-Рубрики

 -

Быстрый переход по страницам блога Алефтина_Ивановна:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алефтина_Ивановна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.08.2012
Записей: 5435
Комментариев: 124
Написано: 6030


Кокошники.

Среда, 05 Января 2022 г. 06:51 + в цитатник

В старину головной убор был самым значимым и нарядным предметом женского костюма. Он мог многое рассказать о своей владелице — о ее возрасте, семейном и социальном положении и даже о том, есть ли у нее дети. На Руси девушки носили довольно простые по форме повязки и венки (венцы), оставляя открытыми темя и косу. В день свадьбы девичью косу расплетали и укладывали вокруг головы, то есть «окручивали». Из этого обряда и родилось выражение «окрутить девку», то есть женить ее на себе.
В основе традиции покрывать голову лежало древнее представление о том, что волосы впитывают негативную энергию. Девица, впрочем, могла рисковать, демонстрируя косу потенциальным женихам, но простоволосая жена навлекала позор и несчастье на всю семью.
Уложенные «по-бабьи» волосы покрывали стягивающейся на затылке шапочкой — повойником или волосником. Сверху надевали головной убор, имевший, в отличие от девичьего, сложную конструкцию. В среднем такой убор состоял из четырех-десяти съемных деталей. 

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ РУССКОГО ЮГА

Русские народные головные уборы.

Граница между великорусскими Севером и Югом пролегала по территории современной Московской области. К северной Руси этнографы относят Владимир и Тверь, а к южной — Тулу и Рязань. Сама Москва испытывала влияние культурных традиций обоих регионов.

В старину на Руси девушки и женщины любили роскошные наряды не меньше, чем сегодня. Особое внимание уделялось головным уборам. Их делали их лучших тканей, украшали серебряным и золотым шитьём, пайетками, бисером и жемчугом.
 
В разных уголках России один и тот же головной убор назывался по-разному. Поэтому сегодня специалисты не могут окончательно договориться, что считать кикой, а что — сорокой. Путаница в терминах, помноженная на великое разнообразие русских головных уборов, привела к тому, что в литературе под сорокой часто имеется в виду одна из деталей кики и, наоборот, под кикой понимается составная часть сороки.

В ряде регионов примерно с XVII века сорока существовала как самостоятельный сложносочиненный убор замужней женщины. Яркий пример тому — тульская сорока.
 
https://b1.culture.ru/c/706044.jpg

Оправдывая свое «птичье» название, сорока делилась на боковые части — крылья и заднюю — хвост. Хвост представлял собой нашитые по кругу плиссированные разноцветные ленты, что делало его похожим на павлиний. С головным убором рифмовались яркие розетки, которые пришивали на понёву сзади. Такой наряд женщины носили по праздникам, обычно в первые два-три года после свадьбы.
Практически все хранящиеся в музеях и личных коллекциях сороки подобного кроя были найдены на территории Тульской губернии.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ РУССКОГО СЕВЕРА:
 
В документах XVII века впервые встречается слово «кокошник». «Кокошь» по-древнерусски означало «курица». Вероятно, головной убор получил название из-за сходства с куриным гребешком. После реформы Петра I, запретившего ношение традиционного национального костюма среди дворянства, сарафаны и кокошники остались в гардеробе купчих, мещанок, а также крестьянок, но в более скромном варианте.
 
 
Кокошник от седой старины и до наших дней, фото № 13

Архангельская область
 
https://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/4/4/5/160315192100445c45a2022111b4ed3ae3e1666b219c.jpeg

Кокошник, 2-я половина 19 века, Олонецкая губерния
 
https://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/a/f/a/160314190939afaf4734e9ca59d8d7256270c565213f.jpeg

Златоглав — женский головной убор. Курская область. XVIIIв
 
https://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/3/f/f/1603141909393ffbe85cb369e5979824a8938d3f0518.jpeg

Женский головной убор. Вологодская губерния, XVIII в.

В этот же период кокошник в комплексе с сарафаном проник в южные регионы, где долго оставался нарядом исключительно богатых женщин. Кокошники украшались гораздо богаче, чем сороки и кики: обшивались жемчугом и стеклярусом, парчой и бархатом, галуном и кружевом.

СБОРНИК (САМШУРА, МОРШЕНЬ):
Один из самых универсальных головных уборов XVIII–XIX веков имел множество имен и вариантов пошива. Впервые он упоминается в письменных источниках XVII века как самшура (шамшура). Вероятно, это слово было образовано от глагола «шамшить» или «шамкать» — невнятно разговаривать, а в переносном смысле — «мять, жать». В толковом словаре Владимира Даля самшура определялась как «вологодский головной убор замужней женщины».
 
https://b1.culture.ru/c/706045.jpg

Объединяла все уборы этого типа собранная или «сморщенная» шапочка. Низкий моршень, похожий на чепец, был частью скорее повседневного костюма. Высокий же выглядел внушительно, как хрестоматийный кокошник, и надевался в праздники. Повседневный сборник шили из более дешевой ткани, а поверх него надевали платок. Сборник старой женщины мог выглядеть как простой черный чепчик. Праздничные уборы молодых покрывали позументной лентой, расшивали драгоценными камнями.

Этот вид кокошника пришел из северных регионов — Вологды, Архангельска, Вятки. Полюбился женщинам в Центральной России, попал в Западную Сибирь, Забайкалье, на Алтай. Вместе с предметом распространилось и само слово. В XIX веке под названием «самшура» в разных губерниях стали понимать разные типы головного убора.

КОКОШНИК ПСКОВСКИЙ (ШИШАК)

Классический силуэт в форме вытянутого треугольника имела псковская версия кокошника — свадебный головной убор шишак. Шишечки, давшие ему название, символизировали плодородие. Бытовала поговорка: «Сколько шишек, столько детишек». Их нашивали на переднюю часть шишака, украшая жемчугом. По нижней кромке пришивалась жемчужная сеточка — поднизь. Поверх шишака новобрачная надевала белый шитый золотом платок. Один такой кокошник стоил от 2 до 7 тысяч рублей серебром, потому хранился в семье как реликвия, передавался от матери к дочери.
 
https://b1.culture.ru/c/706047.jpg

Наибольшую известность псковский кокошник получил в XVIII–XIX веках. Особенно славились уборы, созданные мастерицами Торопецкого уезда Псковской губернии. Оттого шишаки часто называли торопецкими кокошниками. Сохранилось немало портретов торопчанок в жемчужном уборе, прославившем этот край.
 
 
ТВЕРСКОЙ «КАБЛУЧОК»
 
http://data20.i.gallery.ru/albums/gallery/352926-26e38-93186057-m750x740-u85971.jpg

Цилиндрический «каблучок» был в моде в конце XVIII и на протяжении всего XIX века. Это одна из самых оригинальных разновидностей кокошника. Носили его в праздники, поэтому шили из шелка, бархата, золотого галуна, украшали каменьями. Под «каблучок», похожий на небольшой колпак, надевалась широкая жемчужная поднизь. Она покрывала всю голову, потому что сам компактный головной убор прикрывал лишь макушку. «Каблучок» был настолько распространен в Тверской губернии, что стал своеобразной «визитной карточкой» региона.

Особую слабость к нему питали художники, работавшие с «русскими» темами. Андрей Рябушкин изобразил женщину в тверском кокошнике на картине «Воскресный день» (1889). Этот же убор изображен на «Портрете жены купца Образцова» (1830) Алексея Венецианова. Свою жену Марфу Афанасьевну Венецианов также написал в костюме тверской купчихи с непременным «каблучком» (1830).

К концу XIX века на территории всей России сложные головные уборы стали уступать место шалям, напоминавшим древнерусский платок — убрус. Сама традиция повязывания платка сохранилась еще со Средневековья, а в период расцвета промышленного ткачества получила новую жизнь.

Повсеместно продавались заводские шали, сотканные из качественных дорогих нитей. По старой традиции, замужние женщины носили платки и шали поверх повойника, тщательно закрывая волосы. Трудоемкий процесс создания уникального головного убора, который передавался из поколения в поколение, канул в лету.

Русские народные головные уборы.
В русском народном костюме особое место занимал женский головной убор. Глядя на него можно было определить, из какой местности его владелица, сколько ей лет, её общественное и семейное положение.

Русские народные головные уборы.

Русские народные головные уборы.

Традиционно форма русского народного головного убора сочеталась с причёской. Девушки заплетали косу, а их головной убор чаще всего выглядел как перевязка или обруч с открытой макушкой.

Русские народные головные уборы.
Русские народные головные уборы.
Замужние крестьянки заплетали две косы и свёртывали их спереди в пучок. Головной убор должен был полностью скрывать полосы замужней женщины. Традиционные женские головные уборы в русском народном костюме состояли, как правило, из нескольких частей.

Русские народные головные уборы.

Русские народные головные уборы.

Кичка – часть кичкообразного головного убора на твёрдой основе. Кички отличались разнообразием фасонов. Они были рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала – фантазийность решений были безгранична.

КИКА КОПЫТООБРАЗНАЯ

«Чело кичное» впервые упоминается в документе 1328 года. Предположительно, в это время женщины уже носили всевозможные производные от рогатой кики — в виде котелка, лопатки, валика. Выросла из рогатой и кичка в виде копыта или подковы.

Твердое очелье (налобная часть) обтягивалось богато украшенной материей, часто шитой золотом. Крепилось оно поверх «шапочки» с помощью шнура или лент, повязанных вокруг головы. Подобно подкове, подвешенной над входной дверью, этот убор был призван защищать от дурного глаза. Носили его в праздники все замужние женщины.

До 1950-х годов такие «копытца» можно было увидеть на деревенских свадьбах в Воронежской области. На фоне черного и белого — основных цветов воронежского женского костюма — шитая золотом кика выглядела как самое дорогое украшение. Сохранилось множество копытообразных кик XIX века, собранных на территории от Липецка до Белгорода — это говорит об их широком распространении в Центрально-Черноземном районе.


 

Русские народные головные уборы.
Русские народные головные уборы.
В Рязанской, Тульской, Калужской, Орловской губерниях носили, как правило, рогатые кички. В Вологодской и Архангельской - копытообразные кички. Последние исследователи связывают с финно - угорскими предками (X – XIII вв), у которые были аналогичные головные уборы.

Русские народные головные уборы.

Русские народные головные уборы.


Сорока – так называлась верхняя украшенная часть головного убора. Она изготавливалась из ткани и натягивалась на кичку.
Ещё один элемент кичкообразного головного убора – позатыльник. Он выполнялся из ткани (как правило, из парчи) или был бисерным. Позатыльник подвязывали сзади под сороку, чтобы скрыть сзади кички волосы женщины.


Русские народные головные уборы.
Русские народные головные уборы.

КИКА РОГАТАЯ

Слово «кика» происходит от старославянского «кыка» — «волосы». Это один из древнейших головных уборов, который восходит к образам женских языческих божеств. В представлении славян рога были символом плодородия, потому носить их могла лишь «мужатая баба».

В большинстве регионов право носить рогатую кику женщина получала после рождения первого ребенка. Надевали кику и в будни, и в праздники. Чтобы удерживать массивный убор (рога могли достигать 20–30 сантиметров в высоту), женщине приходилось высоко поднимать голову. Так и появилось слово «кичиться» — ходить, задрав нос.

С языческой атрибутикой активно боролось духовенство: женщинам запрещалось посещать церковь в рогатых киках. К началу XIX века этот убор практически исчез из обихода, однако в Рязанской губернии его носили вплоть до ХХ века.

Сохранилась даже частушка:
Рязанские рога
Не кину никогда.
Буду есть одну мякину,
А рогов своих не кину!

https://b1.culture.ru/c/706054.jpg


Кокошник в отличие от сороки был только праздничным головным убором, в том числе и свадебным. В северных губерниях его часто украшали жемчугом. Если кичку носили крестьянки, то купчихи и мещанки одевали на голову кокошник.

Русские народные головные уборы.

Кокошники изготавливали в монастырях или мастерицы в больших сёлах и продавали на ярмарках. К концу 19-го века кокошник практически полностью вытеснил кичку, а затем и кокошник ушёл с арены, уступив место платкам. Сначала платки повязывали поверх головного убора, а позже и как отдельный головной убор, заколов или завязав под подбородком.

Русские народные головные уборы.
 
Волосником на Руси называли шапочку, сплетенную из золотых нитей, с шелковым очельем. Замужние женщины носили волосник под платком, чтобы ни одна прядь не выбивалась из-под покрова: быть простоволосой считалось большим грехом.

https://b1.culture.ru/c/681868.jpg

Примеров таких головных уборов сегодня известно немного, всего около 30, ведь деликатная ткань очень плохо сохраняется под землей. А при резком изменении влажности золотые нити найденных волосников начинают быстро разрушаться, и для их спасения необходимо срочное вмешательство реставраторов.

Специалисты считают, что обнаруженные волосники принадлежали знатным женщинам, возможно имевшим отношение к царской семье: шелк и золотые нити в XVI–XVII веках стоили дорого и были недоступны простым, пусть даже и обеспеченным горожанам.

На дошедших до нас волосниках часто встречаются орнаменты с изображениями мифических животных (олени, павлины, единороги), почти на каждом встречаются элементы растительного орнамента и «древа жизни».

Головной убор замужней женщины на Руси был сложным и состоял из нескольких предметов — волосника, кокошника, или кики, убруса, или платка. Волосник был базовой частью убора: его кружевная, сетчатая верхняя часть придерживала забранные волосы и не давала им спутываться и выглядывать из-под платка, а очелье (тканевая полоса с орнаментом) стягивалось на затылке и плотно облегало голову. Таким образом верхний головной убор средневековой женщины защищался от грязи.

Чаще всего очелье делали из красного шелка: красный цвет на Руси имел особое значение. Он символизировал праздник, радость и власть. Чтобы придать очелью индивидуальность и магическую силу, на нем вышивали золотой орнамент — уникальный для каждого волосника. Символический узор должен был оберегать хозяйку убора от сглаза и злых духов.

Кокошник от седой старины и до наших дней, фото № 17

К. Е. Маковский. Боярышня у окна (с прялкой).
 

Кокошник от седой старины и до наших дней, фото № 18

Николай Неврев. Василиса Мелентьевна и Иван Грозный
 

Кокошник от седой старины и до наших дней, фото № 19

Михаил Врубель. Царевна-лебедь
 

Кокошник от седой старины и до наших дней, фото № 20

Константин Егорович Маковский (1839-1915). Боярыня у окна
 

Кокошник от седой старины и до наших дней, фото № 21

Маковский К.Е. Царевна
 

Кокошник от седой старины и до наших дней, фото № 22

К. Маковский. Русская красавица в кокошнике
 

Кокошник от седой старины и до наших дней, фото № 23

В. Васнецов. Портрет В. С. Мамонтовой в однорогом кокошнике
 

Кокошник от седой старины и до наших дней, фото № 24

К. Маковский. Грустная княжна

Кокошник от седой старины и до наших дней, фото № 25

Маковский К.Е. Чарка мёда

Кокошник от седой старины и до наших дней, фото № 26

Маковский К.Е. Княгиня под венец

Кокошник от седой старины и до наших дней, фото № 27

В. Нагорнов

Кокошник от седой старины и до наших дней, фото № 28

К. Е. Маковский (1839-1915). Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме 1900г.

Кокошник от седой старины и до наших дней, фото № 29

Влияние на мировую моду

Историк моды Александр Васильев указывает, что в «русском» течении мировой моды между двумя Мировыми войнами самым популярным элементом народного костюма оказался именно кокошник, который «в 1919-29 годах входил в арсенал модниц всего мира».

Кокошник - древнее украшение, однако оно не теряет своей актуальности и в современном мире. Возвращается мода на это исконно русское украшение. Конечно, сейчас никто не носит таких объемных, богато украшенных кокошников, но форма актуальна. Ободки в видет кокошников, различные тиары и диадемы - женщины различного возраста украшают ними себя в повседневной жизни и в особенных случаях.


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/240415/24247/

https://www.livemaster.ru/topic/1691213-kokoshnik-ot-sedoj-stariny-i-do-nashih-dnej

https://www.culture.ru/materials/194415/samye-neob...-golovnye-ubory-russkikh-zhyon

Серия сообщений "Головной убор":
Часть 1 - Русский народный свадебный костюм.
Часть 2 - Русские головные уборы: какими они были? Женщины.
...
Часть 29 - Как на Руси жемчуг добывали.
Часть 30 - Кокошник (головной убор).
Часть 31 - Кокошники.
Часть 32 - Как на Руси жемчуг добывали и одежду им украшали.
Часть 33 - Кокошник - забытая корона русских красавиц.
Часть 34 - Головной убор русских красавиц — кокошник.
Часть 35 - Почему Петр I запрещал кокошник, который позже стал одним из символов России.

Рубрики:  Русский костюм
Метки:  
Понравилось: 8 пользователям