Чайковский «Вариации на тему рококо» |
«Знаешь ли ты, что такое рококо?» —
спросил однажды Чайковский у Вильгельма Фитценхагена, своего друга, профессора класса виолончели Московской консерватории. Тот кивнул. Композитор сказал:
«Это беззаботное чувство радости» –
и напел изящную тему. «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром стали жестом преклонения Чайковского, человека мятущейся романтической души, перед гением Моцарта, гармоничностью его эпохи и стиля.
Вариации впервые исполнены 18 ноября 1877 года в Москве под управлением Николая Григорьевича Рубинштейна, солировал Вильгельм Фитценхаген, а затем триумфально исполнялись в Европе. В издательство Фитценхаген послал свою редакцию сочинения, где в партии виолончели нетронутыми остались лишь 11 авторских тактов. Чайковский гневался, но велел оставить, как есть.
«Вариации на тему рококо» для виолнчели с оркестром являются тонким и привлекательным произведением концертного типа. Условность названия, данного композитором своему сочинению, уже отмечалась много раз: простая безыскусственная тема вариаций мало напоминает жеманную манерность стиля рококо, сочетая типично русскую напевность с моцартовской ясностью и чистотой рисунка.
В ходе дальнейшего развития она подвергается ряду свободных преобразований и изменяет свой характер: собственно вариационные приемы развития соединяются с разработочными; используя отдельные обороты, композитор создает подобие законченных по характеру пьес.
Две медленные певучие вариации вносят выразительный контраст и способствуют структурному расчленению цикла. Особенно выделяется задушевно элегическая ре-минорная вариация (Эта вариация занимает разное место в двух известных версиях произведения: первоначальной авторской и той, в которой оно было издано в 1878 году под редакцией первого его исполнителя В. Ф. Фитценхагена. Помимо некоторых редакционных изменений в партии виолончели Фитценхаген изменил порядок вариаций (в частности, упомянутая ре-минорная вариация, находившаяся на третьем месте, стала шестой, предпоследней), а одну из них совсем исключил. В этом виде «Вариации на тему рококо» вошли в исполнительский репертуар.
Но в 40-х годах 20-го столетия некоторые музыканты стали настаивать на возвращении к первоначальному авторскому тексту. Возникшая в связи с этим печатная полемика обстоятельно рассматривается в книге Л. Н. Раабена «Скрипичные и виолончельные произведения П. И. Чайковского», М., 1958.), в которой легко ощутима близость к интонациям городской лирической песни-романса XIX века.
Благородство выражения, простота и изящество наряду с развитым виртуозным началом, предоставляющим солисту благодарные возможности для демонстрации своих исполнительских данных — таковы качества этого сочинения, ставшего одним из популярнейших образцов виолончельной концертной литературы.
Для стиля рококо в музыке характерны совершенно те же самые черты, что в живописи и в архитектуре. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов.
Музыку рококо писали главным образом для клавесинов, виолы, скрипки и гобоя.
Кроме кантаты, оперы, балета, следует назвать сюиту, ряд пасторальных и танцевальных миниатюр и собственно танцев, например, менуэт.
Большие оперы Рамо и Кампра также построены из небольших номеров, связанных между собой по сюитному принципу, а иногда и вовсе представляют собой феерическую сюиту, практически не связанную каким-либо вразумительным общим сюжетом.
Наиболее известные произведения этого типа:
«Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества»
и «Галантная Европа» Кампра.
Франсуа Куперен
10 ноября 1668, Париж —
11 сентября 1733, там же) — французский композитор, органист и клавесинист.
Основные сочинения Куперена написаны для клавесина — более 250 пьес различного характера, которым автор давал программные заголовки: «Бабочки», «Жнецы», «Верность», «Ветряные мельницы» и другие.
Андре Кампра Георг Филипп Телеман
П.И.Чайковский
ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ «Рококо»
для виолончели с оркестром
Бородин А. П. "Ноктюрн"
сначала у виолончели, а затем у скрипок.
Серия сообщений "Чайковский":
Часть 1 - О Петре Ильиче Чайковском и Игоре Фёдоровиче Стравинском
Часть 2 - 7 мая 1840 года родился Пётр Ильич Чайковский, один из величайшихкомпозиторов в истории музыки
...
Часть 13 - "Пиковая дама" Чайковского
Часть 14 - ЧЕХОВ И ЧАЙКОВСКИЙ
Часть 15 - Чайковский «Вариации на тему рококо»
Рубрики: | Музыка.О музыкантах.Муз. в живописи.Муз.инструмент Музыка: классика. |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |