-Рубрики

 -

Быстрый переход по страницам блога Алефтина_Ивановна:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алефтина_Ивановна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.08.2012
Записей: 5435
Комментариев: 124
Написано: 6030


Как в старину гадали на святки?

Понедельник, 15 Января 2024 г. 07:22 + в цитатник


25dbi61t3aql2bxsjiti55rrae7d9hcd (700x393, 296Kb)

Период между праздниками Рождества Христова (7 января) и Крещения Господня (19 января), называемый Святками, считался на Руси самым подходящим временем для гадания. Люди верили, что в эту пору размывалась граница между миром людей и миром духов и по земле бродила нечисть, у которой можно было осторожно выведать будущее.

Считалось, что лучше всего гадать в местах обитания чертей, леших, водяных – на перекрестках дорог, в лесу, реке или используя колодец. В доме такими местами были печь, баня или хлев – обитель домашних духов.

Наиболее важными были гадания накануне Рождества, Нового года и особенно Крещения. Они считались самыми правдивыми.

Девушки гадали на женихов, а замужние женщины – на здоровье и судьбу – свою и близких. Спрашивали также об урожае.

Гадание об урожае

Выяснить, урожайный ли предстоит год, можно было так: 1 января после утренней службы шли на перекресток, чертили на земле или снегу крест и припадали к кресту ухом. Если было слышно, как едет груженая телега, то считали, что урожай будет хорошим. Звук пустой телеги или негруженой лошади сулил неурожай. Под Новый год брали пучки колосьев от разных злаков, связывали их в маленькие снопы и оставляли на ночь на улице. Какой из снопов покрывался за ночь инеем, такой злак и должен был летом дать богатый урожай. Чтобы предсказать погоду, очищали сверху двенадцать луковиц, насыпали на каждую соль и клали рядком на ночь на печь. На какой по счету луковице соль наутро была самой сырой — такой по счету месяц обещал быть дождливым.

Огромный пласт фольклора, посвященного предсказанию погоды и урожая, составляли приметы. Считалось, что если на Крещение рыба «ходит стаями», то пчелы будут хорошо роиться. Синее небо в крещенский полдень обещало богатый урожай. Хорошей приметой считалась морозная погода на Новый год. Теплый и бесснежный Новый год — к неурожаю. 

Гадать можно было на протяжении всех Святок, но большинство гаданий проходило в их второй половине, от кануна Васильева дня (14 января) до кануна Крещения (19 января). Это время в народе называли «страшной неделей», так как существовало поверье, что в эти дни по миру разгуливает нечистая сила.

img8 (650x505, 335Kb)

На Руси существовали различные святочные гадания. Рождественский, Васильевский и Крещенский вечера считались наиболее благоприятными для того, чтобы заглянуть в будущее. Больше всего людей интересовали темы, связанные урожаем и семейной жизнью.

Гадания были одним из главных развлечений для незамужних девушек, поэтому чаще всего гадали «на суженого». При этом церковь строго запрещала проведение любых магических ритуалов в дни Святок, но желающих узнать судьбу это не останавливало.

Почему крестьяне гадали накануне церковных праздников, когда говорили «чур меня» и зачем девушки подслушивали у соседей под окнами, как пытались узнать ответы на самые разные вопросы — гадали на урожай, на погоду и на будущего мужа?

На Руси гадания считались важным и ответственным делом: они отвечали на самые разные вопросы. Крестьяне верили, что в этом помогают магические силы — как правило, нечисть. Поэтому во время обряда распускали волосы, снимали кресты, перед ритуалом не крестились, а иконы поворачивали к стене. Церковь осуждала гадания — как языческое суеверие. Однако крестьяне воспринимали ритуалы как «открывание Божьей воли» и за ответами на вопросы обращались в том числе к Священному Писанию.

Гадания считали опасными, так как злые духи могли навредить или утащить на «тот свет». Чтобы защититься, во время ритуала нельзя было говорить, смеяться и оглядываться, нужно было держать друг друга за мизинцы или начертить защитный круг. Ворожбу следовало правильно завершить — перекреститься, убежать или «зачураться», то есть произнести магическое «чур меня».

Гадали обычно после захода солнца, вечером или ночью. Верили, что нечистые духи являются в магическое и опасное время, которое приходилось на середину зимы и лета — Святки и Иванов день. Гадали накануне больших церковных праздников: считалось, что праздничная служба прогоняет нечисть, а потому судьбу у духов узнавали заранее.

Для ритуалов выбирали «нечистые» места: пустые заброшенные дома, хлев, подвал и чердак, места у забора и ворот. Ходили к колодцам или источникам, на перекрестки и даже кладбища. Однако главным магическим местом считали баню. Верили, что здесь водятся черти и кикиморы, а также обитает демонологический персонаж — банник.

Известно много разных способов гаданий: в деревнях ворожили на воске, расплавленном металле, по священным и гадательным книгам. Спрашивали о важных и практичных вещах — о здоровье и будущем урожае, богатстве и погоде, причинах болезней и их исходе, о судьбе пропавших родных и о суженом, о верности супруга и об успехе поездки. Во время гаданий пытались вычислить вора, определить колдуна или ведьму, найти пропавшую скотину. Для ворожбы брали домашнюю утварь — кочергу, веник, горшок — а еще угли из печки, одежду, обувь, украшения.

Духов «подкармливали» едой с праздничного стола: хлебом, блинами, кашей. К гаданию старательно готовились, потом ждали знаков от потусторонних сил и расшифровывали их. Такими знаками могли быть случайные звуки, силуэты теней, форма расплавленного воска, сны и поведение животных.

Святочные гадания

Святки считались самым благодатным периодом для загадывания желаний, получения предсказаний на будущее, гаданий и ворожбы. Гадали с использованием предметов,  со свечой, гадали на будущее с помощью золотой цепочки, со стаканом воды и свечой, на поленьях, камушках и крупе.

Одним из самых простых обрядов было гадание с валенком или сапогом. Девушки собирались во дворе и по очереди кидали обувь на дорогу. В какую сторону укажет носок, оттуда и придет жених.

Наиболее известным является другой способ гадания. Он описан в поэме «Светлана» Василия Жуковского. Девушка заходила одна в темную комнату и зажигала свечу, установленную между двух зеркал. После этого она внимательно вглядывалась в отражения, надеясь разглядеть там черты своего суженого. Лучшим временем для такого ритуала считалась полночь.

Для другого гадания использовали нитки. Девушки отрезали нити разной длины и одновременно поджигали. Та, у которой догорит быстрее всех, первой выйдет замуж. Если огонь погас, а в руках у гадающей осталось больше половины нити, в ближайшее время она жениха не встретит.

Также было распространено гадание с петухом. На полу в избе расставляли разные предметы и запускали птицу в дом. Если петух первым делом подойдет к зерну, муж будет богатым, если к зеркалу — нежным и красивым, к воде — склонным к пьянству.

«Жировку водить» – так называется гадание на решете с исполнением особой песни. Данный обряд был зафиксирован на территории Вологодского района. «Жировку водили» перед Новым годом и в Васильев вечер. В гадании могла участвовать вся семья или девушки на выданье.

Основным предметом гадания было решето. В него клали обычно четыре вещи, затем закрывали платком или полотенцем. Начинали петь песню, во время исполнения которой поворачивали «по солнцу» решето. В решето могли положить кольцо, лоскуток ткани, хлеб или зерно, крестик, денежку и пр. Каждому участнику гадания пели по очереди. Каким предметом к гадающему остановится решето в конце песни, такая и судьба будет. Если хозяину выпадал ломоть хлеба, то год будет урожайным, а если его незамужней дочке – кольцо, то это к свадьбе.

В деревнях на Святки гадали по случайным звукам: после захода солнца выходили на порог дома, к колодцам или перекресткам и внимательно прислушивались. Звон колоколов или стук топора считали недобрыми знаками, которые предвещали смерть или беду. Музыку, веселое пение или лай собаки расценивали как знак скорой свадьбы, а топот коня — как предвестник дальней дороги.

Существовал также обычай ловить обрывки чужих фраз и толковать судьбу по ним. Девушки после праздничного застолья «ходили слушать» на улицу или шли к окну соседнего дома и прислушивались, о чем говорят хозяева: слова «возьми»«иди» предвещали свадьбу, а, например, слова «останься» или «сядь» — долгое девичество.

Также на Святки девушки гадали по восковой свече: считалось, если огонь горит ярко и плавно, то жизнь будет тихая и безмятежная, если мерцает и потрескивает, то хозяйке придется испытать много горя. Чья свеча погаснет первой, та проживет меньше всех из присутствующих, а чей огонек догорит последним, та будеть жить дольше.

Важным в крестьянской традиции считалось гадание о будущем урожае: когда и кому из семьи лучше начать сеять, какая из культур лучше уродится. Собиратель фольклора Александр Афанасьев в книге «Поэтические воззрения славян на природу» описал гадание об урожае в канун Нового года в Архангельской губернии.

Крестьяне шли на гумно, брали с собой нож и парус. Садились в центре, очерчивали вокруг себя ножом защитную линию и укрывались парусом, а нож втыкали в землю. Гадающие внимательно слушали: если послышится шум снопов и звук молотьбы — значит, будущий год будет изобильным. Тишину расценивали как знак неурожайного и голодного года. Верили, что в это время злые духи молотят и, если покинуть защитный круг до того, как они закончат работать, нетерпеливого заколют ножом.

Александр Афанасьев описал еще одно распространенное святочное гадание. Девушки и юноши собирались в чьей-то избе, в чашу или блюдо с водой клали хлеб, уголь, золу, щепотку соли, украшения: кольца, серьги, броши — и накрывали сосуд белым платком. Затем пели особые, подблюдные песни с краткими предсказаниями и приговаривали: «Кому вынется — тому сбудется, скоро сбудется — не минуется!» Во время пения доставали из чаши предметы. Чья вещь попалась — тот и считал прозвучавший отрывок куплета своим предсказанием.

Гадания на суженого

 

Самыми популярными были гадания о будущем супруге. Узнать пытались всё: имя, внешность и возраст, богат он или беден, холост или вдовец, каков его характер, кто в семье будет главным, с какой стороны придет или приедет жених. Часто во время гаданий девушкам помогала пожилая опытная женщина, которая объясняла, как и что нужно делать, толковала знаки.


Александр Афанасьев описал гадания на будущего жениха, связанные с водой и огнем. Зажигали лучину, втыкали ее в бревно и смотрели, в какую сторону упадет пепел — с той стороны и явится жених. Обмакивали лучину в воду и потом зажигали — если быстро загорится, брак будет хорошим.

Гадали и на домашних животных: приносили в дом курицу или петуха и предлагали им зерно. К чьей горстке птица подойдет первой, та раньше других выйдет замуж.

 

 

Брали несколько скорлупок грецких орехов, вставляли в них маленькие обрезки восковых свеч, зажигали и опускали в чашку, наполненную водою; каждая свечка пускалась на имя одной из гадающих девиц. Чья свеча сгорит прежде, та девица скорей всех замуж выйдет, и наоборот; а чья свеча потонет — той девице умереть незамужнею.
Гадали еще так: собравшись толпою, бежали крестьянские девушки к реке или пруду, набирали в рот воды и спешили воротиться в избу, если удастся донести воду во рту, то жених посватается; а которая девица выпустит воду от испуга, кашля или утомления — той нечего и думать о женихе; воротившаяся прежде всех с водою — прежде всех и замуж выйдет.

Александр Афанасьев описал еще одно распространенное святочное гадание. Девушки и юноши собирались в чьей-то избе, в чашу или блюдо с водой клали хлеб, уголь, золу, щепотку соли, украшения: кольца, серьги, броши — и накрывали сосуд белым платком. Затем пели особые, подблюдные песни с краткими предсказаниями и приговаривали: «Кому вынется — тому сбудется, скоро сбудется — не минуется!» Во время пения доставали из чаши предметы. Чья вещь попалась — тот и считал прозвучавший отрывок куплета своим предсказанием.

Опасными считали святочные гадания с зеркалами — к ним не допускали юных девочек. Для ритуала устанавливали друг напротив друга два больших зеркала и освещали их свечами. Отражения образовывали длинный коридор. В комнате оставалась гадающая девушка и ее подруги, которым следовало молчать. Девушка внимательно всматривалась в зеркальный коридор, в котором должен был появиться суженый. Верили, что образ супруга принимает нечистая сила, только самые смелые отваживались ворожить таким способом. Таким же «страшным» был обряд, когда жениха высматривали в водной глади.

Также на суженого гадали по снам: считалось, что душа в это время покидает тело и отправляется в потусторонний мир. Чтобы сон стал вещим, проводили особые обряды — вплетали в волосы травы, умывались водой из нескольких колодцев, ложились спать в одежде. Под кровать или подушку клали гребень для волос, ключ или хлеб. Перед сном девушка произносила заклинание, например «суженый-ряженый, причеши меня» или же «приходи со мной ужинать». Считалось, что приснившийся человек и есть будущий супруг.

Гадательные книги В деревнях предсказывали судьбу, погоду и будущий урожай по гадательным книгам. Они были в основном переводными и пришли на Русь из Византии и других стран в Средние века. Книги предсказывали засухи, нашествия насекомых-вредителей, хозяйственные и политические события.

Каждая была посвящена какому-то явлению. Тексты громника, например, толковали все по грому: апрельский сулил гибель пшеницы и голод в восточных странах, а осенний — междоусобные войны, но добрую зиму и полноводные реки. По лунникам предсказывали судьбу человека и погоду в зависимости от фазы луны. В них приводились земледельческие и медицинские советы, предсказания на родившихся или заболевших в определенный день месяца, благополучные и неблагополучные дни месяца и время, когда сбываются сны.

Позднее на смену громникам и лунникам пришли популярные в народе лубочные издания, по которым также предсказывали судьбу и толковали сны. Гадали по ним с помощью жребия, для этого брали прутики с засечками или игральные кости. По количеству засечек или точек определяли номер изречения в гадательной книге, которое и становилось ответом на вопрос.

Однако самым популярным способом узнать судьбу долго оставалось гадание по псалтыри. Книгу раскрывали наугад и толковали первое слово и первый стих на странице как ответ на вопрос. Известен и другой способ: в псалтырь вкладывали записки с вопросами и ключ, а затем подвешивали книгу на палец человеку. Хорошим знаком считали, если она завертится на пальце. И хотя церковь не одобряла гадательные книги, но гадания по псалтыри не запрещала. Согласно давним традициям, церковь всегда имела отрицательное отношение к гаданиям, считая их языческими обрядами и действиями, возможно, под влиянием дьявола. Даже в современных условиях Русская православная церковь выражает свое негативное отношение к гаданиям, включая гороскопы, считая их попыткой вмешаться в предопределенное Богом будущее. Верующий человек должен полагаться на волю Господа, а не заниматься попытками изменить свое судьбу, так как это считается грехом. 

 

Серия сообщений "Гадания в старину":
Часть 1 - Раз в крещенский вечерок девушки гадали...
Часть 2 - Святочные гадания.
...
Часть 6 - Как гадали крестьяне на Руси.
Часть 7 - Как гадали на Святки наши предки.
Часть 8 - Как в старину гадали на святки?
Часть 9 - Старинные гадания. Как узнавали свое будущее в старину.

Рубрики:  История России
Метки:  
Понравилось: 9 пользователям