-Рубрики

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме хозяина дневника.

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Валентина-л

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.08.2012
Записей: 146915
Комментариев: 48539
Написано: 383581


Г.В. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель"

Вторник, 03 Декабря 2019 г. 14:50 + в цитатник
Цитата сообщения lora-46 Г.В. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель"

 

 

 


– симфонические пьесы Свиридова

не только запечатлели образы пушкинской повести,

но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям.

Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл, отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, он превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение. Яркость и убедительность образов музыки Г Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре – на эту музыку был поставлен балет.

Большинство записей музыкальных иллюстраций Г.Свиридова

звучат в такой последовательности:


"Тройка"


"Пастораль"


Вальс


"Венчание"


Марш


"Весна и осень"


Романс


"Отзвуки вальса"


"Зимняя дорога"


Тройка



 

 

"Кони мчатся по буграм
Топчут снег глубокой…
Вот, в сторонке божий храм
Виден одинокий…


Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;


Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы…"


(Жуковский)

Музыка Свиридова  характеризует  русскую душу, русский характер. У русского человека чувства почти всегда берут верх над рассудком, и “виновница” всех произошедших в повести событий вовсе не метель,

а именно эта черта характера

 

. Пастораль

 



Пастораль в переводе с латинского означает “пастушечий”.

Это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы. Рисует идиллическую картину жизни русской провинции: размеренную, спокойную.


7f7c8b2f8b8b (600x469, 333Kb)

– ВАЛЬС



.Хотя в повести нет описания бала,

но рассказ о восторженном отношении женщин к военным дал повод Г. Свиридову для создания образа бала в своих музыкальных иллюстрациях

. Этот образ композитор воплотил в одном из самых любимых и популярных жанров музыки – вальсе.

“Вальс” вводит нас в атмосферу бала.

С первых же тактов создается радостное, приподнятое настроение. Мы представляем себе подъезжающие к дому кареты, как выходящие из них гости слышат доносящиеся до них звуки вальса.

И вот, наконец, они входят в сверкающий огнями зал и сразу попадают в круговорот Вальса.


 

Марш

 



…"Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество!”

-Так описана в повести “Метель” победа над Наполеоном.

В пьесе “Марш” ярко передана атмосфера торжеств, подъема патриотических чувств народа России.жизнерадостность, восторг от победы, юмор и бесшабашность молодости

 

" Весна и осень"

 



Как в природе одно время года приходит на смену другому, так и в жизни человека одно чувство сменяется другим.

Потеря восполняется новыми впечатлениями.

Весеннее чувство любви к Владимиру сменилось осенью потери и печальных воспоминаний.

Но весна новой любви непременно придет в ее сердце!


Романс

 

 



 

Но разве можно сравнить музыку Свиридова с бытовым романсом?!

По накалу эмоций и страстей “Романс” можно сравнить с симфонией!

Несмотря на то, что отсутствуют главная и побочная партии, музыка не статична, звучит в развитии и движении, какие можно услышать лишь в крупных музыкальных формах!


images (284x177, 25Kb)



Кульминацией пушкинской повести является момент объяснения в любви, а кульминацией музыкальных иллюстраций является “Романс”.

Оба отрывка – это диалоги.

Они совпадают по эмоциональному настроению. Динамика и тембры инструментов симфонического оркестра следуют за пушкинским текстом.Первое проведение темы – начало объяснения.

“Я вас люблю, – сказал Бурмин, – я вас люблю страстно…”

(Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову еще ниже).

В оркестре солируют скрипка и виолончель.

Второе проведение темы.

 

“Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке видеть и слышать вас ежедневно…”

В оркестре солируют гобой и флейта, мелодия становится более взволнованной.



Третье проведение темы.

“Теперь же поздно противиться судьбе моей;

воспоминания об вас, ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей;

но мне еще остается исполнить тяжелую обязанность открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду…”

– “она всегда существовала, – прервала с живостью Марья Гавриловна,

– я никогда не могла быть вашею женою…”

“Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но – я несчастнейшее создание … я женат!”

. Музыка точно передает смятение чувств главных героев.

Четвертое проведение темы.

“Я женат, – продолжал Бурмин, – я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь”.

Соло трубы звучит на фортиссимо, достигает своей кульминации, здесь слышатся боль и отчаяние человека, вынужденного отвечать за безрассудство молодости.



Пятое проведение темы

. “Не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал.

В то время я так мало полагал важности преступной моей проказе, что, отъехав от церкви, заснул и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции

. Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко и которая теперь так жестоко отомщена.



-Боже мой. Боже мой! – сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, – так это были вы! И вы не узнаете меня?
 

Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…”

Эмоциональный накал в пятом проведении спадает, как будто герой смиряется со своей судьбой. Тема звучит у кларнета и скрипки, затем у виолончели. После всего пережитого у героев не хватает эмоций для радости. Музыка звучит светло, печально, отрешенно…



В каком бытовом романсе вы встретите такую трагедию, страсть и такую непредсказуемую развязку!?


Hermann_Kauffmann_-_Enduring_the_snowstorm (512x355, 186Kb)


“Зимняя дорога”.

 



Этот номер интонационно перекликается с первым номером “Тройка”,

но звучит уже гораздо спокойнее, умиротвореннее.

Эта история закончилась, но жизнь – это бесконечная дорога, на которой нас ждут новые встречиКогда слушаешь этот номер, невольно вспоминаются пушкинские строки:



"Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.


По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.


Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.....

.
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег.... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне."..


0_d05d2_fa1b9f1_XL (550x686, 831Kb)

источник



Рубрики:  Музыка.О музыкантах.Муз. в живописи.Муз.инструмент
Из книг. Литературное. Театральное... О художниках
Музыка инструментальная.Оркестры. Ансамбли.
Музыка: классика.
Романсы..Вокал. Хоры. Народные песни и музыка.
Проза, рассказы, притчи, сказки, истории, басни ..
Живопись. Прикладное искусство. Искусство АРТ.-2

Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку