-Рубрики

 -

Быстрый переход по страницам блога Алефтина_Ивановна:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алефтина_Ивановна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.08.2012
Записей: 5435
Комментариев: 124
Написано: 6030


Русское деревянное зодчество.

Понедельник, 14 Марта 2022 г. 06:34 + в цитатник

Русь деревянная... Расскажем же о старой, исчезнувшей Руси, бывшей когда-то сплошь деревянной. О русской народной архитектуре, о ее уникальных памятниках. О драгоценном наследии минувших веков и о безвестных зодчих, воздвигавших удивительные здания.

В этих памятниках — частица славы наших предков, гордиться которой, по словам Пушкина, «не только можно, но и должно. Не уважать оной есть постыдное малодушие».

Русское деревянное зодчество. КЛЕТСКИЕ ХРАМЫ 02

 

Меньше всего это — мертвое, окостеневшее наследие, интересное лишь для музейных специалистов и любителей старины. Вечно живое, оно вошло в плоть и кровь народа-строителя, стало неотъемлемой частью его бытия и духовного мира.

В горделивых и величавых храмах, в избах, словно сошедших со страниц любимых сказок, русский крестьянин выражал свое представление о прекрасном. В них воплотилась его любовь к родной земле, извечная мечта о жизни счастливой, свободной, солнечной.

О светло-светлая и украсно-украшенная земля русская!
И многими красотами удивлена еси.—

говорится в древнерусской повести XIII века,—

Дубравами чистыми, польмы дивными...
Городы великими, селы дивными...

В старину русский человек не представлял себе родины без золотистой рубленой избы, сторожевой башни под шатром, «чудного и дивного» храма. Радость и счастье в доме он связывал со светлыми, просторными хоромами; безопасность и воинскую доблесть — с несокрушимыми башнями крепостных стен; идеал красоты и величия духа — с глубокой человечностью и монументальностью стройных храмов, единственных в то время общественных сооружений.

Русское деревянное зодчество. КЛЕТСКИЕ ХРАМЫ 06

Вспомните русские народные сказки и былины. Во многих из них мы встречаемся с поэтическими описаниями мощных крепостей, волшебных терем-теремков; избушек, которые поворачиваются к нам «передом», а к лесу «задом»; светелок, в которых красные девицы горюют и ждут своих суженых; царских палат и необыкновенных храмов, возведенных мастерами в одну ночь.

Вот как об этом говорится в былине «Про Соловья Будимировича»:

Работала ево дружина хоробрая.
Ко полуночи н двор поспел:
Три терема златоверховаты,
Да трое сеней косящатых,
Да трое сеней решетчатых,
Хорошо в теремах изукрашено:
На небе солнце — в тереме солнце.
На небе месяц — в тереме месяц.
На небе звезды — в тереме звезды.
На небе заря — В тереме заря.
И вся красота поднебесная.

И это не только плоды неисчерпаемой, богатой фантазии русских сказочников.

В образах народного поэтического творчества воплотились и по-своему преломились вековые, исконные традиции русской архитектуры. В героических былинах, песнях и сказках сохранилось очень яркое и полнокровное представление о древней «деревянной Руси» — той реальной исторической среде, в которой живут и действуют их герои.

Сегодня наша страна — это гигантская строительная площадка, на которой народ возводит здание прекрасного будущего. Возникают новые города, меняется облик сел, течение рек преграждают плотины электростанций, растут заводы и фабрики, а с космодромов взмывают ввысь звездные корабли.

В нашем настоящем ясно видна завязь грядущего, но корни его уходят в прошлое. На каждом шагу и в каждое мгновение воедино сплетаются «вчера», «сегодня» и «завтра» нашей Родины.

Поэтому история прошлого — это и рассказ о настоящем, о народе, чей творческий гений бессмертен.

С замечательной силой и полнотой воплотился в деревянном зодчестве характер русского народа, его талант и могучий творческий дух, многовековой архитектурно-строительный опыт и высокоразвитое чувство красоты. Народ, давший миру «Слово о полку Игореве», бессмертные творения Андрея Рублева и Александра Иванова, Александра Пушкина и Льва Толстого, Михаила Глинки и Сергея Рахманинова, создавший церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире, Адмиралтейство и собор Василия Блаженного, сумел архитектуру сельской церкви и крестьянской избы поднять до уровня мировых шедевров.

Чудо?

Да, это чудо, потому что чудесна сама природа художественного творчества, безгранична одаренность народа, пробившаяся сквозь века угнетения, горя и нужды. В лирических песнях о женской недоле и героических былинах о непобедимых богатырях, в бесхитростных дымковских игрушках и поразительных иконах Георгия Победоносца на вздыбленном белом коне народ выражал неодолимую волю к частью, свободе и миру, в котором люди будут жить и творить по законам добра и красоты.

И эта мечта, слившаяся с твердой уверенностью в своих силах, воодушевляла строителей Московского Кремля, Успенской церкви в Кондопоге, ансамбля Кижского погоста, десятков и сотен других памятников древнего русского зодчества.

Не случайно Гоголь писал, что «архитектура — та же летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания».

Вся наша жизнь связана с архитектурой, она объемлет буквально все стороны деятельности человека, создает ту среду, в которой протекает его бытие — труд, культура, быт.

Дом, в котором мы живем, будь то многоэтажная громада или сельская изба, завод, на котором мы работаем, плотина электростанции или универмаг, аэропорт, театр или стадион — это все архитектура в широком смысле слова, архитектура, созданная прежде всего для удовлетворения наших многообразных практических, или, как говорят, утилитарных, потребностей. Уже это одно в очень сильной степени отличает ее от других видов искусства.

Архитектура — это всегда и строительство, и потому она находится в прямой зависимости от уровня развития техники и производительных сил. Так, например, изобретение железобетона, широкое применение стекла, алюминия, пластиков, как строительных материалов, коренным образом изменили характер архитектуры нашего столетия.

Но если бы архитектура была только техникой, она не была бы искусством, одной из форм общественного сознания. В образах архитектуры всегда заложено большое идейно-художественное содержание. Не всегда прямо, но и косвенно, опосредствованно, памятники архитектуры — Зимний дворец или крестьянская изба где-нибудь в Заонежье, Новгородский кремль или станция Московского метрополитена, Дворец съездов или шатровая церковь XVI века в Коломенском — отражают идеи, эстетическое сознание своего времени, наконец, социальное, классовое содержание той или иной исторической эпохи.

В лучших памятниках зодчества заложен идейный и эстетический заряд громадной действенной силы.

Надо только учиться видеть архитектуру, учиться ее понимать и чувствовать.

Архитектура — летопись мира. Но она говорит лишь тому, кто хочет и умеет ее слушать, в ком живет чувство прекрасного, кто знает и любит культуру родного народа и по праву гордится ее прошлым и настоящим.

Памятники зодчества называют «каменными страницами истории». С полным правом можно добавить — и «деревянными».

Но далеко не все старинные постройки, выполненные из дерева, можно отнести к памятникам народного деревянного зодчества. Дерево — это всего лишь материал. Материал искусства. А истинное искусство в данном случае — это народное зодчество, а не все деревянные здания. Например, дома из кирпича нельзя отнести просто к «кирпичной» архитектуре. Сколько различных стилей, особенностей, направлений можно выявить в их многообразных архитектурных формах! Так и в деревянных постройках. Ведь как различны между собой шатровый храм в Кондопоге, гуцульская церковь на Буковине и дворец в Останкине! Каждая из этих построек — памятник архитектуры. Но из них только церковь в Кондопоге — памятник русского народного деревянного зодчества.

В конце XVIII и особенно в XIX веке было построено немало деревянных зданий, почти полностью повторяющих формы каменной архитектуры. Дерево как строительный материал было дешевле, его было много. Снаружи такие постройки обычно обшивались тесом и красились краской, в городах нередко оштукатуривались, да так, что и не сразу разберешь, каменное или деревянное здание. Таких домов, особенно жилых, было множество в русских городах. В основном это были дворянские или купеческие особняки. Архитектура их, бесспорно, своеобразна и интересна. Но это так называемая стилевая архитектура: барокко, классицизм, ампир и пр. Только материал исполнения не камень, а дерево. Лишь в этом разница. А в народном деревянном зодчестве дерево выступает совсем в ином качестве. Слитность технического, конструктивного назначения и архитектурно-художественного звучания строительного материала — дерева — буквально во всем. Она и в правдивой, бесхитростной красоте самого дерева, в его натуральном, ничем не приукрашенном виде и в контрастных сочетаниях по-разному обработанных поверхностей частей здания и его деталей. Она и в холодных, серебристых оттенках ели, и в теплом, золотистом цвете сосны с ее живым, никогда не повторяющимся рисунком янтарной сердцевины, и в светлой оболони с ее неторопливым чередованием темных мутовок и муаровыми переливами просвечивающих волокон. Она же в способности гладких плоскостей (поставленных под углом друг к другу) по-разному отражать свет, давая богатую игру световых бликов. Это же единство можно видеть и в резьбе несущих столбов, насыщенной контрастами крупных упругих линий и мелких ритмичных узоров, и в мерцающих отблесках оконных косяков и чешуйчатых кровель, в скульптурной пластике любой детали, сделанной рукой большого мастера одним только топором, и в разнообразном сочетании всевозможных оттенков, которыми так богаты произведения народного деревянного зодчества.

Деревянное зодчество — это прежде всего зодчество народное, созданное его трудом и гением. Зодчество демократическое по своей природе, национальное по форме и реалистическое по творческому методу. В нем отражена художественная и строительная культура многих поколении наших предков Культура яркая, самобытная, воплотившая в себе величие и дух создавшего ее народа, и в то же время общечеловеческая, одарившая мир шедеврами архитектуры непреходящей художественной ценности.

Русское деревянное зодчество. КЛЕТСКИЕ ХРАМЫ 06

Клетские 06

Клетские 08

Клетские 09

Русское деревянное зодчество. КЛЕТСКИЕ ХРАМЫ 03

Русское деревянное зодчество. КЛЕТСКИЕ ХРАМЫ 05

Русское деревянное зодчество. КЛЕТСКИЕ ХРАМЫ 07

Русское деревянное зодчество. КЛЕТСКИЕ ХРАМЫ 09

Клетские 05

Клетские 02

В наследство от наших предков нам досталось большое количество материального наследия, в частности культовых сооружения, как проявление национальных вкусов и предпочтений. До нашего времени сохранилось большое количество часовен клетского типа и несколько церквей.

https://www.la-fa.ru/

http://towntravel.ru/derevni-i-sela-rossii/russkoe...zodchestvo-kletskie-xramy.html

Серия сообщений "Архитектура":
Часть 1 - Теремной дворец в Московском кремле.
Часть 2 - Матушка Москва!
...
Часть 13 - Архитектура древней Москвы в картинах художников.
Часть 14 - Измайловская усадьба Алексея Тишайшего.
Часть 15 - Русское деревянное зодчество.
Часть 16 - Чем славится Рязань.
Часть 17 - Резной палисад.
...
Часть 29 - Стены и башни Кремля. Часть I.
Часть 30 - Стены и башни Кремля. Часть II.
Часть 31 - Московский Кремль.

Рубрики:  История России
Метки:  
Понравилось: 7 пользователям