-Рубрики

 -

Быстрый переход по страницам блога Алефтина_Ивановна:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алефтина_Ивановна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.08.2012
Записей: 5435
Комментариев: 124
Написано: 6030


ДУХОВ ДЕНЬ ИЛИ НАЧАЛО РУСАЛЬЕЙ НЕДЕЛИ.

Понедельник, 05 Июня 2023 г. 07:27 + в цитатник

 

 
 
Зеленые святки (Духов день) Троица - являлись главным рубежом между зимой и летом. В народном календаре (с принятием христианства) к этим дням был приурочен праздник Троицы, который потом перетекал в русалью неделю и праздник Ивана-Купалы. Чаще всего Русальная неделя начиналась после Троицы в Духов день и была до дня Всех Святых. В обрядах зеленых святок приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ..По народным преданиям, на Пятидесятницу просыпаются русалки. Русалки - существа, живущие в воде. О происхождении русалок народное поверье говорит, что все младенцы женского пола, родившиеся мертвыми или умершие без крещения, а также взрослые утопленницы, наконец, купающиеся без креста - становятся русалками. Они обладают вечной юностью и красотой. Место их обитания - кристальные дворцах, построенных на дне реки.
 
 
df8f260a60bf (600x571, 299Kb)
 
Старшая над ними называется царицей и назначается водяным начальником русалок из их же среды. Народное поверье допускает любовь между русалками и людьми, о чем существует множество поэтических рассказов. С зеленой недели вплоть до осени они витают в лесах, где аукают и зовут к себе прохожих с хохотом "ходите к нам на рели (качели) качаться". Они заводят красивых парней и девок в лес и там защекочивают до смерти. Говорят, что русалки до того красиво поют, что слушатель готов внимать их пению несколько лет, не сходя с места. В Русалью неделю, а также в ночь под Ивана Купала русалки делаются особенно опасными для человека. В это время народ боится купаться в реках, опасаясь стать жертвой русалок. Особенно важным считался четверг – в этот день русалки старались заманить людей в воду. Поэтому по вечерам люди старались не выходить из дома. Запрещалось купаться всю неделю. И обязательно следовало носить с собой полынь – эта трава отпугивала нечисть.
 

Неделя перед Троицей (иногда неделя после праздника) называлась зеленой или русальей неделей. Считалось, что в это время русалки выходят из своих дворцов на дне рек и озер и странствуют на их берегах и в близ лежащих лесах и рощах. Приютом себе они избирают ветвистые деревья, преимущественно дубы, где качаются на ветвях, или разматывают пряжу, похищенную у тех поселянок, которые ложатся спать без молитвы. Вот как поэтично описывали это жители русской деревни: "Ночью при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на ветвях, аукаются между собой и водят веселые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее".

150528144450 (650x508, 418Kb)

В Семик (четверг перед Троицей) девушки и женщины, боясь прогневать русалок, чтобы те не испортили скотины, не работают, называя этот четверг "велик день для русалок". По всей России в этот день в лесах и рощах можно было увидеть нарядных девушек в венках из зеленых веток и цветов, которые выбирали молодое, сочное деревце, чаще всего березку, в таком месте, чтобы можно было водить хороводы. Его "завивали", т.е. загибали концы веток в кольца и закрепляли их так, чтобы образовались венки, которые как бы росли на дереве.

Считалось, что эти венки должны заменить русалкам качели. Затем ветки украшали лентами, нитками, лоскутками, цветами, венками из теста, веточек, трав и цветов. И тут начинался настоящий праздник. Под деревом водили хороводы и пели так называемые семицкие песни, в которых пелось о венках, гаданьях и замужестве, а также обычные, т.е. не приуроченные к праздникам, игровые и хороводные песни любовного содержания. Причем, парни и мужчины в это время к "завитой" березке не допускались.

Здесь же под украшенным деревцем девушки "кумились" с русалками и между собой.

150528122936 (650x321, 269Kb)

"Покумимся, кума, покумимся,
Нам с тобою не браниться,
Вечно дружиться", -

пели они в песнях, целуясь сквозь венки на березках, привязав к ним свои нательные крестики и затем меняясь ими. Покумившиеся девушки считаются подругами на всю жизнь или до следующего кумления с другой девушкой через год. Кумовство, или посестримство, с русалками длилось три дня или немного дольше и затем расторгалось. Такой союз заключался с определенной целью. Во-первых, чтобы узнать у русалки свою судьбу (венок, на котором покачалась кума - русалка бросали в воду и по тому, всплывет он или потонет, предсказывали будущее); во-вторых, чтобы доставить русалке развлечение, успокоить и ублаготворить, дабы она в будущем не мстила, а помогала человеку.

 

Кумление на Семик-Троицу. XIX в.

В клечальную субботу, накануне Троицына дня (в день поминовения усопших), русалки начинают бегать во ржи и хлопать в ладоши, приговаривая: "Бух! Бух! Соломенный дух! Мене мати породила, некрещену положила!" 

Сам праздник великой Троицы считался одним из самых больших праздников в году. Повсюду наводили чистоту: мыли, чистили, белили хаты. Зелеными ветвями украшали дворы, дома, горницы, ворота, колодцы, отчего селения приобретали удивительно нарядный, фантастический вид.

На церковной службе народ стоял с ветками деревьев, травами, цветами, которым, как вербам, освященным в вербное воскресенье, приписывалась особая целебная и оберегающая сила. Да и сами храмы украшались молодой сочной зеленью.

В этот день в деревню вносили украшенное дерево, или же, просто ветки и венки, которое потом уничтожали, либо бросая в поле, либо потопляя в воде. А также устраивали проводы русалок, которые напоминают проводы масленицы: русалку выпроваживают из деревни в поле, что должно было способствовать плодородию.

Это было весьма колоритное зрелище. В качестве русалки девушки выбирали самую красивую и статную из своей среды. Она выходила В одной рубашке, с распущенными волосами верхом на кочерге, держа в руках полено через плечо, она выходила из дома и шествовала по всей деревне, возглавляя шествие нарядных женщин и девушек. Вокруг сновали ребятишки, которые частенько забегали вперед, хватали "русалку" за рубаху, кочергу, руки и приговаривали: "Русалка, русалка, пощекочи меня!" Вся эта толпа с направлялась к полям ржи, где "русалка" старается кого-нибудь схватить и пощекотать. "Тут пойдет свалка, пока ей не удастся вырваться и схорониться во ржах. Теперь все кричат: "Мы русалку проводили, можно будет везде смело ходить!" - и разбредутся по домам. Русалка же, посидев немного, прокрадется задками домой. Народ же до самой зари гуляет на улице". Иногда "живую" русалку заменяли соломенной куклой.

Народные обычаи на Троицу

 В селах делали чучело русалки, водили вокруг него хороводы во время гуляний. Затем его разрывали на мелкие части и разбрасывали их по полю. Перед сном женщины пробегали по селу с помелом, чтоб уберечься от русалок. Одну девушку переодевали русалкой, выводили ее в поле и бросали в жито. После чего все разбегались по своим домам.

Подобно тому, как троичную березку бросают в рожь, чтобы обеспечить урожай, русалок как бы выманивают или переводят из леса на поля. Так как русалки - существа водяные, их выход на поля обеспечивает земле нужную влагу и вызывает обильный рост хлебов.

Как ни стремилась православная церковь искоренить язычество и суеверие, ей это не очень удалось. С незапамятных времен это был любимейший праздник в России. 

 

 
 
Рубрики:  История России/Народные обычаи, традиции, нравы
Метки:  
Понравилось: 6 пользователям