-Рубрики

 -

Быстрый переход по страницам блога Алефтина_Ивановна:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алефтина_Ивановна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.08.2012
Записей: 5435
Комментариев: 124
Написано: 6030


МИФ О ВЕКОВЕЧНОЙ БЕДНОСТИ ПРОСТОГО РУССКОГО НАРОДА.

Четверг, 11 Апреля 2024 г. 10:19 + в цитатник
Цитата сообщения Буала МИФ О ВЕКОВЕЧНОЙ БЕДНОСТИ ПРОСТОГО РУССКОГО НАРОДА

Весьма распространено мнение, что простой народ в России всегда жил тяжело, постоянно голодал, и терпел всяческие притеснения от бояр и помещиков. Однако, так ли было на самом деле? Конечно, в силу объективных причин, у нас сейчас почти нет статистических данных по дореволюционной России, как-то: ВВП на душу населения, стоимость потребительской корзины, прожиточный минимум и т.д. В качестве материала для данной статьи мы будем использовать цитаты из воспоминаний иностранцев об их посещении России в разное время. Они тем более для нас ценны, так как иностранцам нет нужды заниматься приукрашением действительности чужой для них страны.

0 0Рє (561x700, 380Kb)

С. Мошин «Крестьянка из Великих Лук», 1863 г.

Интересные записки оставил Юрий Крижанич, хорватский богослов и философ, в 1659 году прибывший в Россию. В 1661 он был отправлен в ссылку в Тобольск – его воззрения на единую, независимую от земных споров церковь Христову были неприемлемы как для защитников православия, так и для католиков. В ссылке он провёл 16 лет, где написал трактат «Разговоры о владетельстве», также известный как «Политика», в котором тщательно проанализировал экономическое и политическое положение России.

0 0 Рё (430x700, 247Kb)

«Люди даже низшего сословия подбивают соболями целые шапки и целые шубы... а что можно выдумать нелепее того, что даже чёрные люди и крестьяне носят рубахи, шитые золотом и жемчугом?.. Шапки, однорядки и воротники украшают нашивками и твезами, шариками, завязками, шнурами из жемчуга, золота и шёлка… Следовало бы запретить простым людям употреблять шёлк, золотую пряжу и дорогие алые ткани, чтобы боярское сословие отличалось от простых людей. Ибо никуда не гоже, чтобы ничтожный писец ходил в одинаковом платье со знатным боярином... Такого безобразия нет нигде в Европе. Наигоршие чёрные люди носят шёлковые платья. Их жён не отличить от первейших боярынь…».

0 0Рі (700x494, 335Kb)
0 0Р± (700x696, 525Kb)
0 0Рѕ (700x393, 529Kb)

Старинные женские головные уборы шитые жемчугом, золотыми и серебряными нитями.
0 0 СЂ (648x589, 254Kb)
0 0Сѓ (700x393, 304Kb)
0 0Рі (631x377, 246Kb)
0 0шш (700x330, 309Kb)

У большинства русских горожанок и крестьянок был такой праздничный убор в XIV - XIX веке

Необходимо отметить, что только в ХХ веке мир пришёл к тому, что фасон одежды перестал определять достаток человека. Пиджаки носят и министры, и профессора, а джинсы может надеть как миллиардер, так и простой рабочий. А вот что пишет

Крижанич про еду:

«Русская земля по сравнению с Польской, Литовской и Шведской землями и Белой Русью гораздо плодороднее и урожайнее. Растут на Руси большие и хорошие огородные овощи, капуста, редька, свекла, лук, репа и иное. Индейские и домашние куры и яйца в Москве крупнее и вкуснее, нежели в упомянутых выше странах. Хлеб, действительно, на Руси сельские и прочие простые люди едят намного лучший и больше, нежели в Литве, в Польской да Шведской землях. Рыба также добывается в изобилии…»

Быт и обычаи крестьян

0 0Р± (640x403, 207Kb)

Быт и обычаи крестьян. В крестьянской избе.
0 0Сѓ (700x520, 420Kb)

Усадьба знатного новгородца XII–XIII вв
0 0Рґ (700x466, 390Kb)

Изба на подклете. Музей деревянного зодчества в Суздале.
0 0 Слева нежилой подклет, который можно использовать как кладовую. Справа подклет пригодный для жилья. (700x444, 357Kb)

Изба с подклетом. Слева нежилой подклет, который можно использовать как кладовую. Справа подклет пригодный для жилья.
0 0 Богатая и бедная избы русских крестьян XVI-XIX веков (700x486, 459Kb)

Богатая и бедная избы русских крестьян XVI-XIX веков

В жилых подклетах ставили печь и делали окна. А вот нежилые состояли из глухих стен. Над подклетом, часто делали горницу – помещение, которое могло состоять из одной, или нескольких комнат, как отапливаемых, так и нет.

0 0 Такого типа избы зачастую имели крестьяне Владимирской губернии. Типичная изба крестьянина Меленсковского уезда 1916 года (700x441, 285Kb)

Такого типа избы зачастую имели крестьяне Владимирской губернии. Типичная изба крестьянина Меленсковского уезда 1916 года

 Крестьянский двор включал избу, хлев, сарай.Избы топились по черному, печи были редкостью.Для освещения применялась лучина.Из мебели были столы и лавки.Спали на печи и лежанках около нее.

0 0 bp, (700x525, 497Kb)

Изба XVI-XVII века, Музей-заповедник деревянного зодчества в Суздале.
0 0изба на подклете, Суздаль XVII век (700x397, 318Kb)

Изба на подклете, Суздаль XVII век
0 0 изба XVIII века в Суздальском музее-заповеднике (700x484, 511Kb)

Изба XVIII века в Суздальском музее-заповеднике
0 0 и XVIII век (700x466, 408Kb)

Интерьер в крестьянской избе XVIII века
0 0 Русская изба на гравюре нач. XIX века (700x487, 468Kb)

Русская изба на гравюре нач. XIX века
0 0 избы XIX века (700x421, 209Kb)

 Изба XIX века
0 0 Крестьянская изба второй половины XIX века (700x375, 188Kb)

Крестьянская изба второй половины XIX века
0 0 Крестьянская изба XIX века (700x498, 364Kb)

Крестьянская изба XIX века
0 016-17-veka-25 (700x551, 330Kb)

XIX век
0 0 Крестьянская изба XIX века Тамбовской губернии (700x478, 404Kb)

Крестьянская изба 1860 года в Тамбовской губернии
0 0 Крестьянская изба 1890 год (687x373, 159Kb)

Крестьянская изба 1890 год
0 0 изба в Орловской губернии, 1890 год (700x366, 190Kb)

Изба в Орловской губернии, 1890 год

Посуда была деревянной и глиняной.Основой питания были зерновые культуры - рожь, просо, овес, пшеница, горох. Мясо готовили на большие праздники. На севере и в Центре собирали грибы и ягоды.

0 0 интерьер избы XVII века (700x506, 419Kb)

Интерьер избы XVII века
0 0 интерьер XVIII века (700x400, 272Kb)

Мать с детьми в интерьере избы XVIII века
0 0 интерьер крестьянской избы конца XIX века (629x498, 132Kb)

Интерьер крестьянской избы конца XIX века

А вот каким было, по данным В. Ключевского, в 1630 году, типичное малоземельное (засевавшее поле размером в одну десятину, то есть 1,09 га ) крестьянское хозяйство Муромского уезда: «3-4 улья пчёл, 2-3 лошади с жеребятами, 1-3 коровы с подтёлками, 3-6 овец, 3-4 свиньи и в клетях 6-10 четвертей (1,26-2,1 куб.м) всякого хлеба…» Ну и конечно хе куры и гуси.

Многие иностранные путешественники отмечают дешевизну продуктов в России. Вот что пишет Адам Олеарий, который, будучи секретарём посольства, посланного шлезвиг- голштинским герцогом Фридрихом III к персидскому шаху, побывал в России в 1634 и 1636-1639 гг. «Вообще по всей России, вследствие плодородной почвы, провиант очень дёшев, 2 копейки за курицу, 9 яиц получали мы за копейку…»

А вот другая цитата из него же: «Так как пернатой дичи у них имеется громадное количество, то её не считают такой редкостью и не ценят так, как у нас: глухарей, тетеревов и рябчиков разных пород, диких гусей и уток можно получать у крестьян за небольшую сумму денег…»

0 0РІ (700x393, 375Kb)

Художник Николай Дмитриев-Оренбургский (1837 - 1898) "Воскресенье в деревне". 
0 0Рґ (630x382, 216Kb)

 А.Корзухин, "Девичник"

 Семья состояла не более чем из 10 человек. В брак вступали юноши с 15, а девушки с 12 лет. Браки могли заключаться до 3 раз. Но при этом даже второй брак считался большим грехом, за который налагалась церковная епитимья. С XVII века венчание в церкви стало обязательным. Свадьбы справлялись, как правило, осенью и зимой- когда не было сельскохозяйственных работ. Одежда шилась из домотканого холста и шкур животных. Обувью служили лапти из рогоза, лыка, или моршни из кожи.

Персиянин Орудж-бек Баят (Урух-бек), который в конце XVI века был в составе персидского посольства в Испанию, где обратился в христианство и стал именоваться Дон Хуан Персидский, даёт аналогичные свидетельства относительно дешевизны еды в России: «Мы пробыли в городе Казани восемь дней, причём нас так обильно угощали, что кушанья приходилось выбрасывать за окно. В этой стране нет бедняков, потому что съестные припасы столь дёшевы, что люди выходят на дорогу отыскивать, кому бы их отдать…»

А вот, что пишет венецианский торговец и дипломат Барбаро Иосафат, в 1479 году побывавший в Москве: «Изобилие хлеба и мяса здесь так велико, что говядину продают не на вес, а по глазомеру. За один марк вы можете получить 4 фунта мяса, 70 куриц стоят червонец, и гусь не более 3 марок. Зимою привозят в Москву такое множество быков, свиней и других животных, совсем уже ободранных и замороженных, что за один раз можно купить до двухсот штук…»

Секретарь австрийского посла в России Гвариента Иоанн Корб, бывший в России в 1699 году, также отмечает дешевизну мяса: «Куропатки, утки и другие дикие птицы, которые составляют предмет удовольствия для многих народов и очень дороги у них, продаются здесь за небольшую цену, например, можно купить куропатку за две или за три копейки, да и прочие породы птиц приобретаются не за большую сумму…»

Соотечественник Корба, Адольф Лизек, состоявший секретарём при австрийских послах, бывших в Москве в 1675-м году, и вовсе отмечает, что «птиц так много, что жаворонков, скворцов и дроздов не едят…».

В доме немецкого крестьянина XVIII века

В том же 17-веке в Германии проблему с мясом решали по-другому. Там за время Тридцатилетней войны (1618-1648) было уничтожено около сорока процентов населения. В результате дело дошло до того, что в Ганновере власти официально разрешили торговлю мясом людей, умерших от голода, а в некоторых областях Германии (христианской, между прочим, страны) было разрешено многожёнство для восполнения людских потерь.

Однако, всё вышеописанное относится к периоду до XVIII века, т.е. Московского царства. Посмотрим, что было в период Российской империи. Интересны записки Шарля-Жильбера Ромма, активного участника Великой французской революции. С 1779 по 1786 год он жил в России, в Санкт-Петербурге, где работал учителем и воспитателем графа Павла Александровича Строганова. Совершил три путешествия по России. Вот что он писал в 1781 году в своём письме Г. Дюбрёлю: (к сожалению, он не уточняет, о крестьянах какой именно области идёт речь).

0 0r (700x520, 305Kb)

Русские крестьяне. Гравюра. XVII век

«Крестьянин считается рабом, поскольку господин может его продать, обменять по своему усмотрению, но в целом их рабство предпочтительнее той свободы, коей пользуются наши земледельцы. Здесь каждый имеет земли больше, чем может обработать. Русский крестьянин, далёкий от городской жизни, трудолюбив, весьма смекалист, гостеприимен, человечен и, как правило, живёт в достатке. Когда он завершит заготовку на зиму всего необходимого для себя и своей скотины, он предаётся отдыху в избе (isba), если не приписан к какой-либо фабрике, каковых в этой области много, благодаря богатым рудникам, или если не отправляется в путешествие по своим делам или по делам господина. Если бы здесь были лучше известны ремёсла, у крестьян было бы меньше времени для досуга в тот период, когда они не заняты сельским трудом. И господин, и раб получили бы себе от этого пользу, но ни те, ни другие не умеют рассчитывать свою выгоду, поскольку ещё не достаточно прочувствовали необходимость ремёсел. Здесь царит простота нравов и довольный вид никогда бы не покидал людей, если бы мелкие чинуши или крупные собственники не проявляли жадности и рвачества. Малочисленное население области во многом является причиной изобилия всего, что необходимо для жизни. Продовольствие стоит так дёшево, что, получая два луидора, крестьянин живет весьма зажиточно…».

Обратим внимание, что о том, что русское «рабство» крестьян более предпочтительно, чем «свобода» французских, пишет не кто-нибудь, а будущий активный участник Великой Французской революции, прошедшей под лозунгом «Свобода, равенство и братство». То есть, у нас нет причин подозревать его в необъективности и пропаганде крепостного права. Вот что он писал в одном из своих писем по поводу положения французских крестьян ещё до своего отъезда в Россию:

«Повсюду, мой дорогой друг, и у стен Версаля, и за сто лье от него, с крестьянами обращаются столь варварски, что это переворачивает всю душу чувствительному человеку. Можно даже сказать с полным на то основанием, что здесь их тиранят больше, чем в отдалённых провинциях. Считается, что присутствие сеньора должно способствовать уменьшению их бедствий, что, увидев их несчастья, эти господа должны постараться помочь с теми справиться. Таково мнение всех, у кого благородное сердце, но не придворных. Они ищут развлечения в охоте с таким пылом, что готовы пожертвовать для этого всем на свете. Все окрестности Парижа превращены в охотничьи заповедники, из-за чего несчастным [крестьянам] запрещается выпалывать на своих полях сорняки, которые душат их хлеб. Им разве что разрешено бодрствовать ночи напролёт, выгоняя из своих виноградников разоряющих их оленей, но не дозволено ударить никого из этих оленей. Работник, согбённый в рабской покорности, часто понапрасну тратит своё время и умение, служа напудренным и вызолоченным идолам, которые безжалостно гонят его, если только он вздумает попросить плату за свой труд…».

Речь идёт как раз про тех самых «свободных» французских крестьян, «свобода» которых, по мнению Ромма, хуже «рабства» русских крепостных.

0 0h (514x700, 351Kb)

Русский крестьянин и крестьянка. Гравюра. XVII века

Адам Олеарий, немецкий учёный и дипломат от Голштинского посольства, описывал внешность тогдашних мужчин так:

"Мужчины у русских, большею частью, рослые, толстые и крепкие люди, кожею и натуральным цветом своим сходные с другими европейцами. Они очень почитают длинные бороды и толстые животы...Усы у них свисают низко над ртом.

Волосы на голове только их попы или священники носят длинные, свешивающиеся на плечи; у других они коротко острижены. Вельможи даже дают сбривать эти волосы, полагая в этом красоту"

0 0СЂРє (700x444, 248Kb)

Русские крестьяне, гравюра европейского художника XIX века

Следующий путешественник Яков Рейтенфельс, дипломат от римского посольства, в своём труде "Сказания светлейшему герцогу тосканскому козьме третьему о Московии" в 1676году писал так: "..мужчины, хоть и не великаны по росту, но хорошо и крепко сложенные, из которых иные, совершенно безоружные, иногда вступают в борьбу с медведями и, схватив за уши, держат их, пока те не выбьются из сил; тогда они им, вполне подчиненным и лежащим у ног, надевают намордник...

Мосхи весьма способны переносить всякого рода трудности, так как их тела закалены от рождения холодом. Они спокойно переносят суровость климата и нисколько не страшатся выходить с открытою головою под снег или дождь, равно как и на зной, словом, в какую бы то ни было погоду"
0 0СЂ (579x700, 298Kb)

Крестьяне строящие избу, XVIII век

Самое яркое и подробное описание одежды можно увидеть у того же Адама Олеария. Он пишет, что одежда сходна с греческой, и замечает, что русские бояре и князья, часто подражают грекам во всем. А простой люд, по стилю одежды схож с поляками: "Большею частью они, подобно полякам, носят короткие, спереди заостряющиеся сапоги из юфти или персидского сафьяна..."

А.С. Пушкин, обладавший глубоким умом и хорошо знавший русскую деревню, отмечал: «Фонвизин в конце XVIII в. путешествовавший по Франции, говорит, что, по чистой совести, судьба русского крестьянина показалась ему счастливее судьбы французского земледельца. Верю… Повинности вообще не тягостны. Подушная платится миром; барщина определена законом; оброк не разорителен (кроме как в близости Москвы и Петербурга, где разнообразие оборотов промышленности усиливает и раздражает корыстолюбие владельцев)… Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши; у нас не иметь коровы есть знак бедности…»

Положение русского крепостного крестьянства было лучше не только французского, но и ирландского. Вот что писал в 1824 г. английский капитан Джон Кокрейн: «Безо всяких колебаний... говорю я, что положение здешнего крестьянства куда лучше состояния этого класса в Ирландии. В России изобилие продуктов, они хороши и дёшевы, а в Ирландии их недостаток, они скверны и дороги, и лучшая их часть вывозится из второй страны, между тем как местные препятствия в первой приводят к тому, что они не стоят такого расхода. Здесь в каждой деревне можно найти хорошие, удобные бревенчатые дома, огромные стада разбросаны по необъятным пастбищам, и целый лес дров можно приобрести за гроши. Русский крестьянин может разбогатеть обыкновенным усердием и бережливостью, особенно в деревнях, расположенных между столицами…»

Напомним, что в 1741 году голод унёс в могилу одну пятую часть населения Ирландии – около 500 тыс. человек. Во время голода 1845-1849 гг. в Ирландии погибло от 500 тыс. до 1,5 млн. человек. Значительно увеличилась эмиграция (с 1846 по 1851 выехали 1,5 млн. чел.). В итоге, в 1841-1851 гг. население Ирландии сократилось на 30%. В дальнейшем Ирландия также быстро теряла население: если в 1841 г. численность населения составляла 8 млн. 178 тыс. человек, то в 1901 г. – всего 4 млн. 459 тыс.

Отдельно хотелось бы осветить жилищный вопрос: «Те, чьи дома погибли от пожара, легко могут обзавестись новыми домами: за Белой стеной на особом рынке стоит много домов, частью сложенных, частью разобранных. Их можно купить и задёшево доставить на место и сложить», – Адам Олеарий.

«Подле Скородума простирается обширнейшая площадь, на которой продаётся невероятное количество всякого леса: балок, досок, даже мостов и башен, срубленных уже и отделанных домов, которые без всякого затруднения после покупки и разборки перевозятся куда угодно», – Яков Рейтенфельс, курляндский дворянин, пребывал в Москве с 1670 по 1673 год.

«Рынок этот находится на большой площади и представляет собой целую массу готовых деревянных домов самого разнообразного вида. Покупатель, являясь на рынок, объявляет, сколько хочет иметь комнат, присматривается к лесу и платит деньги. Со стороны покажется невероятным, каким образом можно купить дом, перевезти и поставить его в одну неделю, но не следует забывать, что здесь дома продаются совершенно готовыми срубами, так что ничего не стоит перевезти их и собрать вновь», – писал Уильям Кокс, английский путешественник и историк, дважды посетил Россию (в 1778-м и 1785 гг.).

Другой английский путешественник, Роберт Бремнер, в своей книге: «Экскурсии по России», изданной в 1839 г., писал, что «Есть области Шотландии, где народ ютится в домах, которые русский крестьянин сочтёт негодными для своей скотины…».

0 0Рї (700x548, 460Kb)

0 0С€ (700x587, 689Kb)

Одежда новгородского посадника или зажиточного горожанина XII века
0 0 Адриан Ван Остаде (1610—1685) (700x498, 364Kb)

Адриан Ван Остаде (1610—1685), "В семье голландских крестьян", XVII век
0 0Рє (700x445, 417Kb)

"Праздничный день в деревне", гравюра нач. XIX века
0 0Р» (700x502, 286Kb)

"Крестьянская семья" гравюра нач. XIX века
0 0 На деревенской улице, гравюра нач. XIX века (599x380, 348Kb)

"На деревенской улице" гравюра нач. XIX века
0 0 Ван Гог, Крестьянский дом XIX век (700x499, 437Kb)

Ван Гог, "Крестьянский дом" XIX век
0 0 Eugenio Zampighi (1859 - 1944) (700x501, 478Kb)

Eugenio Zampighi (1859 - 1944), "Итальянская крестьянка с детьми", 1895 год

А вот, что писал русский путешественник и учёный Владимир Арсеньев про жилище крестьянина в своей книге «По Уссурийскому краю», в основу которой легли события его экспедиции по уссурийской тайге в 1906 году: «Внутри избы были две комнаты. В одной из них находились большая русская печь и около неё разные полки с посудой, закрытые занавесками, и начищенный медный рукомойник. Вдоль стен стояли две длинные скамьи; в углу деревянный стол, покрытый белой скатертью, а над столом божница со старинными образами, изображающими святых с большими головами, тёмными лицами и тонкими длинными руками...

Другая комната была просторнее. Тут у стены стояла большая кровать, завешенная ситцевым пологом. Под окнами опять тянулись скамьи. В углу, так же как и в первой комнате, стоял стол, покрытый самодельной скатертью. В простенке между окнами висели часы, а рядом с ними полка с большими старинными книгами в кожаных переплётах. В другом углу стояла ручная машина Зингера, около дверей на гвозде висела малокалиберная винтовка Маузера и бинокль Цейса. Во всём доме полы были чисто вымыты, потолки хорошо выструганы, стены как следует проконопачены…»

0 0 Крестьянская изба ркутская Губерния (700x530, 224Kb)

Крестьянская изба в Иркутской губернии, 1900 год

Из всего вышеперечисленного видно, что, по свидетельству самих иностранцев, которые могли сравнивать быт простого народа как в России, так и в своих странах, и которым нет надобности приукрашивать российскую действительность, во время допетровской Руси, и во время Российской империи простой народ жил в целом не беднее, а зачастую и богаче, чем другие народы Европы.

разделитель50 (700x108, 12Kb)

Источник 1   Источник 2

Серия сообщений "Русская культура":
Часть 1 - Легендарный ансамбль "Берёзка".
Часть 2 - МАРШ-ЛЕГЕНДА: 100 лет маршу "ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ".
...
Часть 14 - Жареная рысь, павлины, рейнское вино... Чем потчевали на царском пиру?
Часть 15 - ПРАВИЛА СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ КУХНИ.
Часть 16 - МИФ О ВЕКОВЕЧНОЙ БЕДНОСТИ ПРОСТОГО РУССКОГО НАРОДА.
Часть 17 - КАКИХ ЖИВОТНЫХ ЗАПРЕЩАЛОСЬ УПОТРЕБЛЯТЬ В ПИЩУ НА РУСИ.
Часть 18 - ЦИТАТЫ ИНОСТРАНЦЕВ ПОБЫВАВШИХ В РОССИИ В РАЗНЫЕ ВЕКА О НРАВЕ РУССКОГО НАРОДА.

Серия сообщений "Труд и быт":
Часть 1 - История России. Крестьянский труд. Традиции, народные обычаи. Часть 1.
Часть 2 - История России. Крестьянский труд. Традиции, народные обычаи. Часть 2.
...
Часть 37 - РУСЬ ДОПЕТРОВСКАЯ. МИР РУССКОЙ ДЕРЕВНИ.
Часть 38 - ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДРЕВНЕМУ ГОРОДУ РУСИ.
Часть 39 - МИФ О ВЕКОВЕЧНОЙ БЕДНОСТИ ПРОСТОГО РУССКОГО НАРОДА.
Часть 40 - КАК КУПЕЦ ПРОХОРОВ ПОДСАДИЛ ВЕСЬ МИР НА БЕЛЁВСКУЮ ПАСТИЛУ.
Часть 41 - От чего защищал дом подзор для кровати: Древний оберег, который возвращается в современные дома.

Рубрики:  История России
Метки:  
Понравилось: 4 пользователям