-Рубрики

 -

Быстрый переход по страницам блога Алефтина_Ивановна:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алефтина_Ивановна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.08.2012
Записей: 5435
Комментариев: 124
Написано: 6030


Великие крепостные России.

Среда, 20 Апреля 2022 г. 05:08 + в цитатник
Цитата сообщения Премьер Великие крепостные России

Земельной реформе Александра II посвящается. Впрочем, и до нее из крепостных дорога вела не только на погост. Рассказываем о людях «от сохи», внесших в историю России огромный вклад.

01-00.jpg
Продажа дворовой девушки на картине художника Николая Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» (1866; Москва, Третьяковская галерея)

Образ измученного вечным трудом крепостного крестьянина прочно закрепился в русской литературе благодаря Радищеву, Некрасову, Герцену и прочим писателям-просветителям. Все верно: был и тяжелый труд, и несвобода, и жестокие помещики.

Но все же при определенных обстоятельствах крепостные могли сделать карьеру и даже стать вольными. Первым, кто создал такие социальные лифты, был Петр I, ценивший людей не за древность рода, а за талант и деловые качества. Именно при нем, к примеру, выбился в люди оружейник Никита Демидов, основавший род фабрикантов и будущих аристократов. Семен Бадаев прославился изобретением прочной стали, а Даниил Бокарев придумал, как давить масло из подсолнечника.

В конце XVIII века российское правительство сняло ограничения на предпринимательскую деятельность крепостных. Им разрешили открывать свои лавки и мануфактуры. Крестьяне-миллионщики в то время были не редкостью. Они платили своим хозяевам внушительные оброки и при первой возможности откупались, переходя в другие сословия.

До официальной отмены крепостного права из рабства самостоятельно выкупились около миллиона крестьян. Их смело можно назвать цветом нации, потому что они двигали торговлю и производство в России. Самородки создавали целые династии купцов и меценатов. Самые известные купцы, вышедшие из крепостных, - Елисеев, Абрикосов и, конечно, Морозов. Крепостные становились актерами, архитекторами, декораторами, живописцами, поэтами и музыкантами. Например, знаменитый художник Орест Кипренский, поэт Тарас Шевченко, композитор Александр Гурилев родились крепостными. Как и те, о ком мы расскажем ниже.

САВВА ВАСИЛЬЕВИЧ МОРОЗОВ (1770–1860), ОСНОВАТЕЛЬ КУПЕЧЕСКОЙ ДИНАСТИИ

01-01.jpg
Савва Васильевич Морозов.

01-02.jpg
Главы четырех семейных фирм Морозовых: Абрам Абрамович Морозов (внук), Тимофей Саввич Морозов (младший сын), Иван Захарович Морозов (внук) и Викула Елисеевич Морозов (внук).

01-03.jpg
Ярлык на товарах Никольской мануфактуры торгового дома «Савва Морозов с сыновьями». 1870 год.

01-04.jpg
Богородско-Глуховская мануфактура: одно из предприятий Морозовых.


С детства работал пастухом и извозчиком, потом ткачом на шелкоткацкой фабрике, уже с юности проявляя недюжинные предпринимательские способности. Например, смог откупиться от службы в армии, причем деньги занял у своего помещика Рюмина.

Затем Савва предложил новую систему сдельной оплаты труда и, быстро выплатив долг, ушел в свободное плавание. Женился на девушке, знавшей секреты окраски тканей, и открыл производство полотна в домашних условиях. Сбывал товар в Москве, обходя с мешком богатые дома.

После Отечественной войны 1812 года дела у и без того успешного предприятия пошли еще лучше, и в 1820 году Морозов вместе с сыновьями смог выкупиться из неволи за огромную по тем временам сумму - 17 000 руб.

Империя Морозовых росла и расширялась, дело со временем продолжили сыновья. Основатель династии умер за год до отмены крепостного права купцом первой гильдии. Потомки Саввы прославились как меценаты, открывая больницы и школы, а также благоволили искусству.

ИВАН ПЕТРОВИЧ АРГУНОВ (1729–1802), ХУДОЖНИК

029a73c.jpg

Воспитывался в семье дяди, дворецкого графов Шереметевых, где имел возможность брать уроки у придворного живописца Георга Христофа Гроота. Уже в 1747 году он вместе с учителем расписывал церковь Екатерининского дворца в Царском Селе.

Одновременно Иван состоялся как портретист: писал своих хозяев, их родственников и знакомых. Ему доверяли изображать царственных особ: императрицу Елизавету Петровну и Екатерину Великую. Кроме того, Аргунов оказался хорошим педагогом: обучил троих сыновей, двое из которых стали художниками, а один - известным архитектором.

В 1760-х годах к художественной деятельности добавилась хозяйственная: Аргунов стал управляющим Шереметевского дворца на Миллионной улице в Петербурге. Несмотря на огромный груз забот, он продолжал писать всю жизнь. И всю жизнь оставался крепостным.

ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА ШЛЫКОВА-ГРАНАТОВА (1773–1863), АКТРИСА И ТАНЦОВЩИЦА

03-01.jpg
Татьяна Васильевна Шлыкова-Гранатова

03-02.jpg
Прасковья Ковалева-Жемчугова

03-03.jpg
Петр Борисович Шереметев

03-04.jpg
Дворец-музей «Останкино». Зрительный зал театра Шереметевых


Дочь крепостного оружейника выросла в господском доме графа Петра Борисовича Шереметева, где талантливых детей из крепостных обучали иностранным языкам, этикету, музыке, танцам, пению и декламации, готовя к актерской работе в домашнем театре.

Театр славился своими постановками. Спектакли посещала не только высшая знать, но и монаршие особы. На слуху как минимум две актерские фамилии: Татьяна Шлыкова-Гранатова и Прасковья Ковалева-Жемчугова (граф любил давать своим артистам красивые псевдонимы).

Прасковья и Татьяна были подругами. Обе имели множество ролей, были обласканы хозяевами и даже императрицей. Более того, в 1801 году случился известный мезальянс - бывшая крепостная Прасковья Жемчугова стала супругой молодого графа Николая Шереметева. А Татьяна Гранатова - главной наперсницей влюбленных. Она всюду сопровождала пару. Через два года Прасковья умерла от чахотки, успев родить мужу наследника. Перед смертью взяла с подруги слово, что та воспитает ее сына Дмитрия как своего.

Так окончилась театральная карьера Гранатовой. Ей было всего 30 лет. В 1803 году она получила вольную, но не покинула дом Шереметевых и действительно воспитала юного графа Дмитрия, а потом и его сына Сергея.

Татьяна дружила с художниками, музыкантами, писателями и поэтами. Хорошо знала Пушкина, Жуковского, Батюшкова и других поэтов из кружка арзамасцев. Ее портрет писал Николай Аргунов (сын живописца Ивана Аргунова). Замуж Татьяна так и не вышла. Она умерла в глубокой старости, через два года после отмены крепостного права.

Сергей Дмитриевич Шереметев оставил записки, посвященные Татьяне Васильевне. В них он очень тепло отзывается о своей приемной бабушке: ни тени высокомерия, только уважение и искренняя любовь.

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ТРОПИНИН (1776–1857), ХУДОЖНИК-ПОРТРЕТИСТ

04-01.jpg

Его семья принадлежала графу А. С. Миниху. После того как дочь графа вышла замуж, вся деревня с людьми перешла во владение Ираклия Моркова. Отец Василия стал старостой и управляющим имением нового хозяина, а через несколько лет получил вольную. Правда, та не распространялась на жену и детей.

Василий с детства хорошо рисовал людей, и кузен хозяина Алексей Иванович Морков устроил его вольнослушателем в Императорскую академию художеств, взяв на себя все расходы. У талантливого юноши появились первые поклонники, среди которых были и весьма знатные особы, в частности граф Строганов.

Тот даже попытался уговорить Моркова отпустить живописца на свободу. Но хозяин сделал наоборот: в 1804 году вернул Тропинина в свое украинское имение, где приставил пасти скот. Художником же Василий был исключительно домашним и со своей судьбой вроде бы смирился. Судя по его мемуарам, граф относился к Тропинину хорошо и по-своему любил его. Чтобы понять такую «любовь», видимо, надо пожить в том веке.

04-02.jpg
Семейный портрет графов Морковых. В. А. Тропинин. 1813 год

Впрочем, была в жизни Тропинина и настоящая любовь. Вольная поселенка Анна Катина вышла за него замуж, став по законам того времени крепостной. Вскоре у четы родился сын Арсений.

В 1812 году графа Моркова выбрали одним из руководителей московского ополчения, и вся семья перебралась в Москву. После войны Тропинину обустроили мастерскую. Он стал известным московским портретистом и писал не только своего хозяина с детьми, но и героев Отечественной войны, и московскую знать, а затем представителей купечества. Его изображения К. Брюллова и А. Пушкина известны нам со школьной скамьи. А еще Тропинин любил рисовать простой люд: кружевниц, служанок, гитаристов, солдат, стариков и старух. В его работах сочетались реализм и вера в человека.

Просвещенные люди долго требовали от Моркова освободить известного художника. Его пытались выкупить. Дворянин Дмитриев однажды выиграл у графа большую сумму и предложил простить долг, если Тропинину дадут вольную. Морков не соглашался.

Свободу Тропинин получил только в 47 лет - в качестве пасхального подарка. А его жена и сын оставались в неволе еще пять лет. Со временем Тропинину присвоили официальный статус художника и академика. Также ему был присвоен чин 10-г класса по Табели о рангах.

МИХАИЛ СЕМЕНОВИЧ ЩЕПКИН (1788–1863), АКТЕР

05-01.jpg

Отец Щепкина был управляющим имением графа Волькенштейна, а мать - личной горничной графини. Мальчик с детства бывал в господском доме и обучался грамоте. Там же в восемь лет он впервые увидел театральное представление и просто заболел театром.

Первую роль он сыграл в Суджанском народном училище, куда его послал учиться благодетель. Позже, чтобы пробиться в артисты, юный Щепкин работал суфлером, переписывал актерам тексты ролей, подносил реквизит, пока, наконец, с разрешения хозяина не добился своего.

Поклонники актера так восхищались его игрой, что даже организовали спектакль по подписке, чтобы выкупить талантливого юношу. Так за 10 000 руб. в 1822 году актер русских театров Михаил Щепкин стал свободным человеком. Но жену и четверых детей ему потом пришлось выкупать самому.

Интересно, что жена Щепкина Елена Дмитриевна Чаликова изначально не была крепостной. Мало того, являлась хоть и сиротой-турчанкой, но воспитанницей генерал-майора Чаликова. Стало быть, могла найти себе хорошую партию. Однако, познакомившись с Михаилом в театре, вышла за него замуж. Любовь!

Щепкинский городничий в «Ревизоре» и Фамусов в «Горе от ума» на долгие годы стали эталонами актерского искусства. Друзьями Щепкина считали себя Гоголь, Островский, Шевченко, Герцен, Грановский, Тургенев, Некрасов. Критик Белинский называл его «лучшим комическим актером» и «дьяволом».

Друзья создавали и переводили для артиста зарубежные пьесы. Тропинин написал портреты Щепкина и его жены. А Пушкин буквально заставил сесть за мемуары, подарив актеру толстую тетрадь и записав на первом листе: «17 мая 1836. Москва. Записки актера Щепкина. Я родился в Курской губернии Обоянского уезда в селе Красном, что на речке Пенке...»

05-02.jpg
Михаил Щепкин в роли Фамусова в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»

Бывший крепостной мальчишка добился славы, почета, свободы и достатка. А что он мог сказать о крепостном праве?

Сохранилось письмо Герцену, который тогда находился в Лондоне, изгнанный из России за революционную деятельность. Щепкин писал: «Рабы еще не хотят быть свободными. С чего напала на тебя человеческая гордость делать их свободными против их воли, быть, так сказать, творцом их счастия…

Оставьте мир расти по своим естественным законам и помогайте его росту развитием в человеке нравственного чувства, сейте мысль, но не поливайте кровью… Я знаю, у тебя много логики, и потому ты знаешь, что это будет неравный бой, и потому это будет нечестно, в любви к человеку я бы поборолся с тобой, и тогда бог знает, чья бы взяла».

В феврале 1861 года крепостное право в России было отменено и миллионы крестьян перестали быть чьей-то собственностью. По иронии судьбы их освободитель, император Александр II, был убит террористами-революционерами в 1881 году.

Серия сообщений "Известные личности":
Часть 1 - Пушкина Наталья Николаевна. Жена гения.
Часть 2 - Пушкин Александр Сергеевич - биография и творчество гения.
...
Часть 30 - История жизни Дмитрия Виноградова. Как разбилась мечта создателя русского фарфора.
Часть 31 - Роковая муза Карла Фаберже: почему последняя любовь ювелира едва не стоила ему свободы.
Часть 32 - Великие крепостные России.
Часть 33 - Красота по-русски: 7 известных светских львиц, блиставших в царской России.
Часть 34 - Портреты российских придворных дам, награжденных Орденом Святой Екатерины.
Часть 35 - СО СМЕРТЬЮ М.В. ЛОМОНОСОВА БЫЛИ УТЕРЯНЫ СЕКРЕТЫ РОССИЙСКОЙ МОЗАИКИ.
Часть 36 - Как крепостной сумел построить Казанский собор, и что обещала России его английская невеста.
Часть 37 - АЛЕКСАНДР АЛЯБЬЕВ: КАК ОДИН ВЕЧЕР ИЗМЕНИЛ ЖИЗНЬ КОМПОЗИТОРА, ЛИШИЛ ЗВАНИЙ И ЛЮБВИ.

Рубрики:  История России
Метки:  
Понравилось: 4 пользователям