-Рубрики

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме хозяина дневника.

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Валентина-л

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.08.2012
Записей: 146915
Комментариев: 48539
Написано: 383581


Чайковский «Вариации на тему рококо»

Понедельник, 17 Августа 2020 г. 06:56 + в цитатник
Цитата сообщения Томаовсянка Чайковский «Вариации на тему рококо»

Петр Ильич Чайковский. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром

«Знаешь ли ты, что такое рококо?»

спросил однажды Чайковский у Вильгельма Фитценхагена, своего друга, профессора класса виолончели Московской консерватории. Тот кивнул. Композитор сказал:

«Это беззаботное чувство радости» –

и напел изящную тему. «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром стали жестом преклонения Чайковского, человека мятущейся романтической души, перед гением Моцарта, гармоничностью его эпохи и стиля.

Вариации впервые исполнены 18 ноября 1877 года в Москве под управлением Николая Григорьевича Рубинштейна, солировал Вильгельм Фитценхаген, а затем триумфально исполнялись в Европе. В издательство Фитценхаген послал свою редакцию сочинения, где в партии виолончели нетронутыми остались лишь 11 авторских тактов. Чайковский гневался, но велел оставить, как есть.

«Вариации на тему рококо» для виолнчели с оркестром являются тонким и привлекательным произведением концертного типа. Условность названия, данного композитором своему сочинению, уже отмечалась много раз: простая безыскусственная тема вариаций мало напоминает жеманную манерность стиля рококо, сочетая типично русскую напевность с моцартовской ясностью и чистотой рисунка.



В ходе дальнейшего развития она подвергается ряду свободных преобразований и изменяет свой характер: собственно вариационные приемы развития соединяются с разработочными; используя отдельные обороты, композитор создает подобие законченных по характеру пьес.

Две медленные певучие вариации вносят выразительный контраст и способствуют структурному расчленению цикла. Особенно выделяется задушевно элегическая ре-минорная вариация (Эта вариация занимает разное место в двух известных версиях произведения: первоначальной авторской и той, в которой оно было издано в 1878 году под редакцией первого его исполнителя В. Ф. Фитценхагена. Помимо некоторых редакционных изменений в партии виолончели Фитценхаген изменил порядок вариаций (в частности, упомянутая ре-минорная вариация, находившаяся на третьем месте, стала шестой, предпоследней), а одну из них совсем исключил. В этом виде «Вариации на тему рококо» вошли в исполнительский репертуар.

 Но в 40-х годах 20-го столетия некоторые музыканты стали настаивать на возвращении к первоначальному авторскому тексту. Возникшая в связи с этим печатная полемика обстоятельно рассматривается в книге Л. Н. Раабена «Скрипичные и виолончельные произведения П. И. Чайковского», М., 1958.), в которой легко ощутима близость к интонациям городской лирической песни-романса XIX века.

Благородство выражения, простота и изящество наряду с развитым виртуозным началом, предоставляющим солисту благодарные возможности для демонстрации своих исполнительских данных — таковы качества этого сочинения, ставшего одним из популярнейших образцов виолончельной концертной литературы.


Рококо - (фр. rococo , от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко.
 

Для стиля рококо в музыке характерны совершенно те же самые черты, что в живописи и в архитектуре. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов.

В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена и Жана Филиппа Рамо. Совершенно в той же манере работали их менее известные сегодня современники:  Луи Клод Дакен, Антуан Форкре, Андре Кампра,, Луи Николя Клерамбо, Марин Маре и многие другие.

Музыку рококо писали главным образом для клавесинов, виолы, скрипки и гобоя.

Кроме кантаты, оперы, балета, следует назвать сюиту, ряд пасторальных и танцевальных миниатюр и собственно танцев, например, менуэт.

Сам по себе инструмент, клавесин, переживший в эпоху галантного стиля и рококо свою наивысшую точку расцвета и популярности, что это как не наивысшее выражение всех черт того же стиля рококо?  Камерный, небольшого размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Само собой, что внешняя отделка инструмента: вычурная, богатая, полная мелких украшений и тончайших деталей неизбежно дополняла единство стиля.

 

Большие оперы Рамо и Кампра также построены из небольших номеров, связанных между собой по сюитному принципу, а иногда и вовсе представляют собой феерическую сюиту, практически не связанную каким-либо вразумительным общим сюжетом.

Наиболее известные произведения этого типа:

«Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества»

и «Галантная Европа» Кампра.

Герои мифологических сюжетов опер представляли собой галантных кавалеров и дам, переодетых в пышные костюмы по принципу маскарада. Очень популярен был также жанр пасторали, с такими же галантными пастухами и пастушками, разумеется, ничего общего не имеющими с реальными крестьянскими типажами, занимающимися выпасом скота.

Франсуа  Куперен

10 ноября 1668, Париж —

11 сентября 1733, там же) — французский композитор, органист и клавесинист.

Основные сочинения Куперена написаны для клавесина — более 250 пьес различного характера, которым автор давал программные заголовки: «Бабочки», «Жнецы», «Верность», «Ветряные мельницы» и другие.

Жан-Фили́пп Рамо́ 25 сентября 1683, Дижон —  12 сентября 1764, Париж) — французский композитор и теоретик музыки. Рамо создал новый оперный стиль, шедевром которого стали его лирические трагедии «Ипполит и Арисия» «Кастор и Поллукс» .  Вершиной музыкально-сценического творчества Рамо признана опера-балет «Галантные Индии» премьера: 1735, Парижская Опера, пользующаяся успехом у режиссеров, исполнителей и публики и поныне.

 

Андре Кампра                      Георг Филипп Телеман      

Ге́орг Фи́липп Те́леман Андре́ Кампра́

 

П.И.Чайковский

ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ «Рококо»

для виолончели с оркестром



Бородин А. П. "Ноктюрн"

А. П. БОРОДИН  “ НОКТЮРН ” “ Ноктюрн ”( в переводе с французского- ночной)- напевная лирическая пьеса печального, мечтательного характера. Мелодия звучит в разных регистрах- сначала у виолончели, а затем у скрипок.

                                                    сначала у виолончели, а затем у скрипок.

multiurok.ru

Серия сообщений "Чайковский":
Часть 1 - О Петре Ильиче Чайковском и Игоре Фёдоровиче Стравинском
Часть 2 - 7 мая 1840 года родился Пётр Ильич Чайковский, один из величайшихкомпозиторов в истории музыки
...
Часть 13 - "Пиковая дама" Чайковского
Часть 14 - ЧЕХОВ И ЧАЙКОВСКИЙ
Часть 15 - Чайковский «Вариации на тему рококо»
Рубрики:  Музыка.О музыкантах.Муз. в живописи.Муз.инструмент
Музыка: классика.

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку