-Рубрики

 -

Быстрый переход по страницам блога Алефтина_Ивановна:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алефтина_Ивановна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.08.2012
Записей: 5435
Комментариев: 124
Написано: 6030


Финифть: история промысла на Руси.

Среда, 06 Октября 2021 г. 06:53 + в цитатник

Финифть ценилась на Руси наравне с золотом и серебром. У народа были популярны расписные миниатюры на эмали и иконки, знать покупала ювелирные украшения, трубки, табакерки и изысканные предметы интерьера. Читайте, как с веками менялись сюжеты росписи, в каких городах процветал драгоценный промысел и как в Академии художеств появился класс по финифти.

Искусство финифти — украшения эмалью — зародилось несколько тысяч лет назад на Востоке. Этот способ стал известен случайно, как побочное открытие во время плавки стекла. На Русь финифть пришла из Византии в X веке, где ее называли «огненным письмом». Русские ювелиры освоили новую технику и стали украшать ею иконы, церковную утварь и оклады религиозных книг.

https://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/88/409/88409658_4897382_4901034_.gif#DSD

Позднее московские мастера декорировали эмалями небольшие бытовые предметы: статуэтки и шкатулки, ручки и чернильницы, часы, табакерки и столовые приборы. Несведущие люди считали, что финифть производят из расплавленных драгоценных камней, настолько красивой и яркой она была.

https://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/88/420/88420914_f8144a5d4581_kopiya_kopiya.png#DSD

В XVII веке технологию значительно усовершенствовал французский ювелир Жан Тутен, он открыл секрет полупрозрачных огнеупорных красок. С тех пор процесс состоял из трех этапов: сначала мастер готовил белую эмалевую основу, затем наносил рисунок и вставлял изделие в оправу. Пластину для основы вырезали из листа металла. Использовали медь, бронзу, латунь, серебро или золото. Затем ей придавали нужную форму, добиваясь идеально ровной поверхности, чтобы «навести белизну» — нанести на металл слой размолотого стеклянного порошка. Заготовку отправляли в печь, на выходе получалась гладкая поверхность белого цвета. Обратную сторону тоже покрывали стеклянным составом, чтобы при обжигах пластина не деформировалась.

В таком виде заготовка попадала к художнику. На выпуклой стеклянной части он изображал огнеупорными красками из стекловидного порошка миниатюры и орнаменты. Техника была схожа с росписью фарфора: художник работал небольшой кистью и мазок за мазком наносил рисунок. Мастер намечал общий план изображения, отправлял изделие в печь, охлаждал, а затем выписывал тонкие детали и добавлял новые цвета. Каждый слой краски закаляли при температуре около 700–800 градусов. Обычно художники ограничивались тремя обжигами, но некоторые сюжеты требовали до пяти подходов. Краски в печи плавились, получалась блестящая глянцевая поверхность, которая не нуждалась в дополнительном закреплении. Материалы для ремесла стоили дорого. В состав красок входили соли металлов: соли меди придавали красивый зеленый оттенок, кобальта — синий, добавление золота позволяло получить сияющие пурпурные и рубиновые цвета. Технология требовала мастерства: исправить нанесенный на эмаль рисунок нельзя, одно неверное движение кисти могло испортить всю работу. А сами пигменты в печи меняли цвет — если ошибиться с температурой и временем обжига, замысел художника мог не воплотиться. Готовую финифть вставляли в оправу из серебра или другого металла. Часто ею служила филигрань — тонкий кружевной узор из проволоки. Финифть не меняла цвет с годами, ей была не страшна влажность и высокая температура. Единственный недостаток изделия — хрупкость. Крупные украшения нуждались в бережном обращении, хотя небольшие предметы оставались довольно прочными и легко переносили удары. Драгоценные камни могли поцарапать эмалевый слой, поэтому финифть хранили отдельно от других украшений.

Усольская финифть

https://www.culture.ru/storage/images/58a6d8c1cb971eb0c89d1d6aac9e9843/3112ea557ef7235ea331631b1fb504a4.jpg

https://www.culture.ru/storage/images/58a6d8c1cb971eb0c89d1d6aac9e9843/fc2cfba7fba5144c2d59e8791cea2430.jpg

https://www.culture.ru/storage/images/58a6d8c1cb971eb0c89d1d6aac9e9843/77ebe1eebbf07e7288352258a65c4a42.jpg

Расцвет финифти в России пришелся на XVI–XVII века, тогда же сложились основные жанры цветной эмали: на декоративных предметах мастера изображали сказочные и исторические сюжеты, пейзажи и православные храмы. А на ювелирных изделиях — цветочные орнаменты. Главным заказчиком в течение долгого времени оставалась церковь: долговечные, яркие и изящные миниатюры украшали оклады икон и одежду священнослужителей, а паломники увозили с собой из монастырей небольшие эмалевые образы святых на память. Финифть изготавливали в мастерских Киева и Москвы, но как массовый промысел она распространилась на севере страны. В XVII веке производство эмалей наладили мастера из города Усолье (сегодня — Сольвычегодск), а затем ремесло пришло в Вологду. Усольские художники нашли свой стиль: они изображали на белом фоне растительные композиции, райских птиц, зверей и мифологических персонажей. Но главным узнаваемым мотивом вологодской и усольской финифти стал узор «тюльпан», его наносили тонкими кисточками и небольшими штрихами. В мифологических сюжетах встречались персонажи славянского фольклора и северных сказаний: изображали птицу Сирин, лебедей, оленей и львов.

Эмальеры изучали иностранные церковные книги, художественные приемы и орнаменты заграничных художников. Изначально они использовали большую палитру ярких красок: помимо основных красного, желтого, зеленого и синего цветов, писали также розовыми, охристыми и лиловыми оттенками.

Эмальерное искусство севера повлияло на развитие крупных ювелирных центров страны. Художников из Усолья приглашали в Москву и другие города налаживать производство финифти. Однако в середине XVIII века массовое производство украшений привело к тому, что сложные многоцветные эмали уступили место двуцветным (синим, зеленым), и в целом в промысле вологодской финифти наметился спад.

Ростовская финифть

https://www.culture.ru/storage/images/58a6d8c1cb971eb0c89d1d6aac9e9843/d220347fc0728d7a8d3e62821eea3867.jpg
 
Ростовская финифть
 
https://www.culture.ru/storage/images/58a6d8c1cb971eb0c89d1d6aac9e9843/55d7069ca613d9e1e6ab7fe97700178d.jpg

 

В XVIII веке русская финифть стала известна за пределами страны, искусство развивалось, миниатюры на эмали ценились наравне с драгоценными камнями. Промысел процветал в Нижнем Новгороде, Костроме и Угличе. Ученый Михаил Ломоносов внес вклад в развитие эмальерного дела: по его инициативе построили стеклодельный завод, стекло использовали как основу для красок. В Академии художеств в Петербурге был основан класс «живописи по финифти», в котором учились будущие художники.

Во многом, направление искусства стало популярным благодаря мастерству эмальеров из Ростова Великого, в те годы — духовного центра страны. В ростовские старинные церкви и монастыри приезжали паломники из далеких уголков России, каждый из них хотел увезти с собой памятную вещь. Небольшие и яркие финифтевые иконки, в отличие от образов из драгоценных металлов, стоили недорого и массово продавались в церковных лавках.

Ростов издавна славился своими иконописцами, первые мастерские эмальеров появились в городе в 1760-е годы. Затем открылись цеха, где над церковными заказами работали ремесленники: на тяжелом и вредном производстве эмаль плавили в печах, в краски добавляли свинец, чтобы снизить температуру плавления. Со временем Ростов стал снабжать финифтью монастыри по всей стране, яркие иконки пользовались спросом у народа. Параллельно развивалась и «светская» финифть, мастера изготавливали подносы и блюда, украшали столовые приборы. Состоятельные дамы носили браслеты и кольца с эмалями вместо драгоценных камней, мужчины покупали декорированные финифтью часы, трубки и табакерки.

В ХIХ веке основным товаром ростовских эмальеров были ладанки и иконки с ликами святых, а также шкатулки с городскими и монастырскими видами. Многие художники копировали работы местных иконописцев и картины известных европейских и русских мастеров: Боттичелли, Рафаэля, Виктора Васнецова. К концу века преобладала светская тематика изделий, среди состоятельных горожан стали популярны портреты на заказ, выполненные в технике финифти.

К началу ХХ века ростовская финифть пользовалась все меньшим спросом. Новые технологии штамповки и печати делали производство эмалей экономически невыгодным, мастера вынуждены были в день изготавливать сотни небольших образков. Художники писали иконки и вставки для декоративных предметов по шаблону, художественная сторона отходила на второй план. Снова интерес к ростовской финифти появился уже при советской власти.

XX век и современность: советская финифть и возвращение к традициям

https://www.culture.ru/storage/images/58a6d8c1cb971eb0c89d1d6aac9e9843/ed6eac5ec98508d289465c13f87842fc.jpg

 
https://www.culture.ru/storage/images/58a6d8c1cb971eb0c89d1d6aac9e9843/4ad39c6f64533473cca477d60e90fee3.jpg
 
https://www.culture.ru/storage/images/58a6d8c1cb971eb0c89d1d6aac9e9843/8ce3cf6ee3e76faf5f2010aecd849b42.jpg

В 1920–30-е основными темами ростовских эмалей стали героические победы в Гражданской войне и трудовые подвиги народа. Рядом с традиционными цветочными орнаментами появились пятиконечная звезда, ленты, колосья с серпом и молотом, лозунги нового советского государства. Финифть на религиозные темы стала неактуальной: вместо икон мастера писали портреты Ленина и Сталина, а также представителей советской номенклатуры разного уровня. В промысле наметились два основных направления: цветочные мотивы на ювелирных изделиях и портретная живопись. По-прежнему был велик спрос на копии картин, художники повторяли фотографии, открытки и картинки из журналов.

В послевоенный период мастеров ростовской финифти осталось мало, они объединялись в артели, расписывали в основном пользовавшиеся спросом броши и шкатулки. Художники изображали исторических деятелей и знаменитых ученых, героев и космонавтов, например в 1960-е годы появились финифти с изображением космонавта Юрия Гагарина, к юбилейным датам выпускали предметы с портретами поэтов и писателей.

Сегодня промысел финифти в Ростове Ярославской области по-прежнему развивается. В городе работает несколько творческих объединений и фабрика, здесь выпускают иконы, ювелирные изделия, столовые приборы и декоративные предметы с видами Ростова.

//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/3/156/185/156185851_241512758_1700244713502897_7453289634522951878_n.jpg

241397774_1700244773502891_3444164883394478506_n (700x525, 276Kb)

241188806_1700244693502899_1188071422199855849_n (700x611, 237Kb)

//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/3/156/185/156185849_241459342_1700244823502886_4136260485179980626_n.jpg

//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/3/156/185/156185852_241459268_1700244700169565_4669142745873544115_n.jpg

241400564_1700244663502902_748893411071197802_n (750x557, 261Kb)

Многие из мастериц происходят из династий эмальеров, они, как и прежде, вручную расписывают изделия. Финифть можно встретить не только на прилавках ювелирных магазинов, но и в коллекциях ценителей и в музеях.

Автор: Маргарита Ковынева

https://www.culture.ru/

Серия сообщений "финифть":
Часть 1 - Иконы с финифтью - Святые.
Часть 2 - Иконы с финифтью.
Часть 3 - Финифть: история промысла на Руси.

Рубрики:  Декоративно - прикладное искусство
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 9 пользователям