-Рубрики

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме хозяина дневника.

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Валентина-л

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.08.2012
Записей: 146916
Комментариев: 48542
Написано: 383585


Волшебный сад Эдварда Джеймса - покровителя сюрреалистов

Среда, 22 Августа 2018 г. 12:58 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Волшебный сад Эдварда Джеймса - покровителя сюрреалистов

Las Pozas de Xilitla
 
Эксцентричный британский миллионер Эдвард Джеймс завоевал репутацию щедрого покровителя сюрреалистов. Он был близким другом Рене Магритта и Сальвадора Дали, который считал его «безумнее, чем все сюрреалисты вместе взятые». Будучи мечтателем со множеством причудливых идей, 35 лет своей жизни он посвятил воплощению самой необыкновенной фантазии — созданию Эдемского сада посреди диких джунглей Мексики.
 
 
«Эксцентричным можно быть помимо своей воли. Это то, с чем человек рождается» — Эдвард Джеймс.
 
Кроме эксцентричности, Эдвард Джеймс мог похвастаться многими талантами: он пробовал себя в качестве поэта, художника, импресарио, издателя, дизайнера,скульптора, но настоящим его призванием стала деятельность мецената. В родной Англии Джеймс основал Фонд развития изобразительного искусства, подарил ему родовое поместье Уэст Дин в Сассексе и свое собрание работ выдающихся художников ХХ века.
 
У него были собраны лучшие картины Дали, Магритта, Джорджо ди Кирико, Эрнста, Клее, Пикассо, Дюшана, Миро, Леоноры Каррингтон, Павла Челищева, Дельво, Джакометти Леонор Фини и Доротеи Таннинг. Нью-йоркский галерист Жюльен Леви называл собрание Джеймса «чемпионской коллекцией», а самого ценителя искусства — «сказочно богатым, щедрым,конструктивным, но невыносимо своевольным».
 
 
Сальвадор Дали. Лебеди, отражающиеся в слонах
 
Лебеди,отражающиеся в слонах
Сальвадор Дали
1937, 61×77 см
 
Сальвадор Дали. Сон
Сон
Сальвадор Дали
1937, 51×78 см
Сальвадор Дали. Белое безмолвие
 
 
Белое безмолвие
Сальвадор Дали
1936
Пабло Пикассо. Минотавромахия
 
 
Минотавромахия
Пабло Пикассо
1935, 49.8×69.3 см
Рене Магритт. На пороге свободы
 
 
На пороге свободы
Рене Магритт
1930, 114×146 см
Сальвадор Дали. Параноидально-критическое одиночество
 
 
Параноидально-критическое одиночество
Сальвадор Дали
1935
Павел Федорович Челищев. Курица и Человек
 
 
Курица и человек
Павел Федорович Челищев
1934, 65.6×92.3 см
Леонора Каррингтон. Великанша (Хранительница яйца)
 
 
Великанша
Леонора Каррингтон
1947, 120×69.2 см
Сальвадор Дали. Впечатления от Африки
 
 
Впечатления от Африки
Сальвадор Дали
1938, 91.5×117.5 см
Павел Федорович Челищев. Портрет Чарльза Генри Форда
 
 
Портрет Чарльза Генри Форда
Павел Федорович Челищев
1934, 55.2×43.6 см
Леонора Каррингтон. Художник путешествует инкогнито
 
 
Художник путешествует инкогнито
Леонора Каррингтон
1949, 45.2×35.2 см
 
Сальвадор Дали. Две головы, наполненные облаками
 
Две головы,наполненные облаками
Сальвадор Дали
1936
место рождения-поместье West Dean House местечка West Dean графства Западный Суссекс

Эдвард Джеймс родился в 1907 году в семье американского промышленника и магната Уильяма Доджа Джеймса, переехавшего в Лондон, и Эвелин Элизабет Форбс, происходившей из древнего рода шотландских аристократов. После рождения четырех дочерей долгожданное появление в доме мальчика, наследника,родители приняли как благословение. Крестным отцом Эдварда Джеймса стал принц Уэльский — будущий король Эдуард VII. Он был частым гостем Джеймсов в их поместье Уэст Дин, которое славилось своими приемами. Ходили слухи, что принц был любовником матери Эдварда, но Джеймс-младший всю жизнь отрицал этот факт и считал, что его мама была незаконнорожденной дочерью принца Уэльского. В этом случае король Эдуард приходился ему дедушкой.
 

 
Эвелин Элизабет Форбс на балу у герцогини Девонширской в костюме времен Генриха ІІ, 1897 год
Бартоломео ван дер Хельст. «Портрет мальчика, играющего в гольф на берегу». Картина из семейной коллекции, перешедшая по наследству к Эдварду Джеймсу.

Эдвард Джеймс рос в роскоши и богатстве, но безмятежным его детство не было. Когда мальчику исполнилось пять — умер отец. Мама была слишком занята светскими приемами, чтобы заниматься детьми,Эдвард говорил об отсутствии у нее материнского чувства. Один случай особенно ярко отпечатался в его памяти. Мама собиралась в церковь и попросила привести одного из детей, а на вопрос няни, кого именно она хочет взять с собой,ответила: «Того, кто больше подойдет к моему голубому платью». 
 
Чувствуя себя одиноким, Эдвард находил утешение, предаваясь фантазиям, которые ему навеивал их дом. Семья жила в особняке загородного поместья Уэст Дин. Джеймс-старший приобрел его вместе со старинной мебелью и произведениями искусства. Он пополнял собрание, смешивая предметы разных культур, и интерьеры его загородного дома вскоре вполне отражали господствующий в английской архитектуре и дизайне того времени эдвардианский стиль, характерной особенностью которого была эклектичность. Маленькому Эдварду дом представлялся волшебной пещерой Аладдина, в его владении были несметные сокровища: картины старых мастеров, египетские статуэтки, вазы Людовика XVI из Версальского дворца, китайский фарфор, грузинское серебро и оружие.
 
 
 
 
Иллюстрации выше: столовая в доме Джеймсов в Уэст Дине, ок. 1900 года (первая фотография). Далее — современные интерьеры поместья Уэст Дин (сейчас Колледж Уэст Дин), 2010-е годы
 

Эдвард Джеймс, Англия, конец 1920-х годов

Мама Эдварда мечтала о дипломатической карьере для сына. Джеймс учился в Оксфорде, однако особого рвения к наукам не проявлял. Своим преподавателям он запомнился как студент-эстет. Джеймс приезжал на занятия на роллс-ройсе, стены своей комнаты, где жил во время учебы, он обтянул шпалерами XVII века и повесил на стене девиз: «Жизнь коротка — искусство вечно». Единственным его намерением было привнести чудесное в повседневную жизнь, и в своих романтических грезах он весь мир представлял как объект для творчества.

В Оксфорде он начал сочинять стихи и основал собственное издательство The James Press. Джеймс очень гордился первыми двумя книгами,напечатанными под его руководством. Оформление текстов, книжный дизайн и подбор иллюстраций, на его взгляд, были великолепны. Он издал книгу «Гора Сион или На связи с бесконечностью» своего друга Джона Бетжемена, впоследствии ставшего знаменитым поэтом, и затем книгу с собственными сочинениями. Поэзию Джеймса критики обходили вниманием, а современные поэты считали автора дилетантом.

 
Политика мало интересовала Эдварда Джеймса, его увлекало искусство, поэтому его дипломатическая карьера закончилась, так и не успев начаться. Во время стажировки в посольстве в Риме он допустил серьезную ошибку в первой же шифровке и был отправлен в бессрочный отпуск. Для своей семьи Эдвард был сплошным разочарованием.

Принц сюрреалистов

После смерти матери в 1929 году Эдвард Джеймс унаследовал поместье Уэст Дин, 6 000 акров земли и солидный счет в банке, а через несколько лет — еще и огромное состояние своего дяди. Новоиспеченный миллионер решил содействовать и поощрять все разнообразие творческого духа, который ему встретится на жизненном пути: «Мне казалось, что деньги предназначены для того, чтобы их тратить, но я не собирался просто отдать их какому-либо не творческому учреждению на благотворительность. Я чувствовал, что могу сделать многое, чтобы изменить лицо мира». Эдвард Джеймс выполнил свое обещание, ворвавшись в богемный мир художников со всем пылом юности и со всеми щедрыми возможностями своего кошелька.

Судьбе было угодно сделать Эдварда Джеймса покровителем сюрреалистов. О новом направлении в искусстве он слышал еще в Оксфорде, а с творчеством художников познакомился в 1930-е годы. Покупая их работы, новоиспеченный меценат быстро завоевал симпатии молодых творцов и вселил надежду на щедрое спонсирование. Джеймс также финансировал парижское издание «Минотавр»(1933−1939), посвященное искусству сюрреализма

  • Эдвард Джеймс и скульптура Исаму Ногути "Портрет Эдварда Джеймса", 1941 год, мрамор
  • Рене Магритт "Будущее статуй", 1937 год. Работа из собрания Эдварда Джеймса

Гала, Сальвадор Дали и Эдвард Джеймс, Рим, 1930-е гг.

Летом 1935 года в Каталонии Эдвард Джеймс познакомился с Сальвадором Дали и Галой. Пять лет они будут практически неразлучны. За это время Джеймс и Дали успеют осуществить несколько творческих проектов,которые обойдутся коллекционеру в кругленькую сумму. Эдвард Джеймс приобретет десятки картин каталонца,спонсирует его картину «Сон Венеры» для Международной выставки в Нью-Йорке, пригласит Дали декорировать свой дом, подпишет контракт,согласно которому он обязуется в течение всего 1937 года покупать все работы, созданные художником,и посетит психоаналитика Зигмунда Фрейда вместе с Дали и Галой.
 

  • Сальвадор Дали и Эдвард Джеймс обсуждают работу "Сон Венеры" на Международной выставке в Нью-Йорке, 1939 год
  • Эдвард Джеймс рядом с работой Дали "Сон" из своего собрания
В 1936 году Сальвадор Дали и Гала приехали на Международную выставку сюрреалистов в Лондон и остановились в доме Эдварда Джеймса на Уимпол-стрит. Для этой выставки коллекционер предоставил несколько работ испанского сюрреалиста из своей коллекции.

Дали имел большой успех в Лондоне и его пригласили выступить с лекцией в Берлингтонских садах. Это мероприятие едва не стоило жизни художнику из-за его эпатажной выходки. Он появился перед аудиторий в 300 человек в скафандре,держа на поводке двух собак. На шлеме у Дали был установлен радиатор автомобиля, в руке он держал бильярдный кий и говорил через громкоговоритель. В какой-то момент во время произнесения речи художник начал задыхаться и попробовал снять шлем, но безуспешно. От неминуемого удушья его спас Эдвард Джеймс, бросившийся другу на выручку.
 
Сальвадор Дали. Геодезический портрет Гала

Геодезический портрет Гала
Сальвадор Дали
1936, 21×27 см

Телефон-лобстер и интерьерные безумства

Эдвард Джеймс пригласил друзей в свое поместье Уэст Дин декорировать Монктон-хаус. Два эксцентрика как следует напроказничали в чопорном и унылом охотничьем доме. Дали сделал комплимент коллекционеру, сказав: «Эдвард такой же неутомимый в своих безумствах, как и я». Совместным творчеством остались довольны оба. Сдержанные тона кирпичной кладки и плитки дома приобрели яркие цвета, дымовая труба превратилась в башню с часами,показывающие не время, а дни недели, дверные проемы украсили водосточные трубы в форме бамбука и колонны с пальмовыми ветвями. Дизайн интерьеров Дали и Джеймс придумывали вместе: в столовой появились два «Дивана Мэй Уэст», торшеры «под шампанское» и телефон-лобстер, кровать в спальне была смоделирована с катафалка адмирала Нельсона, пол устилали ковры с принтом следов жены (после развода Эдвард сделает новый ковер с принтом следов своего любимого волкодава, его «более верного друга»).

 
 

По Фрейду

В июле 1938 года Стефан Цвейг организовал встречу Сальвадора Дали и Зигмунда Фрейда. Художник пришел с Галой и Эдвардом Джеймсом. Оба взяли по одной своей картине (Эдвард Джеймс начал заниматься живописью и писал в духе сюрреалистов), чтобы узнать у знаменитого психоаналитика, что он думает о сюрреализме. Фрейд не интересовался феноменом сюрреалистов и за несколько лет до этой встречи писал Андре Бретону: «Хотя я получаю от вас и ваших друзей так много свидетельств заинтересованности в моих исследованиях, я не способен определить для себя, что такое сюрреализм, и чего он хочет. Я далек от искусства и не способен это понять».

Сальвадор Дали. Метаморфозы Нарцисса

Метаморфозы Нарцисса
Сальвадор Дали
1937, 51.1×78.1 см

Сальвадор Дали «Морфология черепа Зигмунда Фрейда», 1938 год. Рисунок,сделанный Дали во время встречи с Фрейдом.

Дали показал Фрейду работу«Метаморфозы Нарцисса», которая была в собрании Эдварда Джеймса. Во время визита в основном говорил Дали. Он горячился, объясняя ученому свои теории, и все более возбуждался,потому что Фрейд, не меняя позы и выражения лица, только наблюдал за своими посетителями и не реагировал на страстные монологи испанца. 

 

Впечатления от этой встречи сохранились в ответном письме Зигмунда Фрейда к Стефану Цвейгу: «Я действительно должен вас поблагодарить за вчерашних посетителей. До этой встречи я был склонен считать сюрреалистов, которые принимают меня за своего святого покровителя, полными глупцами (скажем,на 95%, как с алкоголем). Этот молодой Испанец с его откровенно фанатичными глазами и бесспорным техническим мастерством изменил мое мнение. Что касается вашего другого посетителя (поэта, Эдварда Джеймса), я чувствую, заниматься живописью ему непросто, будто он хочет проверить силу своего желания и в большей мере — принести добровольную жертву».
Эдвард Джеймс. Вращающиеся острова
Эдвард Джеймс «Вращающиеся острова»
 
«В классической живописи я ищу бессознательное,а в сюрреалистических картинах — сознательное» — это изречение Фрейда Дали считал смертным приговором для сюрреализма.
 
Рене Магритт. Пронзенное время

Пронзенное время
Рене Магритт
1938, 147×99 см

Время Магритта

В 1936 году на Международной выставке сюрреалистов в Лондоне Эдвард Джеймс впервые встретился с Рене Магриттом и сделал ему первый заказ — свой портрет и вариацию на картину «Пронзенное время». Художник написал два портрета коллекционера: «Воспроизведение запрещено» и «Принципы удовольствия». Немного позже Эдвард Джеймс пригласил бельгийца пожить в его лондонском доме и написать новые версии трех картин «Поэтический мир», «Красная модель» и «Иллюстрированная Молодость», на которое художник откликнулся и сделал встречное предложение — писать на заказ работы за гонорар в 100 фунтов в год. Джеймс не согласился, но продолжал покупать картины сюрреалиста. Многие годы они оставались друзьями.

Рене Магритт. Красная модель III
 
 
Красная модель
Рене Магритт
1937, 206×158 см
Рене Магритт. Воспроизведение запрещено
 
 
Воспоизведение запрещено
Рене Магритт
1937, 81.3×65 см
Рене Магритт. Принципы удовольствия
 
 
Принципы удовольствия
Рене Магритт
1937, 79×63.5 см
Рене Магритт. Поэтический мир II. Композиция с облаками и паштетом
 
 
Композиция с облаками и паштетом
Рене Магритт
1939
Сезоны для Тилли

Безответная любовь привела Эдварда Джеймса к художникам-неоромантикам. В 1931 году Джеймс женился на австрийской танцовщице Тилли Лош. Их семейная жизнь не складывалась, но три года, прожитые с Тилли, Эдвард считал самым романтическим временем в своей жизни.

Фото: Эдвард Джеймс и Тилли Лош, 1930-е годы
Павел Федорович Челищев. Концерт

Концерт
Павел Федорович Челищев
XX век, 89.5×116.3 см

Вскоре после свадьбы Тилли оставила мужа, узнав о его бисексуальности. Эдвард не терял надежды завоевать ее расположение и был готов на любые безумства. Он отправился в Париж к Джорджу Баланчину — хореографу «Русских балетов» Сергея Дягилева, с предложением финансировать серию постановок с главной ролью для Тилли. Баланчин согласился и поставил шесть балетов с новой хореографией. Тилли Лош стала примой балетов «Семь смертных грехов» и «Странница». 
Премьера сезона под названием «Балет 1933» состоялась в парижском Театре на Елисейских полях, а затем в Театре «Савой» в Лондоне. Это грандиозное мероприятие обошлось Эдварду Джеймсу в 500 000 фунтов, но никакие силы не могли заставить балерину оставаться его женой. Она подала на развод и обвинила мужа в гомосексуализме, а Джеймс супругу — в неверности. Пресса освещала восемь дней заседаний открытого для публики суда. Тилли признали виновной. Лондонское общество и семья Эдварда Джеймса отвернулись от него,считая его поведение недостойным джентльмена.
Тилли Лош и Роман Ясинский. Балет «Странница». Театр «Савой», Лондон, 1933 год. 
 
Павел Челищев. Эскиз к балету «Странник», 1933 год, чернила, бумага, частное собрание
Павел Федорович Челищев. Портрет Эдварда Джеймса

Павел Челищев «Портрет Эдварда Джеймса», 1940-е годы

Чувствуя себя преданным, Джеймс уехал в Париж и нашел успокоение в творчестве неоромантика Павла Челищева — тот был художником по костюмам к балету «Странница». Его живописная вселенная — тонкая,неуловимая, меланхоличная — звучала в унисон с чувствами Джеймса. Он приобрел большую коллекцию работ Челищева. Художник в знак благодарности подарил коллекционеру работу «Три индейские акробата» с пожеланием счастливого Нового года и поздравлением с Рождеством. 

Павел Федорович Челищев. Дети, борющиеся среди летних цветов. Детство Леноры
 
 
 
Детство Леноры
Павел Федорович Челищев
XX век, 65×54 см
Павел Федорович Челищев. Три индианца-акробата
 
 
Три индианца-акробата
Павел Федорович Челищев
1939
Павел Федорович Челищев. Оливковое дерево
 
 
Оливковое дерево
Павел Федорович Челищев
1935, 63.7×48.5 см
 

Лестница в Небеса

Впервые Эдвард Джеймс посетил Мексику в 1944 году. Британский миллионер с легкостью сменил свой стильный костюм-тройку на парусиновые штаны, пестрое пончо, и, прихватив с собой спальный мешок, оправился в путешествие по джунглям. Со своим проводником, менеджером телеграфной компании Плутарко Гастелумом, который станет ему верным другом и помощником, они нашли магическое место поблизости от деревушки Хилитла в штате Сан-Луис Потоси,которое очаровало Джеймса. Горная местность в этой части тропических лесов пересекала извилистая река с несколькими водопадами и прудами, а с холмов открывался великолепный вид на верхушки окружавших гор. Эдвард Джеймс приобрел эти земли и назвал «Лас Позас» (Бассейны). В первые годы он посадил здесь тысячи орхидей разных сортов, но заморозки 1962 года, небывалые для этих мест, уничтожили чудесный сад. И тогда Джеймс решил осуществил собственную«сюрреалистическую мечту» — он создал чудесный сад, затерянный город в мексиканских джунглях.

Фантастическая затея стоила коллекционеру пять миллионов долларов — ему пришлось продать многие картины Сальвадора Дали из своего собрания. 
 

 
 
 
Причудливые архитектурные конструкции создавались по чертежам и рисункам Эдварда Джеймса — главного архитектора Лас-Позас. Его вдохновляли работы европейских мастеров Гауди, Эшера и Борромини, книги Леонардо да Винчи,величественные памятники архитектуры всемирного наследия Индии и Мексики,увиденные во время путешествий. Эдвард Джеймс часто отправлял открытки с изображениями заинтересовавших его деталей своему помощнику Плутарко,дописывая в них свои пояснения. 

Постепенно фантазии Джеймса приобретали конкретные формы — над джунглями Лас-Позас начали возвышаться храмы с мавританскими капителями, дворцы с открытыми лестничными площадками, рассекающими небо, беседки, окруженные каменными цветами и живыми лианами. Одни сооружения напоминали классические формы, другие были придуманы под влиянием индийского и мавританского искусства, третьи создавались под впечатлением от древнего города племени майя Чичен-Ица, который Эдвард Джеймс посетил вместе с Плутарко. Многие из объектов имели названия: Хижина Дона Эдуардо, Бамбуковый дворец, Ворота Святых Петра и Павла, Дорога семи смертных грехов, Дом с тремя этажами, который мог бы быть пятиэтажным, Храм утки, Дом, обреченный быть кинотеатром. 

 
Открытка, отправленная Эдвардом Джеймсом мастеру Хосе Агилару с изображением капители в мечети Джама-Масджид (Фатехпур-Сикри, Индия).
 
В Лас-Позас были обустроены пять мастерских, в них работали более 150 плотников,каменщиков и садовников, набранные из местных жителей. Сооружения строились из бетона по деревянным моделям. Это была задача, достойная трудов Геркулеса — выполнить модели для огромных колонн с декоративными капителями, сложных арок с вогнутыми и выпуклыми кривыми, да еще придать им форму растений, людей и животных. На протяжении многих лет мастер Хосе Агилар усовершенствовал методы изготовления моделей и стал виртуозным мастером «криволинейной работы». Британский архитектор Джон Уоррен, друг Эдварда, считал эти формы-заготовки самостоятельными произведениями искусства.
Модели мастера Хосе Агилара. Музей Эдварда Джеймса в Хилитле. 

Эдвард Джеймс жил в Хилитле в доме Эль Кастильо вместе с Плутарко и его семьей — женой и четырьмя детьми. Для них он был добрым «дядюшкой Эдвардом», баловал подарками, писал им стихи, а позже позаботился об образовании в европейских школах. 

Один из гостей Джеймса вспоминал,как его поразил «сюрреалистический хаос, царящий в доме коллекционера». На стенах висели картины Дали, Миро,Магритта, Каррингтон и Фини,по комнатам гарцевали дети на трехколесных велосипедах, а под ногами время от времени пробегали юркие ящерицы.

 
 
 
Дом Эль Кастильо, в котором жил Эдвард Джеймс и семья Плутарко.

Фрески Леоноры

В Мехико Эдвард Джеймс повстречал художников-сюрреалистов, эмигрировавших в Мексику, среди них была английская художница Леонора Каррингтон Эдвард стал одним из первых коллекционеров ее работ. В творчестве Каррингтон Джеймсу нравилась богатая символика, не свойственная европейскому искусству — индейская мифология, оккультизм, астрология, каббала, тибетский буддизм и таро — сюрреализм в ее работал приобретал новые таинственные формы и значения. 
 
Леонора Каррингтон. Дом напротив

Дом напротив
Леонора Каррингтон
1945

Леонора Каррингтон. Дарво
 
 
Дарво
Леонора Каррингтон
1952, 80×65.4 см
Леонора Каррингтон. Праздник Самайн
 
 
Праздник Самайн
Леонора Каррингтон
1951
Леонора Каррингтон. Мехико-сити
 
 
Мехико-Сити
Леонора Каррингтон
2002
Ремедиос Варо. Актер
 
 
Актер
Ремедиос Варо
XX век
Леонора Каррингтон. Подношение
 
 
Подношение
Леонора Каррингтон
1957, 56.2×50 см
Леонора Каррингтон. Птичьи ванночки (холст)
 
 
Птичьи ванночки
Леонора Каррингтон
1970-е , 71.1×55.9 см
 
 
Эдвард Джеймс и художница часто виделись и переписывались, обсуждая творческие идеи для Лас-Позас, красоту джунглей, идеи для картин. В одном из писем он признавался Леоноре, как бы Анри Руссо полюбил Хилитлу с ее фантастическими тропическими листьями, «потому что этот художник действительно познал магию тропической Америки». 

Художница любила Лас-Позас и часто навещала коллекционера. В один из своих визитов она создала две фрески на стенах дома с изображением фантастических существ.
  • Мурал на стене дома Эль Кастильо в Хилитле
  • Леонора Каррингтон за работой над росписью дома Эдварда Джеймса
 
Рубрики:  Сказочное... Детское...Детские игры, забавы...
Путешествия. Земля.
Природа. Пейзажи. Городской пейзаж, дворики.
Замки.Дворцы. Сады. Парки. Крепости. Музеи.
Шотландия. Великобритания. Ирландия.
Фэнтези. Фотоарт. Живопись. Сюрреализм. Аниме.
Артисты.Поэты. Писатели.Звезды.Музыканты. Имена.
Мексика.
Из книг. Литературное. Театральное... О художниках
История вещей, событий, обычаев... Факты.Музеи.
Живопись. Прикладное искусство. Искусство АРТ.-2

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку