Ваш ребенок левша?! Не паникуйте, это нормально! Помимо бурного проявления эмоций, настой смены настроения и затянувшегося периода упрямства «левшата» отличаются редкой одаренностью. А значит, вам выпал шанс взглянуть на мир глазами смелого художника, талантливого музыканта и неуемного фантазера!»
Примерно так психологи отзываются о левшах — этих особенных детках, которые уже в 2-3 года вполне способны перевернуть с ног на голову весь мир праворукого взрослого.
Откуда «берутся» левши?
Природа ведущей руки определяется особенностями строения головного мозга человека и закладывается на генном уровне. Как известно, правое полушарие руководит левой частью тела, а левое — правой. Если доминирует левое полушарие, ребенок рождается правшой, при главенстве правого — левшой.
Левая половина мозга отвечает за логическое, абстрактное и аналитическое мышление. Правая — это эмоциональное мышление, которая «в ответе» за зрительно-пространственные функции и образное мышление.
А вот думать неверно , что отличие левшей лишь в ведущей руке. Тут все гораздо сложнее. Их главная отличительная черта — иное иное восприятие информации. Ведущее правое полушарие обрабатывает новые сведения мгновенно, воспринимая их целиком, образно. На анализ ситуации этим людям требуется дополнительное время. Иное восприятие вызывает у левшей и иную эмоциональную реакцию.
Когда проявляется леворукость?
Мнения специалистов тут расходятся. Некоторые утверждают, что ее можно заметить уже в 2-3-месячном возрасте. Другие считают, что главенство руки полностью формируется лишь к 4-5 годам. В 2-3 года большинство детишек одинаково хорошо «распоряжаются» обеими ручками. До 4 лет предпочтение рук может меняться, но если к этому возрасту ребенок устойчиво предпочитает действовать левой рукой, можно утверждать, что вы воспитываете левшу.
Упрямые и капризные…
Часто особенности психики доставляют маленьким левшам и их родителям большие трудности. Эти дети более непосредственны и доверчивы, легче попадают под влияние сиюминутных чувств и настроений, чем их ровесники-«праворучки».
По этой же причине они бывают более плаксивыми и капризными. Кроме того, они весьма настойчивы в осуществлении своих желаний.
Иногда таким деткам свойственна некоторая задержка речи и затруднительность произношения отдельных звуков. Некоторым «левшатам» с трудом даются чтение, письмо и математика, что связано с феноменом зеркальности.
По статистике, до 85% детей — «леворучек» в раннем возрасте читают, пишут, складывают и вычитают цифры справа налево, а иногда и сверху вниз (снизу вверх). К 10 годам зеркальность постепенно уходит.
…а также чуткие и талантливые
Конечно же, не все особенности «левшат» — со знаком «минус». На обратной стороне медали — хорошо развитая интуиция и незаурядные творческие способности. Уже с трех лет они намного лучше, чем другие малыши, рисуют и лепят из глины или пластилина. Часто «левшатам» присущи хорошие музыкальные способности и абсолютный слух. Они тонко чувствуют окружающий мир, умеют видеть детали, сопереживать чужому горю.
…Моя жизнь пестреет яркими красками дочкиных картинок, поделок из пластилина, соленого теста и аппликаций. Малышка очень любит музыку.
А еще она искренне сопереживает героям любимых мультфильмов. Стоит Пятачку попасть в Винни Пуха, целясь в воздушный шарик, — дочка начинает плакать: «Винни Пуху больно!». Переживает и за ослика Иа (ну как же он без своего хвоста!), и за Волка из «Ну, погоди!», который все время попадает в неприятности…
Переучивать или нет?
Что кроется за безобидной, на первый взгляд, попыткой родителей переложить ложку из левой руки ребенка в правую? Сегодня мнение всех специалистов однозначно: поступать так нельзя! Тем самым мы лишь попытаемся обмануть природу — это будет означать попытку перестроить и изменить работу головного мозга ребенка. Переучивание грозит левшам неуспеваемостью в школе, отставанием в физическом развитии, нарушением речи. Дети становятся нервозными, раздражительными. У переученных «леворучек» нарушаются сон и аппетит, возможно недержание мочи (энурез), заикание и проблемы с пищеварительной системой.
Особенности обучения левши
Совершенно очевидно, что некоторые особенности леворуких детей нужно учитывать при их обучении и воспитании.
Вот что советуют психологи.
Преобладание у левшей образного мышления нужно использовать при обучении: выстраивать зрительные ассоциации, использовать картинки и другие наглядные пособия. Например, когда мы с дочкой изучали буквы и цифры, то сравнивали «Ф» с очками, «А» — с домиком, двойку — с лебедем и т.д.
Чересчур эмоционального «леворучку» бывает трудно приучить к аккуратности, но наказывать его за это ни в коем случае нельзя! Здесь пригодятся ваши терпение и настойчивость.
Фантазия левшей безгранична. И большая ошибка родителей — смеяться над небылицами, которые взахлеб рассказывает малыш. Лучше пофантазируйте вместе!
Как можно раньше научите ребенка правильно держать ручку — так, как это необходимо левше. (Кстати, для леворуких деток существуют специальные прописи.)
Хвалите малыша за малейшие успехи, но не стремитесь вырастить вундеркинда. К таким деткам не стоит предъявлять завышенные требования, не нужно противопоставлять их другим малышам, тем более праворуким.
Левше-школьнику создайте определенные условия в школе: попросите учителя выделить ему место за партой с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем соседа.
Свет из окна или от настольной лампы должен падать на рабочее место левши с правой стороны.
Итак, если малыш родился левшой, родители просто обязаны учитывать при воспитании его психологические и другие особенности, быть внимательными и доброжелательными, стараться помочь «леворучке», адаптироваться к жизни в непростом мире правшей. А наградой за это будут безграничная любовь и чуткость маленького человечка. Ведь очень скоро он станет взрослым, а там — как знать?.. Учитель греческого языка, не раз повторявший, что из его ученика-левши Альберта Эйнштейна никогда ничего не получится, вошел в историю только благодаря этому «предсказанию»…
Левши в мире правшей
Левши составляют 10-17 % населения нашей планеты.
Если в творческой сфере процент леворуких достаточно велик, то среди представителей технических профессий явно преобладают правши.
В процентном отношении среди левшей гораздо больше курильщиков; чаще встречаются люди, страдающие дислексией и аутизмом.
Левшам немного труднее, чем правшам, научиться определять время по циферблату, освоить понятия «лево», «право», «выше», «ниже». Им приходится разрабатывать правую руку для работы с компьютерной мышкой, а также другими приспособлениями, сделанными правшами и для правшей: ножницами, консервным ножом старого образца, инструментами и т.д.
Знаменитые левши
Александр Македонский, Аристотель, Наполеон, Леонардо да Винчи, Эйнштейн, Ньютон, Рафаэль, Микеланджело, Пабло Пикассо, Л.-В.Бетховен, В.-А.Моцарт, Фредерик Шопен, Фридрих Ницше, Х.-К.Андерсен, А.С.Пушкин, Лев Толстой, Марк Твен, Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Грета Гарбо, Том Круз, Брюс Уиллис, Сталлоне, Сара Джессика Паркер, Мирей Матье, Пол Маккартни, Диего Марадона, Пеле и многие, многие другие…
Тест «Определяем левшу»
А вот для 3-4 летних детей психологи специально разработали ряд игровых тестов на определение доминирующей руки.
В любом задании вы должны оценить уровень активности детских ручек и подсчитать, какая из них набрала больше «плюсов».
Попросите малыша бросить вам мячик (или мягкую игрушку).
Завяжите два шнурка, но не туго. Попросите малыша их развязать.
Возьмите несколько пустых спичечных коробков и в каждый вложите по мелкому предмету: монетку, бусинку, конфетку и др. Попросите малыша найти эти предметы, открывая коробки.
Возьмите небольшую пластиковую бутылку с завинчивающейся крышечкой и попросите малыша открыть ее. Крышка должна быть закрыта лишь слегка, чтобы ребенок не прикладывал усилий при открывании.
Понаблюдайте за руками ребенка, когда он строит дом (башню) из конструктора (кубиков), а также собирает разбросанные игрушки.
Попросите малыша вытереть тряпочкой пыль со стола.
Подводим итог. Ваш ребенок левша, если при выполнении упражнений у него явно преобладает левая рука (правая почти не задействуется или задействуется как вспомогательная).