-Рубрики

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме хозяина дневника.

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Валентина-л

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.08.2012
Записей: 146915
Комментариев: 48539
Написано: 383581


ЯКОВЛЕВЫ — семья промышленников (Боровиковский Владимир Лукич [1757—1825])

Воскресенье, 06 Сентября 2020 г. 12:39 + в цитатник
Цитата сообщения Bo4kaMeda ЯКОВЛЕВЫ — семья промышленников (Боровиковский Владимир Лукич [1757—1825])

Bo4kaMeda


Спас Нерукотворный
Боровиковский Владимир Лукич 1823 г.
Дерево, масло.
31.5 × 23.2 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия


«Вдохновенный религиозный художник» - так назвал Боровиковского первый исследователь его творчества В. П. Горленко. В дореволюционной литературе религиозная живопись мастера выдвигалась на первый план и оценивалась очень высоко. Иконы его работы хранились в частных собраниях Федора Прянишникова, Ивана Цветкова. В залах Румянцевского музея, находившегося в доме Пашкова, они демонстрировались вместе с портретами кисти Боровиковского. В советскую эпоху иконопись мастера наряду с храмами подверглась варварскому уничтожению. Сохранившаяся часть религиозного наследия художника надолго обосновалась в запасниках музеев, она была малодоступна исследователям и практически не известна широкой публике. Например, монументальный иконостас из Троицкой церкви на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге (ныне хранится в ГРМ) - последнее прижизненное произведение мастера.



Боровиковский Владимир Лукич [1757—1825]
Створки Царских врат. Из иконостаса из придела Св. Архистратига Михаила Троицкой церкви на Смоленском кладбище в Петербурге. Русский музей






Портрет княжон Е. А. и А. А. Куракиных. 1802
Холст, масло
94,3×74,5
Музей Лувра, Париж


В период славы Боровиковский получал многочисленные заказы на выполнение портретов сановников и вельмож. Он исполнил изображения «светлейшего князя» А. Б. Куракина и П. В. Лопухина, дочерей сенатора Г. П. Гагарина. Многолетние связи сложились у художника с семейством богатых фабрикантов Яковлевых, получивших потомственное дворянство во второй половине XIX века. Основателем рода был осташковский мещанин Савва Яковлевич Собакин, прибывший в Петербург, как гласило предание, «с полтиной в кармане и родительским благословением». В северной столице предприимчивый откупщик нажил большое состояние, затем умножил его благодаря рудным и золотым промыслам. У знаменитого заводчика П. А. Демидова Савва Яковлев приобрел четыре уральских завода, позднее стал владельцем бумажных и полотняных мануфактур близ Ярославля. В 1774 году вышел указ Екатерины Великой, повелевшей Собакину сменить неблагозвучную фамилию. Отныне он стал именоваться по отчеству — Савва Яковлев. После смерти основателя династии все его колоссальное состояние было разделено между пятью сыновьями и двумя дочерьми: Ярославская Большая мануфактура досталась Михаилу Саввичу; Невьянский и Бынговский заводы — Петру Саввичу; заводы Верх-Исетского округа — Ивану Саввичу; все прочие заводы — четвертому сыну Сергею Саввичу; что досталось пятому сыну Алексею Саввичу — неизвестно.



Портрет Саввы Яковлевича Яковлева. 1767

Современные исследователи предполагают автором портрета одного из братьев Колокольниковых — Мину Лукича, состоявшего в "живописной команде" Канцелярии от строений.


Савва Яковлевич Яковлев, урождённый Собакин (9 декабря 1712 год, Осташков — 21 февраля 1784 год, Санкт-Петербург) — российский предприниматель, заводчик, меценат, один из богатейших людей своего времени. Возведен в потомственное дворянство





Боровиковский, Владимир Лукич 1757-1825
Портрет Сергея Саввича Яковлева (1763-1818)
Россия, не ранее 1805
холст масло
80,7 × 62,7
Музей Лувра, Париж




Боровиковский Владимир Лукич [1757—1825]
Портрет Н. М. Яковлева 1802
Холст, масло
74,5 x 60
Государственная Третьяковская галерея




Боровиковский Владимир Лукич [1757—1825]
Портрет И. М. Яковлева. 1800
Холст, масло
71×56,8
Частное собрание, Санкт-Петербург




Портрет И. М. Яковлева
Владимир Лукич Боровиковский 1810-е
72 × 55 см
Масло Холст
Собрание В. В. Царенкова, Лондон




Портрет Дарьи Семеновны Яковлевой
(Дарья Семеновна Баратова)
Владимир Лукич Боровиковский 1801
74 × 60 см
Масло Холст
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Парный "Портрету Николая Михайловича Яковлева"


Дарья Семеновна Баратова происходила из древнего княжеского грузинского рода. В середине 1790-х годов она вышла замуж за богатейшего заводчика Н. М. Яковлева. Дарья Семеновна имела пятерых детей, была доброй и чадолюбивой матерью. Ее незаурядная натура пробудила в художнике живой отклик.

Полотно, исполненное художником в 1801 году, относится к зрелому периоду творчества Боровиковского. Оно отличается оригинальностью композиции и совершенным исполнением. На фоне густой зелени парка выделяется яркое и характерное лицо кареглазой красавицы с нежным румянцем на щеках. Ее темные, «что смоль», волосы перехвачены светлым прозрачным шарфом, повязанным наподобие тюрбана. Дарья Семеновна одета по последней моде: на ней жемчужно-голубое ампирное платье с глубоким декольте и завышенной талией. Она не похожа на чувственно-томных и меланхоличных молодых дам, запечатленных Боровиковским в 1790-е годы (Мария Лопухина, Елена Нарышкина). Мастер изобразил зрелую женщину, наделенную повышенной эмоциональностью и природной пылкостью.

Как следует из записных книжек Боровиковского, он писал для семейства Яковлевых иконы, заказные портреты императора. В начале XIX века живописец портретировал трех братьев Ивана, Савву и Николая Яковлевых, а также членов их семейства. Сеансы проходили, по-видимому, в трехэтажном особняке Яковлевых на Гороховой улице, а дорабатывались портреты в мастерской художника в доме на Большой Миллионной улице.

Семейные изображения Яковлевых бережно хранились в частном собрании доктора И. М. Яковлева в Петербурге. В 1905 году в связи с подготовкой грандиозной выставки русских портретов в Таврическом дворце видный деятель и художественный критик С. П. Дягилев обратил внимание на эти произведения и отобрал их для экспонирования, предварительно включив в обширный каталог. Однако обнаружить их на старинных негативах (в фототеке ГТГ), запечатлевших экспонаты выставки и ее интерьеры, нам не удалось. Объяснение этому факту нашлось в отделе рукописей Третьяковской галереи. Из сохранившегося письма дочери П. М. Третьякова А. П. Боткиной к художнику и члену Совета галереи И. С. Остроухову выяснилось, что портреты Яковлевых не были выставлены из-за несогласия владельца с суммой страховки. «Давно, еще во времена выставки Таврического дворца, — писала Александра Павловна, — Дягилев мне рассказал про одного богатого и странного человека, имеющего 5 портретов Боровиковского, который их не дал на выставку. Этот старый, сопящий, многоглаголющий, скупой и противный тип сказал, что для выставки, т. е. для страховки, он их оценил в 40 000. Тогда великий князь нашел, что платить 400 р. страховки слишком дорого, и портреты не пошли на выставку». По прошествии трех лет, в 1908 году, И. М. Яковлев решился все-таки расстаться со своими фамильными реликвиями. Он вновь обратился к Дягилеву, а тот информировал А. П. Боткину и настоятельно рекомендовал приобрести картины для Третьяковской галереи. «На днях Дягилев телефонировал мне, — сообщала Боткина Остроухову, — что этот тип думает их продать и что если я хочу, то можно посмотреть. Мы съехались у владельца знатных предков... Он хочет, чтобы они были в музее, и именно в Третьяковской галерее, и делает уступку в 15 000. И продает их по пяти тысяч за штуку, все или ни один»

Осмотрев произведения, Александра Павловна выбрала только парные портреты супругов Яковлевых. По ее мнению, они выделялись среди остальных лучшей сохранностью и более высоким качеством исполнения. Такой скупой отбор работ старых мастеров не был прихотью дочери известного собирателя. Объяснялся он определенной позицией Совета галереи. Преданный делу пополнения коллекции И. С. Остроухов в ответном послании напомнил о материальных трудностях. «О Боровиковском, — писал Илья Семенович, — повторяю: попытайтесь купить 2 портрета, которые вам очень нравятся, за цену по 5000. Попытка не пытка, а спрос не беда. Положение наше финансовое теперь таково, что следует действовать с оглядкой. У нас всего в кассе около 25 000 р. на весь год. Конечно, сумма изрядная, но все же она определяется размером покупок». Третьяковская галерея располагала тогда 12 произведениями кисти Боровиковского, среди которых были такие шедевры, как портреты М. И. Лопухиной и сестер Гагариных. Павел Михайлович Третьяков — один из первых московских собирателей, обративших внимание на творчество почти забытого тогда мастера. «Должна указать, — вспоминала Боткина, — на любовь и восхищение Павла Михайловича "стариками", любовь, которую он в полной мере передал и нам. У него было несколько чудесных портретов работы Боровиковского, из которых особенно любили мы Лопухину».

Во времена Совета галереи приобрести сразу еще пять произведений Боровиковского, истратив при этом весь годовой бюджет, не представлялось возможным. Доктор Яковлев, по понятным причинам не соглашавшийся делить семейные реликвии, не шел ни на какие уступки. Возможность пополнить третьяковское собрание произведениями Боровиковского была упущена. В дальнейшем, скорее всего после Октябрьской революции, холсты оказались за границей, где с ними произошло то, чего собственно он и опасался. Переходя из рук в руки, портреты утратили имена изображенных, и разошлись по разным собраниям. В начале 1980-х годов картины продавались на парижском аукционе как семейные портреты Лазаревых и были приобретены тремя владельцами, в том числе В. Р. Гофманом и Г. Басмаджяном.

В середине 1990-х годов Владимир Гофман продал три портрета другому парижскому коллекционеру Владимиру Царенкову, а тот, в свою очередь, предложил два из них к приобретению в Третьяковскую галерею. Речь шла о портретах Н. М. и М. Н. Яковлевых. «Муж кротости», Николай Михайлович Яковлев (1761—1813) являл собой образец добродетельного семьянина, что отвечало идеалам времени. В посмертной эпитафии говорилось, что он «нежный был супруг, отец чадолюбивый, родных своих любил, был чуждым друг нельстивый».

Портрет старшей дочери Николая Михайловича и Дарьи Семеновны, исполненный Боровиковским в 1812 году, — самый поздний в серии семейных изображений. Мария Николаевна Яковлева вышла впоследствии замуж за генерал-майора Карла Георга Августа Бистрома, павшего во время Русскотурецкой войны. Лицо шестнадцатилетней девушки, унаследовавшей красоту черт матери, вылеплено объемно, с помощью подчеркнутых сопоставлений света и тени. Стройная фигура Марии Николаевны упругим силуэтом вырисовывается на фоне красноватого занавеса. Композиция портрета сходна с композициями портретов М. И. Долгорукой и мадам де Сталь кисти Боровиковского (оба — в ГТГ). Вместе с тем психологическая характеристика образа русской барышни значительно уступает характеристике образа французской писательницы. Портрет М. Н. Яковлевой подвергался значительному реставрационному вмешательству. В 1996 году он вместе с портретом Н. М. Яковлева был куплен Министерством культуры РФ, но не оставлен за Третьяковской галереей, а передан в Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник.



Боровиковский Владимир Лукич [1757—1825]
Портрет Марии Николаевны Яковлевой. 1812
Холст, масло.
79 x 65
Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»


Портрет Н. М. Яковлева вошел в академический каталог собрания Галереи. В 2000 году портрет Дарьи Семеновны оказался в руках известного парижского антиквара Мориса Баруша (галерея «Попов и Ко»), с которым у нас сохраняются давние дружеские связи. Благодаря финансовой поддержке Министерства культуры РФ картина была приобретена для Третьяковской галереи. Наконец осуществилось желание дочери П. М. Третьякова. Парные изображения супругов воссоединились и заняли достойное место в экспозиции. В руках В. Р. Гофмана продолжал оставаться портрет И. М. Яковлева (1801) — самый ранний из фамильной серии. Иван Михайлович — старший брат Николая, — в отличие от деда получил прекрасное образование и принадлежал к новому поколению просвещенных российских промышленников. Из всех братьев он единственный активно занимался делами Ярославской мануфактуры. Волевое выражение лица Ивана Михайловича на портрете кисти Боровиковского соответствует сохранившимся свидетельствам о нем, как о человеке практичном с твердым характером. Однако тонкий портретист запечатлел не только черты делового человека, но и благородную простоту, человеческое достоинство.

Изображение Ивана Михайловича (1810-е, собрание В. В. Царенкова, Лондон), на котором он представлен не только в дворянском мундире с орденом Святой Анны на шее, но и с медалью земельного войска. Эту награду получали в 1807—1811 годах лица, принимавшие активное участие в формировании народного ополчения в годы Отечественной войны с наполеоновской Францией.

Текст Людмила Маркина

яя lyudmila_markina-215x240 (215x240, 13Kb) ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА МАРКИНА. Заслуженный работник культуры Российской Федерации, доктор искусствоведения, заведующая отделом живописи XVIII – первой половины XIX века Государственной Третьяковской галереи, профессор Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

Активно разрабатывает тематику русско-немецких художественных связей XVIII-XIX веков. Благодаря целому ряду научных стипендий имени Гейдельрина, Немецкой службы академического обмена, фонда Веймарской классики Л. А. Маркиной удалось собрать в Германии обширный изобразительный и архивный материал. Дополненный сведениями из архивов и музеев России, он стал основой для многочисленных публикаций, среди которых две монографии «Портретист Георг Христов Гроот и немецкие живописцы в России середины XVIII века», «Живописец Фёдор Моллер».




tg-m.ru
wikipedia

.
Рубрики:  Живопись. Прикладное искусство. Искусство АРТ.-1
Из книг. Литературное. Театральное... О художниках

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку