-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Рукодело4ка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.08.2012
Записей: 1944
Комментариев: 26
Написано: 1988


Зонтик - от символа власти к символу романтики

Среда, 10 Октября 2012 г. 09:40 + в цитатник
Вильям Пакстон "Девочка с китайским зонтиком", 1908 г.
Сегодня сложно представить нашу жизнь без этого аксессуара, особенно в дождливые дни весной и осенью. А летом, на отдыхе, мы не мыслим пляж без его старшего брата. Вы наверное догадались, что речь пойдет о зонтике - история которого при ближайшем рассмотрении оказывается весьма интересной.

Но и история слова "зонтик" не менее интересна и необычна. В русский язык слово "зонтик" пришло из голландского языка в XVIII веке с легкой руки Петра I вместе с другими морскими и военными терминами. Один из них - zonnedek (зонедек) - означал "тент, навес из ткани над палубой". Постепенно зонeдек "обрусел", потерял одну букву из серединки, а окончание -дек как-то постепенно сменилось на созвучное ему - тик, и появился такой благозвучный русскому уху "зонтик". А дальше сработала привычная логика, если суффикс -ик уменьшительно-ласкательный, то, раз существует зонтик, значит, должен быть и большой зонтик, т.е. зонт. Вот так и появилось иностранное слово "зонт", не существующее больше ни в одном языке мира, кроме русского.

Самое древнее упоминание о зонте находится в церемониальных книгах Китая. Именно эта страна и считается его родиной: по одной из версий бедный плотник соорудил для своей жены "крышу, которая всегда при ней". Его изобретение с удовольствием подхватили знатные особы - ведь на Дальнем Востоке белый цвет лица традиционно считался признаком знатности его обладательницы. Наверное поэтому из средства защиты от солнца зонт в средневековом Китае постепенно превращается в символ власти, могущества и богатства. Это сейчас для нас китайские зонтики - это что-то несолидное и дешевое. А в древнем Китае зонтики императоров были жутко дорогими: они изготовлялись из особой рисовой бумаги, расписывались вручную придворными художниками, украшались перьями, вышивкой, драгоценными камнями и, конечно, стоили баснословных денег. Интересно, что зонты часто были многоярусными. Чем больше ярусов-этажей, тем выше положение при дворе его владельца. Императорский зонт мог иметь более двадцати этажей.
Китагава Утамаро II. (?- 1831). "Такигава III из дома Огия".
Самое древнее упоминание о зонте находится в церемониальных книгах Китая. Именно эта страна и считается его родиной: по одной из версий бедный плотник соорудил для своей жены "крышу, которая всегда при ней". Его изобретение с удовольствием подхватили знатные особы - ведь на Дальнем Востоке белый цвет лица традиционно считался признаком знатности его обладательницы. Наверное поэтому из средства защиты от солнца зонт в средневековом Китае постепенно превращается в символ власти, могущества и богатства. Это сейчас для нас китайские зонтики - это что-то несолидное и дешевое. А в древнем Китае зонтики императоров были жутко дорогими: они изготовлялись из особой рисовой бумаги, расписывались вручную придворными художниками, украшались перьями, вышивкой, драгоценными камнями и, конечно, стоили баснословных денег. Интересно, что зонты часто были многоярусными. Чем больше ярусов-этажей, тем выше положение при дворе его владельца. Императорский зонт мог иметь более двадцати этажей.
А японский зонтик изначально был головным убором, чаще всего соломенным, к которому была приделана ручка. В древности в Японии "шляпа" и "зонтик" традиционно обозначались одним словом. Позднее зонтики делали из особого рода японской бумаги, иногда специально промасленной, чтобы защищать от дождя, и бамбука, позволить себе их могли только знатные. Не удивительно - ведь их, в отличие от шляпы, приходилось носить в руках.

Второй возможной родиной зонта считают Египет, но и тут он был символом власти, пользоваться им могли только фараоны.

С Востока зонт перекочевал в Древнюю Элладу, где перестал быть олицетворением власти. Позднее, в III веке до н.э., зонтик попадает в Древний Рим, где снова становится предметом, принадлежащим исключительно знати. Знатные римлянки-патрицианки защищали себя от солнца изящными зонтами из кожи с металлическими спицами. Что примечательно, и в Греции, и в Риме мужчины зонтами не пользовались, он считался исключительно женским аксессуаром.

После варварских завоеваний Римской империи зонт надолго исчез с европейской исторической арены, и вернулся туда только в XII веке, и снова как символ власти. На этот раз - папской.

В 1414 г. при въезде папы римского Иоанна XXIII в город Констанц сенсацию у местной публики вызвал необычный предмет, который торжественно несли вслед за папой. Один весьма наблюдательный очевидец - Ульрих из Рихенталя - описал это так: "Вслед за папой ехал [рыцарь] в доспехах на большом коне и держал в руке длинный шест, на шесте была высокая заостренная [наверху] шапка, вверху узкая, а внизу такая широкая, что цепляла за обе стороны переулка. Она была поделена на желтые и красные [полосы], спускавшиеся сверху вниз. На шапке было золотое навершие, а на навершии стоял золотой ангел с золотым крестом в руке".
1415 г. Папский "зонт". Миниатюра из Хроники Ульриха фон Рихенталя. 1464 г.
На самом деле речь шла, конечно же, не о шляпе, а об особом зонтике от солнца, именуемому при разных папах ombrellino, umbrellino или umbella. Постепенно он, наряду с апостольскими ключами, стал обозначать светскую власть пап и превратился в важный геральдический символ.

Исключительным правом на использование зонтов, кроме пап и императоров, обладали лишь венецианские дожи. А простые люди предпочитали укрываться от непогоды широкополыми шляпами и плащами.

Чтобы превратиться из столь значимого символа в предмет повседневного обихода зонту потребовались несколько веков. Считается, что европейскую моду на зонты ввела итальянка Мария Медичи, ставшая женой французского короля Генриха IV в 1600 году. Постепенно зонтики стали неизменным атрибутом европейской дамы. Причем, по обилию отделки, кружев, цветов и воланов на зонте можно было судить о богатстве и статусе женщины.

И все это время зонты служили для защиты от солнца, а не от дождя. Об этом говорит и само название: итальянское umbrella (от лат. — umbra) и английское sunshade, в переводе — "тень", французское parasol, что означает — "для солнца». А в немецком "Словаре мод для дам (Frauenzimmerlexikon)", изданном в 1715 году, сказано, что "парасол" - это зонт, предназначенный для защиты от солнца.

Защитой от дождя зонт стал лишь в XVIII веке, когда в обычный дождливый лондонский день 1750-го года английский писатель Джонас Хануэй вышел на улицу с зонтом, чем жутко насмешил окружающих. Не удивительно, ведь с зонтом тогда ходили только лондонские дамы, и не в такую погоду.

Иван Крамской "Женщина под зонтиком (В поле)". 1883 г.

"Зонт – верное доказательство того, что у тебя нет экипажа", - в итоге грустно заметил Хануэй. На самом деле, Хануэй привез этот зонт из путешествия по Персии, где он к тому времени уже использовался как защита от дождя, и к тому же был складным.

Постепенно общественное мнение относительно зонта в качестве защиты от дождя и мужского атрибута изменилось, что не удивительно в стране, где бОльшую часть года идут дожди. К тому же, в сложенном виде такие зонты так напоминали привычные сердцу любого англичанина трости. Такую, более привычную для нас форму зонт приобрел благодаря Сэмюэлу Фоксу, который в 1873 году запатентовал его складную конструкцию. И вот уже модные журналы тех времен пестрят изображениями стильных денди с зонтами-тростями - в это время появляются, например, специальные модели для вечера из черного дерева и часто оправленные золотом или серебром, или зонты, предназначенные для прогулок по сельской местности, выполненные из прочного ясеня или ореха, и часто в комплекте с флягой.

Одним из первых популяризаторов зонта как мужского аксессуара стал писатель Даниель Дефо, чей герой Робинзон Крузо смастерил себе зонт из козлиных шкур. После этого долгие годы солнечные зонты в Англии называли "робинзонами".

Так постепенно наряду с парасоль в гардеробных Европы появляется и его двойник, по аналогии названный "параплюи" (в переводе с французского - "для дождя"). Ну правильно, чтобы не перепутать!


Гюстав Кайботт "Площадь Европы в дождливый день", 1877.

В России зонты появились в конце XVIII века. Они пришли к нам вместе с модами, модистками и прочими парижскими новинками. Но несмотря на то, что зонт пришел из Франции, французский вариант его названия — "парасоль" — россияне не приняли (в отличие, например, от украинцев, которые называют зонт "парасоля").

Девятнадцатый век стал временем настоящего триумфа зонтов: к сороковым годам XIX века удобные, складные зонтики стали модными у мужчин и у женщин. Их носили с собой на все случаи жизни и тщательно подбирали к оттенку платья.

Зонты часто делали с красивыми костяными ручками (ручки со временем тоже стали складными) и с прикрепленными к наконечникам кольцами — чтобы было удобно носить. Украшенные бахромой и кружевом элегантные дамские зонтики от солнца по-прежнему были самым актуальным товаром, однако все активнее стали входить в обиход и более практичные "дождевые" модели - без кружев и воланов, но зато выполненные из плотной ткани, часто со специальным покрытием из воска. Наверное не случайно ко второй половине XIX века такие вот "практичные" зонты завоевали всеобщую популярность, значительно опередив по распространенности кружева и рюши. Причем, их носили не только мужчины, но и женщины.

В начале XX века изящные и вполне бесполезные кружевные женские зонтики еще сохраняли некоторую популярность, но после Первой мировой войны, к 20-м годам, они уступили место практичным бумажным моделям от солнца и клеенчатым - от дождя. Похожие изменения Первая мировая внесла и в мужские гардеробы: так популярные ранее зонты-трости концу 30-х постепенно выходят из моды.

Зинаида Серебрякова "Ментона. Пляж с зонтиками", 1931.

Однако мода XX века почти не коснулась пляжных зонтов - их по-прежнему делали из полосатой ткани, с фестонами или бахромой по нижнему краю.

Естественно, инженерная мысль не обошла такой предмет, как зонтик - изобретательская мысль всячески стремилась сделать его компактнее. Так 1928 году немецкий инженер Ганс Гаупт запатентовал телескопический карманный зонтик, а в 1936 году его фирма "Книрпс" предложила публике первый карманный зонт-автомат. Это привело к тому, что во второй половине XX века зонтик - и дамский, и мужской - уменьшился до размеров сумочки или портфеля и окончательно превратился в рядовой практичный предмет повседневного быта.

Впрочем, окончательно потеряв к концу XX века свою былую статусность, зонт вскоре обрел новый имидж. Побывав и прикрытием от дождя и солнца, и элегантным аксессуаром, он превратился в романтический атрибут.

Леонид Афремов "Двое под дождем".

Этому мы во многом обязаны кинематографу, активно эксплуатировавшему эффектные эпизоды с двумя влюбленным под зонтом. Одни названия отечественных и зарубежных кинофильмов говорят сами за себя: "Двое под одним зонтом", "Зонтик для новобрачных" и конечно "Шербурские зонтики".

В ХХ веке зонт постепенно из самого обыкновенного аксессуара для дождливой или, наоборот, солнечной погоды постепенно превращается в необыкновенный. Современные зонты поражают своим необычным дизайном, расцветками, оригинальными формами и принтами, превращаясь в защиту не только от плохой погоды, но и плохого настроения.

http://www.osinka.ru/Moda/Style/2012_Umbrella.html

Серия сообщений "Интересно":
Часть 1 - =А ВЫ ОБ ЭТОМ ЗНАЛИ?=
Часть 2 - Купальник и его история
...
Часть 15 - Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. Часть 2.
Часть 16 - 10 самых абсурдных вещей, когда-то считавшихся полезными
Часть 17 - Зонтик - от символа власти к символу романтики
Часть 18 - Зонтик - непростой взгляд на простую вещь!
Часть 19 - История появления джинсов
Часть 20 - История появления Ангелов


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку