Гё́дёллё — город в центральной части Венгрии, в медье Пешт. В городе расположен Королевский дворец, одна из главных достопримечательностей в окрестностях Будапешта. В XVIII веке Гёдёллё принадлежало графу Анталу Гращалковичу, советнику императрицы Марии Терезии.
Геделе- один из крупнейших дворцовых комплексов Европы – дворец Гращалковичей, иначе известный как замок Геделе. Строение признано вторым по величине дворцовым комплексом после Версаля. Общая площадь замка – 17 тысяч кв. метров, а прилегающий парк занимает 29 гектаров.
История замка Гёдёлле и его основания крайне интересна. Ведь, как правило, населенные пункты возникают как-то сами по себе, возле крепости. Или же простая деревенька разрастается, превращаясь в полноценный город. Однако замок Гёдёллё был построен по приказу графа Антала I Гращалкович. Будучи яро верующим католиком, он хотел, чтобы рядом с ним жили приверженцы того же религиозного течения. Именно поэтому архитектор получит задание: создать несколько уютных домиков для исповедовавших католицизм колонистов из Германии. Граф заботился о переселенцах до своей смерти, а затем его сменили дети и внуки.В 1763 году этот небольшой город, о котором так заботился граф Антала I, стал более интересен для торговцев. В нем позволили устраивать ярмарки, а, значит, выгода могла быть большой. Род благодетелей, Гращалковичей, прервался в 1841, но жить в Гёдёллё от этого хуже не стало, ведь владение перешло к императрской семье, а, значит, город был под ее опекой.
Кстати сказать, семейство Гращалковичей "подарило" императорском дому не только этот дворец - королевская резиденция в Братиславе - это тоже дворец Грашшалковичей.
Дворец Гращалковичей выстроен в едином стиле – барокко, и из-за выдающихся архитектурных особенностей стал образцом для проектирования и строительства многих венгерских замков. По своей роскоши замок может сравниться лишь с французскими дворцами, знаменитыми своим убранством.
Дворец королевы Эльжбеты (Елизаветы)
Хозяйка замка Сиси
Не весь замок Геделе открыт для просмотра туристам – здесь еще ведутся реставрационные работы. Посещать разрешается приемную, парадные лестницу и зал, центральное здание дворца. Совсем недавно для туристов открыли два новых крыла – Гизеллы и Рудольфа.
Этот замок- бывший любимый дворец королевы Элизаветы и летний дворец губернатора Хорти. Второй самый большой в стиле барокко после Версфльского королевского дворца. Здесь можно ознакомится с повседневной жизнью Габсбургов, прежде всего Элизаветы,она предпочитала именно этот дворец всем другим 27 резиденциям Австро-Венгерской Монархии.
часовня замка
В комнатах замка полностью восстановлена обстановка покоев императора – мебель работы мастеров 18 – 19 века, антикварные предметы, картины, и, конечно же, скульптуры, которые заслуживают отдельного упоминания. Их можно встретить буквально на каждом шагу – от главного входа и до небольших переходов внутри дворца.
Еще одна достопримечательность замка Геделе – парадный зал. Знаменит он тем, что именно здесь проходила свадьба императора Франца-Иосифа и императрицы Сисси. Зал богато украшен бело-золотой лепниной в барочном стиле, с потолка свисают огромные хрустальные люстры с канделябрами, а на изысканных столах стоят фарфоровые сервизы, сохранившиеся со времен Марии-Терезии.
В парадном зале часто проводятся свадьбы – удовольствие это недешевое, однако пользуется большой популярностью.
Замок Гращалковичей известен также своим садово-парковым комплексом – Елизаветинским парком, названным так по имени горячо любимой венгерским народом императрицы Елизаветы (Сисси). В парке можно посетить музей, разнообразные выставки и театр (кстати, именно он был первым европейским театром). Кроме этого, посетителям парка можно полюбоваться на статую Елизаветы и кальварий с лепниной, изображающей стояния Крестного пути.
Основатель замка граф Антал Гращалкович I был и владелец городка Геделе. Проектировал дворец знаменитый архитектор Андраш Майерхоффер. Строить замок Геделе начали в 1733 году.
На сооружение и отделку главного здания ушло около 30 лет, впоследствии дворец несколько раз менялся и в итоге приобрел форму буквы U. В 1749 году в замке уже имелись конюшни, роскошная приемная, богато украшенные покои и небольшая часовня в северной части здания. Тогда же начались работы по созданию парка.
Кабинет Сисси
В 1751 году дворец Грашшалковичей посетила королева Мария-Терезия, которая была восхищена богатым убранством замка. В память о ее визите в замке остался фарфоровый сервиз, который используется до сих пор.
Позже дворец Геделе сменил несколько хозяев, в числе которых были венгерский барон, Бельгийский банк и венгерский народ. В 1867 году замок Гращалковичей стал свадебным подарком от Венгрии своим новым правителям – императору Францу-Иосифу и принцессе Сисси (Елизавете). Венценосная чета нарекла замок Королевским дворцом и превратила его в летнюю резиденцию.
Памятник Сисси на территории парка
На протяжении всего правления пары здесь устраивались праздники и балы, благодаря чему дворец получил прозвище «Венгерский Версаль». В 1898 году Сисси убил итальянский террорист, и опечаленные жители города создали в ее честь мемориал, который и сейчас можно увидеть в парке.
Сервиз -подарок императрицы Марии-Терезии
экспозиция музея Сисси
В 1919 году в Венгрии произошла революция, в результате чего замок Геделе снова перешел в руки народа, а с 1920 по 1944 гг. в нем располагалась летняя резиденция регента Миклоша Хорти.
Галерея Сисси
В экспозиции много портретов Сисси,личные вещи,некоторые наряды и письма,портреты детей и императора
Со времен приобретения в дар эта летняя резиденция императорского двора перенеслась в Гёдёллё и это была исключительно заслуга Сисси. В этот период были построены конюшни, ведь императрица была знатной наездницей и очень любила лошадей. Комнаты дворца стали более комфортными, да и обстановка в замке стала более роскошной. Да именно Елизавета вдохнула в этот дворец жизнь, пронизала его своим духом, оставила в нем частичку своей души. Будуар Елизаветы, был восстановлен практически точь в точь, каким он был при ней: стены, гардины, мебель - цвета фиалок (любимый цвет императрицы), портреты Сисси с ее любимыми собаками и лошадьми, бюсты императрицы, фотографии
Историки подсчитали, что в Гёдёллё Елизавета провела 2000 ночей. Она наслаждалась свободой, верховыми прогулками. Застать во Дворце ее можно было только по утрам, когда она в течение трех часов занималась своим туалетом и изучала венгерский язык.
Семья императора Австро-Венгрии в замке 1869
Она часто и надолго приезжала в Гёдёллё: в 1868 г. она провела там две трети года, говорили сердито венцы. Она даже сумела донести до мужа прелесть своей новой резиденции. Франц Иосиф любил бывать с женой за городом, отдыхать. «Он находит тут, - говорили в народе, - убежище, где можно обрести покой, когда венцы выведут его совсем из себя». Маленький замок нравился супругам и еще сильнее сблизил их.
Австрийская столица тут же осудила редкие отлучки императора и обвинила его в том, что он уступал требованиям жены. Было достаточно провести несколько дней в Гёдёллё, чтобы придворные начали жаловаться: «Император поссорился со своим помощником из генеральского лагеря, не приехал в город ни позавчера, ни сегодня. Боюсь, что он стал ненавидеть Вену из-за любви к Сиси»
В глазах венцев, демонстрируя любовь к Венгрии, императрица совершила провокацию. Их очень злило, что именно там она решила родить последнего ребенка. Венгры надеялись - и даже были убеждены, что мальчик будет королем совершенно независимого народа. Слабое утешение для австрийцев! 22 апреля 1868 г. в замке Буды на свет появилась девочка Мария Валерия. Ее приветствовали, называя «даром короны», который государыня сделала своему народу.
Когда Елизавета отбывала из венгерской резиденции в Хоффбург, она якобы произнесла следующие слова, сочтенные скандальными: «Я уезжаю, но вернусь домой позже осенью». Венцы задохнулись: значит, теперь родина императрицы - Венгрия, дом в Буде или Гёдёллё, а остальные владения монархии, значит, стали заграницей! Похоже, она любила исключительно венгров. Она не только сохранила приверженность своему окружению, которое набрала из венгров, но «подчистила» его, когда отослала первого наследного камергера эрцгерцогини Софии, заменив его бароном Нопчей, и дополнила Марией Фештетич список своих фреилин.
Интересно, что русский и западный мир смотрит на дворец совершенно разными глазами. В Австрии никогда не было Зимнего дворца и Петергофа. И "чистенько но бедненъко", присущее по большому счету и Хофбургу с Шёнбрунном, приучило воспринимать дворцы как статусное помещение монархов. Есть там позолота иили нет. Наш человек видит все иначе.
"Двухэтажное здание под черепичной крышей имеет все полагающиеся опознавательные знаки стиля барокко, так хорошо соответствующего дворцово-имперской тематике: восьмигранный купол высок и строен, хитрых очертаний фронтон украшен гербом, четыре пары колонн при входе. Войдем? И сразу за дверью прислушаемся к своим чувствам. Испытывает ли посетитель Королевского дворца в Гёдёллё благоговение? Не очень… Восторг? Вряд ли… Державинская строчка про «великолепные чертоги» не подходит к этим интерьерам, хотя и картины в золоченых рамах висят по стенам, и сияющие люстры спускаются с потолка
Дело, как видно, не в наборе предметов, а в том, как эти предметы, и залы, где они расположены, и комнаты, эти залы окружающие, использовались их хозяевами. Стоит оглядеться по сторонам, войдя в очередное дворцовое помещения с бледно-лиловыми стенами и фиолетовыми занавесями, и становится ясна разница между Версалем и Петергофом с одной стороны, и Гёдёллё — с другой, между «старым порядком» и девятнадцатым веком. Те резиденции, целиком, сверху донизу — напоказ. На публику. Жить в них сложно. Они и строились не столько для жизни, сколько для репрезентации абсолютной власти и абсолютного — на равных с Солнцем — могущества.
В тех дворцах не было туалетов, и помещений, где августейшие особы могли бы остаться в одиночестве. Замечательны жалобы Екатерины II, которая не может в собственном дворце навестить собственного же фаворита князя Григория Потемкина без того, чтобы этот визит не остался незамеченным десятком слуг: «Я искала к тебе проход, но столько гайдуков и лакей нашла на пути, что покинула таковое предприятие»
Более того, судя по ее письмам, придворные дамы не отказывали себе в удовольствии полюбоваться украшениями государыни и в ее отсутствие посещали «бриллиантовую комнату», что, казалось бы, противоречит всем нормам и порядкам. Чтобы оценить сдвиг, произошедший в европейской культуре между временами Петергофа и Гёдёллё, смотреть надо не на картины в золоченых рамах и не на обитые бархатом кресла. А, например, на двери. В больших императорских резиденциях, в том же Петергофе, в Царском Селе, в Зимнем дворце, двери — еще одна декоративная деталь. Они торжественны, нарядны, украшены золотыми орнаментами и — главное! — вечно распахнуты настежь. Они не столько отгораживают друг от друга разные помещения, сколько связывают их между собой, делая всё здание проницаемым, всё – обозреваемым, всё, до спальни монарха, до «бриллиантовой комнаты» императрицы — выставленным напоказ.
Двери Гёдёллё созданы для того, чтобы быть закрытыми. Они ниже, скромнее, спокойнее. Двери тех больших императорских резиденций, как, впрочем, и окна, и зеркала, и лестницы, пропорциональны и сомасштабны всему дворцу, и даже более того — империи. А двери Гёдёллё — отдельному человеку, самое большее — семье. В распоряжение императорской четы были, конечно, и «традиционные», унаследованные от прежних монархов дворцы — парадный венский Ховбург с его двумя тысячами шестьюстами залами и комнатами, очаровательный Шенбрунн. Но и Гёдёллё — тоже было, причем для императрицы Елизаветы как раз этот неофициальный, не очень торжественный и не слишком помпезный дворец и был самым любимым. Супруг ее о своих чувствах предпочитал помалкивать, да подданные и не спрашивали
Во время Второй Мировой войны роскошное убранство дворца было разграблено немцами, - пропали прекрасные картины, антикварные предметы и старинная мебель. В 1950 году некогда роскошный дворец отдали для размещения советским войскам, в одной части здания устроили склады, а в другой - открыли дом престарелых. За состоянием здания никто не следил, и постепенно замок Гращалковичей начал разрушаться.
Замок был одним из любимых местопребываний Елизаветы в определенный период, она ненавидела строгий императорский двор в Венском замке Schönbrunn и дворце Хофбург. В Gödöllő она могла вести в стороне от протокола и придворного церемониала более свободную жизнь, чем в австрийской столице. До своей смерти в 1898 она здесь провела больше чем 2000 дней, преимущественно весной и осенью. Городок испытал из за регулярных посещений королевского дома экономический взлет и Gödöllő стал популярной летней дачей Будапештского высшего дворянства до конца 19-ого столетия. После убийства Елизаветы Франц Йозеф посещал замок все реже, в последний раз он приезжал сюда в 1911. Наследник Карл I только на короткое время задержался в Gödölő, в последний раз в октябре 1918 и события проигранной Первой мировой войны сделали возвращение невозможным.
Хотя замок был запланирован во время строительства уже как придворная резиденция, тем не менее основное крыло защищалось по соображениям безопасности с низкими бастионами в направлении города, окна первого этажа снабжены решетками и угловые павильоны, украшенные с 1758 мансардными крышами, первоначально были оформлены как низкие башни.
Против обычной классификации барочных замковых строений, в которых почетный двор раскрывается в направлении города и центральное крыло здания непосредственно указывает на сад, этот принцип в Gödöllő обращен в противоположность. Corps de Logis образует также и здесь центр комплекса, но почетный двор и окружающие его боковые флигели указывают на сад, в то время как передний фасад здания предстает в направлении города.
Основное крыло всего лишь трехэтажного строения образует центральный корпус здания, из которого исходят на север и к югу обрамляющие почетный двор боковые крылья. Центральный корпус здания рассекается в его центре высоким, купольно-коронованным ризалитом, который содержит центральный зал и основную лестничную клетку. Коронующие здание купола - это чистая архитектурная декорация, ни на востоке расположенный зал, ни на запад направленная лестничная клетка не располагают соответствующими сводами. Купола повторяются в упрощенном исполнении на угловых павильонах со стороны сада. Портал замка создан как проезд в сад, лестницы ведут отсюда к внутреннему расположенному перед залом вестибюлю. Из центрального корпуса здания можно попасть на почетный двор 1000 м ² , который ограничивается обоими боковыми крыльями. Этот сооруженный с 1735 по 1745, подковообразный строительный ансамбль образует основу замка и содержал после передачи императрице в 1867 жилые помещения Франца Йозефа (в северном крыле) и Елизаветы (в южном крыле).
В верхнем этаже находятся представительские жилые помещения и салоны замка, в то время как первый этаж преимущественно отводился экономическому пространству и гостевым помещениям. В королевское время замок имел более 136 жилых помещений, из которых 67 помещений использовались для размещения служащих. Замок был оснащен в 19-ом веке всем современным комфортом, в 1874 здесъ было установлено газовое освещение, в 1898 электрический свет. Дополнительно к каминам и печам существовало калориферное отопление.
Из эпохи Grassalkovichs едва ли что сохранилось из обстановки. Меблировка королевского периода также не сохранилась в полном обьеме - пропала большей частью из за грабежей или недостаточного ухода. Замковый музей поставил себе задачей собрать подлинные части королевского времени и, если возможно, более ранние предметы обстановки для коллекции.Сегодня реконструированы и открыты для посетителей 26 помещений замкового музея. Они соответствуют в цветах и драпировке состоянию на 1867 год. Выставленная меблировка, так же, как и лепка, преимущественно в стиле рококо и необарокко.
К самым значительным помещениям замка относятся оформленный в бело-золотых тонах 166 м ² большой зал рококо в среднем ризалите и устроенная по поводу ее посещения в 1751 "комната Марии Терезии", которая служила позже спальней королеве Елизавете. построенный для 100 зрителей замковый театр - это один из старейших сохранившихся театров Венгрии, хотя он был разрушен в 1867 и снова реконструирован только в ходе ремонта в 1986. Сегодня придворная церковь в северном крыле замка служит также приходской церковью города Гёдёлльő.
Венгерский период был завершающим в фанатической любви императрице к скачкам и верховой охоте. Ее любимой забавой была охота на лис - неудивительно, если учесть что императрица превосходно держалась в седле. Она даже брала уроки у профессиональной цирковой наездницы и училась выполнять сложные трюки. Хотя я бы определила это как желание быть первой и блистать. Первая леди империи не ценила своего положения первой по положению, а первой быть хотелось.
Во время одного из визитов в Англию в проводники ей был назначен молодой офицер, капитан Джордж Миддлтон. Гордый и независимый, он поначалу не придавал внимание тому факту, что его компаньонкой была сама австрийская императрица. Мало ли, будто мы императриц не видали. Такое отношение позабавило Элизабет, которая постаралась очаровать молодого человека, и ей это удалось.
На тот момент ей было 39, ему 30, что не могло не льстить ее самолюбию. У императрицы хватало нахальства постоянно упоминать капитана Миддлтона в письмах к мужу, но Франц Иосиф на провокации не поддавался. Зато когда в Лондон приехал Рудольф, во время приема он очень демонстративно повернулся к Миддлтону спиной, тем самым дав понять, что именно он думает обо всем об этом. Отношения Миддлтона и Элизабет длились 6 лет. Когда Елизавете пришлосъ отказаться от поездок в Англию, охотничьи забавы бали перенесены в Гёдёллё. Лошади из английских конюшен были также перевезены сюда (а для охоты и прогулок Елизавета держала около сотни чистопородных лошадей).
В Гёдёлё же был приглашен и Миддлтон, где ему пришлосъ столкнуться с множествомчестолюбивых венгров - великолепных наездников и ловеласов. Когда Гёдёллё превратился в базу для английской охоты на лис, сюда перестал приезжать Франц Иозеф - он не охотился верхом.
В начале 90-х годов прошлого столетия венгерское правительство начало реконструкцию и восстановление замка с целью сохранить прекрасный шедевр барочной архитектуры. В наше время отделочные и реставрационные работы продолжаются, но большая часть дворца уже восстановлена и открыта для посетителей. В замке Геделе постоянно проводятся выставки, концерты и фестивали, неизменно привлекающие к себе множество туристов со всех стран мира.
проспект дворца
https://olgina67.livejournal.com/259803.html
http://kiralyikastely.hu/seite.58.konigin_elisabeth_und_godollo
Серия сообщений "Венгрия": Часть 1 - Всемирное наследие ЮНЕСКО:достопримечательности ВенгрииЧасть 2 - Мелодия голубого Дуная - дворцы и замки Венгрии. Часть 1...Часть 9 - Замки Венгрии:Эстерхази(Esterházy-kastély)Часть 10 - Замки Венгрии:Вайдахуняд (Vajdahunyad vára)Часть 11 - Замки Венгрии: Гёдёлё(Konigliches Schloss Godollo)