Крым полон достопримечательностей на любой вкус. Есть мечети и водопады, ущелья и монастыри, музеи и пещерные города, курганы и каменоломни, дворцы и пещеры, дельфинарии, парки, сады, крепости, обсерватории, заповедники, грязевые вулканы, картинная галерея и даже потухший вулкан. Можно всю жизнь прожить в Крыму и не увидеть и половины. Так получилось и с Белой скалой. Сколько раз, проезжая по трассе Феодосия - Симферополь, мы видели ее вдали, даже не представляя, насколько интересным может оказаться это место. В этом году поехали наконец-то специально. С нами ездила моя школьная подруга, а по совместительству феодосийский экскурсовод, Елена.

Белая скала - Ак-Кая, красивейший массив Внешней гряды Крымских гор. Почти стометровый отвесный обрыв известняков возвышается на коническом основании белых мергелей, изрезанных глубокими оврагами. Пейзаж этот, близкий к меловой прерии, позволил советским кинематографистам снимать здесь вестерны и приключенческие фильмы: "Всадник без головы", "Человек с бульвара Капуцинов", "Мустанг-иноходец", "Вождь краснокожих", "Чипполино", "Вооружен и очень опасен", "Короли и капуста".

AkKaya_thumb (700x380, 172Kb)

С 1981 года это памятник природы государственного значения. Весь этот район представляет огромный интерес для археологов. Именно здесь впервые на территории СССР были обнаружены останки неандертальского человека. Пещеры Белой скалы служили ему укрытием от непогоды, а ее отвесные скалы помогали загонять зверя во время охоты. А в карьере, где добывали известняк, в 1981 году были обнаружены кости древнего кита, жившего 50 миллионов лет назад. Это первая такая находка не только в Крыму, но и во всей Евразии.

Как и большинство гор Внутренней гряды это типичная куэста, то есть гора с несимметричными склонами - пологим и обрывистым. Мы едем со стороны Золотого поля и заезжаем на Белую скалу с ее пологой стороны, по дороге, которая обозначена на карте как дорога на карьер.

Конечно мы не упустили возможность подъехать поближе к скифским курганам, которых здесь очень много, от совсем невысоких до десятиметровых. Но вернемся к этому немного позже. В этом сообщении я расскажу лишь о пейзажной части нашей прогулки. Археологическая заслуживает отдельного рассказа.

Если посмотреть на север -  это обычная крымская степь.

Которая вдруг резко обрывается

открывая взгляду обширную долину реки Биюк-Карасу (с крымскотатарского - большая черная вода).

Вот она, вьется зеленой змейкой

Вдоль всего обрыва можно увидеть трещины, отделяющие крупные блоки от основного массива. Рано или поздно они обрушатся.

Но разрушение идет постоянно. Белый цвет скалы вызван именно тем, что породы, из которых сложена Ак-Кая не успевают изменить цвет под влиянием природных воздействий. Гора имеет двухъярусное строение - основной массив это палеогеновые известняки, а под ним расположен конусовидный склон, состоящий из породы, промежуточной между известняком и глиной, то есть осыпей, образовавшихся в результате медленного разрушения известняка. Мы увидим это позже, когда спустимся в долину и посмотрим на Белую скалу снизу.

Я не рискую подойти ближе к обрыву - сильный порывистый ветер буквально толкает неожиданно в спину. Хотя подойти к самому краю и оценить высоту и красоту долины очень хочется.

Нужно сказать, что нам очень повезло с погодой. Проходящий в это время циклон придал драматичности пейзажам и адреналина ощущениям.

Небо то проясняется

то затягивается мрачными тучами

Подойти поближе к этим интересным глыбам мне не удалось - в этом месте мы буквально "легли на ветер", пытаясь сдвинуться с места.

С большим трудом мы добрались до машины и спустившись с плато подъехали к гроту, обозначенному на карте как "дисковидный".

Грот оказался довольно большим

и внутри он действительно дисковидный!

В 1960-70 годах у северного подножия скалы были раскопаны 20 стоянок первобытного человека мустьерской эпохи. Найдено большое количество кремниевых остроконечников, ножей, скребел. Возле древних очагов - кости вымерших животных Крыма - мамонта, благородного и северного оленя, сайги, первобытного быка, дикой лошади, онагра и др.

В верхней части скалы выветривание создало столбы, гроты, овальные ниши. В нижней - скапливаются продукты выветривания: осыпи, навалы глыб. Местами эрозию сдерживают заросли шиповника и грабинника.

Мы поднимаемся по осыпям, чтобы пройти вдоль всей скалы у основания ее обрывистой верхней части.

Первый небольшой грот

А это большой грот. Впечатляет, правда? Забраться наверх без специального снаряжения мы не пытались.))

В это время начался дождь.

Если бы тропа была глинистой - далеко мы бы не ушли во время дождя. Но рыхлая порода лишь проседала под нашими ногами.

Еще один большой грот. У входа растет боярышник.

Особый интерес всегда вызывала пещера, расположенная посредине отвесной скалы. Из-за своей труднодоступности она обросла легендами и носит название Алтын-Тешик, что значит Золотая нора. Вход в нее расположен на расстоянии 52 метра от подошвы и 49 метров от края обрыва.

Фотография сделана моим мужем на телефон, а эти две фигурки слева - это мы.

В средние века в 5 км от скалы вырос татарский город Карасубазар. Сегодня - это Белогорск - скромный районный городок. А в годы расцвета крымского ханства, Карасубазар по своей значимости мог сравниться с Бахчисараем. Здесь был крупный торговый узел. Сюда, на рынок, гнали многочисленных невольников, захваченных в северных землях. А на вершине Белой горы в те времена было устроено место казни. С отвесного обрыва сбрасывали осужденных. За этим невеселым зрелищем наблюдал в 1620 г молодой Богдан Хмельницкий. Более года провел он в татарском плену в Карасубазаре. Его часто приводили к зловещему обрыву, надеясь таким образом побудить его более настойчиво писать родным письма с просьбами о выкупе. В период русско-турецких войн в этих местах размещался штаб А. В. Суворова. На Белой скале подведен был итог многовековой борьбы Русского государства за Крым. Именно сюда 10 июня 1783 г. князь Г. А. Потемкин велел явиться крымским беям и мурзам, чтобы принять от них присягу на верность Российской державе.

Здесь Лена показывает продолжение тропы. Но из-за сильного ветра и дождя мы решили не идти по ней

а спуститься прямо по склону.

И вот Ак-Кая перед нами во всей своей величественной красоте.

К этому моменту небо окончательно прояснилось.

Мы остановились на берегу Биюк-Карасу немного перекусить. Не слишком-то большой кажется эта "Большая вода"? Для маловодного Крыма она не так уж и мала.

Последний взгляд на Белую скалу с трассы.

О скифских курганах, петроглифах и встрече с археологами - в следующей серии. А пока небольшой видеоролик.

Серия сообщений "Крым":
Часть 22 - Мангуп
Часть 23 - Коктебель
Часть 24 - Мост.

Рубрики:  Прекрасное и удивительное/Природа и фотография

Ladypeta   обратиться по имени Понедельник, 21 Октября 2013 г. 20:51 (ссылка)
Я никогда не была в Крыму.
Спасибо большое,что показала нам ТАКУЮ НЕОБЫКНОВЕННУЮ КРАСОТУ.
Я под очень большим впечатлением.

Понедельник, 21 Октября 2013 г. 21:40ссылка
Лена, я тоже была под большим впечатлением. Я даже не думала, что там так здорово.

Понедельник, 21 Октября 2013 г. 22:10ссылка
Да я на фото просто обалделая смотрела...и кино все вспомнила.Здорово! Счастливая!!!))))

Понедельник, 21 Октября 2013 г. 22:51ссылка
В этом ролике есть пара кадров из фильмов, правда какие-то невнятные.
natali_100   обратиться по имени Понедельник, 21 Октября 2013 г. 21:25 (ссылка)
Я пока и слова сказать не могу))) Это потрясающе! Как красива обычная крымская степь, когда она снята тобой. Скала, конечно, потрясла. А панорамные снимки - будто с самолёта сделаны. Хорошо, что написала про две фигурки. В этом месте я хихикнула, без предупреждения не заметишь. Буду изучать. Спасибо!)))

Понедельник, 21 Октября 2013 г. 21:43ссылка
Спасибо! Сама не ожидала. Еще про археологов расскажу!

Понедельник, 21 Октября 2013 г. 22:27ссылка
Давай, давай! Я ведь и археогологом тоже хотела стать. Одно время - эллинистом почему - то. А в Крыму все собрались - и эллины, и тюрки, и не сразу вспомнишь кто.
depsee   обратиться по имени Понедельник, 21 Октября 2013 г. 21:26 (ссылка)
Вау........ Тань, ты такая талантливая путешественница! И показала, и рассказала. Изумительные фотографии!!! Зачем ехать в Кейп Таун, если можно поехать в Крым? :)))) Невероятно красиво! Спасибо, Танечка. Сейчас еще повнимательнее поизучаю....

Понедельник, 21 Октября 2013 г. 21:44ссылка
В Кейп Таун ехать надо! И в Крым ехать надо! Я пока это сообщение готовила столько всякого нашла про Крым интересного!...Никакой жизни не хватит!

Понедельник, 21 Октября 2013 г. 21:59ссылка
Ты - умничка! Правда. Пост совершенно нереальный по содержательности и по красоте.
Путешествовать, конечно, надо везде, я с тобой совершенно согласна. Просто, с геологической точки зрения, на мой взгляд, горы и местность Южной части Африки и Крым - ооочень схожи между собой. Жалко просто, что я забралась так далеко, а то, что близко было - не посетила. Надеюсь, еще представится возможность...

Понедельник, 21 Октября 2013 г. 22:50ссылка
Спасибо, Оль! Жаль, что фотографии ощущения не передают!
Сергей_Кафа   обратиться по имени Воскресенье, 27 Октября 2013 г. 23:53 (ссылка)
Что-то лицо Елены кажется мне знакомым. А вы в какой школе учились?

Понедельник, 28 Октября 2013 г. 00:00ссылка
В 13, хулиганской, Сарыгольской..))

Понедельник, 28 Октября 2013 г. 00:04ссылка
А я в образцово-показательной 17-той ))
Выходит, промахнулся.
Кстати, а почему о Суворовском дубе ни слова? Он же там где-то, у подножия.

Понедельник, 28 Октября 2013 г. 00:12ссылка
Ну лицо знакомо - так город-то маленький! Наверняка пересекались.
К дубу не подъезжали. Он в стороне немного. Вот на пятой фотографии после карты справа, отдельно стоящее большое дерево - это он. Думала написать, но как его, крошечный издали, показать? Стрелочки рисовать? Может и надо было...
Сергей_Кафа   обратиться по имени Понедельник, 28 Октября 2013 г. 00:17 (ссылка)
После такого замечательного рассказа мне туда можно уже и не ехать. Ну разве что с Еленой ))

Понедельник, 28 Октября 2013 г. 00:24ссылка
Спасибо, но нет - я настаиваю!)) Поезжайте обязательно. Никакие рассказы и фотографии не передают ощущений - ветер, простор, крики хищных птиц, ползущая под ногами тропинка! Рекомендую во второй половине дня, на закате это особенно красиво!

Понедельник, 28 Октября 2013 г. 00:31ссылка
Ну, раз Вы настаиваете - ладно, съезжу как-нибудь. ))
Но уже, похоже, в следующем году.
-Радана-   обратиться по имени Понедельник, 28 Октября 2013 г. 13:51 (ссылка)
Красота! Хочу к вам!
Особенно вид с высоты, просто умопомрачительный!