-Рубрики

 -

Быстрый переход по страницам блога Алефтина_Ивановна:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алефтина_Ивановна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.08.2012
Записей: 5435
Комментариев: 124
Написано: 6030


Кнутом и пряником: основные принципы воспитания детей на Руси.

Четверг, 14 Декабря 2023 г. 08:48 + в цитатник

Воспитание детей в Древней Руси было строгим и суровым, подчиненным множеству условностей. Ребенка не считали человеком, относились к нему как к заготовке будущего члена общества. Русичи верили — от того, что заложено в детстве, зависит судьба не только конкретного отрока, но и всего племени.
Дети воспитывались в больших семьях, вырастая среди разных поколений. Особое внимание уделялось почитанию старших и, конечно же, роль отца семейства была главной. Дети воспитывались в строгости, беспрекословно должны были слушаться своего отца, поскольку за непослушание их ждала «хорошая трепка» – это про кнут и розги. Мужчина в доме был важной персоной. Его уважали и дети, и взрослые, он следил за благосостоянием семьи и воспитанием своих отпрысков. Это были его прямые обязанности. Для молодого поколения были установлены определенные правила. Даже если отец был слишком строг и недостаточно справедлив со своим чадом, это не должно было критиковаться. Считалось, что сыновья и дочери должны выполнять волю своих родителей, какой бы она ни была. Это придавало авторитет старшему поколению. Дети изучали обычаи предков и продолжали дело своих родителей. Современные взгляды на воспитание тех дней несколько своеобразны. В Древней Руси детство рассматривалось, как начало взросления. Малышей очень рано начинали приучать помогать по дому, заботиться о младших братьях и сестрах, работать в поле. Простые семьи сами воспитывали своих отпрысков, обучая домашним делам и сельскохозяйственным работам. Некоторые семьи отдавали свое чадо в подмастерья, чтобы их обучали разным ремеслам.     

В основе воспитания лежали религия и почитание старших. Древняя Русь проповедовала идеи Ветхого Завета — во многом жестокие и требовательные. По нему исполнение сыновнего долга уподоблялось служению Богу, пренебрежение им приравнивалось к святотатству. Популярным приемом воспитания была порка. Считалось, то без нее нельзя вырастить хорошего человека. Воспитание детей на Руси Огромное значение наши предки придавали воспитанию в детях уважения к старшим, любви к родной земле, готовности защитить ее от неприятеля, трудолюбию и доброте к людям. Ребенка с ранних лет готовили к выполнению определенных ролей в обществе. Крестьянские отпрыски не знали грамоты, но умели с ранних лет делать всю работу по дому. Купеческие чада учились вести торговые дела, понимали счет и письмо, наследники правителей приучались к выполнению государственных дел, заботе и защите подданных.

как наши предки выбирали детям имена

По каким принципам давали имена славяне Древние славяне давали детям имена, которые могли уберечь от болезни, хищного зверя, принести счастье. Некоторые племена нарекали младшее поколение двумя прозвищами: одно сообщалось всем, второе, личное — хранилось в тайне. Это делали для того, чтобы защитить ребенка от злых духов. Древнеславянские имена, дошедшие до наших дней, можно угадать интуитивно. Они похожи на добрые пожелания, несут в себе позитивное начало. Их значение понятно всем, кто знает язык славянской группы: русский, украинский, белорусский. Такие имена содержат в себе корень «миро», «слав», «волод», «свято», «рад», «люб» и другие.

До принятия Христианства родители были вольны в выборе имени для ребенка. Оно могло означать что угодно: время появления на свет, погоду в тот день, настроение родителей, обстоятельства рождения. Так, третьего сына в семье на Руси могли назвать Третяк, а дочку, появившуюся на свет в зимнюю пору, Зимой. Детей, рождения которых с нетерпением ожидали, нарекали Бажан, Ждан, Жадан, Милота, Кохан. Очень популярными на Руси были магические (заклинательные) имена. По языческим верованиям родители могли защитить ребенка от злых духов, намеренно дав ему некрасивое прозвище: Некрас, Худко, Завялка, Неустрой, Непокой, Злоба.

Как называли детей после крещения Руси


С принятием Христианства традиция имянаречения на Руси коренным образом изменилась. Языческие имена-прозвища попали в опалу и начали активно вытесняться именами христианских святых. На смену Ладе, Ждану или Храбру пришли Кирилл, София, Федор. Это сейчас они привычны слуху, а во время реформы казались дикими и незвучными. Прозвищные имена Представители духовенства стали первыми, кто в плане имянаречения противопоставил себя всем остальным группам населения. К своим христианским именам они стали добавлять «прозвища», соответствующие их сану. К этой традиции со временем присоединилось дворянство и купечество, дописывая в церковных приходских книгах к именам компоненты “князь”, «пан».

Полуимена

В отличие от них детям простолюдинов на Руси было запрещено присваивать себе прозвищные имена. Наоборот, представителям низших слоев общества давали уменьшительные прозвища-полуимена: Гришка, Тимошка, Ванька. Уничижительные имена присваивались и государственным преступникам. Достаточно вспомнить Стеньку Разина. При обращении в канцелярию холоп на Руси должен был называть себя именно уменьшительным именем, чтобы показать приниженное положение.

По каким принципам выбиралось имя ребенку до 1917 года

До Октябрьской революции имя ребенку давала церковь, ориентируясь на специальную церковную книгу – святцы. Сегодня такие имена называют календарными. Появившись на свет, младенец вместе с именем получал и заступника небесного, к которому обращал молитвы. Эта традиция сохранялась вплоть до 1917 года.

Наши предки очень трепетно относились к родовым именам — ни одно из них не должно было исчезнуть. Когда умирал дед, его имя давали младшим наследникам. Как появились первые современные имена После революции 1917 года влияние религии ослабло. Каждый мог придумать имя и дать его ребенку. Началось нашествие новых имен: Октябрина, Владлен, Ниннель, Трудомир, Вил и других чудных прозвищ. В 30-х годах сказалась «технизация», в моду вошли Турбина, Атом, Электрон. Позже в обществе появилось тяготение к именам иностранного происхождения: Артур, Эдуард, Элеонора. Интересно, что тогда же, в противовес этим новациям, родители начали давать детям древние, исконно славянские имена. История, сделав круг, вернулась к истокам.
Наши предки выбирали имена для детей осознанно, стремясь защитить наследников от дурного глаза, предсказать счастье и удачу. Со временем эта традиция исчезла. Вряд ли сегодня можно встретить Метелицу, Вешняку или Весну. А раньше это было в порядке вещей. Имя на Руси хранило информацию о предках, отражало связь ребенка с родовым гнездом. Родившись, он уже был под защитой клана. Поэтому называйте детей своих именами предков.

«ЧЕМ БЫ ДИТЯ НИ ТЕШИЛОСЬ, ЛИШЬ БЫ НЕ ПЛАКАЛО»

Игрушки детям необходимы были во все времена для правильного развития, для овладения элементарными навыками, необходимыми в дальнейшей жизни. Делали их наши предки из дерева, кости, глины, соломы и прочих, как сегодня их называют, экологичных материалов. При этом мальчикам делали деревянные мечи, луки со стрелами из древесины орешника, дуба, выделывали из дерева и кости, ваяли из глины фигурки диких животных.

Девочкам для игры вырезали фигурки кукол, домашних птиц и животных, домашнюю утварь, помогая через игру осваивать навыки, необходимые для будущей матери, жены, хозяйки дома.

«Детушек воспитать — не курочек пересчитать (перещипать)», — говорили на Руси и к делу воспитания относились весьма серьёзно, ибо понимали, что как воспитаешь ребёнка, так и проживёшь в старости.

 

От рождения до 7 лет


 

В раннем детстве, лет до 3-4, воспитанием детей в Древней Руси занималась мать. Кроха помогал ей в хозяйственных делах, бегал с мелкими поручениями. Разделения по сословиям не было. Лет с пяти мальчиков привлекали к мужскому труду — брали с собой на поле или в лавку, усаживали рядом с отцом-князем. Девочек учили хозяйственным обязанностям: шить, прясть, печь хлеба, вышивать, ухаживать за скотиной. Детям рассказывали древние сказки и легенды. Княжеских детей в 1-3 года сажали на коня и давали в руки меч.

До трехлетнего возраста все дети, и мальчики, и девочки, бегали в мешках с прорезями. И только потом их облакали в длинную льняную рубаху. Связано это было с частой детской смертностью и рачительностью хозяйки — выживший получал наряд.

К воспитанию дочерей и сыновей подходили неодинаково. Сыновей растили как будущих заступников, воинов, кормильцев, дочерей — как будущих матерей, жён, хозяек дома . Одежду детям шили только из родительского одеяния: сыну из отцовой рубахи, дочери — из материной, так как, по мнению наших предков, такая одежда была наделена обереговой силой родителей.

От 7 до 14 лет

С 7 лет ребенка в Древней Руси считали отроком или отроковицей. Мальчикам теперь полагались штаны, они полностью переходили в распоряжение отца, выполняли все мужские обязанности. Девочки оставались под руководством матери, начинали носить длиннорукавные посконные рубахи до голени с пояском или сарафан.

В детях, независимо от сословия, воспитывали умеренность в еде, уважение к хлебу, преподавали основы веры, готовили к взрослой жизни. Учили петь, разбираться в церковных обрядах, кланяться старшим, быть вежливыми и учтивыми. Особенности воспитания мальчиков (юношей)


 

Воспитанием мальчиков занимался мужчина, приучая их к труду, а с 12 лет и к военному делу. Жили юноши отдельно от матери, учились сдержанности в эмоциях и действиях, готовились стать поддержкой женщине, обеспечивать свою будущую семью. С детства мальчику в Древней Руси внушали, что он мужчина, защитник, воин.

Особенности воспитания девочек (девушек)

На Руси девочки из княжеских родов обучались азам наук — арифметики, геометрии, астрономии, медицины, а также языкам сопредельных народов, что они, став матерями, передавали своим детям. Ну а девочки из обычных семей обучались всему, что должно было им пригодиться в дальнейшей жизни — «ремёслам, пению, шитью и другим полезным навыкам».

Большое значение в воспитании дочерей придавалось набожности, целомудренности и скромности. Прививалось почтение и уважение к представителям мужского пола. Выходя замуж, девушка из-под власти отца полностью переходила в подчинение мужу. Отец дарил зятю плеть, чтобы теперь он воспитывал жену.
Незамужние дочери помогали матери по хозяйству, возились с младшими братьями и сестрами.

Традиции и обряды Древней Руси, связанные с детьми, их взрослением

В Древней Руси были обряды, которые исполняли по мере взросления детей. Первым шло «посажение» на коня. Мальчика в возрасте до 3 лет в присутствии отца, деда и других близких родственников мужского пола усаживали в седло и провозили три круга. Отроковицы в 15 лет проходили обряд заскакивания в поневу, которая использовалась как юбка. Ритуал знаменовал конец детства, начало девичества, показывал, что девушка готова к замужеству. Волосы в Древней Руси стригли по серьезным датам. Например, обрезание косы практиковалось на свадьбе. Легкое укорачивание волос отмечало стадии взросления. Первый раз ребенка стригли в год, затем каждый Чистый четверг.

Образование и обучение детей на Руси

Грамотный человек на Руси пользовался авторитетом, поэтому детей старались обучить чтению и письму. Первые уроки дети получали от матери, она учила их писать и читать. Поэтому грамотные невесты ценились в Древней Руси.

Если родители понимали, что полноценно обучить сами они ребёнка не смогут, мальчика отдавали в учение настоящему «грамотею», владеющему книжной грамотой. Это было своего рода «высшее образование».


 Если ребенок проявлял талант в каком-то деле — с 7 лет к обучению подключался сведущий в этом человек. Глубокое образование для крестьянских детей было недоступно до начала XIX века. Основы семейного воспитания в Древней Руси просматривались в заветах государственных деятелей того времени. Они призывали учить детей любви, мужеству, почитанию старших, приветливости и отзывчивости. Защищать родину от врагов, не давать в обиду сирот и вдов. Именно стремление делать добро ставилось во главу воспитания несмотря на строгость самого процесса. 

Школьное обучение в народе считалось делом важным. Былинные сказители восхваляли героев, прошедших школьную науку, наделяя их качеством «вежества ученого». В устной народной словесности те родители, которые заботятся об обучении детей, неизменно являются достойными подражания, о них пелось в былинах: «А и будет Волх семи годов, отдавала его матушка грамоте учиться, а грамота Волху в наук пошла».

В древнерусском изобразительном искусстве устойчив иконописный сюжет «Приведение в учение». На иконах мы видим изображения матери и отца, которые заботливо подводят мальчика 6-7 лет к учителю, восседающему на возвышении. Они вручают сына учителю, в облике которого средствами живописи подчеркнута высокая духовность. Ученик, как правило, держит в руке книгу, азбуку с полным алфавитом.

Начальное обучение на Руси чаще всего осуществляли «мастера грамоты», основным ремеслом которых было обучение чтению, письму и счету. Обучали они грамоте подобно тому, как любой другой ремесленник обучал своих подмастерьев хитростям профессии.

Обучение грамоте в средневековой Руси осуществлялось в частных, платных, как говорилось тогда, «за мзду», училищах, а иногда и просто на дому у мастера грамоты. Корпус учительства формировался из среды низшего духовенства (певчие, чтецы, дьяконы), а также светских лиц — мелких служителей канцелярий разных ведомств, приказных изб и т. п., грамотных ремесленников, отставных воинов, разорившихся торговцев. Родители договаривались с мастером грамоты, чему, в какой срок и за какую плату он обучит их ребенка.

В церковных и монастырских школах начальное образование предполагало подготовку детей к самостоятельной работе с книгами Священного писания и церковными служебниками.

Важнейшей первоначальной учебной книгой в ту эпоху была Псалтырь. Богато иллюстрированная учебная Псалтырь угличского книгописца Федора Климова (XV в.) была изготовлена для «дома», т. е. для домашнего обучения детей.

«Учеников делили на группы по шесть-восемь человек, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения. Изучение грамоты опиралось на византийскую образовательную методику. Сначала заучивалось наименование букв в азбучной последовательности, а затем обучающиеся тренировались в их написании. Следующим этапом было обучение чтению по слогам и по словам. Затем следовало чтение и переписывание молитв и текстов Псалтыри. Также в учебном процессе использовалась и другая книга религиозного содержания – Часослов. В качестве учебного пособия использовался деревянный букварь. На деревянные дощечки наносился воск, на котором ученики писали». 

Начиналась учёба с самого утра. Ученики входили в здание училища, кланялись образам, учителю и товарищам. Урок начинался с повторения предыдущей темы. После ответа всех учеников школьники совершали общую молитву. Затем ученики брали у старосты книги и садились за общий стол. У каждого из «дружины» было своё место, определённое учителем. Старосту назначал учитель. Это была особая «должность» помощника в школе, которому было даже разрешено замещать преподавателя. Выбирался староста из старших учеников, отличающихся прилежанием в учёбе и положительными душевными качествами. Старост, предположительно, было трое — главный и двое его помощников. Кроме сбора и выдачи книг в заботы старост входило множество обязанностей: спрашивать уроки у младших учеников, наблюдать за поведением школьников (с правом наказывать шалунов), позволять отлучаться «на двор» по нужде (к слову, количество таких «отпусков» было строго регламентировано — не больше четырёх раз в день) и испить воды, следить за освещением, отоплением и уборкой в школе. Уборкой учебного помещения занимались сами ученики. Староста назначал «дежурного», в обязанности которого входило «пристроять школу»: подметать, мыть полы, лавки и стол, менять воду в сосудах под подставкой для лучины.

К книгам в училищах относились особенно трепетно, ведь именно они представляли главную ценность. Школьникам возбранялось слишком сильно раскрывать книгу или листать её без надобности, тем более запрещалось делать в ней заметки. Книги не дозволялось оставлять на лавке. В конце урока требовалось вернуть все учебники старосте, который относил их храниться в особое место.

«Розга ум вострит, возбуждает память»

Наказывали хулиганов розгами. Провинившийся должен был лечь на лавку, где и проводилось «задавание лозанов по филейным частям». Под описания наказаний для ленивых и дерзких учеников в «Азбуковнике» отводится целый отдел. Помимо розг были и другие наказания, например провинившихся учеников отправляли в чулан и оставляли после уроков. Естественно, в основе учения лежало мастерство преподавания учителя, а не умение пороть учеников. Ведь если пойдёт толк о жестокости учителя, никто не захочет отдавать ему в учение своих детей, поэтому всё было в меру и по справедливости.

Строгое отношение к ученикам и наказание розгами – это обязательная часть процесса обучения на Руси. Считалось, что без битья грамоту освоить невозможно. Не было и разделения занятий на уроки, как в наши дни. О переменах школьники могли только мечтать. Им разрешалось сходить до дома на обед, но обучение продолжалось с утра до вечера. Перед тем, как начать занятия, дети вместе с учителем молились. Один учитель преподавал все предметы. Никаких директоров и завучей в те времена не существовало, как и оценок. Несмотря на это, учитель обладал неограниченным авторитетом. Если ученик не слушался учителя, либо урок не был выучен, то преподаватель ставил его на горох. Чаще всего, нерадивых учеников били розгами. В школах не могли обучаться глупые ребята. Таких детей в них просто не принимали.


Окончание дня

Заканчивался учебный день вечерней службой. Во избежание праздного шатания школьники должны были посещать церковь не только в воскресные и праздничные дни, но и каждый день после учёбы. Вести себя там полагалось прилично, так как «все знают, что вы учитесь в школе».

Результатами развития образования в Древней Руси явилось не только обучение населения грамоте и основам наук, но и появление большого числа образованных людей, знакомых с трудами античных и византийских авторов и создавших свои оригинальные произведения: «Слова о законе и благодати» митрополита Иллариона, сочинения Кирилла Туровского, шедевра «Слово о полку Игореве» и многие другие.

История российского школьного образования уходит своими корнями в глубину эпох, во времена Древней Руси. С тех пор система образования и воспитания претерпела немало изменений, но сохраняются главные ценностные ориентиры:

  • Стремление людей к получению новых знаний и общению.
  • Сохранение семейных традиций и ценности межличностного общения.
  • Значимость личности формирующегося человека, который должен расти в атмосфере понимания, любви и взаимного уважения.

XX век
В 1908 году был принят закон о всеобщем образовании. Начальное образование стало развиваться особенно быстрыми темпами – государство активно финансировало новые учебные заведения. Было узаконено бесплатное (по не всеобщее) образование, что сыграло огромную роль в развитии страны. В европейской части России практически все мальчики и половина девочек учились в начальных школах, на другой территории ситуация было похуже, но почти половина городских детей и почти треть крестьянских тоже имели начальное образование. Образование стало всеобщим и вседоступным в нашей стране только после принятия советской власти.

Серия сообщений "Воспитание":
Часть 1 - «Не жалеть младенцев, бия»: почему детей чаще наказывали, чем хвалили.
Часть 2 - Как воспитывали сыновей в крестьянских семьях 100 лет тому назад: Что умел делать мальчик до 14 лет.
...
Часть 6 - Как на Руси учили грамоте.
Часть 7 - Воспитание детей на Руси.
Часть 8 - Кнутом и пряником: основные принципы воспитания детей на Руси.

Рубрики:  История России
Метки:  
Понравилось: 10 пользователям