Возникновение Руси
Когда говорят о возникновении Руси, почему-то все напрочь то ли забывают, то ли не желают учитывать тот факт, что в предыдущий и не столь далёкий период вся Восточная Европа была занята целой группой народов, которые не исчезли, не испарились в одночасье, не слились хаотично с новыми пришельцами, а продолжали существовать. Многие из них не отражены в христианских и восточных хрониках. Но одни историки их не хотят узнавать, другие узнать не могут. Так или иначе, историческая наука буксует в, казалось бы, простейшем вопросе. Не хотят (и не умеют) учитывать миграции и их потоки, искусственно создают языковые группы по территориальному принципу, выдумывают никогда не существовавшие политеистические системы, приписывая культы совсем иным народам. Подобная участь постигла вопрос по возникновению Русского государства. Одни считают Русь творением «норманнов», другие – местных «славян», но никто так убедительно и не объяснил сам термин «Русь» с точки зрения этнонимики. Наука? – Бред. Мне стыдно за ТАКУЮ «науку».
Были ли русы славянами?
Ещё Нестор в «Повести временных лет» не просто противопоставляет славян русам, а прямо отождествляет последних с варягами (о которых уже Л. Н. Гумилёв говорит как о профессиональном термине). Другие факты явного противопоставления славян и русов мы находим в трудах арабских писателей-путешественников, которые в VIII-X веках побывали в землях, где проживали разные племена и народы, включая славян и русов. Их свидетельства особенно интересны, поскольку всегда отличаются повышенным вниманием к деталям жизни народов, о которых ведётся рассказ, в то время как европейцы обычно сводили всё к тому, какие соседние народы «грязные и дикие».
Русы в описаниях арабских авторов отличаются от славян территорией проживания, окружающими их народами, одеждой, жилищами, родом занятий, вооружением, титулами своих предводителей и погребальными обрядами.
Вот как описывает славян
арабский писатель ибн-Русте: «Страна славян – ровная и лесистая, и они в ней
живут. Это большая страна, и в ней очень много деревьев, растущих близко друг
от друга. И они живут между этими деревьями... У них нет иных посевов, кроме
проса, и нет винограда, но очень много меда... Они имеют стада свиней… Они
носят высокие сапоги и рубахи до лодыжек. Одежда их большей частью изо льна…
Рабочего скота у них совсем немного, а лошадей нет ни у кого, кроме царя…
Оружие их состоит из дротиков, щитов и копий... Зимой они живут в хижинах и
землянках… Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают… Женщины же, когда случиться у них покойник, царапают себе ножом
руки и лица. На другой день после сожжения покойника они идут на место, где это
происходило, собирают пепел с того места и кладут его на холм… И все они
поклоняются огню…
На восток от нее (страны славян) – внутренние булгары и некоторые из прусов, на запад – часть Грузинского моря и часть Рума. На запад и на восток от нее всюду пустыни и ненаселенный север».
Русов ибн-Русте характеризует
следующим образом: «Окружённый озером остров, на котором они (русы) живут,
протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами… Это большая страна, и
народ ее плохого нрава... Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят
им из земли славян… И нету у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен…
Единственное их занятие – торговля соболями, белками и прочими мехами, которые
они продают покупателям… У них много городов и живут они привольно… Страна эта
изобилует всеми жизненными благами... Их мужчины носят золотые браслеты… (Русы)
носят широкие шаровары, на каждые из которых идет сто локтей материи. Надевая
такие шаровары, собирают их в сборку у колен, к которым затем и привязывают...
Они шьют шапки из шерсти с хвостом, свисающим с затылка. Они высокого роста,
статные и смелые при нападениях. Но на коне смелости не проявляют, и все свои
набеги и походы совершают на кораблях... Все они постоянно носят мечи... Они
храбры и мужественны, и если нападают на другой народ, то не отстают, пока не
уничтожат его полностью. Побеждённых истребляют или обращают в рабство... Они
нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в
плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают… Когда у них умирает кто-либо из
знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с
ним кладут в ту же могилу его одежду и
золотые браслеты, которые он носил. Затем опускают туда множество съестных припасов, сосуды с
напитками и чеканную монету. Наконец, в могилу кладут живую любимую жену
покойника. После этого отверстие могилы закладывают, и жена умирает в
заключении...
На восток от нее (страны русов) – гора печенегов, на юг – река Рута, на запад – славяне, на север – ненаселенный север».
Другой арабский писатель
Гардизи повествует о том же: «Русы постоянно нападают на кораблях на славян,
захватывают славян, обращают их в
рабов». «И там (у них) находится много людей из славян, которые служат (как
рабы?) им (русам), пока не избавятся от зависимости (рабства?)...» В. В.
Бартольд толкует данный текст Гардизи так, будто «многие славяне приходят к
русам служить им, чтобы этой службой приобрести для себя безопасность». Таким
образом, славянские племена, потерпев военное поражение от русов и оказавшись в
положении побеждённых, приходили служить своим победителям, выполняя трудовую
повинность в качестве временно зависимых людей.
Арабский автор 10 в. ибн-Мискавейх говорит о русах: «Хорошо,
что русы ездят только на ладьях, а если бы они умели ездить на конях, то
завоевали бы весь мир». Похоже ли это на южных жителей Восточной Европы? Но
зато похоже на викингов.
Арабский путешественник Ахмед
ибн-Фадлан, который путешествовал по Волге в 921-922 годах, писал в своей
книге, что царь славян (то есть верховный правитель Волжской Булгарии) берёт с
каждого десятка рабов, привозимых в его государство
для продажи русами, одну голову.
Аль Мас'уди (10 в.) сообщает
о сильном «царстве валинана (т. е. волынян)», где «правит» (или есть центр)
Дира, т. е. др.-греч. колония Тира – совр. Тирасполь. Кит. автор 8 в. Лю
Мао-цзай тоже называет «страну Фулинь», восточнее которой живут «бэй-чжу»
(бессы), «эн-гу» (оногуры?), «а-лань» (аланы) и «хунь» (гунны).
В этой связи актуальна тема связи Хазарии и Руси в связи с
непрояснёнными вопросами образования последней. Здесь любопытно, что к числу
каганатов конца 9 в. помимо Аварского, Хазарского и Болгарского (одного!)
относят и «Норманнский», основываясь на сведениях о том, что к предкам Людовика
Немецкого – Людовику Благочестивому (839 г.) прибыло посольство от народа Рос, которого
звали Хакан, в котором опознали «свионов (шведов)», что, скорее, говорит
во-первых о том, что с хаканом спутали норвежскую династию Хаконов, а
во-вторых, о том, что в данное время на севере Европы (о. Зеландия, часть южной
Швеции и Норвегии, север Германии) существовало государство Россов - остаток
переселенцев из Шотландии и Ирландии. Другая часть их ещё в 4 в. под именем
росомонов могла достичь Поднепровья и Прикарпатья, оставив здесь характерный
топоним – р. Рось и войдя в соприкосновение с державой остроготов и гуннами.
Это как будто подтверждается ранним присутствием в Прикарпатье по соседству со
славянами, впоследствии пришедшими в Новгород, «германского» племени,
пришедшего с ними из Северной Германии, а также резкое отличие якобы «полян» в
антропологическом плане от соседних славянских племён (по исследованиям антрополога
Т. Алексеевой). Это в некоторой мере может объяснить факт того, что ещё в 842
г. (т. е. за 20 лет до официального «призвания» на княжение в Новгород Рюрика)
«скифский народ росов» разорил Амастриду в Пафлагонии, а в 860 г. совершил
поход на «Цареград». Константинопольский патриарх Фотий (IX век) писал: «Русы
себе бесчисленных народов покорили и, ради того, вознесясь, против Римской
империи восстали» (имеется в виду поход на Цареград). В X веке византийский
император Константин Багрянородный говорит о русах как о грозной силе. Ещё одно
свидетельство Константина Багрянородного: «Россы спускаются рекою Днепр (автор
перечисляет города, в частности, Смоленск, Новгород (Северский?). – авт.) и
сходятся в крепости Киоава (т. е. Киеве)… Склавои же (имеются ввиду предки
словен прикарпатских; но не исключено, что речь может идти о народе, известном
арабам как «ас-сакалиба, сакалаба» (балтские скальвы?) или как изгили (чигили),
эпонимом которых был ещё скифский царь Скил. – авт.), их (народа Рос, архонта
Святослава, сына Ингора) пактиоты (союзники), а именно: кривитеины, лензанины
(точнее, лензаунолы; они же - ленчане) и пр. склавинии - рубят в своих горах
моноксилы (ладьи)… и отправляются в Киову… их продают народу Рос». «А
печенежская фема Иавдиертим соседит с подплатёжными местностями страны Рос:
ултинами, дервленинами и лензенинами и пр. склавами».Мас'уди говорит: «Русь и
славяне составляют войско и прислугу хазарского царя», чем явно свидетельствует
о том, что русы и какие-то славяне служили или подчинялись хазарским царям.
Возможно, он имеет в виду карлукско-караханидскую династию Арсланов с тейпом
орси.
Нетрудно найти остров на
Балтике, отвечающий описанию: самым большим там является о. Зеландия в
непосредственном соседстве с Рюгеном у берегов северной Германии.
Из хазарской истории известен
некий кавказский народ арсиев исламского
вероисповедания(якобы, из Дейлема или Горгана (Джурджании), откуда хазары
набирали наёмников). В то же время упоминается и народ арису, под которым
кто-то понимает мордву-эрзю (т. н. поволжские «ары»?). Но последняя (во мн.
числе - эрзя'т) под именем арсиэтов (арсиитов) известна ещё во 2 в. н.э. в
Прикарпатье! На Северном же Кавказе известны древние сарматские аорсы – предки
вейнахского тейпа ортсхой, а также чеченский тейп орси, которые, судя по всему,
и были искомыми арсиями-арису, которые, вероятно, мигрировали на Северный
Кавказ из Дейлема после начала экспансии шиитов и исмаилитов из южного Прикаспия.
Возникшая в 9 в. одна из двух древне-сербских областей – восточная Расия
(Рашка), возможно, получила своё имя от одного из осевших здесь хазарских (т.
н. кабарских) родов – орш, мигрировавшего на запад к концу 9 в. вместе с
мадьярами. Отсюда и сербский род Урошей. Но существовала целая караханидская
династия Арсланов («арслан» (тюрк.) – лев), восходящая к карлукской династии;
наряду с династией Богра. И у той, и у другой существовала однотипная
титулатура, включавшая титулы «Кара-хакан» (у Арсланов), «илек» (военачальник,
полководец), «тегин» (т. е. принц) и пр.
Вполне вероятно, что полным титулом полумифического «князя» Олега было
«Арслан-илек» (этот титул равнозначен
польскому «лях», моравскому «лех», а также мансийскому «лак(и)» (воин); известно
также, что одно из средневековых «уйгурских» (угорских) государств по кит.
носило название Иологэ; кроме того, Иллак – печенежский хан конца 9 в. (!);
Эллаком звали и старшего из сыновей Аттилы). А титул Игоря (Ингоря, Ингвара), якобы
правопреемника новгородского Рюрика (Ру-риага, т. е. «русского короля»), -
«Арслан Кара-хакан». В тюркских сказаниях часто фигурирует Арслан-тегин (принц
Арслан), борец за дело веры, превратившийся у А. Пушкина в витязя Руслана
(Еруслана). Кстати, р. Еруслан есть и в Заволжье (Волгоградская и Саратовская
области). Но всё это известно только в неполных тюркских сообщениях. Хотя был и
сельджукский султан Алп-Арслан, и на Евфрате находятся развалины города
Арслан-Таш (Львиный камень). При этом не следует забывать о «половецких» именах
князей-эпонимов - Урус-оба и Арслан-опа (подразумевающих племена), и
«хазарских» правителях с подобными именами - каган Урус, его внук бек Арслан
(конец 9 в.). Караханиды (точнее, ещё карлуки) с конца IX века воевали с т.н. Саманидами, то
есть, как я предполагаю, потомками израильского племени Симеона иранского
происхождения. Династия Богра имела ставку вначале в Таразе, а затем – в
Самарканде (правители которого владели также и Бухарой). Династия же Арсланов
правила в Баласагуне, который не могут найти до сих пор. Карлуки (карлык) явно
некогда населяли Северный Кавказ, где оставили характерный топоним – р.
Егорлык. Возможно, они являлись потомками меотских агров и ещё более древних
малоазийских карийцев. Аль-Мас'уди сообщает: из среды карлуков происходит
«каган каганов», он имеет власть над всеми племенами, а его предками были
Афрасиаб и Шана (то ли «шьена» (иран.) – «птица», то ли Ашина). Карлуки
получили верховную власть после победы над уйгурами (тождеством восточных
угров, позднее тюркизированных; интересно, что названия уйгурских тайф
совпадают (!) с названиями местных причерноморских народов), армией которых
командовал некий Иль Угеси, ок. 790 г., и утраты последними их могущества.
Новые правители карлуков отбросили прежний титул «ябгу» (т.е. бек – князь), и
приняли новый – «каган». А ведь и русские правители носили титул каганов,
например, Владимир I или знаменитый Олег Святославич Черниговский (позднее
киевские князья присвоили себе титул цесарей, пришедший из Византии). Известно,
что в племенное объединение карлуков входили племена чигиль, ягма, тухси и
возможно какие-то ещё (в кит. источниках перечисляются некоторые другие племена
карлуков: моуло (будто бы булак), чисы (якобы чигиль) и таши (как считают, -
ташлык); однако я полагаю, что речь идёт в т. ч. об Амалах (кит. моуло) и
западных казахах-таз (древ. «даки» - daci)). Эпонимом чигилей (ишгилей, изгилей), упоминаемых уже в
1-й половине I тыс. н.э. в составе Карлукского каганата и считавшихся одним из
трёх племён болгар, был древний ещё скифский царь Скил,
трансформировавшийся в древнерусских легендах в князя Аскольда (Осколда), по
названию древних причерноморских сколотов, которых ещё Геродот в 5 в. до н.э.
называл скифами. Сравним и имя «Игоря» с этнонимами «карлук (карлык)»,
топонимом – р. Егорлык: аналогия с карлуками и караханидами налицо. Под именем
изгилей-чигилей речь может идти о народе, называемом арабами «ас-сакалиба,
сакалаба» (бывших прибалтийских скальвах?), жившем где-то на среднем Итиле, т.
е., вероятно, на Дону (а не на Волге). Однако, их совр. потомками, скорее
всего, являются хазарейские шейх-али в Афганистане. Т. е. предполагается, что
данный этнос ушёл в Среднюю Азию вместе с хазарами и частью алан (хазарейские
як-ауланг). Возникновение Караханидского государства (Карлукский каганат
(766—940) сменило Караханидское государство (940—1210)) относится якобы к 940
г. (т. е. тому времени, когда, как считается, правили легендарные «русские»
Олег, Игорь и Ольга) и связывается с последним ябгу карлуков (позже упоминаемых
среди подчинённых монголам племён) Бильге Кюль Кадыр-каганом (из
катиаров-котрагов-хазар?). Тюркский титул «Бильге» означает буквально –
«великий». Потомками его считаются Базыр Арслан-хан и Огул-шах Кадыр-хан, т. е.
родоначальники двух династий. Все эти факты в значительной степени облегчают
поиски исторического прошлого Хазарии – в то время ещё не мононациональной
страны, а также и Руси. Поэтому-то и интересна история карлуков и их правящих
династий. Узбеки-карлуки являются ярко выраженными представителями европеоидной
расы среднеазиатского междуречья. Среди них также встречаются представители
ирано-афганской расы. Во второй половине XIX — начале XX века часть карлуков,
вошедших в состав узбекского народа, жили на территории современной
Кашкадарьинской, Бухарской и Сурхандарьинской областей Узбекистана.
Т. о. возникает версия о
происхождении карлукско-караханидской династии Арсланов, которую причислили к
хазарским каганам, от россов.Весьма примечательна титулатура этих правителей:
Арсланы Кара-хаканы, где Арслан (лев) – название династии, Кара (отсюда «Игорь») – отражение племенного имени
кагана, Илек (отсюда «Олег, Ольг, Ольга», «Иллак, Эллак», «лех, лях, лаки») –
титул полководца. Династия Богра, возможно, восходит к западнославянским ваграм
(соседям древних россов), про которых европейские источники сообщают, что порой
у них бывали царьки, которые управляли соседними народами. Однако в Северной
Европе существовало Росское государство (названное «Норманнским» каганатом),
контролировавшее часть Швеции, Дании, возможно, Норвегии, и полабских славян,
взимавшее дань с балтских племён и Новгорода, в котором позже и создало свой
центр, а потом и окончательно переместилось в Восточную Европу, подчинив
Киев и Поднепровье.Но не совсем ясно, каким образом связаны киевские, хазарские
и карлукские правители. Возможно, узел был завязан на Северном Кавказе, когда (в
9 в.) и появился кабарский (ныне –
чеченский) тейп орси (арсии, арису, орш, урус) в хазарской среде, выходец из
карлукской среды (точнее, из подчинённого им племени), частично к концу 9 в.
мигрировавший на запад (в соседнюю Венгрии сербскую область Рашка (Расия), где
утвердилась династия Урошей). Карлуки явно были соседями хазар по Кавказу,
почему одни и те же племена могли подчиняться то тем, то другим. Именно этот
народ (тейп, тайфа) имелся в виду монголами, которые перечисляли его вместе с
болгарами и аланами при походе на запад. Из него, видимо, и родилась
караханидская династия Арсланов в 940 г., как раз в то время, когда хазары-де
одержали победу над русами. Но какие «русы» имелись в виду? Ниже, после списка
событий, имеющих отношение к нашей теме, будет приведено свидетельство
ал-Мас'уди, называвшего себя приближённым хазарского царя Иосифа об этих
событиях.
Интересно, что по сообщениям
источников, «в 893 году Исмаил ибн Ахмад (Саманид) совершил удачный набег
против карлуков, кочевавших в степях, разграбив при этом их столицу Талас». Не
исключено, что речь идёт о Хазарии и Итиле (Талас?). Как раз к этому времени
относятся следующие события. В 891 году хазарский (?) бек Арслан (внук кагана
Уруса) развязал войну на востоке. Нанятые якобы Арсланом менцы (манси или
башкирские мин?) в союзе с «восточными башкирами» в 894 году разгромили
печенегов, живших к востоку от реки Яик (Урал).
Но как обычно бывает в истории, война на два фронта привела к
катастрофе. Гази-Барадж пишет: «Иллак
был наголову разбит. Половина его людей в ужасе подчинилась завоевателям, а сам
он с другой половиной баджанаков предпочел откочевать на запад. На своем пути
Иллак ожесточенно громил все области хазар, считая их виновниками своего
несчастья». Здесь: Иллак – печенежский хан (Эллаком звали и одного из сыновей
Аттилы; это имя напоминает и имя «князя» Олега (Ольга, Олга) и титул «илек»
(полководец)); баджанаки – печенеги. Когда печенеги дошли до Дона, они
обрушились на кочевья мадьяр, мстя за то, что в первом хазарском походе против
них (в 891 году) участвовали мадьяры во главе с Арпадом.
Стоит добавить, что в 9-12 вв. общим названием северных народов было
«тюрки (турки)». К ним относили, как считается, мадьяр, славян и русов. А
тюркский язык в 11 в. распространился как международный и общеупотребительный
благодаря половцам-куманам, причём вытеснил из степи славянский язык,
господствовавший в 10-11 вв.
Вот некоторые даты событий, имеющих прямое или косвенное отношение к
образованию Руси.
Считается, что ещё в 6-7 вв.
(до 852 г.) хазары потребовали с полян дань мечами, которую те заплатили (с
чего, видимо, и началась их миграция в польскую Силезию, где они известны и
сегодня). В 742 году уйгуры, карлуки и басмылы объединившись, уничтожили
Восточно-Тюркский каганат. Вождь «40-племенных» басмылов был провозглашен
верховным правителем и принял титул кагана. Но в 744 году объединённые силы
уйгуров и карлуков разбили басмылов и убили кагана. В знаменитой битве за
Туркестан между арабами (Халифат) и китайцами (династия Тан) на реке Талас (751
год) карлуки, перейдя на сторону арабов, решили исход сражения. Эти земли позже
вошли в состав Карлукского каганата. В 752 году, басмылы вместе с енисейскими
киргизами и тюргешами стали союзниками карлукского ябгу (также из рода Ашина) в
борьбе с Уйгурским каганатом за восстановление Восточно-Тюркского каганата.
Война не имела успеха для союзников. Ябгу карлуков оставил надежды на каганат и
прекратил «войну за тюркское наследство». В 766 г. возник Карлукский каганат. В
конце 8 в. «новгородская» рать князя Бравлина «повоевала» византийские владения
в Таврии от Херсонеса до Пантикапея, и подступила к Сурожу, но по неизвестным
причинам Бравлин якобы крестился здесь, и, заключив мирный договор, увёл рать.
В 1-й трети 9 в. «скифский народ росов» разорил Амастриду в Пафлагонии, после
чего, заключив-де мирный договор, ушёл. В 838 г. году в Константинополе
появилось русское посольство («свионы» (шведы) по национальности) для того,
чтобы вступить в дружеские отношения с империей, после чего двинулось в земли
франков, в г. Ингельгейм, где в 839 г. представилось императору Людовику Благочестивому
от имени царя по имени Хакан народа «рос». Известно, что уже в сер. 9 в.
вятичи, радимичи, и северяне тоже были хазарскими данниками, а тиверцы и уличи,
видимо, - союзниками хазарского царя в войне с мадьярами. От 853-854 гг. дошло
свидетельство ал-Йа'куби об установлении санарийцами (зинарийцами) (имя которых
прямо связано с библейской страной Сенир (Сенаар); возможными предками или
родственниками башкирских сынрян) в северной Кахетии дипломатических контактов
с владетелем «славян».В 860 г. произошёл морской поход русов на
Константинополь, однако через неделю они сняли осаду и вернулись обратно,
видимо, получив выкуп и заключив договор. Поход русов на г. Абесгун на
юго-востоке Каспия во владениях Хасана ибн-Зайда (по ибн-Исфендийару). Поход
был также направлен против Саманидов (владетелей Табаристана, Хорасана и
Мавераннахра). В 862 г. (по др. данным – в 974 г.) в Новгороде водворился
Рюрик. А в 864 г. (по Никоновской летописи) произошло столкновение Руси с
болгарами (дунайскими?). Тогда же христианские «просветители» Кирилл и
Мефодий приобщили к христианству
Моравию, а в 865 г. крестили болгарского царя Бориса-Михаила. И в этом же году
(по Никоновской летописи) произошло столкновение Руси с полочанами (предками
венгерской народности палоц). А в 867 г. – якобы, с печенегами, одновременно с
будто бы 1-м крещением Руси и началом раскола церквей. В 871 г. в письме
Василию Македонянину Людовик Немецкий называет 4-х каганов: аварского,
болгарского, хазарского и «норманнского». В 879 г. на киевский престол будто бы
вступил Игорь «детеск вельми», а якобы только в 882 г. (!), двигаясь из
Новгорода во главе рати из варягов, ильменьских словен, кривичей, мери, веси,
чуди через Смоленск и Любеч, Олег (сканд. Хельги – «святой», хазар. Х-л-гу)
захватил Киев, а в 883 г. подчинил
древлян, в 884 - северян, в 885 –
радимичей. В «Повести временных лет» сообщается, что Олег «устави» Новгороду
давать варягам ежегодную дань в 300 гривен «мира д(е)ля». И Русь предоставляла
им эту дань вплоть до смерти Ярослава Мудрого (в 1054 г.). Но уличам удалось
отстоять свою независимость от Киева. В 903 г. князь Игорь женился на Ольге
(которой, по легенде, было 10 лет!), а в 904-907 гг. якобы состоялся поход
Олега на Цареград, никак не отражённый в византийских летописях. По летописи, в
походе участвовали варяги, русь, словене, кривичи, радимичи, вятичи, северяне,
хорваты, дулебы, поляне, тиверцы, чудь и меря. Причём воины двигались как по
морю, так, якобы, и по суше (если это был г. Константинополь, то через
территорию Дунайской Болгарии, что было бы невозможно без согласия Симеона
Великого, заключившего ещё в 904 г. мир с Византией, а если Севастополь, то
поход был в Крым по Днепру). В летописи фигурируют скандинавские имена послов,
и оговорены города: Киев, Чернигов, Переяславль, Полтеск (Полоцк), Ростов и
Любеч (Новгород не упомянут!), в которых были «великие князья», подчинявшиеся-де
Олегу (но не кагану, хотя только каган у тюрок считался «святым»). Клятвы
принесены от имени Перуна (гетского (!) божества, равнозначного ирландскому (!)
Брану) и Волоса. Но в 909 «русы» разгромили о. Абесгун на Каспии. В 910 они
сожгли г. Сари в Мазендеране во владениях Юсуфа ибн-Абу с-Саджа (наместника
багдадского халифа в южном и юго-западном Прикаспии), но позже потерпели
поражение и ушли. А в 911 г. следует подтверждаемый греческими документами
поход князя Олега на Византию. В 913 г. произошло восстание древлян,
подавленное только в 914 г., но летописи говорят о том, что тогда же (в 913
г.), несмотря на восстание, 500 кораблей русов с 30 тыс. воинов пошли в
Каспийское море по Днепру, Чёрному и Азовскому морям, Дон и Волгу по согласию с
хазарским царём за половину добычи (по ал-Мас'уди), но не смогли разбить
дейлемитов, после чего подвергли грабежу побережье Табаристана, Гиляна и
Ширвана (с Баку) (Апшеронский п-ов), после чего двинулись на Волгу, где их
35-тыс. армия была разгромлена хазарской мусульманской гвардией, буртасами и
болгарами («чёрными»?). А в 915 г. произошёл 1-й набег печенегов на Русь при
князе Игоре Старом. В 920 г. новый набег
печенегов на Русь. В 939-940 гг. русская рать под предводительством Свенельда
покорила уличей и после 3-летней осады взяла их оплот – Пересечен (древ.
Борисфен) обложив данью. Около 940 г. от Киева отпало днепровское левобережье
(радимичи и северяне), земли уличей (быв. скифских алазонов) и тиверцев (быв.
тавров, которые, видимо, мигрировали на север, где появляются города Дебрецен
(в восточной Венгрии), Дебрянск (Брянск) и Тверь) попали в руки печенегов,
полочане освободились и создали Полоцкое княжество, не зависимое от Киева. В
это время хазары заключили союз с Хорезмом. И
этим же временем датируется предположительный победоносный поход хазар под
предводительством Песаха против Руси, закончившийся её подчинением Хазарии.
941 и 943 гг. датируются якобы два неудачных похода Игоря (или Олега) на
Византию в союзе с варягами и печенегами. Точнее, в 941 г. около 10 тыс.
(!?цифра невероятная) русских кораблей высадили десант на северное побережье
Малой Азии, где воины творили различные зверства: пленных расстреливали из луков,
распинали, вбивали гвозди в черепа, жгли церкви и монастыри. Греки подтянули
силы, сбросив десант в море и сожгли русские лодки «греческим огнём»: кто не
сгорел, тот утонул. В 943-944 (945)гг. по сообщению перса ибн-Мискавейха и
албанского историка Мовсеса Каланкатвадзе (обычно пишут «Каланкатваци») был
совершён новый поход русов через Чёрное море и устье Куры, где они захватили
агванскую столицу г. Бердаа (Партав) в Арране, где засели дейлемские шииты
Марзубана, союзника Византии, и распространились по всему Каспию, но в конце
концов после гибели вождя были вынуждены вернуться. Предполагается, что это был
Олег (Х-л-гу хазарской летописи). А в 944 г. в древлянской земле был убит князь
Игорь восставшими древлянами (разорван на две части деревьями), которых
«усмирил» в 946 г. Свенельд и возложил на них «дань тяжку». В 945 г. якобызаключён
новый русско-византийский договор. В 949 г. русы помогают Византии отвоевать
Крит, а в 955-957 гг. княгиня Ольга будто бы принимает в Византии христианство.
В 959 г. во Франкфурт явились «послы Елены, царицы ругов» с просьбой
«поставить… епископа и пресвитеров их народу», как впоследствии оказалось, -
притворно.В 964-965 гг. Святослав Храбрый сначала идёт в землю вятичей, бьёт
буртасов, а также Волжскую Болгарию, опустошает г. Болгар, а затем совместно с печенегами и гузами
громит хазар, разрушая Хазаран, Итиль, дагестанский Семендер и др. хазарские
города, разрушая и перестраивая Саркел в Белую Вежу. После чего присоединяет
многие земли к Руси. В 966 г. Святославом были покорены и присоединены вятичи.
Аль-Мас'уди (приставка «уди» выдаёт в нём иудея) пишет: «…когда было
гонение (на иудеев) во дни злодея Романа (Лекапина) (и когда стало известно
это) дел(о) моему господину, он ниспроверг (т. е. убил) множество необрезанных
(т. е. христиан). А Роман (злодей послал) также богатые дары Х-л-гу, царю
Русии, и подстрекал его на его (собственную) беду. И пришёл он ночью к городу
С-м-к-раю и взял его воровским способом, потому что не было там начальника,
ребе Хашмоная (т. е. Хасмонея). И стало это известно Бул-ш-ци (т. е. Бильге
(«Великому»)-кагану), т. е. досточтимому Песаху, и пошёл он в гневе на города
Романа и избил мужчин и женщин. И он взял три города, не считая множества
пригородов. И оттуда пошёл на (город) Шуршун (т. е. Херсонес-Корсунь-Херсон) …
и воевал против него … И они вышли из страны наподобие червей … Израиля, и
умерло из них 90 человек… Но он заставил их платить дань. И спас от руки русов
и (поразил)) всех оказавшихся из них (там) и (умертвил ме)чом. И оттуда пошёл он
войною на Х-л-гу и воевал … месяцев, и бог подчинил его Песаху. И нашёл он …
добычу, которую тот захватил из С-м-к-рая. И говорил он (т. е. Х-л-гу) «Роман
подбил меня на это». И сказал ему Песах: «Если так, то иди на Романа и воюй с
ним, как ты воевал со мной, и я отступлю от тебя. А иначе я здесь умру или (же)
буду жить до тех пор, пока не отомщу за себя». И пошёл тот против воли и воевал
против Кустантины на море четыре месяца. И пали там богатыри его, потому что
македоняне осилили (его) огнём. И бежал он, и постыдили вернуться в свою страну,
а пошёл морем в Персию, и там пал он и весь стан его. Тогда стали русы
подчинены власти хазар».
Данный текст объясняет походы
941 и 943 гг., в т. ч. и в Закавказье, где и погиб летописный «Олег» (Х-л-гу),
т. е. полководец. Однако нет никакого подтверждения того, что русы двигались со
стороны Днепра, а не из Приазовья и Придонья. Даже г. Самкерц (С-м-к-рай, совр.
Керчь) находится в крайней дали от исторической Руси, не владевшей тогда
Таманским п-вом, и для достижения его необходим был либо дальний скрытый бросок
войск пеших (!) сушей (а как мы помним, русы не ездили верхом и использовали
для передвижения корабли), либо столь же тайный сплав по Днепру в обход Крыма
или же по Дону и Азовскому морю. Но если они уже находились на Северном Кавказе (в р-не Кубани), то для них
такой манёвр не был бы невероятным. Похоже, что речь всё-таки идёт об Арсланах.Но
если карлуки населяли Северный Кавказ, то, во-первых, не только были соседями
хазар собственно, но, во-вторых, и хазары не могли тогда жить в устье Волги,
перекрывавшей путь в Среднюю Азию. Т. о. либо врёт кит. география, либо совр.
историки напутали с географией, и карлуки появились в Средней Азии значительно
позже, причём вместе с хазарами. А на тот момент мог существовать и единый
Хазаро-Карлукский каганат, география которого была значительно шире, нежели
принято её указывать только для Хазарского или Карлукского в отдельности.
Хазары, как народ, не были тюрками, а карлуки, наоборот, были тюрко-язычным
народом (как и найманы), но они были тюрками западными по своему происхождению. В конце концов сейчас я не вижу
иной версии, способной объяснить неувязки с появлением династии Арсланов и
упоминанием её имён значительно позже среди половецких племён. Наконец, версия
Л. Н. Гумилёва о «славянском» перевороте на Руси с вокняжением Святослава в некоторой мере имеет право быть: начинает
чётко географически различаться Русь Киевская с варяжской неславянской
дружиной, и кавказо-среднеазиатский каганат Арсланов – потомков россов,
возглавивших новое государство после разгрома Хазарского каганата, уничтоженное
только монголами-чингизидами. С другой стороны можно предполагать, что
Хазарский каганат в 7-9 вв. распространялсяи на «русские» земли, но в 9 в.
власть в нём перехватили Росские (Русские) князья-каганы, заложив основу новой
династии – Арсланов. Не потому ли межэтнические противоречия Руси проявились с
такой яркой силой при внуках и правнуках Святослава, когда Олег-каган
Святославич Черниговскийсумел при поддержке народа занять практически всю
левобережно-днепровскую половину Русского государства?
Прошу заметить, что я лишь
рассуждаю чисто логически, но основываясь на известных, и пока никем не
объяснённых иначе, фактах. Каждый, в меру собственной испорченности, может
сделать свои аналитические выводы. Но уже сейчас ясно одно: имеющихся
археологических фактов и письменных свидетельств для окончательных выводов в
вопросе о возникновении Руси явно недостаточно.
Одного только факта того, что основателями Переяславля-Русского были барсилы,
племя, союзное хазарам, а Новгород-Северска (известного и как Севера) –
северяне, они же северы, сабиры, сувары, - племя, одинаково близкое как
хазарам, так и болгарам, но чаще рассматриваемое как «болгарское», достаточно,
чтобы поколебать уверенность в единстве «славянства» на территории исторической
Руси. Легенда о появлении названия Переяславля настолько неуклюжа и лжива,
поскольку не учитывает его наличие ещё в русско-византийском договоре 860 г.,
что очевидна христианско-княжеская попытка (времён ещё Владимира Мономаха, -
одного из первых властных плагиаторов) скрыть имевшиеся исторические факты,
замолчать прошлое живших на этих территориях народов ради укрепления своей
власти. Тем не менее, даже данные посильные рассуждения имеют право быть
рассмотрены внимательно, а не отброшены за, якобы, «ненаучностью», а говоря
честно, - из-за нежелания обсуждать «скользкие» вопросы. Незнание, как
говорится, не освобождает от ответственности. А мы ответственны перед наукой и
обществом за выполняемую работу. Ибо не зная прошлого, нельзя уверенно смотреть
в будущее.
Вот простые примеры, когда не
учитываются не только эти, а даже известные факты наличия на территории Руси
целых этносов: смолян (они же – самалы, чомылы), основавших «самый русский»
город Смоленск, угличей, основателей Углича, резан (они же – артаны, арджаны),
основателей Рязани и др. Это не просто непрофессионализм. Это – упрощение
исторический картины, граничащее с подтасовкой действительности.
отсюда