-Рубрики

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Дрюлик

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.08.2012
Записей: 6518
Комментариев: 405
Написано: 7145


Чтобы помнили. Степанов Виктор Фёдорович

Среда, 22 Мая 2013 г. 18:09 + в цитатник
Цитата сообщения Оксана_Лютова Чтобы помнили. Степанов Виктор Фёдорович



21 мая 1947 года - 27 декабря 2005 года

Народный артист России (1995)
Обладатель приза «Признание» на КФ «Виват кино России!» (1997)


Виктор Степанов родился 21 мая 1947 года в городе Северо-Курильске Сахалинской области.

Кроме Виктора в семье Степановых было еще четверо детей. Детство Виктора прошло в городе Сердобске в Пензенской области. После окончания школы он поступил на факультет режиссуры народного театра в Тамбовском филиале Московского института культуры. Завершив обучение в 1972 году, Степанов стал актером Тамбовского областного театра имени А.В. Луначарского. Позже он работал в Сахалинском драматическом театре имени А.П.Чехова в Южносахалинске и в Новгородском драматическом театре. Во время гастролей в Петербурге его пригласили в Театр имени Ленинского комсомола, ныне - «Балтийский дом».

В Тамбове Виктор Степанов познакомился со своей первой женой Элей, с которой вместе прожил 20 лет. Детей в этом браке у него не было, а позже его супруга стала очень религиозной, и Виктор Степанов с ней развелся. Со своей второй женой Натальей он познакомился на съёмках фильма «Война на западном направлении», и в 1992 году переехал с ней жить в Киев. Жена актера Наталья Степанова вспоминала: «Мы никогда не разлучались. Единственное, Витюша на Камчатку ездил без меня и в Японию. Витюша был мягкий и домашний. Такой котик, который приходил домой, надевал шаровары «с коленями», жилетку, затапливал камин в доме под Киевом, на берегу Десны. Дом этот всю жизнь строили: по мере зарабатывания пристраивали, переделывали внутренности. Беседку вместе придумали. Витюша сам сделал стол, за ним сорок человек помещались. На день рождения Витюши каждый год ставили два таких стола. Он мясо жарил как кудесник, при этом сам не любил его ужасно».

Степанов начал работать в киевском театре, периодически снимаясь в российских и украинских картинах. Свою первую заметную роль в кино Виктор Степанов сыграл в 36 лет, исполнив роль отца академика в телевизионном фильме «Иван Павлов. Поиски истины». Виктор Степанов обладал уникальной фактурой, позволявшей ему с максимальной убедительностью играть роли настоящих мужчин. Он был физически очень крепким человеком, и режиссеры в кино, пусть поздно, но заметили выдающиеся данные актера. Степанов сыграл заметные роли в фильме Владимира Хотиненко «Рой», в «Гонгофере» Бахыта Килибаева и в притче Петра Луцика «Окраина», выдержанной в стилистике советской классики двадцатых годов. Виктора Степанова часто приглашали на исторические роли. Одной из самых заметных работ актера в жанре исторического кино стала роль Михаила Ломоносова в телевизионном фильме «Михайло Ломоносов» режиссера Александра Прошкина. Степанов также сыграл Ермака в одноименном фильме Валерия Ускова и Владимира Краснопольского, и роль Петра Первого в картине «Царевич Алексей». Ему часто доставались роли властных мужчин, и он великолепно справлялся с их воплощением на экране.

Роль в фильме «Михайло Ломоносов» принесла Степанову широкую известность, которая порой приводила к необычным ситуациям. Однажды, когда Степанов в одной из театральных комедий играл любовника главной героини, появляясь по ходу действия из шкафа, при его первом появлении зал вздохнул, и раздался громкий возглас: «Ну, Михайло Васильевич, вы и даете!». Степанов поклонился публике и впоследствии любил вспоминать этот случай.

Крепкое телосложение актера позволяло не только получать интересные роли, но и играть их одновременно в большом количестве. Однажды Виктор Степанов снимался одновременно в 11 картинах. За время своей кинокарьеры он снялся в роли поселкового милиционера в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего...» Александра Прошкина, в роли большевика в фильме «Волчья кровь» режиссера Николая Стамбулы, полковника в фильме «Чистилище» режиссера Александра Невзорова и был точной копией секретарей обкомов в политическом триллере «Шизофрения» режиссера Виктора Сергеева. В интервью Степанов рассказывал: «Я снимался одновременно в 11 картинах. Вроде бы все объективно — столько фильмов! Жизнь в полуистерике, телефон раскален: все клянут тебя, кричат, что ты кровопийца, потому что нигде не успеваешь. В итоге успел везде, но театр бросил на произвол судьбы. Я грешник великий. И может, в моем бегстве из Тамбова причина тех болячек, которые я сейчас от судьбы получаю. Были съемки фильма «Гроза над Русью». В нем чудесный артист Вячеслав Горгуль из Поволжья играет юродивого, который бросает в лицо Ивану Грозному: «А ты, Ванька, весь в крови». Мы с ним как-то напились в гостинице, и он мне говорит: «Как тебе не стыдно! Ты одна из надежд провинциального театра, имеющий полномочия воспроизвести, восстановить красоту всей России. И взял, как предатель, — сбежал!». Я оправдываюсь: «Славик, у меня ж кино...». А он: «Не надо мне вешать лапшу про твое кино! Есть люди, которые на тебя надеются. Они же тебя, наверное, ни разу ни в чем не упрекнули?». — «Не упрекнули». — «И не упрекнут. А ты подумай, что творится у них на душе».

В киноленте «Ермак» Виктор Степанов сыграл завоевателя Сибири - Ермака. Съемки проходили очень тяжело для артиста - лошадь понесла актера в поле, и он в кольчуге и шлеме упал с коня, травмировав во время падения позвоночник, и сломал ногу. После этого у Виктора Степанова начались проблемы со здоровьем – он стал плохо ходить. Ему была сделана операция, в ходе которой в кость ноги ему был вживлен металлический штырь. Однако, несмотря на травму и сильные боли, актер не прекратил своего участия в съемках фильма, он снимался в крупных планах, в остальном его заменял дублер. Во время съемки эпизода гибели Ермака с дублером Степанова произошла техническая накладка, и Степанову пришлось снова сниматься самому, хотя раны на ногах у него еще не зажили. Эпизод был снят, но от нагрузки во время съемки сломался металлический штырь в ноге актера. После завершения работы актер упал на землю и заплакал от боли.

Помимо Ломоносова и Ермака, Степанов также сыграл роль Федора Чумакова в фильме «Война», роль Малюты Скуратова в фильме «Гроза над Русью» и роль Федора Шаляпина в картине «Под знаком Скорпиона». Когда Степанов работал над ролью Петра Великого, режиссер Виталий Мельников просил его немного «включить» Николая Симонова, чтобы актеру удалось сделать самодержца похожим на канонический образ. «У него актерская фактура для таких ролей очень подходит, - признал в одном из интервью художественный руководитель Воронежского академического театра драмы имени А.Кольцова Анатолий Иванов, который в свое время работал со Степановым. - Но когда он начинал играть в сериалах какого-то богатого... Непонятно… Я спрашивал: ну зачем тебе это? А ему, оказывается, нужно было зарабатывать деньги, актер просто поставлен жестко в подобную зависимость».

Позже на других съемках актер получил еще одну травму – сломал другую ногу. В интервью Виктор Степанов рассказывал: «После того как я сломал правую, мне на протяжении последних трех лет пришлось, естественно, всю тяжесть перенести на левую. Честно говоря, я как бы ждал этого перелома. Уже на костылях ходил, потому что боль была страшная. Нарушилось, может быть, питание костей, нога как бы утончилась в этом месте. У меня изумительные доктора, кудесники — Олег Рыбачук и Леонид Кукуруза. Они меня предупредили, что надо лежать, вообще с кровати не вставать: нога может сломаться в любой момент. А я им говорил: «Если буду лежать — лучше не жить! Что из меня тогда получится? Да нет, я все равно буду делать наоборот!»… Поехал в Москву на съемки. Меня пригласил молодой режиссер в сериал о первопроходцах-газобуровиках — играю там руководителя. Снимали в Ямало-Ненецком автономном округе, под Надымом. На оленях катался. Потом отправился в Архангельск, был председателем жюри на кинофестивале. Самое смешное, что, преодолевая большие расстояния, чувствовал себя нормально. На костылях! Такие моменты мы, конечно, ограничивали. Старались, чтобы не было долгих передвижений. Вернулся в Киев, тут все и случилось. На даче — в 45 километрах от Киева — оступился на дорожке. Сначала слышу свой рык дикий — боль жуткая, потом хруст в ноге. Я так и застыл в стоячем положении, понял, что сломал шейку бедра. А если вы ее стоя сломали, будете в таком положении до последнего, пока без сознания не рухнете. Но мы ситуацию обхитрили. Слава Богу, со мной оказались мои друзья Коля Жуков и Володя Высоцкий (тезка знаменитого поэта и артиста). Смотрят на меня растерянно: «Федорыч, что делать?». А я весь мокрый. «Тихо, тихо, тихо, — шепчу. — Не говорите громко. Сейчас что-нибудь придумаем». Суббота, утро. Звонить некуда и ехать тоже. Я в одной майке, а уже не лето. Думаю: «Сколько я тут простою? Какая амплитуда моих возможностей? Никакая!». Надо как-то забраться в дом. А это значит — идти на веранду по крутой лестнице. Говорю Жукову: «Колек, сейчас дотянем до лестницы, а дальше будем смотреть». Кое-как на костылях продвигаюсь. Боль и все такое. Бросаю костыли: «Ребятки, давайте я вам на шею положу руки, а вы меня потихонечку поднимете». И вот так мы с радостными воплями посчитали все восемь ступенек. Добрались до веранды, а там уже начинается дом. Надо как-то лечь. Ноги и руки уже не выдерживают. Приходит на ум простая, как веник, идея. «Тащите со второго этажа кровать, — говорю. — Отвинчивайте у нее ножки». Принесли. Поставили под меня спинку и тихонечко вместе с ней опустили. Никаких болей, ничего. Смотрю на Жукова и Высоцкого: «Мужики, чего пригорюнились? Баню уже натопили. Погода великолепная. Давайте из всякого понурого деяния извлекать какой-то праздник. Я год не пил, а теперь — наливай!». Иногда приходит ко мне такое желание, когда я понимаю, что все — караул, устал. «Бац, — говорю, — надоело! Надо сделать перерыв», — и организм с удовольствием паузу воспринимает. Полностью отрубаю алкоголь, напрочь! С Сахалина у меня такой опыт. Ах, народ мой оживился! «Шуруйте в баню», — говорю. Но никто туда не пошел. «Да ладно, Федорыч, чего уж там? Давай по коньячку». Выпили. Смотрю — пошел разговор. Нигде не могли взять «скорую», которая транспортировала бы меня на носилках, — обычная таких услуг не предоставляет. Только в понедельник я попал в больницу. Мои доктора-волшебники меня уже встречают. Поцокали немножко языками для формы: «Давайте готовиться к операции. Протез тот же будем делать?». — «Только тот!». То есть американский, с каким-то ласковым названием — «роджерс», кажется. Назначили на 2 ноября. И вдруг лента памяти начинает прокручиваться к моей первой операции, которая была несколько лет назад — тоже 2-го числа, но в сентябре. Надо было две недели после нее лежать, а я уже через неделю уехал домой. Спустя месяц рванул в Москву озвучивать фильм «Под знаком Скорпиона», где я играл Федора Шаляпина. Хотя надо было обязательно выдерживать режим вынашивания протеза. Приезжаю на киностудию имени Горького. Я — на костылях. А Ленина озвучивал артист Каюмов. Представьте, тоже весь перебинтованный, в растяжках: упал со второго этажа. Гениальный Валерочка Порошин, озвучивающий Горького, находился в последней стадии рака. Мы с ним в «Ермаке» играли. Он мне шепнул: «Атаман, мне главное успеть эту картину закончить, а там все будет нормально». Я не понял тогда, о чем он. Но через две недели Порошин умер, и я вспомнил его слова. И вот стоит перед микрофоном эта несгибаемая троица и говорит о серьезнейших каких-то политических реалиях. А после каждой фразы полчаса отсмеивается, отхаркивается: один хватается за желудок, другой глотает таблетки, третий костыли поправляет... Истерическая ситуация! Смешная! Трагикомическая! Но мы работали, и это давало нам счастье».

Своих детей у Виктора Степанова не было, и он со своей женой Натальей Степановой усыновили сына друзей Никиту, оставшегося в шестом классе сиротой. Умирая, отец Никиты завещал: «Единственный человек, который тебе поможет, это Виктор Федорович Степанов».

Виктор Степанов любил сидеть на берегу Десны у своего дома на закате. В интервью он рассказывал: «Моя мечта вообще — сидеть на берегу Десны на закате. Там у меня дом. Обожаю закат! Почему-то рассвет не так люблю. Наверное, оттого, что закат — это уже исполненный труд большого дня, огромной земли. Поэтому и краски другие. Как будто само солнце идет на отдых. Река искрится, переливается... Мысли при этом блаженные, благостные. Как при созерцании картин. А тут такое полотно, которое не напишет ни одна живая душа. Мечтаю поставить камеру. Может быть, оператор должен присутствовать. А самому сесть на берегу, свесив ноги, смотреть закат и рассказывать, о чем я думаю. О смерти думаю спокойно, очень спокойно. Как о чем-то естественном. Надо воспринимать ее как данность. Мы не знаем, когда это случится, но ничего страшного».

После того, как Виктор Степанов получил травму во время падения с лошади, у него развился рак кости, и актер 12 лет боролся с мучившим его заболеванием. Все это время, несмотря на сильнейшие боли, он продолжал сниматься. За месяц до смерти Виктор Степанов принял предложение сняться в сериале «Исцеление любовью». Сначала он отказывался от съемок, ссылаясь на проблемы со здоровьем, но его уговаривали: «Кроме вас, никто не сыграет...». Степанову предстояло сняться в небольшом эпизоде, и все три дня работы его поднимали на руках на четвертый этаж старинного дома, где проходили съемки. «Честно говоря, я с детства очень исполнительный. Мне говорят: «Почему ты не хочешь быть режиссером?». Отвечаю: «Мне не нравится командовать, а больше по душе исполнять — зато так, как я, не исполнит никто. Если бы я был шпионом, стал бы лучшим агентом в мире! Потому, что, получив задание, искал бы способы его выполнения и находил бы всегда. Я так и делаю, когда мне дают роль», - говорил Виктор Степанов. Работа над ролью для него была сродни мистическому процессу. В другом интервью он рассказывал: «Каждая роль требует приживления к себе. Это ведь сначала ты получаешь просто буквы, и ничего больше. И вот за ними надо каким-то образом увидеть, сформировать живую ткань. Наполнить ее своими мыслями, душой, найти стержень. Не из того, что написано на листе и вываливается на язык, а из того, что происходит на небесах. Раньше я об этом не задумывался, все происходило само собой. А потом стал задавать себе вопросы: для чего вообще все это надо? Для чего человек ходит на работу? Зачем токарь, допустим, становится к станку, что-то там вытачивает? Актерская профессия этот вопрос ставит изначально. Но никто, кстати, не дал на него нормального ответа. Когда его задают абитуриентам, они приходят в ужас. Я тоже думал, думал, мучился, находил какие-то глупые, трудно изобретаемые фразы. Типа: «Я хочу, чтобы мир от того, что я делаю, становился хоть чуть-чуть лучше». Но это — как есть лимон. Для любого учителя, для тебя самого, если ты нормальный, думающий человек. Ответ ищешь всю жизнь. Какими огромными полномочиями обладает человек! Откуда они? В чем их смысл? Вспоминаю Библию. Главный лейтмотив: любовь, любовь, любовь. Ко всему! Каждый человек дорог одинаково. Каждый! Читаю у Михайла Васильевича Ломоносова его знаменитое: «Ничего не возникает ниоткуда и никуда бесследно не исчезает». Так, думаю, подожди. А что если наши мысли, наши сердечные порывы, чувства сострадания воспринимать как физические существа? Что, если они так же реальны и никуда не исчезают, как дерево, как вода, как земля? И если из моего сердца вырвалась любовная искра по отношению к другому человеку и сердце сладко защемило, то она ж, очевидно, никуда не пропала. И я начинаю понимать: страждущий обрящет!».

Виктор Степанов ушел из жизни вечером 27 декабря 2005 года в Киеве. Это случилось после того, как полуторамесячный курс противоопухолевого лечения не принес результата. Ему было 59 лет, двенадцать из которых он боролся с раком костей. Наталья Степанова рассказывала: «Мы не знали с самого начала, что болезнь неизлечима. Во время съемок в «Ермаке» лошадь понесла Витюшу в поле. А он в кольчуге, шлеме. И попал в канаву, травмировал позвоночник. С этого началось. Стал плохо ходить. Однажды поскользнулся в бане. Сломал ключицу. В карте врачи написали, что нужно обратиться к онкологу. И после этого мы начали бомбить этот вопрос. Но была уже большая стадия. Он без конца ломал кости. Как-то мы были на дне рождения. Вернулись домой навеселе. Он переоделся в халат и баловался, мол, Шварценеггер. Напряг мышцы, и у него рука повисла. Все кости разваливались. Обращались к врачам в Москве, Германии, Киеве. Виктор Степанович Черномырдин поддерживал Витюшу – они были очень дружны... С нами десять лет прожил ротвейлер Обер. Умер от рака. Есть поверье, что, умирая, собака уносит болезнь хозяев. Мы надеялись, что она выдернет Витюшу, но... Витюша мне снился дважды. На сорок дней, сказал: «Я ухожу, ты остаешься одна». И потом еще раз: «Мне очень хорошо. Совсем не чувствую боли. Тут все, кого я любил. Хожу на концерт Лемешева…».

Виктор Степанов был похоронен на киевском кладбище в Берковцах.

О Викторе Степанове был снят документальный фильм «Виктор Степанов. Поиск истины».



Материалы сайта www.rusactors.ru

ИНТЕРВЬЮ С НАТАЛЬЕЙ СТЕПАНОВОЙ
«Мой муж боролся со смертью двенадцать лет»



— Наталья, вы пока не привыкли быть одной?

— Не успела еще, наверное. В первые дни, а девять дней душа вообще не улетает: она блуждает по улицам, по родным, близким — мы со Степановым свято верили в это… Так вот все эти девять дней я отчетливо ощущала его присутствие.

— Как? Чисто физически?

— Ну да. Вы же понимаете, все это время очень много друзей приходило. Каждый ставил свечу… И когда мы говорили о нем что-то хорошее, вдруг пламя этих свечей начинало дрожать. Тогда я сказала: «Витюша здесь, он с нами…» Вы извините меня… (Наталья борется со слезами.) Знаете, первые девять дней я вообще не плакала. Виктор Федорович очень не любил этого, считал, что слезы — проявление слабости. Слезами его нельзя было купить. Заплакала я только на десятый день, когда Вите принесли журнал… Боже, я не могу говорить... Ему журнал какой-то каждый месяц носили. И в этот момент только я поняла, что его нет… На самом деле я так чувствую, что все только начинается. Хотя придумала себе кучу всяких дел. Его друг самый близкий не так давно попал в аварию и без Виктора Федоровича ничего не мог делать. Сейчас он в тяжелом состоянии, и я решила ему помогать. В память о Викторе Федоровиче. Но чем дальше, тем больше я понимаю: как мне одиноко…

— Рак костного мозга — диагноз страшный. Но неужели не было даже шансов на благополучный исход?

— Ой. Благодаря Виктору Степановичу Черномырдину ну все шансы и традиционной медицины и нетрадиционной были исчерпаны. Абсолютно все. Они ведь очень дружили. Прошлый Новый год встречали вместе, Виктор Степанович говорил мужу: «Витя, лечись, делай что хочешь — только выживай. Я помогу тебе во всем». Мы провели месяц в Москве, и после того лечения Вите стало намного легче. Но… так получилось, что врача, который лечил мужа, разбил инсульт. И на Новый год мы решили лететь в Киев.

— Сколько лет Виктор Федорович боролся с болезнью?

— Эта болезнь длилась 12 лет. Сколько ему пришлось перенести операций? Только сегодня считала, сбилась на цифре 15. Виктор Федорович цеплялся буквально за все… Боже, я опять плачу. Вы меня простите ради Бога… С самого начала Витя знал о диагнозе, от него ничего не скрывали. Мы вдвоем принимаем решения, как нам быть дальше. Ездили к одному врачу, к другому. «Поедем в Германию?» — «Поедем». — «В Израиль?..» Нам предлагали в Израиль, говорили, там хорошие врачи. Но он не захотел. А в Германию поехал. Лечился там вместе с другом своим — Сергеем Платоновым — знаменитым в Украине, а может, и во всей Европе коллекционером. У него был такой же недуг, вместе они бились. Но Сергей Николаевич ушел раньше на полгода.

— 12 лет биться за жизнь может только очень сильный человек. Ваш муж до последнего надеялся победить болезнь? Не сник, не отчаялся?

— На самом деле все было предрешено года три назад. Мы тогда приехали в Москву на 10-летие Гильдии киноактеров. Все там было нормально: гуляли, веселились вместе со всеми. А вернулись в Киев, ему стало плохо. С тех пор мы просто выживали, каждый день у смерти его вырывали. Единственное — он всеми правдами и неправдами пытался максимально оттянуть этот финал. И до последнего дня не потерял силы духа... Умирал он ровно три дня. В буквальном смысле. Сначала у него отказали ноги. Сказал мне: «Натулечка, я умираю». Обняла его: «Витюша, не смей, ты не можешь меня бросить. Я такая молодая еще, как же я одна останусь?» — «Я не могу, — говорит. — Все ресурсы мои исчерпаны, нет уже ни физических, ни моральных сил. Позови батюшку». То есть он отчетливо понимал, что с ним происходит. На самом деле по христианским обычаям самая страшная смерть — внезапная. А смерть, к которой готовишься, — великое благо. И он очень тщательно подготовился к уходу: исповедовался, соборовался. За эти трое суток мы обсудили с ним буквально все: где, что, как. Вплоть до того, в каком костюме его хоронить. Он просто написал сценарий своих похорон.

— Вы ведь не первая жена Степанова?

— Не первая. Первая его жена Эля живет в Тамбове. Просто однажды она круто изменила свои взгляды на жизнь: стала очень набожной, ушла в церковь. Но, вообще, нормальный человек абсолютно, мы и сейчас поддерживаем с ней отношения. Я ей очень благодарна, они ведь с Виктором Федоровичем 20 лет вместе прожили. С большим уважением к ней отношусь.

— У них были дети?

— Нет. У Виктора Федоровича не было родных детей, мы с ним усыновили ребенка. Друзья Виктора Федоровича — муж и жена — погибли. И мы забрали их сына к себе. Но Никита уже тогда был взрослый мальчик, в то время заканчивал школу. Потом поступил в институт, женился. У нас, можно сказать, уже и внучка появилась… А как мы с Витей познакомились? Правильно вам сказали: я тогда на студии Довженко работала костюмером, а Витя приехал сниматься в 6-серийном фильме «Война». По этому поводу мы всегда с Витей шутили. Если нас спрашивали: давно ли вы знакомы — отвечали: с войны.

— Степанов тогда еще был женат?

— Нет, когда мы с ним познакомились, он давным-давно уже развелся. То есть я его ни у кого не отбивала, боже упаси. Мы сошлись очень естественно: сначала просто подружились. Прошел год, началось озвучение, мы случайно встретились с ним на студии. И вот с того момента больше не расставались.

— Чем Виктор Федорович вас зацепил — он же был намного старше?

— Ровно на 20 лет. Чем привлек? Сразу и не скажешь. Он настолько был мужиком, что ли: мудростью житейской, наверное. Ну и внешне, конечно, был недурен, скажем так. Да всем был хорош.

— И ухаживал, наверное, красиво, подарки дорогие делал?

— В жизни ни одного подарка мне не сделал. Ну, понимаете, все деньги были у меня, он к ним вообще не притрагивался. Когда с ним расплачивались за картины, каждый раз повторял: «Все отдайте Наталье». Ну, единственный подарок, сейчас я вспоминаю... Как-то зимой он принес мне маленькую корзиночку клубники. Представьте себе: 20 лет назад клубника зимой! Это было что-то невероятное, я просто глазам своим не поверила. А так все время говорил: «Ну что я подарю, когда все деньги у тебя?»

— И даже цветы?

— И цветы никогда не дарил. Раньше, знаете, шутила иногда: «Степанов, я за тебя замуж вышла по расчету. Потому что тебе всегда будут дарить цветы, а ты их все будешь отдавать мне». Но он никогда в жизни не приносил домой цветы. Дарил их всем женщинам, только не мне. Говорил: «Зачем они тебе?» Ревновать? Нет-нет, боже упаси. У нас в семье этого не было. Я прекрасно понимала, что женщины к нему неравнодушны. Но никогда в жизни он не давал мне повода. Как и я ему. Просто так его любила…

— Почему же он не увез вас в Ленинград, а остался в Киеве?

— Нет, мы какое-то время жили в Питере. Просто... не знаю, надо ли об этом говорить, но за все заслуги государство выделило ему лишь комнату в коммуналке. Я девушка очень хозяйственная, всегда читала эти заметки про актеров, которые умирали в бедности, говорила ему: «Степанов, мы в нищете никогда не умрем. Ты зарабатываешь, мы купим квартиру». На Питер у нас денег не хватило, и мы купили в Киеве.

— То есть в Киев он переехал из-за житейских неурядиц?

— Нет, на самом деле, если бы нам приглянулся этот город — Санкт-Петербург имею в виду — может, мы там бы и остались. Мне кажется, в Питере могут жить или люди, которые родились там, или те, кто безумно любит этот город. Мы там просто не прижились. А здесь, в Киеве, Виктору Федоровичу климат очень понравился. К тому же и лавра тут — он же очень верующий был. Но от этого Степанов не стал для России иностранцем, наоборот, — всегда был фанатом России. Когда его спрашивали: вы что, гражданин Украины? — всегда говорил: «Нет, конечно, боже упаси. Я русский человек, а с Киева начиналась Киевская Русь». Его ведь даже отпевали в самом первом христианском храме, в том, от которого и пошло крещение Руси. Знаете, у Степанова была мечта жизни: снять фильм о крещении Руси. Ему даже предложили сценарий...

— Но для работы ему, наверное, все-таки лучше было бы жить в Москве? Здесь режиссеры, здесь съемочный процесс, здесь деньги, в конце концов.

— Да нет, актерам кино безразлично, где жить. В Киеве мы просто гнездо свили, а он точно так же продолжал ездить на съемки и в Питер, и в Москву. Недавно закончил сниматься в фильме «Доктор Живаго». Озвучить только не успел… А Киев для Вити стал почти как родной. В день смерти Степанова приехала его сестра, она настаивала, чтобы после кремации похоронить его в Пензенской области. Но Виктор Федорович отказался…

— Что же случилось на съемках «Ермака»?

— Он упал с лошади, получил тяжелейшую травму. Обе его ноги были протезированы, просто напичканы металлом. После этого у Вити и начался рак костного мозга. У него просто рассыпались все кости. Позже и рука отказала, ее тоже пришлось протезировать.

— Как же он умудрялся в таком состоянии еще и сниматься?

— Да, боль дикая, невыносимая. Но вы знаете, его кумиром всегда был Павел Луспекаев, который преодолел в этой жизни все что можно. И Витя продолжал работать несмотря ни на что. Всюду ходил с палочкой, а в последний месяц мог уже передвигаться только на коляске. И как раз за месяц до смерти он закончил последнюю свою картину. Его привозили на место съемки, а по площадке уже носили на руках.

— Он научился жить с болью? Не пытался заглушить ее алкоголем, например?

— Три раза в день я колола ему обезболивающее. Каждый день. Нет, это не была какая-то наркозависимость, просто, когда боль душила его, он обращался ко мне, и я делала укол. Да, многие больные люди становятся капризными, нервными, кто-то в алкоголе ищет утешения. Степанов до последнего дня был силен духом. Ведь еще два года назад врачи сказали, что жить ему осталось не больше месяца. Уже тогда мы поехали на кладбище, выбрали место. Но все равно что-то искали, боролись. И благодаря этому хоть два года, но вырвали у смерти.

— Болезнь требует постоянных расходов. Степанов хорошо зарабатывал?

— Нормально. Никогда в жизни Витя не жаловался ни на что. Он, во-первых, был абсолютно не алчный, его все устраивало. Когда-то попросил его товарищ, Женя Шишкин: «Ты не можешь мне помочь? Я снимаю кино на свои деньги, знаю, как дорого ты стоишь, но у меня нет денег заплатить тебе настоящую цену». Когда закончился последний съемочный день, к Степанову подошел режиссер. «Витя, ты мне можешь хоть что-то уступить?» А Виктор Федорович говорит: «А, дай мне 500 долларов, и хватит». Я ругала его всячески, а он: зато человеку помог дело сделать. Нет, мне не на что жаловаться, в плане материальном у нас было все замечательно. Не был он ни обездоленным, ни забытым, боже упаси. Нам помогали многие: и бизнесмены, и его коллеги. Ведь нужно было и на лекарства, и на перелеты, и на врачей самых лучших. На эти деньги, как шутил Степанов, можно было кино снять хорошее.

— Наталья, вы выходили замуж за сильного, успешного человека. А вся жизнь с ним превратилась в сплошное лечение. Чувствуете себя несчастным человеком?

— Нет, положа руку на сердце, могу сказать: это великое счастье — прожить рядом с таким человеком. Это мой лотерейный билет в жизни. Не раз говорила ему: «Степанов, ты моя самая близкая подружка». Нет, ну не то чтобы… И муж, и любовник. Нам вдвоем было ну просто замечательно, хватало друг друга абсолютно. Хотя и друзья у нас в доме были постоянно. Он обожал все эти застолья: с песнями, с гитарой. А какие он стихи писал! Вообще потрясающие. За ним я была как за каменной стеной.

— А что теперь? Вы готовы жить по-новому? Наверное, нужно на работу устраиваться.

— Ну, конечно, нужно. Как без работы? Я же и Степанову все время твердила: «Отпусти меня, я хочу работать». Он говорил: «Ты работаешь у меня…» Вы знаете, ведь перед самой смертью ему стало легче. Перед смертью человеку всегда становится легче. И когда Витя исповедовался, он сказал батюшке: «Я хочу повенчаться со своей женой». Но был пост, батюшка говорит: «Давайте после шестого я вас повенчаю». Виктор Федорович говорит: «Ну, тогда я постараюсь дожить». Не успел… Он много чего мог бы еще успеть. Поэтому сегодня я хочу… вот как жена Ролана Быкова — смотрела недавно ее интервью — до сих пор продолжает работать у него, у своего мужа. Я хочу так же. По крайней мере, на сегодняшний день. Не знаю, как дальше Господь распорядится, я не зарекаюсь, но сегодня я свою жизнь вижу продолжением жизни Виктора Федоровича. Хочу сделать о нем фильм, хочу, чтобы люди его узнали. Ведь он был очень непубличным человеком, и настоящего его не знает никто. То есть теперь я буду служить его памяти… Господи, как ужасно это звучит.


Фильмография:



1978 — Комедия ошибок
1984 — Прохиндиада или бег на месте
1984 — Иван Павлов. Поиски истины — отец Ивана
1986 — Михайло Ломоносов — Ломоносов
1987 — Отряд специального назначения — генерал фон Ильген
1987 — Холодное лето пятьдесят третьего — Манков
1988 — Дежа вю — Начальник УГРО Петро Мусиевич Кривонощенко
1988 — Вам что, наша власть не нравится?! — начальник
1989 — Сирано де Бержерак
1989 — СВ. Спальный вагон
1989 — Наваждение
1989 — Лестница — Кирилл
1990 — Война на западном направлении — генерал Чумаков
1990 — Неизвестные страницы из жизни разведчика — генерал Голиков
1990 — Бес в ребро
1990 — Берег спасения — Отец Фёдор
1990 — Анекдоты — председатель
1991 — За последней чертой — тренер Стародубцев
1991 — Бухта смерти — подполковник Виктор Фёдорович Донец
1991 — Яр
1991 — Крепкий мужик — поп
1991 — Танго смерти — Метранпаж
1991 — Сократ — Анит
1991 — Кислородный голод
1992 — Удачи вам, господа!
1992 — Увидеть Париж и умереть
1992 — Тайна виллы
1992 — Сны о России — приказчик купца—торговца пушниной
1992 — Рэкет — Пантелеев
1992 — Ричард Львиное Сердце — Теодорик
1992 — Орландо
1992 — Дымъ
1992 — Гроза над Русью
1992 — Гонгофер — Дядька Зарубин
1993 — Операция «Люцифер» — генерал
1994 — Последнее дело Варёного — уголовник Варенцов по кличке «Варёный»
1994 — Русский транзит — капитан корабля
1994 — Ермак — Ермак Тимофеевич
1995 — Под знаком Скорпиона — Федор Шаляпин
1995 — Волчья кровь
1997 — Шизофрения — Николай
1997 — Чистилище — полковник Суворов, командир 131-й омсбр.
1997 — Царевич Алексей — Петр I
1998 — Окраина — начальник
1999 — День рождения Буржуя — авторитет Гиви
2000 — Шуб-баба Люба! — Егор Кузьмич
2000 — Черная Рада (Украина) — князь Велико-Гагин
2000 — Непокоренный — майор НКВД
2001 — День рождения Буржуя 2 — Гиви
2001 — Если я не вернусь — Сергеев
2002 — Вовочка — мэр Иван Платонович Мухов
2002 — Критическое состояние — Ковалевский
2002 — Белое золото — Ларион
2003 — Марш-бросок — Хромов
2003 — Личная жизнь официальных людей — полковник
2004 — История весеннего призыва — полковник
2004 — Егерь — губернатор
2004 — Пепел Феникса — Голиаф
2005 — Две судьбы 2: Голубая кровь
2005 — Охота за тенью — ректор
2005 — Банкирши — Бубко
2005 — Доктор Живаго — Аверкий
2006 — Аврора
2005 — Исцеление любовью — врач-онколог
2006 — Дурдом — председатель
2006 — Иностранцы — отец Лены

Рубрики:  Знаменитости

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку