ИКОНОПИСЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ ХIV - ХVI веков. |
Изобразительное искусство, развивавшееся в рамках Русской православной церкви в XIV – XVI веках.
До XVI века русские мастера придерживались в иконописи древних образцов. Эти образцы были для них, как и для византийцев, изображениями не легендарных, а реальных событий, своего рода портретными фиксациями библейских эпизодов и внешности святых мучеников и канонизированных церковью деятелей, и потому резкое отступление от общепринятого иконографического типа было невозможно. Отсюда стабильность в русской иконописи иконографических типов, о чем неустанно заботилась церковь, как об этом свидетельствуют постановления соборов XVI века. Но, отмечая эту стабильность, нельзя закрывать глаза и на тот процесс живого иконографического творчества, который все время шел на Руси, но который протекал в XI – XV веках в замедленной, завуалированной форме, обретя в XVI – XVII столетиях, не без западных влияний, убыстренный темп.
Основные школы иконописи
Главные иконописные школы сосредотачивались в Новгороде, Пскове и Москве. О древней иконописи южнорусских городов (Чернигов, Киев) мы ничего не знаем, хотя она, несомненно, существовала. Зато из Новгорода, Пскова и Москвы происходит так много первоклассных икон, отмеченных к тому же чертами стилистического сходства, что у нас есть все основания рассматривать их как три самостоятельные школы. За последнее время начали обрисовываться контуры и других художественных центров — Владимира, Нижнего Новгорода, Твери, Ростова и Суздаля. В период политической раздробленности Руси, когда она распадалась на множество удельных княжеств, иконы изготовлялись не только в крупных, но и в небольших городах, что далеко не всегда означает наличие в них своих школ. Для этого необходимы были устойчивые художественные традиции, четко отпочковавшиеся кадры иконописцев, обилие заказов, чего как раз в мелких княжествах часто и не было. Поэтому факт существования отдельных иконописных мастерских в ряде случаев может быть неравнозначен понятию школы. Учитывая бесконечные пространства Руси, такие мастерские были разбросаны и по крупным селам.
Новгородская школа
Избегший татарского нашествия Новгород испытал в XIV – XV веках блестящий экономический и культурный расцвет. Этот свободный город с крепкой ремесленной прослойкой вел широкую заморскую торговлю и энергично колонизовал обширные земли Севера, неизменно обогащавшие новгородцев. Предприимчивые и решительные, практичные и деловые, они всюду вносили тот дух личной инициативы, который особенно ярко проявился в их республиканском строе, с выборным посадником во главе, ограничившим власть князя, со своим архиепископом, избираемым «всем городом», с шумным вече, где сталкивались интересы могущественного боярства и ремесленного люда, с богатым купечеством, все чаще выступавшим строителем церквей и заказчиком икон.
Для новгородской иконописи XIV века огромное значение имело художественное наследие XIII столетия. В век, когда оказались почти прерванными культурные и торговые связи с Византией, когда прекратился ввоз византийских икон, стало, естественно, легче выйти из - под византийских влияний. Это подготовило почву для широчайшего усвоения народных мотивов и народных форм, в результате чего новгородская живопись сделалась в XIII веке более примитивной, но в то же время и более полнокровной.
Рождество Богоматери, с избранными святыми.
Вторая половина ХIV - начало ХV вв.
Государственный исторический музей, Москва
Богоматерь Знамение с избранными святыми
Илья Пророк, Николай Чудотворец и Анастасия
Конец XIV века. Начало XV в.
Третьяковская галерея, Москва
Илья Пророк. Начало XV века.
Третьяковская галерея, Москва
Илья Пророк в пустыне. Первая половина XV века.
Карельский музей изобразительных искусств, Петрозаводск.
Илья Пророк. V век
Музей изобразительных искусств Карельской республике в Петрозаводске
Огненное восхождение пророка Илии. Конец XV — начало XVI вв.
Русский музей. Санкт-Петербург.
Огненное восхождение пророка Ильи на небо.
Вторая четверть XVI века (1530 - е годы). Мастерская архиепископа Макария
Частное собрание при фонде Святого и Всехвального апостола Андрея Первозванного. (Москва)
Псковская школа
Псковская иконопись имеет свое ярко выраженное лицо. Композиции псковских икон чаще всего асимметричны и малоустойчивы, рисунок неточный, но по-своему всегда выразительный, колорит густой и скорее сумрачный с преобладанием изумрудно-зеленых и темно - зеленых, почти черных тонов, плотных вишневых, красных с характерным оранжевым либо розовым оттенком, мутных синих, серовато - зеленых. Фоны чаще желтые, хотя встречаются и золотые. Широчайшее применение находит разделка одеяний с помощью тончайших золотых линий, придающих красочной поверхности мерцающий характер. В колорите с его цветовыми контрастами есть что-то порывистое, драматичное. Этому впечатлению способствует совсем особая трактовка темной коричневой карнации с резкими высветлениями и с не менее резкими бликами. Манера письма широкая и энергичная, с неравномерным распределением красочных пигментов. Художественный язык псковской иконы предельно экспрессивен. Этим он в корне отличен от гармоничного, уравновешенного языка московской иконы. Пожалуй, из всех древнерусских иконописных школ псковская была наиболее демократичной по духу и наиболее непосредственной и импульсивной по формам выражения.
Николай Чудотворец. Начало ХIV века.
Третьяковская галерея, Москва
Огненное восхождение Ильи Пророка. XIV в.
Государственный исторический музей, Москва
О Тебе радуется. Начало XV в. Псковская школа.
Дом - музей П. Д. Корина (филиал Третьяковской галереи) Москва
Параскева Пятница, Варвара и Ульяна.
Вторая половина XIV века. Псковская школа.
Третьяковская галерея, Москва Из Варваринской церкви в Пскове.
Собор Богоматери. Вторая половина XIV века. Псковская школа.
Третьяковская галерея, Москва
Сошествие во ад Последняя четверть XIV века. Псковская школа.
Русский музей, Санкт-Петербург
Богоматерь Умиление (Любятовская). Начало XV века. Псковская школа.
Третьяковская галерея, Москва
Московская школа
Московская школа иконописи сложилась позднее новгородской, и начало ее расцвета почти совпадает с расцветом псковской школы. В московской живописи первой половины XIV века несомненно существовали, как и в позднейшее время, различные художественные течения — местные и привнесенные извне (из Византии и от южных славян).
Появление в Москве Феофана Грека было для московских художников большой удачей. В его лице они соприкоснулись с мастером исключительного дарования, занесшего на Русь константинопольскую традицию. Феофан имел, несомненно, свою большую мастерскую, в которой сотрудничал с местными мастерами, и его искусство, сильное и экспрессивное, обладало в глазах москвичей неотразимым очарованием. У него были свои ученики и свои последователи, и он немало способствовал повышению качественного уровня московской иконописи.
Но влияние его оказалось кратковременным, поскольку Андрей Рублев очень скоро от него отошел, став поборником таких художественных идеалов, которые во многом были противоположными идеалам Феофана Грека.
Крупнейшими представителями московской школы стали практически все выдающиеся иконописцы Руси – Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный и Дионисий.
Борис и Глеб с житием. Вторая четверть XIV века. Московская школа. Коломна
Третьяковская галерея, Москва
Клейма жития расположены в следующем порядке:
Николай Чудотворец с житием Вторая половина XIV века. Московская школа
Третьяковская галерея, Москва. Из собора Иоанна Богослова в Коломне.
В среднике, обрамленном широкой киноварной полосой (уцелели фрагменты), изображен поясной Никола с закрытым Евангелием. К первоначальной живописи относятся: голова Николы, омофор (сохранились лишь следы его зеленоватого тона) и фрагменты коричневой фелони (у внутреннего края 11 - го и 13 - го клейм). На фелони, руках, Евангелии и крестах омофора оставлена запись XVII века. Продолговатая с высоким бугристым лбом голова Николы опушена седыми вьющимися волосами. Маленькое лицо с коротким мясистым носом освещено взглядом широко раскрытых круглых глаз, направленных вправо. Средник обрамлен восемнадцатью клеймами жития. Порядок расположения клейм:
Троица. Середина XIV в. Московская школа.
Успенский собор в Московском Кремле.
Спас. Первая четверть XIV в. Московская школа.
Успенский собор Московского Кремля
Спас в силах. Последняя четверть XIV в.
Благовещенскийсобор Московского Кремля.
Богоматерь Донская. Конец XIV века. Московская школа.
Третьяковская галерея, Москва Происходит из Троице - Сергиева монастыря.
Богоматерь Владимирская. Середина XVI в.
Центральный музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.
Святитель Николай Чудотворец. Конец 1530-х — 1540-е годы
Частное собрание при Фонде апостола Андрея Первозванного
Благовещениие. Середина XVI в.
Центральный музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.
Сошествие во ад. Середина — вторая половина XVI в.
Государственный исторический музеей, Москва.
Богоматерь Иерусалимская. Вторая половина XVI в.
Дом - музей П. Д. Корина
Вознесение Христово. Последняя четверть — конец XVI в.
Собрание
Святая Троица. 1586 г.
Третьяковская галерея, Москва
Андрей Рублев
С появлением на исторической сцене Рублева начинается новая и самая значительная глава в истории московской иконописи. Последняя уже до Рублева стала оформляться как особая школа, но свои четко выраженные индивидуальные черты она обрела лишь с первой четверти XV века. До этого же времени московские иконы были лишены стилистической общности. Они говорят нам о существовании в Москве различных художественных направлений, часто совершенно непохожих друг на друга. Рублеву удалось сплавить в единое целое местные традиции и все почерпнутое из произведений византийских мастеров. Многим он был обязан Феофану Греку, с которым вместе работал. Однако по складу своего лирического дарования Рублев был антиподом Феофана. Ему остались чуждыми его суровые, полные драматизма образы. Идеалы Рублева были иными — более созерцательными, более просветленными. И он сознательно отмел и византийскую переутонченность формы и те из местных архаических традиций, которые продолжали стойко держаться и изжить которые было делом нелегким. На этом пути Рублев выработал столь совершенный художественный язык, что на протяжении всего XV века его стиль сделался ведущим, а его личность оказалась овеянной ореолом столь великой славы, что его долгое время воспринимали как непревзойденный идеал иконописца. Рублёв единолично создал те традиции колористики и иконографии вообще, на которые опирается современная русская иконопись. Рублёв выбирал пастельные цвета: нежно-золотой, лёгкий голубой, дымчато-зелёный. Стоит отметить минимализм композиции и связанную с этим сверхвыразительность образов. Это — кульминация исихазма, то есть учения о сдержанности и главенстве божественной природы в человеке.
В основе творчества Андрея Рублева - философия добра и красоты, гармоничного сочетания духовного и материального начал. Поэтому его Спас совсем не выглядит как беспощадный судия и грозный вседержитель. Это любящий, сострадательный и всепрощающий Бог. Вершиной творчества Рублева, как и всей древнерусской живописи, стала знаменитая «Троица», три ангела которой являются своеобразным символом Добра, Жертвенности и Любви.
Последователи рублевского направления в иконописи основное внимание уделяли не столько духовному наполнению образов, сколько внешним чертам: легкости фигур, использованию плавных линий в написании ликов, созданию контрастной цветовой гаммы. Одним из образцов подобного подхода является икона неизвестного московского мастера «Вход Господень в Иерусалим».
Еще одной характерной особенностью московской школы иконописи стало введение в ряд иконописных образов и сюжетов реальных канонизированных светских и духовных лиц.
Троица. Андрей Рублев. Около 1411 года.
Третьяковская галерея, Москва
Происходит из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря в Сергиевом Посаде,
где была храмовой иконой в местном ряду.
Спас в силах. Около 1411 г. Андрей Рублев
Третьяковская галерея, Москва.
Вознесение. Из праздничного чина. 1408 год. Андрей Рублев.
Третьяковская галерея, Москва
Архангел Михаил из деисусного чина. 1410-е годы. Андрей Рублев.
Третьяковская галерея, Москва
Апостол Павел из деисусного чина. 1410 - е годы. Андрей Рублев.
Третьяковская галерея, Москва
Крещение. Андрей Рублев. 1425 - 1427гг.
Троицкий собор Свято - Троицкой Сергиевой Лавры. Сергиев Посад.
Дионисий
На рубеже XV – XVI веков ведущим представителем московской религиозной живописи становится Дионисий, работавший вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром. Дионисий был необычайно продуктивным мастером, в одном только Волоколамском монастыре было 87 икон его работы.
В искусстве Дионисия очень своеобразно переплетаются различные идейные веяния его времени. И он, подобно Рублеву, стремился к воплощению «неземной красоты», к изображению таких людей, весь облик которых звал бы к очищению и нравственному совершенствованию. И его влекло к себе состояние внутренней сосредоточенности. И ему нравилось передавать в иконах и фресках силу мудрости, добротолюбие, смирение. Все это в какой-то мере сближает его с Рублевым. Но в его работах настойчиво пробиваются и новые тенденции. Это прежде всего усиление каноничности художественного мышления, проявляющееся в повторяемости одних и тех же мотивов движения и художественных приемов. В лицах святых появляется нечто однообразное, снижающее их психологическую выразительность, в пропорциях и очерках фигур обнаруживается неведомая Рублеву хрупкость, порою носящая несколько нарочитый характер. Все, что было в искусстве XIV века волевым и сильным, уступает у Дионисия место особой мягкости и гармонической закругленности форм. Так, «светлость» Рублева незаметно переходит у Дионисия в «праздничность», что уже само по себе означает снижение высокой одухотворенности иконного образа.
В XVI веке дионисиевские традиции быстро пошли на убыль, что прежде всего сказалось на потускнении иконной палитры и на снижении ритмичности композиций. Иконы становятся излишне многословными, они начинают перегружаться аллегориями, в них усиливается догматическое начало. Темп развития замедляется, церковь все более ревниво следит за тем, чтобы в живопись не проникли смелые новшества. Разгром еретических течений и ликвидация свободомыслия самым отрицательным образом отразились на искусстве, в котором «византинизм» начал играть все большую роль. И хотя теологи XVI века призывали писать «с древних преводов, как греческие иконописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущие иконописцы», былого высокого уровня искусства уже не удалось достичь. После Рублева и Дионисия московская живопись не выдвинула равных им мастеров.
Митрополит Алексий с житием. 1480 - е годы. Дионисий и его мастерская
Третьяковская галерея, Москва. Происходит из Успенского собора Московского Кремля.
Средник обрамлен двадцатью клеймами жития. Порядок расположения клейм:
17 – 19. Чудо об умершем младенце. Действие происходит в Чудовом монастыре. Посредине, у высокой двухъярусной звонницы, родители оплакивают умершее дитя. Слева Алексий, высунувшись из собора Чуда, протягивает руку к окутанному погребальными пеленами младенцу. Справа мать воскрешенного ребенка передает священнику церкви «во имя Алексия» икону с его изображением. Эти три клейма связаны объединяющими их монастырскими стенами Чудова монастыря.
20. Чудо о чудовском иноке - хромце Науме». Перед церковью Алексия в Чудовом монастыре стоит открытая гробница с мощами. Слева на край гроба поставил обнаженную больную ногу монах в розоватой рясе. Справа мощам поклоняются верующие. По обе стороны церкви высятся стены Чудова монастыря. Лица написаны плавью, золотистой охрой с подрумянкой по оливковому санкирю, без движек. В колорите преобладают белый цвет и холодные, прозрачные, светлые полутона розовых, желтоватых и зеленоватых оттенков в сочетании с яркими, плотными пятнами алой киновари. Средник написан на светло - зеленом фоне, со следами облачного орнамента. Позем в виде зеленоватых горок с прозрачными белыми лещадками. Фоны клейм и поля золотые, опушка зеленая, оливкового тона (сохранилась вверху).
Митрополит Петр с житием. 80 - е годы XV века. Дионисий и его мастерская.
Успенский собор в Московском Кремле.
Клейма:
Икона «Митрополит Петр» и парная ей икона «Митрополит Алексий» являются древнейшими житийными иконами московских святителей
Богоматерь Одигитрия. 1482 год. Дионисий. Московская школа.
Третьяковская галерея, Москва
Происходит из Вознесенского собора Вознесенского монастыря в Московском Кремле.
Иконография Одигитрии Вознесенского монастыря обнаруживает наибольшее сходство с двумя мозаичными иконами первой половины XIII века — из Национальной галереи в Палермо и из софийского Национального археологического музея.
Распятие. 1500 г. Дионисий.
Третьяковская галерея
Происходит из иконостаса Троицкого собора Павлова - Обнорского монастыря, потом находилась в Вологодском музее.
Богоматерь Одигитрия. Около 1502 – 1503. Дионисий и мастерская.
Русский музей, Санкт - Петербург.
В местном ряду Рождественского собора Ферапонтова монастыря, первоначально состоявшем из четырех икон, образу Богоматери Одигитрии отводилась исключительно важная роль. Особым идейным замыслом были обусловлены монументальность иконы, ее необычное иконографическое решение. В облике младенца — его нарочито укрупненной, не по-детски вытянутой фигуре, в широком жесте отведенной в сторону благословляющей десницы — переданы черты Царя, Владыки. Икона мастерской Дионисия — один из ранних образцов подобной иконографии, своеобразие которой находит объяснение в традиции восприятия храмового пространства как Царствия Божия на земле. (Н. Пивоварова)
https://w.histrf.ru/articles/article/show/russkaia_ikonopis_xiv_nachalo_xv_v
https://w.histrf.ru/articles/article/show/moskovskaia_shkola_ikonopisi
Серия сообщений "Иконы":
Часть 1 - Иконы. Миниатюрная живопись на перламутре.
Часть 2 - Иконы с финифтью - Святые.
...
Часть 5 - У каждого есть свой ангел-хранитель и своя икона-заступница.
Часть 6 - Русская иконопись и её школы в XVI – XVII веках .
Часть 7 - ИКОНОПИСЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ ХIV - ХVI веков.
Часть 8 - Вознесение Господне. Иконы.
Рубрики: | Православие/Иконы Божией Матери Православие/Иконы святых Декоративно - прикладное искусство |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |