-Рубрики

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме хозяина дневника.

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Валентина-л

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.08.2012
Записей: 146915
Комментариев: 48539
Написано: 383581


Памятники архитектуры и природные заповедники Крыма в отечественном изобразительном искусстве | ЧАСТЬ 3

Четверг, 03 Сентября 2020 г. 13:23 + в цитатник
Цитата сообщения Bo4kaMeda Памятники архитектуры и природные заповедники Крыма в отечественном изобразительном искусстве | ЧАСТЬ 3

Bo4kaMeda
Часть 1 , Часть 2









101. Ционглинский Я. Ф.
Горный пейзаж с сосной. Эриклик. Крым
1902
Холст, наклеенный на картон, масло
26,5 x 33,8
Ярославский художественный музей


Художник часто гостил в Ялте на даче Э. Г. Тернера «Бахчи-Дере». Как и многих других живописцев, его привлекали окрестности Ялты, Ливадийского и Эрикликского дворцов, откуда открывался изумительный вид. В композиции пейзажа найдено образное и выразительное решение в изображении крымских гор и моря со стороны дворца Эриклик. Дворец построен в 1870-е гг. по рекомендации лейб-медика царской семьи С. П. Боткина для больной туберкулезом супруги императора Александра II Марии Александровны. От имения сохранился домик Боткина и фонтан. Он располагался высоко над Ливадией, «в очень живописной горной местности среди соснового леса. Из построенной здесь же беседки открывается роскошный вид на склон горы, покрытый лесом, и на Ялту» (Григорий Москвич. Путеводитель по Крыму. Санкт-Петербург. 1913). Сейчас в этом месте к югу от Ялты и юго-западней Ливадии, выше автотрассы Ялта-Севастополь, в уникальном, заповедном живописном горном месте расположен небольшой поселок Горное.




102. Остроумова-Лебедева А. П.
Кипарисы на солнце. Крым
1902
Холст, масло
36,5 х 53
Государственный Русский музей




103. Крачковский И. Е.
Массандровский дворец
б/д
Холст, масло
23,5 х 30
Севастопольский художественный музей имени М. П. Крошицкого




104. Делла-Вос-Кардовская О. Л.
На даче в Крыму
Этюд. 1902
Холст, масло
43,5 х 53
Государственный Русский музей


К импрессионизму художница приобщилась, видимо, еще будучи ученицей Шрейдера в Харькове (1891–1894). В Петербурге и Академии она застала увлечение „цорновской“ кистью. В 1900-х писала солнечные, пронизанные пульсацией жизни пейзажи, жанры и интерьеры, часто энергично накладывая мазки шпателем. Импрессионизм существенно обогащал и ее „обобщенные“ полотна 1910-х.



105. Крачковский И. Е.
Пейзаж в Крыму
1902
Холст, масло
53,5 х 71,5
Томский областной художественный музей




106. Богаевский К. Ф.
Старый Крым
1903
Холст, масло
110 х 160
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева


Вся жизнь К. Ф. Богаевского была связана с Крымом. Первые навыки живописания будущий мастер получил в родной Феодосии у И. К. Айвазовского, в Академии художеств его преподавателем был ученик Айвазовского А. И. Куинджи. Все произведения К. Ф. Богаевского были вдохновлены Крымом. «Искусство Богаевского целиком вышло из земли, на которой он родился», – считал друг художника поэт Максимилиан Волошин, – «Для того чтобы понять его творчество, надо узнать эту землю <…> Холмы, ее окружающие <…> стерты ступнями народов, <…> плоть их изъедена щелочью человеческих культур, они обожжены войнами и смертельно утомлены напряженностью изжитых веков». Написанная в сдержанных красновато-коричневых тонах картина «Старый Крым» воплощает представление художника о величественной природе и богатом историческом прошлом крымского полуострова.



107. Кондратенко Г. П.
Алупка. Дворец
Начало ХХ в.
Холст, масло
66 х 50
Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник


Изображен правый угол южного фасада Воронцовского дворца с открытой террасой второго этажа. Чугунные колонны на первом этаже и зубцевидная стена с башенкой увиты плющом. Слева на фоне стены – мраморный женский бюст. На первом плане – две мраморные скамьи, окруженные высоким бордюром из стриженого самшита. Справа, в светло-серой дымке, открывается вид на гору Ай-Петри.



108. Кондратенко Г. П.
Алупка. Дворец Воронцова
Начало ХХ в
Холст, масло
50 х 66,5
Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник


Изображен южный фасад Воронцовского дворца с примыкающей к нему Львиной террасой. Полукруглая ниша (экседра) центрального портала (так называемая «Альгамбра») дана в профильном ракурсе. На первом плане – песочная дорожка и зеленые газоны. На втором плане – пара мраморных «Бодрствующих львов» работы мастерской итальянского скульптора В. Бонанни. Слева от них – газон с пальмой и кустами роз, за ними высокое стрельчатое окно террасы первого этажа. В глубине, на фоне серо-зеленых зубцов и башни Библиотечного корпуса дворца, видны мраморные вазы, украшающие парапет террасы. Вдали виднеется силуэт мыса Ай-Тодор (с 1964 г. – памятник природы местного значения).



109. Сабо И. Н.
Генуэзская башня в Балаклаве
1905
Холст, наклеенный на картон, масло
24,5 х 33,5
Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля




110. Кондратенко Г. П.
Крымский пейзаж. Въезд в Алупкинский дворец
б/д
Холст, масло
50 х 67
Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник


Изображена арка восточных ворот Воронцовского дворца с изящными башенками-пинаклями, зубцами и симметрично расположенными дубовыми дверями. Арка и двери предстают увитыми пышными сиренево-голубыми гроздьями цветущей глицинии. Слева – железная калитка, ведущая в парк, где на фоне яркой зелени кустов и деревьев возвышается багряник («Иудино дерево»), покрытый розовой кипенью. Перед аркой – северный парадный двор.



111. Кондратенко Г. П.
Окраина Алупкинского парка. Кипарисовая аллея
Начало ХХ в.
Холст, масло
67 х 50
Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник


Изображена аллея в верхней части Алупкинского парка. Сквозь кипарисы виднеется пологий зеленый холм, на котором находились обширные виноградники майоратного имения Воронцовых (ныне заброшены).



112. Дыдышко (Дыдышкин) К. В.
Берег моря. Крым. Партенит
1906
Холст, наклеенный на картон, масло
30,4 х 40
Ярославский художественный музей


В 1900–1910-х гг. художник писал преимущественно пейзажи. Произведение с изображением прибрежных скал в районе Партенита у подножия горы Аю-Даг отмечено яркой авторской индивидуальностью пластической манеры исполнения и особой декоративностью. Сегодня Партенит – климатический курорт на Южном берегу Крыма.



113. Киселев А. А.
Дача в Крыму
1906
Холст, масло
58 х 90
Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко




114. Остроумова-Лебедева А. П.
Виноград. Крым
1907
Холст, масло
89 х 103
Государственный Русский музей




115. Богаевский К. Ф.
Генуэзская крепость
1907
Холст, масло
81 х 173
Пермская государственная художественная галерея




116. Суриков В. И.
Крым. Пейзаж с Форосской церковью Воскресения Христова
б/д
Холст, масло
26,7 х 33
Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова




117. Суриков В. И.
Крым. Скалы в Симеизе
1907–1915
Холст, масло
31,5 х 52,8
Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова




118. Зимбинский Л.
Море у Алушты
1907
Холст, масло
35,5 x 53,3
Ставропольский музей изобразительных искусств




119. Суриков В. И.
Прибой
1907
Холст, масло
30,5 х 51
Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова




120. Рылов А.А.
Скалы в Кекенеизе. Крым
Этюд. 1908
Холст, наклеенный на картон, масло
39,8 x 45,5
Государственный Русский музей




121. Рылов А.А.
Камни в Крыму. Кекенеиз
1909
Холст, наклеенный на картон, масло
31,5 x 41
Государственный Русский музей




122. Рылов А.А.
Ручей среди камней. Крым
Этюд. 1909
Холст, наклеенный на картон, масло
41 x 47,5
Государственный Русский музей




123. Кокель А. А.
Черное море. Евпатория
1909
Холст, масло
37 х 73
Чувашский государственный художественный музей (Чебоксары)




124. Уткин П. С.
Дороги на море
1910
Холст, масло
38 x 40
Государственный Русский музей




125. Богаевский К. Ф.
Киммерийская область
1910
Холст, масло
92 х 198
Серпуховский историко-художественный музей



Киммерией древние греки с VII в. до н. э. называли восточную часть Крыма: от нынешнего Судака до Керченского пролива, в отличие от западного Крыма, называемого Тавридой. У Гомера Киммерия предстает крайней границей населенного мира, за которой пролегает полярная область вечного холода и мрака. Именно с «Киммерийской темой», начиная с 1900-х гг., связано в творчестве художника создание оригинальной концепции «фантастического пейзажа». Он стремился увидеть свою родную землю глазами пришельца – древнего мореплавателя, первым ступившего на ее берега.



126. Богаевский К. Ф.
Классический пейзаж
1910
Холст, масло
120,8 х 142,8
Государственный Русский музей


Произведения Константина Богаевского времени его творческой зрелости представляют собой остро индивидуальный "симбиоз“ реальности, интуитивистских прозрений картин далекого прошлого и сладостно-грустного поэтического вымысла. Они пронизаны мечтой об искусстве "большого стиля“. Всю жизнь мастера вдохновлял родной Крым — то суровая и таинственная, еще не заселенная людьми архаическая Киммерия, то — осиянная солнцем, любимая богами Таврида. Полные величавого покоя и гармонии, пронизанные неизъяснимой печалью об ушедшем, холсты, акварели, рисунки и гравюры художника своими композиционными принципами и трактовкой форм близки искусству классицизма эпохи Никола Пуссена и Клода Лоррена. Некоторые из них напоминают старинные гобелены.



127. Куинджи А. И.
Крым
1910-е
Бумага, масло
16,5 х 11
Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко




128. Крачковский И. Е.
Крымский пейзаж
1910
Холст, масло
53,5 х 73
Томский областной художественный музей




129. Плигин (Плиген, Пилигин) А. П.
Крымский пейзаж. Сакля и женская фигура
1910-е
Холст, масло
20,9 x 38
Ярославский художественный музей


Творческое наследие художника А. П. Плигина, уроженца Ярославской губернии, еще совсем недавно было в полном забвении. Произведений его сохранилось очень мало – две работы хранятся в ГТГ, остальные – в коллекции Ярославского художественного музея, где спустя ровно шесть десятилетий после трагической кончины состоялась его первая персональная выставка. Ранние небольшие пейзажи художника были исполнены в Крыму в 1910-е гг. Их отличает тонкость живописи, основанная на пленэрных эффектах световоздушной среды, в которой предметы как бы вибрируют в горячем южном воздухе.



130. Бржевский В. А.
Марина
б/д
Холст, масло
61 х 97
Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля




131. Коровин К. А.
На берегу моря
1910
Холст, масло
46,5 х 77
Государственный Русский музей


Во всех холстах Коровина пульсируют тот жизненный порыв и дыхание живописи, та редкостная способность говорить на языке объекта, на языке цветов и трав, которые даются лишь немногим – тем, кто родился импрессионистом, а не просто стал им. Знаковые признаки импрессионизма – светлая валерная тональность, раздельный мазок, цветные тени, фрагментарность, – присутствуют в коровинском творчестве. Крым занимал отдельное место в творчестве этого живописца. На протяжении 1910-1917 годов художник подолгу жил на даче в Гурзуфе, которую он построил по собственному проекту. Здесь он часто писал свои любимые розы, которые в изобилии росли на участке. Коровинские натюрморты – это часть залитого солнцем, пронизанного ощущением жизни и благодати приморского пейзажа. Художник умел и любил поймать мгновение и легко и свободно его воспроизвести. Вибрация цветовых пятен, интенсивность открытого мазка создавали живописное дрожание воздуха на полотне.



132. Кардовский Д. Н.
Пейзаж в окрестностях Алупки
1910
Холст, масло
44 х 29,7
Чувашский государственный художественный музей (Чебоксары)




133. Куприн А. В.
Архитектурный пейзаж на берегу моря. Крым
1911
Холст, масло
122,9 х 101,7
Чувашский государственный художественный музей (Чебоксары)




134. Рылов А.А.
Камни на берегу моря. Крым
Этюд. 1911
Холст, наклеенный на картон, масло
38 x 47,5
Государственный Русский музей




135. Алисов М. А.
Ялта
1911–1912
Холст, наклеенный на картон, масло
29,5 х 42,2
Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко




136. Коровин К. А.
Алупка
1912
Холст, наклеенный на картон, масло
65 х 86,5
Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля




137. Уткин П. С.
В усадьбе Я. Е. Жуковского
1912
Холст, масло
42,5 x 44
Государственный Русский музей




138. Поленов В. Д.


Живописец. Автор картин на исторические и бытовые темы, пейзажей. Занимался иллюстрацией.

Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Народный художник РСФСР (1924). Родился в Петербурге. Брал уроки у П. П. Чистякова и Ф. И. Иордана (1859-1861), в Академии художеств учился у П. В. Басина, Ф. А. Бруни, Т. А. Неффа (1863-1871). Пенсионер Академии в Германии, Франции и Италии (1872-1876), участвовал добровольцем в сербско-черногорско-турецкой войне (1876) и как художник-корреспондент в русско-турецкой войне (1877-1878). Действительный член Академии художеств (с 1893). Вышел из состава Императорской Академии художеств в знак протеста против расстрела демонстрантов 9 января 1905. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Совершил путешествия по Ближнему Востоку, Греции (1881-1882, 1899, 1909), побывал в Италии (1883-1884, 1894-1895). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1882-1895). С 1917 жил в усадьбе "Борок" (ныне Поленово, Тульской обл., где с 1939 открыт музей-усадьба).



139. Уткин П. С.
Вид имения Новый Кучук-Кой
1912
Холст, масло
53 х 67,5
Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева


Этот лирический пейзаж был написан во время работы над оформлением ансамбля имения Я. Е. Жуковского Новый Кучук-Кой. В украшении дома и парка принимали участие М. А. Врубель, А. Т. Матвеев, П. В. Кузнецов. П. С. Уткин занимался отделкой интерьеров усадебного дома. Виды усадьбы запечатлены мастером во множестве акварелей и станковых картин, изображающих буквально все уголки имения. Картина из собрания Радищевского музея представляет открывающийся с высоты вид на Черное море и фрагмент парка со скульптурой А. Т. Матвеева.



140. Бялыницкий-Бируля В. К.
Крым. Цветущий май
1912
Холст, масло
67 х 81,5
Томский областной художественный музей


В картинах В. К. Бялыницкого-Бирули традиции живописи передвижничества соседствуют с новыми выразительными средствами, выработанными мастерами московской пленэрной живописи. Тема Крыма – малоизвестная страница в творчестве живописца. В крымской природе художник выбирает мотив и состояние, соответствующие его личному восприятию природы. Мягкий, полный лиризма пейзаж «Крым. Цветущий май» – убедительное свидетельство непревзойденного мастерства Бялыницкого-Бирули в передаче любимых им тональных нюансов, тончайших градаций оттенков первой зелени.



141. Крачковский И. Е.
Крымский пейзаж
1912
Холст, масло
65,5 х 85
Томский областной художественный музей


В творчестве И. Е. Крачковского нашли яркое воплощение традиции академического салонного пейзажа, недаром Академия художеств закупала его пейзажи как образцовые. Крачковский почти виртуозно владеет кистью, его творчеству присущи твердая уверенная манера, изысканность рисунка, определенность формы, благоговейное отношение к каждой детали. Любовь к ярким тонам и густой светотени присущи большинству пейзажей Крыма, появившихся в его творчестве в конце 1890-х годов. Он любил писать Крым весной и осенью, в пору наиболее ярких красок. В крымских пейзажах И. Е. Крачковский, утверждавший, что «лучше самой природы ничего не придумаешь», стремился передать красивые южные виды с «портретной» точностью.



142. Коровин К. А.
Розы. Букет у моря
1912
Холст, масло
70 х 93
Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля




143. Суриков В. И.
Алупка
1913
Бумага, акварель
15,2 х 22,9
Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко




144. Суриков В. И.
Алупка
1913
Бумага, акварель, графитный карандаш
24,5 х 16
Мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко (Кисловодск)


В. И. Суриков впервые посетил Крым в 1907 г., а потом бывал здесь еще несколько раз – в 1908, 1913 и 1915 гг.



145. Уткин П. С.
Вид усадьбы Новый Кучук-Кой в Крыму
1913
Холст, масло
48,5 х 57,5
Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова


В 1908–1914 гг. художник проводил большую часть года в крымском имении Новый Кучук-Кой, лишь на зиму возвращаясь в Саратов. Владельцем имения был финансист и меценат Я. Е. Жуковский, создавший в своей крымской усадьбе известнейший архитектурно-ландшафтный ансамбль виллы и парка. После выставки «Голубая роза» в Новый Кучук-Кой были приглашены П. В. Кузнецов, П. С. Уткин и А. Т. Матвеев.



146. Коровин К. А.
Гурзуф
1913
Холст, масло
65 х 85,5
Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова




147. Исупов А. В.
Крым
1913
Холст, наклеенный на картон, масло
30 х 47
Чувашский государственный художественный музей (Чебоксары)




148. Уткин П. С.
Крымский этюд. Лунный
1913
Холст, масло
41 x 46
Государственный Русский музей




149. Рылов А.А.
Горы в Кекенеизе. Крым
Этюд. 1914
Холст, наклеенный на картон, масло
40 x 49
Государственный Русский музей




150. Богданов-Бельский Н. П.
Дама на балконе. Кореиз
1914
Холст, масло
124 х 134
Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля




151. Коровин К. А.
Пристань в Гурзуфе
1914
Холст, масло
89 х 121
Государственный Русский музей


Творческая индивидуальность К. Коровина ярко проявилась в одной из лучших его работ "Пристань в Гурзуфе". Перед сидящей на веранде кафе женщиной открывается характерный крымский пейзаж: горы, море и паруса яхт. Настроение южного летнего дня художник передает, прежде всего, через цвет и свет – стихию К. Коровина. В его живописи свет становится таким же непосредственным выразителем чувств, как и звук в музыке. Будучи одним из крупнейших представителей русского импрессионизма, Коровин говорил: "Я пишу для тех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечному разнообразию красок, форм, кто не перестает изумляться легко меняющейся игре света и тени".



152. Рылов А.А.
Свежий ветер. Крым
Этюд. 1914
Холст, наклеенный на картон, масло
23 x 29,2
Государственный Русский музей




153. Лапшин Г. А.
Крым
б/д
Холст, масло
60 х 68
Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой (Махачкала)




154. Виноградов С. А.
Крым
1-я пол. XX в.
Бумага, акварель
23 х 32
Чувашский государственный художественный музей (Чебоксары)




155. Лопухин А. Е.
Крым. Ай-Петри
1915
Бумага, акварель, гуашь
34,6 х 26,1
Калининградский музей изобразительных искусств


Монографическая коллекция акварелей А. Е. Лопухина поступила в Калининградскую художественную галерею в 1989 г. из Областного историко-художественного музея.
Графический лист, исполненный в смешанной технике, посвящен изображению одного из самых главных символов Крымского полуострова – знаменитой горы Ай-Петри, находящейся в Ялтинском горно-лесном заповеднике. Ее название связывают с некогда стоящим здесь греческим монастырем Святого Петра, руины которого сохранились до наших дней. Высота горы Ай-Петри составляет 1234,2 м над уровнем Черного моря.



156. Коровин К. А.
Севастопольский базар
1915
Картон, масло
66,2 х 87
Томский областной художественный музей


«Я пишу для тех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечному разнообразию красок, форм, кто не перестает удивляться вечно меняющейся чаре света и тени», – так сформулировал свое творческое кредо один из сильнейших живописцев в русском искусстве К. А. Коровин. Коровина очаровали приморские города Южного Крыма с их атмосферой, пропитанной постоянной игрой света и цвета. В Севастополе художник бывал неоднократно, здесь он провел несколько месяцев зимой 1915–1916 года, когда лечился от тяжелой болезни. Севастопольские пейзажи не столь многочисленны, как пейзажи Ялты и Гурзуфа и среди них преобладают зимние. Большие плоскости коричневых, красных тонов приобретают в «Севастопольском базаре», чуть холодноватый оттенок, присущий сиреневато-голубой атмосфере холодного безлиственного времени в Крыму. Созданный в сложный период жизни художника пейзаж захватывает свежестью авторского восприятия, декоративностью и точностью каждого цвета, резкими контрастами света и погруженности в тень, оставляя впечатление только что законченного на наших глазах.



157. Фальк Р. Р.
Турецкие бани в Бахчисарае
1915
Холст, масло
72,5 х 90
Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева


Фалька всегда притягивала живописная природа Крыма. Начиная с 1910-х гг., он часто приезжает на полуостров, пишет виды Коктебеля, Бахчисарая, небольших татарских деревушек. В это время художник активно участвует в выставках объединения «Бубновый валет», увлекается творчеством французских постимпрессионистов и кубистов. Влияние Сезанна ощутимо в пространственном построении картины «Турецкие бани». Постройки как бы «теряют» свой вес и объем, приобретая особую легкость и четкую структуру. Художник изобразил знаменитую баню Сары-Гюзель, возведенную еще в XVI столетии на территории ханского дворца в Бахчисарае.



158. Коровин К. А.
Цветы. Гурзуф
1916
Холст, масло
87,9 х 66,7
Ярославский художественный музей



В эти годы новым увлечением Коровина стал натюрморт. Созданные в Крыму работы «закрепили за Коровиным славу чародея, маэстро живописи». Натюрморт с розами наполнен горячим солнцем, прохладой цветов и моря. К нему можно отнести строки из журнала «Аполлон» за 1916 г., где отмечен появившийся у Коровина «ряд очень блестящих южных «впечатлений», таких молодых, задорных и воздушно вылепленных». Свет и воздух очищают все краски, и они звучат мажорно, а плотный широкий мазок активно передает их динамику.

В 1910 г. художник построил дачу-мастерскую в Гурзуфе с просторной террасой, которая выходила к самому морю (с 1947 г. – Дом творчества художников им. К. А. Коровина).



159. Кокель А. А.
Акации. Евпатория
1916
Холст, масло
50,5 х 108
Чувашский государственный художественный музей (Чебоксары)




160. Мешков В. Н.
Вид на Георгиевский Монастырь. Крым
1916
Холст, масло
40,5 х 57
Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко



rusmuseumvrm.ru

.
Рубрики:  Природа. Пейзажи. Городской пейзаж, дворики.
Живопись. Прикладное искусство. Искусство АРТ.-1
Из книг. Литературное. Театральное... О художниках
Вся наша Россия.

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку