Цитата сообщения babeta-liza
Три Спаса - три праздника в августе
В августе христиане отмечают три праздника, связанных с Сыном Божьим. В русской традиции они известны как Спасы. Эти празднества были учреждены Андреем Боголюбским 950 лет назад. Само слово «спас» происходит от «спаситель». К трём летним праздникам в Церкви было приурочено освящение различных плодов, которые созревали именно к этому времени. На Руси эти даты августа наполнены разнообразными традициями. Сегодня – история каждого праздника, рассказ о народных обычаях иллюстрированный русскими живописцами.
"Три Спаса августа: мед, яблоки, хлеб
«Первый Спас — на воде стоят, второй Спас — яблоки едят, третий Спас — на зеленых горах холсты продают». Спас в христианстве — от имени Иисуса Христа, Спасителя. В народе есть свое объяснение названию праздника — в лучших традициях сбора урожая: «спасаться», запасая урожай на долгую зиму. У каждого Спаса августа — своя история и даже свои праздничные угощения к столу.
Владимирская икона Божией Матери
14 августа — Медовый Спас, или Спас на воде
Начинается история Медового Спаса еще в дохристианские времена. В эти дни отмечали праздник урожая. В Константинополе IХ века были свои традиции. В самый жаркий месяц года было принято выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы. Верующие уповали на помощь Иисуса Христа в отвращении болезней и природных напастей — засухи и пожаров.
Андрей Юрьевич Боголюбский — князь Вышгородский, великий князь Владимирский (1157—1174).
На Руси в этот день совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Верующие вспоминают славную победу Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году. В поход благоверный князь отправился с чудотворной иконой Владимирской Богоматери и Святым Крестом. По преданиям, в борьбе с врагами помогли христианские святыни.
Булекова М.А. Август. 2010
Еще одно название праздника 14 августа — Спас на воде. В честь малого водосвятия. И в храмах, и в хозяйстве. В это время на Руси освящали новые колодцы, шли крестным ходом на реки и озера, купались сами и купали домашний скот, испрашивая здоровья
Илларион Михайлович Прянишников - Спасов день на Севере (1887)
По традиции в этот день совершается малое освящение воды.Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные водоёмы и родники для освящения воды. После крестного хода купались в освящённой воде и купали домашний скот, чтобы смыть болезнь, сглаз и прочее. После "мокрого Спаса" уже не купались: лето клонится к закату, вода "цветёт", птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту.
Б.Раденко 2011
Валерий Федотов 2010
А что народ?
В народе с религиозным праздником были связаны свои традиции. К середине августа как раз поспевает мед нового сбора — «сок от ночной росы, той, что пчелы собирают с цветов благоухания». Пасечники вырезали из ульев первые соты и несли в храм для освящения. Христиане воспринимали мед не просто как лакомство или полезный продукт, но как воплощение Божией благодати и милости. Одаривали детей и нищих.
Александр Владимирович Маковский - На пасеке
Лазарева Светлана АлександровнаМедовый Спас. 2010
Традиционное угощение для Медового Спаса — выпечка с медом: пряники и блины. Главное условие: чтобы сладости были постные. С 14 августа у православных христиан начинается Успенский пост.
Елена Вилкова 2009
Главный напиток Медового Спаса — питной мед. Настаивался такой мед десяток лет. Изучал старинные рецепты историк и кулинар Вильям Похлебкин. «Ставленный» мед состоял на треть из ягод и на две трети из самого меда. Выдерживали эту смесь в смоляных бочках от 10 до 40 лет. Самым «сырым» считался мед-пятилеток. Ускорить естественный процесс помогал медовый уксус и хмель.
Вячеслав Бабак
Кроме того, 14 августа день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166-ом году до Рождества Христова.
И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно переплелись с языческими обычаями и обрядами: день памяти Маккавеев причудливо слился с древним языческим обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник "Макавей" - в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает
Ходорович Владимир Павлович 2005 г
Возможно, связь мака с Маккавеями исключительно из-за созвучия. Там, где ещё сохранились обычаи предков, в этот день пекут маканцы, мачники - постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Встарь праздничная трапеза обычно начиналась блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготовляли маковое молочко - маково-мёдовую массу, в которую обмакивали блины. Эта посуда называлась макальником, макитрой, макатером.
Жданов Владимир Юрьевич Медовый Спас 2005 г
Острая Елена 2014 Медовый спас
19 августа — Яблочный Спас, или Спас на горе
Пора Яблочного Спаса приходит в праздник Преображения Господня. В память о евангельских событиях на горе Фавор, когда Иисус Христос, взяв трех своих учеников, дабы поддержать их веру, поднялся на вершину и предстал во всем своем величии. Как Сын Божий. Спаситель показал людям, какими они станут в жизни грядущей и как преобразится земной мир.
Преображение - икона (первая половина XII века) - Государственный Эрмитаж - Санкт-Петербург
Андрей Иванович Иванов - Преображение (1807-1809) - Русский музей - Санкт-Петербург
Праздник этот отмечался в Палестине, начиная с IV века - со времени, когда императрица Елена - Елена Равноапостальная построила на горе Фавор храм в честь Преображения.
Преображение - икона из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском - круг Феофана Грека (около 1403-го года)
Государственная Третьяковская галерея - Москва
Согласно евангельскому тексту, это событие произошло в феврале, за 40 дней до Пасхи, но Православная церковь перенесла празднование на 6 августа (19 августа) для того, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста. При этом на 40-й день после Преображения всегда празднуется Воздвижение Креста Господня.
Чалов Михаил Яблочный спас
Второе - русское народное название праздника Преображения - Яблочный Спас. Это название праздник приобрёл по причине того, что Преображение Господне, согласно Типикону ("Типикон" - книга, в которой записан богослужебный устав. "Типикон" - совокупность указаний, определяющих структуру и порядок православных богослужений и их сочетаний на все дни года), в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет, - яблоки, после чего их разрешается употреблять в пищу.
Освящение проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословлённой Им природы.
Зайцев Николай Егорович - Яблочный Спас (2000)
В этот день верующие приносят в храм для освящения плоды нового урожая: яблоки, сливы, виноград. Считалось, что плоды — своеобразная награда за год тяжкого труда и, освящая яблоки, Божией благодатью можно освятить и все труды земные.
Николай Бодаревский1921
Зайцев Николай Егорович - Яблочный Спас (1991)
Как праздновали первые осенины
Яблочный Спас — как старт своеобразной кулинарной яблочной кампании. С этого дня на Руси пекли постные пирожки и пироги с яблоками, варили варенье. На закате провожали солнце с песнями: природа разворачивалась к осени и зиме. Яблоки — главное украшение праздничного стола на Преображение, подарок каждому гостю и даже нищему. «На Второй Спас и нищий яблочко съест», — утверждали в народе.
Анатолий Мазаренко.Яблочный спас
Белан Владимир Филимонович - Яблочный спас
Н.Н.Михайлова-Рудых Яблочный спас
29 августа — Ореховый, Хлебный Спас, или Спас на холстах
В этот день христиане отмечают день Спаса Нерукотворного — в память перенесения образа в Константинополь. Появление чудотворного образа связывают с историей о правителе Авгаре.
Больной царь послал к Христу своего служителя-художника с письмом и просьбой прийти в Эдессу и исцелить его, если же это невозможно — написать образ.. Когда художник увидел лик Спасителя, сильно захотелось ему изобразить черты Его на полотне, но все труды остались напрасны - никак не мог он уловить черты лица Господня. Заметив это, Иисус Христос велел принести воды, умылся, вытер лицо Свое платком, и, к удивлению присутствующих, на платке тотчас же получилось изображение Его.
Этот нерукотворный образ Свой Иисус Христос послал царю вместе с письмом, в котором писал: "Блажен ты, что уверовал в Меня, не видав Меня. После вознесения Моего придет к тебе ученик Мой и совершенно исцелит тебя от недуга"
Царь, получив образ и поклонившись Ему, почти совсем излечился от болезни. Сначала образ хранился в городе Едесс, где жил князь, впоследствии же был перенесен в Константинополь. Перенесение это было совершено 16 августа по старому стилю (29 августа по новому стилю).
По традиции, икона "Спас Нерукотворный" - первый самостоятельный образ, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество.
С этим холстом связывают множество чудес и исцелений. В древности в этот день освящались ткани с изображением Спасителя. Во время военных походов использовали полотна как стяги.
Ушаков Симон Федорович 1673
В мирной жизни в самый ярмарочный месяц домотканое полотно везли на торг. Жатва хлебов должна быть закончена еще к празднику Успения. Оставалось лишь досеять озимые. Заполнены закрома — самое время пополнить семейный бюджет и освободить место под новые холсты. Впереди — длинные зимние вечера.
«Третий Спас — хлеба припас»
День торжественный, в который пекли первый хлеб из зерна нового урожая и благодарили Господа за хлеб насущный на каждый день. Уборка на полях уже закончена, а в лесу как раз поспевали орехи. Ореховый Спас — время заготовки на зиму целебной ореховой настойки. Готовили ее хозяйки из перемычек грецких орехов. Свежеиспеченный хлеб и орехи подавали в этот день к столу.
М.Стахович.Дожинки 1821
Старались отметить последний праздник лета щедро и с душой. «Коль хорош третий Спас — зимой будет квас». Провожали в это день птиц и отмечали, какую ждать осень: если журавль отлетит к третьему Спасу, на Покров будет морозно.
А. Ковальский-Веруш. Дожинки 1910
Третий Спас называют ещё Хлебным Спасом и Ореховым Спасом. Третий Спас обычно считался полупраздником.
К этому времени заканчивается уборка хлеба и разрешается собирать в лесах созревшие лесные орехи (лещину).
В этот день выпекают хлеб из зерна нового урожая. На Хлебный Спас пекут пироги из муки нового урожая: "Третий Спас хлеба припас". "Хорошо, если Спас - на полотне, а хлебушко на гумне!"
С третьего Спаса начиналась и заготовка лесных орехов.
В городах на Ореховый Спас обычно устраивают ярмарки. Причем с такой ярмарки нельзя уходить с пустыми руками – иначе потом весь год будет неудачным, а нужно обязательно купить ткань или изделие из ткани, полотна.
В этот день хозяйки готовят праздничные блюда с непременным добавлением орехов, полезные свойства которых известны издавна. Самые распространенные блюда на ореховый спас: печеные яблоки с орехами, различная выпечка и другие сладости тоже с орехами, а также обязательно свежеиспеченный хлеб. Кроме хлеба, также готовят в этот день пироги с грибами и блюда с орехами, которыми обязательно угощают родных и близких.
За праздничным столом нужно отдать дань уважения хозяйке, попробовав каждое блюдо на столе. Тогда целый год будет сопутствовать удача и не будет финансовых проблем.
Николаев Юрий Викторович - Орехи
Машков Илья Иванович - Снедь московская. Хлебы (1924)
Бортников Николай Федорович - Хлеб - (1985)
Николаев Юрий Викторович - Хлеба
После третьего Спаса лето окончательно сдается в объятия осени. Птицы сбиваются в стаи и улетают в теплые края на зимовку. Существует примета, что если журавли улетают на ореховый Спас, то на Покрова будут уже заморозки.
Праздники августа тесно связаны между собой не только именем Спасителя. Объединяет их также то, что в церкви во время праздничной литургии проводится чин освящения плодов земных. Вот почему в народной памяти сохранились такие названия спасов: «медовый», «яблочный», «ореховый», «хлебный», «маковый». Они указывают на время сбора разных видов урожая. «Принесением начатков Богу» христиане благодарят отца небесного за заботу, за всё то, что он подаёт людям в пищу от щедрот своих.