Русская лаковая миниатюра. Часть II. |
Мстёра
Мстерская миниатюра восприняла художественные традиции древнерусской живописи и народного творчества. Это проявляется, в частности, в условности композиций – ярусность построения, равномасштабность фигур, объединение разновременных событий. Для произведений характерен яркий декоративный колорит. Это отличает мстёрскую миниатюру от палехской, которая выполняется на черном фоне. Еще одна ее особенность – полоска тонкого золотого орнамента, обрамляющая изображения. Темы миниатюры разнообразны: исторические, сказочные, былинные, песенные сюжеты и даже сцены из повседневной жизни.
Село Мстёра во Владимирской области известно с 20-х годов XVII века благодаря мастерам Богоявленского монастыря. В святой обители писали «мелочные письма» — миниатюрные иконы, позже они обучили мастерству и сельских жителей. Жизнь русской деревни на лаковой миниатюре художники Мстёры стали изображать в 1920-х годах, когда иконы оказались почти на грани запрета. Новые сюжеты художникам диктовала Октябрьская революция. Изготавливать шкатулки здесь стали не сразу, сначала разрисовывали темперой деревянные изделия. Но их плохо покупали, а вот расписные лаковые шкатулки из артели «Пролетарское искусство» покупателям пришлись по душе. Мастера Мстёры соблюдали старообрядческие традиции иконописи, писали в голландском пейзажном и лубочном стилях, изображали персидские орнаменты. Мстёрские художники избегали черного фона, оттого миниатюрный мир шкатулок казался особенно чистым и праздничным. Так появился собственный уникальный стиль.
Главным отличием холуйской живописи является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов. Холуйские миниатюры не только более реалистичны по сравнению с миниатюрами Палеха и Мстеры, но еще и более декоративны, чем те, что из Федоскино. Ещё одно существенное отличие искусства холуя — это большое внимание к изображению человека. Будь то Снегурочка или Вещий Олег — фигуры всегда монументальны, они не затеряны в фоне. Образы выразительны и хорошо прописаны. Чувствуется характер героев. Фигуры людей, животных, элементы пейзажа - стилизованы, живопись плоская. Отсутствует трёхмерность. Лаковая миниатюра холуя - часть сокровищницы мировой культуры, дыхание старинных сказов и преданий. Каждое изделие - результат упорного труда искусного мастера, неповторимая техника миниатюрного письма.
Холуйская лаковая миниатюра появилась в Ивановской области, в слободе, пожалованной князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских захватчиков. Предки современных мастеров писали иконы для Троице-Сергиевой лавры. В обители был обычай — дарить паломникам образки «Видения Богоматери преподобному Сергию». Их писали художники из монастырских мастерских и сельские живописцы Холуйской слободки. К середине XIX века здесь создавали до двух миллионов икон. После революции местные мастера, как и палехские художники, стали расписывать шкатулки. Но не только их — живописными яркими рисунками украшали ларцы «под старину», пудреницы, миниатюрные игольницы. Сюжеты картинок были самыми разнообразными: русская природа и архитектурные пейзажи, исторические события, фольклорные сюжеты. Со временем у художников появился собственный стиль: лаконичное и объемное изображение, крупные планы, минимум деталей. Обрамляли миниатюры орнаментом из сусального золота с добавлением вишневой смолы.
Сегодня поселок Холуй известен как один из центров миниатюрной лаковой живописи на папье-маше. Традиции, заложенные в иконах, перешли на лаковую миниатюру и получили свою новую жизнь. Отличие современной Холуйской лаковой миниатюры заключается в реалистичности изображения, теплоте и доброте души человека, которая передается от автора к зрителю. Цвета не яркие, сдержанные, каждая линия композиции несет в себе глубокий смысл. Вдохновение для творчества художников идет от окружающей природы. Холуйские произведения посвящены мудрым сказкам, былинам, любовной лирике, истории. Особое место занимает неповторимый архитектурный пейзаж. При изображении сюжета шкатулка оформляется не плоскостно, а в качестве предмета, живопись дополняется затейливым золотым орнаментом. Золото также используется в росписи по живописи. выполненной красками.
Ассортимент выпускаемой продукции разнообразен и включает в себя около 1000 сюжетов и видов изделий. Это шкатулки, пудреницы, ларцы, панно, складни, броши, кулоны и иконы. Искусство лаковой миниатюры Холуя - самобытное и интересное направление в русском декоративно - прикладном искусстве. Наряду с развитием древних традиций она несет в себе поэтическое видение мира, свойственное русским народным сказкам и песням.
Серия сообщений "лаковая миниатюра":
Часть 1 - ФЕДОСКИНСКАЯ ЛАКОВАЯ МИНИАТЮРА.
Часть 2 - Сказочные Берегини Светланы Беловодовой.
...
Часть 4 - НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЛУКУТИН: ФАБРИКАНТ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, БЛАГОТВОРИТЕЛЬ.
Часть 5 - Русская лаковая миниатюра. Часть I.
Часть 6 - Русская лаковая миниатюра. Часть II.
Часть 7 - Мстерская лаковая миниатюра.
Часть 8 - федоскинская миниатюра - мир сказок.
...
Часть 22 - Зимняя пора в лаковых миниатюрах.
Часть 23 - Зимние забавы в лаковых миниатюрах.
Часть 24 - Хохлома - Народный Промысел.
Рубрики: | Декоративно - прикладное искусство |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |