-Рубрики

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме хозяина дневника.

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Валентина-л

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.08.2012
Записей: 146915
Комментариев: 48539
Написано: 383581


Пантелеймоновский мост... и сопромат

Вторник, 14 Января 2020 г. 05:25 + в цитатник
Цитата сообщения elinor_051 Пантелеймоновский мост... и сопромат


original (700x358, 242Kb)
Пантелеймоновский мост, перекинутый через реку Фонтанка в Петербурге и соединяющий остров Летний сад и Безымянный остров, входит в список объектов культурного наследия страны.

4839078_large (700x429, 221Kb)
Мост является продолжением улицы Пестеля (до 1923 — Пантелеймоновской) через Фонтанку к северной (нечётной) набережной реки Мойки у Летнего сада и находится в сосредоточении исторических мест: непосредственно у Летнего сада и Инженерного (Михайловского) замка. Образует ансамбль с расположенным рядом Первым Инженерным мостом через исток реки Мойки.

С момента постройки первого на этом месте моста-акведука он не раз менял своё название и облик:
1725 - Деревянный безымянный мост
1823 - Цепной мост (Пантелеймоновский цепной мост)
1908 - Пантелеймоновский мост
1915 - Гангутский мост
1923 - мост Декабриста Пестеля
1928 - мост Пестеля
1991 - Пантелеймоновский мост

Название "Пантелеймоновский" мост получил по стоящей поблизости Пантелеймоновской церкви.

До 1725 г. в этой части Фонтанки работал только лодочный перевоз. История моста начинается со строительства деревянного «хода вод» - акведука для пропуска воды от водовзводных колёс к фонтанам Летнего сада из Лиговского канала. Мост-акведук был построен в 1725-1726 гг. мастером Xарманом ван Болесом.
1280px-Fontanka_grot (700x516, 87Kb)
Акведук через Фонтанку в 1720-х гг.

В 1748-1749 гг. его заменили новым в стиле барокко по проекту архитектора Бартоломео Растрелли. Акведук был пышно украшен лепкой, и даже линии арок были вырезными. Этот мост, вместе с крытым пешеходным мостом через Мойку, ведущим из Летнего дворца Елизаветы Петровны в Летний сад, дворцом и прилегающими садами и набережными образовывал единый архитектурный ансамбль. После наводнения 1777 г., разрушившего фонтанную систему Летнего сада, акведук был разобран.
К 20-м годам XIX в. в связи с преобразованием территории вокруг Михайловского замка возникла необходимость связать Литейный проспект с районом Марсова поля. Для этого было решено построить мост через Фонтанку по оси Пантелеймоновской улицы. 26 мая 1823 г. последовало повеление императора Алеесандра I о постройке одного большого цепного моста через Фонтанку «против Инженерного департамента (у Летнего сада)». Проект моста был составлен инженером Вильгельмом фон Треттером.
В. фон Треттер. Цепной Пантелеймоновский мост. Литогр. 1820-х гг. (664x461, 71Kb)
В. фон Треттер. Цепной Пантелеймоновский мост. Литогр. 1820-х гг.

Работами руководили инженеры В. К. Третер и В. А. Христианович, облицовку гранитных береговых устоев выполнил мастер-камнетёс С. К. Суханов.
Осенью 1823 г. было закончено сооружение устоев моста.
Все чугунные и кованые железные части были изготовлены на чугунолитейном заводе Берда в Петербурге. Интересно, что в России такая наука как сопромат впервые стала применяться именно при сооружении этого моста. Все металлические части моста предварительно подвергались испытаниям на разрыв машиной, специально сконструированной и изготовленной на заводе Берда. Первые испытания железа, пригодного для устройства цепей, были неудачными; наконец, звено цепи, составленное из четырёх скованных вместе тонких прутьев, выдержало испытание на разрыв в 24 тонны и было признано пригодным.
После устройства береговых устоев, установки порталов и переброски через них с одного берега на другой пяти парных цепей, к ним были подвешены лёгкие мостки, с которых производился дальнейший монтаж элементов моста. Сборка элементов моста была произведена в течение восемнадцати дней рабочими завода Берда. Мост был открыт 4 ноября 1824 года.
Беггров (700x444, 241Kb)
Портал цепного Пантелеймоновского моста. Раскрашенная литография. К. Беггров, 1824 г.

Мост был однопролётным, на береговых опорах были установлены два высоких чугунных портала, через которые было переброшено пять рядом парных цепей. Концы цепей были закреплены в каменной кладке устоев на уровне их основания. Деревянное полотно с подъёмом к середине было подвешено к цепям с помощью прутьев. Несущие цепи по ширине моста распределялись неравномерно: одна цепь, проходя по оси моста, разделяла проезжую часть на две полосы движения транспорта; остальные, попарно расположенные, цепи выделяли тротуары по обеим сторонам проезжей части.
Для того, чтобы не вырубать около ста вековых деревьев Летнего сада, ось моста была несколько отклонена от оси ведущей к нему улицы, а порталы установлены на береговых устоях не параллельно друг к другу.
мост (700x442, 190Kb)
Вид на Пантелеймоновский цепной мост у Летнего сада. 1825 г.

Длина подвесного моста была 43 м., ширина — 10,7 м. Высота полых чугунных колонн-порталов составляла 6 м., их верхний диаметр 20,6 см., нижний — 30,4 см., толщина стенок колонн — 2,2 см. Цепи были изготовлены из круглых кованых стержней уральского железа, с длиной элемента 1,5 м. Гранитные береговые устои вдавались в реку на 16 м. Основание опор — свайное, из-за слабых грунтов основания длина свай (с наращиванием) доходила до 21,5 м. Чугунные и железные части моста были покрашены чёрной краской и покрыты лаком, а детали украшений позолочены
Бианки (700x418, 75Kb)
Цепной мост у Летнего сада. Фото И.К.Бианки. 1853 г.

Пантелеймоновский мост представлял собой выдающееся инженерное сооружение: это был первый в России висячий мост, предназначенный для проезда экипажей. По результатам двухмесячных подсчётов после открытия моста по нему ежедневно в среднем проходило 8000 человек и проезжало 900 экипажей.
Садовников (700x476, 79Kb)
Вид набережной Фонтанки у Пантелеймоновского моста. Акв. В.С. Садовникова. 1855 г.

Серьёзным недостатком Пантелеймоновского моста была качка. Образное описание этого явления оставила в своих воспоминаниях художница А. П. Остроумова-Лебедева:
Очень любила я идти по Цепному мосту, он приятно и ритмично качался. Ритм его менялся. Когда шёл народ, ехали извозчики, он как-то мягко плясал под ногами, меняя такт и внося перебои. Когда шёл обоз ломовых, его ритм становился и реже, и глубже, и шире. Больше всего я любила, когда по нему шёл отряд войск, топанье многих ног придавало мосту какую-то бесподобную жизнь. Ритм его был бойкий, определенный и шутливый. Бывало идёшь по мосту и, не оборачиваясь, уже догадываешься по его качанию, что по нему едут ломовые или идёт войско.
29185412.1 (650x450, 226Kb)
"Цепной мост". Картина А.П.Остроумовой-Лебедевой


В 1862 г. при ремонте моста все подвесные стержни и балки пола были заменены. Вместо старых чугунных перил была поставлена железная решётка. Работы производились инженером И. В. Балинским.
мост (700x471, 62Kb)
Цепной Пантелеимоновский мост. Фото А. Лоренса. 1860-1870-е гг.

К началу XX века интенсивность движения значительно выросла, появились первые автомобили, и пропускная способность старого моста, ширина которого составляла всего 10,7 метра, оказалась явно недостаточной. В 1890 г. петербургский градоначальник предложил перенести цепной мост ниже по течению Фонтанки, к Малому театру и Лештукову переулку, а на прежнем месте построить новый мост, «размерами и типом подходящий к теперешнему Семионовскому мосту». В 1900 г. техническое отделение городской Управы составило 2 эскизных проекта перестройки моста, из которых Управой был одобрен проект жёсткого висячего моста стоимостью 215 тыс. руб. После обрушения Египетского моста аналогичной конструкции 20 января 1905 г. поступило распоряжение реконструировать мост. Официальное заявление городских властей содержало в себе причину его разборки необходимостью прокладки на этом месте трамвайных путей.
,,,1905 (700x495, 89Kb)
Цепной Пантелеимоновский мост. Фото 1905 г.

Краеведы Санкт-Петербурга пытались отстаивать этот памятник. Известный художник и критик Александр Бенуа предлагал перенести старый мост куда-либо в другое место, чтобы сохранить этот ценный памятник архитектуры пушкинского времени. Но «отцы города» решили его разломать - так было проще и дешевле. В 1906 году мост был разобран. Некоторые части его, между которыми находились и позолоченные маски львов, были переданы в Музей Петербурга. В Центральном музее железнодорожного транспорта России сохранилась модель (в масштабе 1:28) цепного моста, выполненная в мастерских Института корпуса инженеров путей сообщения в первой половине XIX в.
модель (700x361, 53Kb)
Пантелеимоновский мост. Модель (ЦМЖТ)
модель (700x466, 74Kb)

В 1908 г. на месте разобранного цепного моста появился арочный, существующий и поныне. Новый проект был разработан инженером А. П. Пшеницким, при участии инженеров А. П. Станового и А. И. Зазерского.
Новый мост, сменивший Цепной, оказался удачным сооружением. Его пологая, как бы перелетающая с берега на берег, стальная арка красиво вписалась в окружающий пейзаж. Правда, первое время на мосту стояли деревянные перила: Академия художеств отказалась одобрить присланные ей на утверждение чертежи металлических перил, считая, что «мотивы решеток скорее характера балконного, чем мостового». Проект архитектурного оформления моста был разработан только в 1910 г. Его автор архитектор Л. А. Ильин - знаток петербургской старины - решил в отделке моста следовать традициям классицизма. Вдохновляясь художественным обликом мостов, построенных «под смотрением» Карла Росси, Ильин использовал в рисунке решеток и фонарей, а также в декоративных украшениях арок излюбленные мотивы классицизма: пальметки, изображения пик, щитов, мечей и т. п.
декор (698x699, 217Kb)
Новый арочный Пантелеймоновский мост был открыт для движения в 1908 г., но полностью отделан только в 1911 г. Он органично вошел в архитектурный ансамбль, сложившийся вблизи Летнего сада и Инженерного замка.
гангутский (700x469, 66Kb)
Гангутский мост. 1918 г.

В 1925 г., в связи с празднованием 100-летия восстания декабристов, мост был переименован в "Мост Пестеля". В 1953-1987 гг. проводились различные реставрационные работы. 4 октября 1991 г. мосту вернули его первоначальное название "Пантелеймоновский".
1929 (700x488, 287Kb)
Мост имени декабриста Пестеля через Фонтанку у Летнего сада. Открытка 1929 г.

мост Пестеля 1950е (700x452, 89Kb)
Мост Пестеля. 1950-е гг.

Мост обращает на себя внимание богатой и красочной декоративностью надмостных сооружений – перильных ограждений, торшеров и фонарей. Чугунные секции перил художественного литья представляют собой часто расставленные дротики с накладной арматурой из удачно скомпонованных, тонко и высокохудожественно выполненных воинских атрибутов: перевитых лентами секир, пик, щитов. В характере перил исполнены и удерживающие их стойки в виде ликторских пучков.
regnum_ (700x467, 65Kb)
Своеобразно и интересно решены торшеры – пучки высоких пик, перевитых посередине венками, украшенными накладными элементами воинской арматуры в виде овальных щитов с барельефами медуз на фоне перекрещенных мечей античной формы. Средняя наиболее высокая пика завершается двуглавым орлом с распростертыми крыльями и лавровым венком в когтях. Остеклённые фонари, напоминающие форму усечённой восьмигранной пирамиды, подвешены к кронштейнам.
,,,1 (374x700, 141Kb)
Художественное воздействие декоративных элементов моста усиливается тем, что Ильин широко использовал бронзировку и покрытие сусальным золотом отдельных элементов декора - наконечников пик, голов медуз, обрамлений щитов, двуглавых орлов с венками из лавровых листьев, сферических поверхностей фонарей, решёток. Накладные украшения арок и другие позолоченные части на фоне черноокрашенных поверхностей придают мосту впечатление парадности и богатства.
,,,1 (700x475, 166Kb)
В 2017 г. по заказу СПБ ГБУ «Мостотрест» проводились работы «по восстановлению окрасочного слоя металлоконструкций и покрытию декоративных элементов». Металлоконструкции мостов были очищены, заделаны все каверны и трещины, проведена шпаклёвка и покраска. Золочение декоративных деталей мостов полностью восстановлено. В общей сложности, выполнено более 20 видов технологических работ. С тех пор мост стал ещё краше.
6763229_xlargeа (700x613, 209Kb)





Источник:http://www.citywalls.ru/house24633.html?s=qv6qnd2idirdmrsijborb0cv42
https://regnum.ru/news/society/2355701.html
https://zen.yandex.ru/media/id/59e888cd799d9d4d96c...burga-5bbb1c22209ecd00aa54e77c
Википедия



Серия сообщений "Мосты прошлого":

Часть 1 - Чёртов мост: по Суворовским местам
Часть 2 - Чёртов мост в Василёво
...
Часть 21 - Понравилось
Часть 22 - Первый постоянный мост через Неву
Часть 23 - Пантелеймоновский мост... и сопромат


Рубрики:  Санкт-Петербург и его окрестности.
Путешествия. Земля.
Башни. Мосты. Лестницы. Дороги. Метро.Тоннели.
Вся наша Россия.
Города России, деревни, пейзажи городские и сельск

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку