-Рубрики

 -

Быстрый переход по страницам блога Алефтина_Ивановна:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алефтина_Ивановна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.08.2012
Записей: 5435
Комментариев: 124
Написано: 6030


История женских головных уборов на Руси.

Понедельник, 15 Февраля 2021 г. 07:46 + в цитатник
 

 К. В. Лебедев. Приданое.

 
Головной убор издавна считался неотъемлемой частью русского национального костюма. В некоторых источниках говорится, что традиция обязательно покрывать голову, появилась на Руси с древнейших времён. Волосы женщины, особенно замужней, считались опасными (прежде всего для мужчин) и могли привлечь злые силы. Не случайно в Европе, когда рисуют портрет ведьмы, изображают её с распущенными, часто неубранными, волосами. Наверное, отсюда же пошла традиция входить в церковь с покрытой головой, а также выражение "опростоволоситься", ведь сорвать убор с женщины, обнажив её голову, было страшным оскорблением.

Совсем по - другому относились в те времена к девичьим волосам. Девушки носили либо косу, которая начинала плестись очень низко на затылке, либо распущенные длинные волосы. Головной убор девушки "оставлял" макушку открытой и был призван подчёркивать её красоту. А иначе как ещё могли обратить на неё внимание молодцы? Единственной русской прической незамужних барышень была одна коса. Причем, даже старым девам не разрешалось носить другую. Они тоже плели косу, но могли покрывать голову платком. Молодые же девушки с удовольствием украшали себя, вплетая ленты. Но главное украшение – не ленты, а здоровые, густые, блестящие волосы. По их виду судили о здоровье и жизненной силе потенциальной невесты.

Корзухин. Девушка, заплетающая косу . 1880
 
А. И.Корзухин. Девушка, заплетающая косу. 1880 г.

Впрочем, это было не общеславянская, а именно русская традиция. Ведь, например, в Белоруссии и в Украине девушки плели две косы. А в западных областях – даже четыре.
Будучи изначально защитой (от злых сил или непогоды) и украшением, головной убор женщины постепенно становится знаком её семейного и социального статуса: после того, как девушка выходит замуж, она сразу меняет девичий головной убор на женский.
Смена головного убора с девичьего на женский называлась «окручивание». Вместо одной косы волосы заплетали в две, которые и укладывали в круг, «окручивали» вокруг головы. Сверху покрывали тонким платком, концы которого обвязывались вокруг шеи — «выи», отчего и головной убор мужатицы именовался повоем. В разных землях России он имел разные названия. Этнографы считают, что в основе ритуала окручивания лежало древнее поверье о магической силе женских волос.

 

 

Константин Маковский. Под венец. 1890 г.

По канону, которому следуют православные иконописцы, у целомудренной женщины не может быть прически, схожей с интимным, «срамным» местом. Волосы на голове и теле «мужатицы» позволялось видеть только ее «мужу и повелителю». Срывание головного убора с замужней женщины каралось штрафом, равным штрафу за обесчещение. Везде и повсюду замужняя женщина должна была появляться только с покрытой головой. Простоволосые женщины не так часто встречаются на полотнах русских живописцев. Замужние женщины на Руси носили обязательно две косы. Этому придавали магический охранный смысл. Две косы – пара и она с мужем – пара. А две косы – чтобы не овдоветь, одной не остаться. Заплетенные таким образом волосы укладывали на голове, а затем покрывали одним из женских головных уборов так, чтоб даже прядка не выбивалась. Не совсем понятно, в чем «магический» корень таких страхов, но считалось, что выставленные напоказ волосы замужней женщины могут притянуть горе-злосчастье не только к ней, но и ко всем окружающим. Даже в заговорах просили избавить от такого «несчастья». Говорили: «Избави меня от колдуна, девки гладковолосой да бабы простоволосой!».

«Опростоволоситься» (то есть остаться с непокрытой головой) было для женщины большим позором. Если же это произошло не по ее вине (например, с нее сорвали головной убор в пылу ссоры),то можно было обратиться в суд и получить с обидчика плату за «бесчестье».
Не обходилось, и без «перегибов». Новгородские дамы в XVI веке придумали брить голову на лысо. А что? Удобно, гигиенично. Но просуществовала эта «мода» недолго. Церковь такое экстремальное нововведение не одобрила. Возможно, по просьбе своих прихожан мужеского пола. Днем, конечно, жена выглядела как раньше. Но делить ложе с лысой женой – это не каждому понравиться.
Распущенные же волосы и для девушек и для женщин – явление сверхординарное. Расплетали косы только в ситуациях, которые считались «пограничными» между миром реальным и потустороннем – во время гаданий или занятий «магией», в родах, на похоронах родителей, в ходе свадебных обрядов.

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxR8rkFL8P7Hw2Lf4uR6mlKIA
 
Антохина  - Куракса Н. А. Крестьянская свадьба. 2004 г.


Девичьи традиционные русские народные головные уборы: При всем разнообразии названий головных уборов русских барышень на выданье, принципиально они были очень похожи друг на друга. И в основе  лежал один, древнейший девичей головной убор – венок из цветов или других растений. В своей основе этот головной убор представлял боле или менее широкую повязку, завязывающуюся сзади. Макушка и спадающая на спину коса оставались непокрытыми. Названия девичьих головных уборов очень разнообразны: лента, венец, венчик, повязка, почёлок, коруна, головодец, тканка и другие. Материал, который шел в дело разный: ленты, кусок парчи или ткани, сложенный в виде ленты платок, прямоугольник из березовой или липовой коры с завязками венок из живых или искусственных цветов.
Особенно торжественный, праздничный головной убор – коруна. Делали ее на каркасе из металлической проволоки. В северных губерниях такой венец делали с зубьями «городками» и он напоминал корону в нашем, современном представлении. Конечно, все эти повязки и коруны как можно богаче украшались вышивками, а при финансовых возможностях – жемчугом и даже камнями. Ведь такие головные уборы должны были демонстрировать потенциальным женихам благосостояние семьи невесты и споспешествовать удачному замужеству.

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRRlIbyxg0Rf98-w18Ukvzmg
 
В. Нагорнов.

На гуляньях, правда, внимания парней было отдано «косыночницам». Они и кадриль плясать могли и в играх участвовать. «Повязочницы» же только чинно прогуливались да хороводы водили – берегли дорогой наряд. Но сватов после таких гульбищ засылали именно к «повязочницам». Танцы танцами, а семье нужен материальный базис.

Нельзя не сказать и о таком элементе русского девичьего костюма, как косник (или накосник). Это вплетенные в косу золотые нити, ленты, завершающиеся треугольными подвесами. Эти пластины были достаточно жесткие и украшались очень богато вышивками и каменьями.

С древних времён у девушек головным убором  был металлический обруч. К нему прикреплялись височные кольца и налобные металлические украшения. У каждого славянского племени они были свои, особенные: браслетообразные у кривичей, семилопастные у вятичей, спиралевидные у северян и т.д. Иногда по видам височных колец археологами даже определяются границы расселения тех или иных племён. Крепились такие кольца у виска на металлический обруч или даже вплетались в волосы, одевались кольцом на ухо и т.д. Из праздничных уборов уже тогда существовало у девушек некое подобие кокошника, повязка ("чело кичное") и венец, а из украшений - височные кольца, очелье, подвески, бляшки, пряжки.

Женские традиционные русские народные головные уборы: Переходя из одного социального состояния в другое, становясь мужней женой, женщина меняла головной убор. В словаре Даля об этом написано: “На парне да на мужике все та же шапка; а девка простоволоса, женка покрыта”. Как уже говорилось выше, замужние бабы заплетали две косы и укладывали их на голову, одевая сверху такой головной убор, чтоб скрыть под ним все волосы.

 

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRDTW_26KtV9WJkW8YuO7iIA
 
А . Шишкин. Девушка в русском наряде.

Женский головной убор был сложной, можно сказать, многослойной конструкцией. Популярнейший на Руси «модный журнал» «Домострой» рекомендовал молодой жене носить кику, под ней повойник (подубрусник) с подзатыльником и волосник.
Женский головной убор замужней женщины предполагал полное "покрытие" головы. В X-XI веке это подобие головного полотенца, которым оборачивали голову, так называемый повой. Несколько позже такое полотно будет богато украшаться и станет убрусом. В XII-XV веках женщины из богатых и знатных сословий используют целую комбинацию несколько уборов: повойник, убрус и поверх - кика или круглая шапочка с мехом по краям (особенно зимой). Передняя часть кики позже становится съемной и получает название очелья (хотя по данным некоторых историков очелье могло существовать и раньше, и одеваться прямо на повойник.). Очелье особенно богато украшается жемчугом, бисером и т.д. У женщин украшения крепились уже не к волосам (как это бывало у девушек), а прямо к головному убору. Сначала это различные височные украшения, а к XIV - XV векам самыми распространёнными становятся рясы.
Женщины менее богатые и знатные в XI-XII веках и позже чаще носили сороки и менее дорогие убрусы, без богато-украшенной кики. Что касается платков, то как самостоятельный женский убор его начинают использовать где-то с XVII века.

 

 
 
Молодых Мария Станиславовна. Секрет.
 

С проникновения на Русь православной веры платок стал самым актуальным и незаменимым атрибутом в одежде женщины.Тогда он начинает вытеснять убрусы и головные полотенца, становясь основным убором. Данный аксессуар являлся символом благочестия, для женщины или девушки было немыслимо появиться в общественном месте без платка. Незамужние девушки носили платки как знак чистоты помыслов и поступков, а платок на замужней женщине означал полную покорность своему мужу. Примечательно и то, что платки незамужних женщин отличались от платков замужних как цветом, так и величиной. В старину платок был самым желанным подарком, знаком любви, заботы и уважения. Его мог подарить парень, ухаживающий за девушкой, муж-крестьянин, возвращающийся с городского базара, крестный, приглашенный на торжество. В наши дни ношение платка на голове является для православной женщины не только данью традиции, но и указывает на ее благочестие и целомудрие.



Сибирская красавица. Портрет Е. А. Рачковской. 1891 год.

Повязка (="налобник") - один из самых древних ленточных головных уборов (уже известен в X веке), представляющий собой полоску шёлковой, парчовой, бархатной или шерстяной ткани. Сначала - это просто кусок ткани, сложенный в несколько раз и завязанный на голове так, чтобы закрывать лоб или темя. Такую ленту часто украшали вышивкой.
Несколько более сложную конструкцию имеет повязка с нашитыми сверху бляхами или лентами. На лбу или темени она могла иметь основу-подкладку длиной около 50 см. Под косой её завязывали верёвочками, а вниз, на спину, спускали уже сузившееся продолжение повязки- ленты. 
Повязки носили девицы из небогатых сословий. Их одевали чаще всего по праздникам и даже на свадьбу, вместо венца. Замужние женщины также могли использовать повязки, но одевали их уже на покрытую голову.

Описание картины Василия Сурикова «Портрет Натальи Фёдоровны Матвеевой»

В. И. Суриков. Портрет Матвеевой. 1909. Акварель.

Венец и обруч:  На Руси девицы всегда носили крепившиеся на затылке узкие металлические обручи. К ним крепились височные кольца и другие украшения. Обруч из кожи или бересты, обтянутый тканью и богато украшенный (бусами, косточками, пластинками, вышивкой, речным жемчугом и каменьями) становился венцом.  Венец также мог иметь три или четыре зубца и съемную переднюю часть, которая называлась очельем.

Все височные украшения могли крепиться уже не только к волосам, но и к самому  венцу: сначала это височные кольца, а к XIV веку - подвески из бисера или драгоценных камней, которые получили название  рясы.

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRyqD3kQZWcP-7PsFPuueEHQ
 
А . Шишкин. Колыбельная.

Скорее всего, венец является продолжением венка, одного из самых древних девичьих украшений на Руси. Цветы венка крепились на берестяном или железном ободке и также обильно украшались перьями, бусами, золотом и лентами разных цветов.
В древности венок девицы носили на распущенные волосы.
Здесь он  неотъемлемая часть любого обряда, в котором принимает участие незамужняя девушка (сбор трав, прыжки через костёр). После проведения любого ритуала венок "полагается сжечь или бросить его подальше: на дерево, крышу дома или другого строения" .
Однако чаще всего венец - это головной убор девушки, надеваемый ею на свадьбу или по праздникам. Как известно, главной красой девичьей на Руси была её коса, а потому в большинстве девичьих уборов макушка оставалась на голове открытой. Если девушка могла носить венец, она была незамужней. Отсюда венец - символ девичества. Выходя замуж, девица прощается со своим венцом или его похищает жених (обычай).

На Руси девицы всегда носили крепившиеся на затылке узкие металлические обручи. К ним крепились височные кольца и другие украшения. Обруч из кожи или бересты, обтянутый тканью и богато украшенный (бусами, косточками, пластинками, вышивкой, речным жемчугом и каменьями) становился венцом.  Венец также мог иметь три или четыре зубца и съемную переднюю часть, которая называлась очельем.

Венец - очень древний головной убор. Само слово "венец" происходит от русского "венить"="заниматься жатвой". "Жатва - вечная забота хлеборобов, а потому брачащийся получал помощницу "на вено" (="на жатву"), за что и должен был заплатить родителям выкуп, так как они своей помощницы лишались. Обряд венчания также происходил с использованием венков. Надев венки из цветов, жених и невеста ходят вокруг цветущего кустарника (обычно венчание происходило весной, когда особенно славился Руссами бог Ярило). Отсюда же пошла поговорка: "Вокруг куста венчаны".

Художник Владислав Нагорнов.

Повойник и подзатыльник – нижние женские русские головные уборы.

Повойник (подубрусник) - это старинный головной убор замужних женщин, он полностью закрывал волосы, которые заплетены в две косы и уложены на голове. Повойник представляет из себя полотняную шапочку с твердым очельем.

 
Русская школа. 19 - 20 век.

В XIII в. на Руси повойник служил нижним головным убором, сверху на него одевали платок (убрус), кику, сороку, кокошник. Со 2-й пол. XIX в повойники стали одевать как самостоятельный головной убор, иногда с платком. Вместе с повойником носили повязанный сзади платок – подзатыльник. Обычно повойник и подзатыльник изготавливали из одинаковой ткани. Поверх всего этого одевали волосник.

Волосник был не обязательной частью костюма, носили его только знатные и богатые женщины. Он представлял из себя сетку с околышком из вышитой золотом ткани. Волосник одевали вместе с верхними головными уборами – убрусом, кикой.

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRqjSzacfo1e1R2OXbkHmKhQ

К. Е. Маковский.

Повойник (волосник; подубрусник) - это старинный головной убор замужней женщины, который был известен уже в X веке. Первоначально представлял собой полотенце, которым женщины полностью покрывали голову, а иногда шею и плечи. Поверх, на голове, для закрепления надевалась повязка или лента. Интересно, что для украшения женщины использовали сплетённые из шерсти косы, которые затем могли комбинироваться с височными украшениями. На многих картинах видны два конца, как от платка - это «кустышки» - кусок ткани, сложенный в полосу шириной около 12 см и завязанный на повойник таким образом, чтобы узелок располагался на лбу, а кончики платка торчали в разные стороны. Носители традиции говорят, что: «кустышки должны стоять как ушки у зайчика».
Несколько позже (XV - XVI века) под повойником уже понимают подобие шерстяной шапочки, напоминавшей чепец, стянутый на затылке верёвочками или закреплённый на голове шерстяной лентой. Под него полностью убирались волосы, а сверху ещё надевался убрус - вышитое полотняное, а у знатных женщин - шёлковое, белое или красное полотно, концы которого богато украшались жемчугом и спускались на плечи, грудь и спину.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/dc/Portrait_of_a_Merchant%27s_Wife_%28Tropinin%2C_1830s%29.jpg

Тропинин В.  А.  Портрет купчихи в синем повойнике. 1830 год.


Убрус – это, наверно, самый древний женский головной убор. Он представляет собой платок или прямоугольное полотнище длиной 2 м и шириной 40 - 50см. Убрус имеет и другие названия: полотенце, ширинка, фата, наметка, шлык. Один концом убрус повязывали на голову, полотнище скалывали под подбородком брошью или булавкой. Второй конец свободно лежал на плече. Его украшали вышивкой, золотым шитьем. Поверх убруса одевали ювелирные украшения. Постепенно убрус изменил свою форму и стал треугольным, похожим на современный платок. Его продолжали скалывать под подбородком, а концы подвязывали на макушке. Самый же известный нам сейчас способ завязывания платка под подбородком пришел к нам относительно недавно, в XIX веке из Германии. Описанные способы не исчерпывают всех вариантов повязывания убруса, которых было множество.


Boyaryna Morozova by V.Surikov - sketch 03 (Tretyakov gallery).jpg

Суриков В. И. Боярская дочь.

Кика или кичка – женский русский народный головной убор с рогами. Форму рогов придавали с помощью вставок из твердых материалов, например, бересты или стеганного материала. Рога по вере наших предков обладали большой оберегающей силой. Также рога в славянской мифологии обозначали плодородие и продолжение рода. Женщина, особенно недавно вышедшая замуж и имеющая маленьких детей, должна была иметь силы и средства защитить их и себя от злых людей и нечистых духов. Для этого и рога. Когда женщина достигала старости, рога у кики становились ниже, а часто и совсем исчезали (безрогая кика).
 

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxR5JcfTukdb8GUavySS17VAQ
 
С. Д. Милорадович (1851 – 1943).

Кокошник представляет собой начельник (полукруг с лицевой стороны) и волосник или донцо (шапочка сзади). Основа кокошника делалась из проклеенного или простеганного холста или картона. Сверху основа обтягивалась тканью и украшалась вышивкой, фольгой, бисером, драгоценными камнями, цветами, жемчугом. Часто вышивкой покрывалась и затылочная часть кокошника. Сзади кокошник завязывался лентами. По краям кокошника могли быть жемчужные нити – рясны, а спереди сетка из жемчуга – поднизь.
В разных областях России встречаются различные формы кокошников: однорогий кокошник (как у Снегурочки), двурогий кокошник (в форме равнобедренного треугольника), в виде шапочек с плоским дном и высоким очельем, седлообразный кокошник.

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRsuoZjiPF1-DZRMHZTh00iA
 
Ф. С. Журавлёв. Троицын день.
 

Кокошник относился к праздничному убранству женщины, в будни ограничивались более простыми головными уборами. Кокошник, расшитый жемчугом одевали на свадьбу. Да и в целом, кокошник был скорее головным убором знатных и богатых людей.

 
Роберт Лефевр, 1817 г. Портрет княгини Барятинской с дочерью Ольгой.
 
Впервые само название "кокошник" встречается в документах XVI века. Слово "кокошник" происходит от древнеславянского слова "кокош", означающего курицу-наседку или петуха.  Тем не менее уже в погребениях Новгорода, относящихся к X - XII веку встречаются некоторые подобия кокошника: твёрдого головного убора, низко сидящего на лбу и закрывавшего голову полностью до ушей. Кокошники считаются головными уборами замужних богатых женщин, учёные полагают, что крестьянки того времени вместо них предпочитали носить убрусы и сороки.

Кокошники имели множество вариантов в конструкциях и украшениях. В той или иной губернии преобладал свой тип кокошника с местным названием: «кокошко», «кокуй», «златоглав», «шеломок», «копытень», «шишак», «ряска», «капок», «борушка», «сборник», «борчатка», «каблучок» и т.д. Самый распространённый вид кокошников.
«Однорогий».

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRTupLOhLvDeAIN-zbBYQ-Cw

 

 Существует множество кокошников. На каждой территории имеются свои особенности: кокошники отличаются по форме и украшениям. В Центральных районах России были треугольные, кокошники, напоминавшие полумесяц, на севере - однорогий конус (="шишак"), в южных - двурогий (разные виды кокошников. "Твёрдая часть кокошника часто пришивалась к шапочке, которая полностью закрывала голову. Очелье кокошника могли украшать жемчугом, бисером и цветным стеклом в металлической оправе", а к вершине прикрепляли покрывало из кисеи, падающее на плечи. 

Иван Семенович Куликов. В русском наряде. 1916 г.


Часто поверх кокошника одевали платок (завязывали у подбородка или закалывали). Кокошники также украшали жемчужными поднизями, которые крепились к передней части очелья и спускались на шею и лоб. Разновидностью кокошника можно считать кику, по форме напоминавшую птицу. Её название происходит от названия лебединого крика (кликать, кричать). Кика получила распространение около XV века, будучи тогда убором цариц. Её надевали поверх повойника. Главным её отличием от кокошника можно считать то, что она представляла собой твёрдую шапку с плоским верхом. Иногда имелись по бокам части, прикрывавшие уши. 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0b/EkaterinaII_kokoshnik.jpg

  Эриксен Вигилиус . Портрет Екатерины II в кокошнике.

Сорока (кичка, рога) - один из самых древних русских головных уборов замужней женщины. По данным археологических раскопок сороку носили в XII веке и уже тогда она была широко распространена по всей территории России. Обычно сорока состояла из следующих частей: кичка, сорока, позатылник, налобник, платок. Кичка - круглая холщовая шапочка, на её передней, лобной, стороне прикрепляли твёрдую часть из луба (подкорье липы или вяза), деревянных дощечек, бересты или других материалов. Верхняя, возвышающаяся над шапочкой часть называлась кичкой (или "роги", "сдериха"). Они были самых разных форм: лопатообразной, полукруглой и в виде рогов.

Рога - издавна символ плодородия, возможно, такой же смысл они несут в сороке. Сорока (привязка, макушка) – самостоятельный женский головной убор или дополнение к другому убору. Простая сорока состояла из очелья (передняя часть), крыльев (боковая часть) и хвоста (задняя часть). Встречаются так же сороки состоящие только из двух частей: очелья и хвоста или очелья и крыльев. Этот головной убор изготавливался из шелка, кумача, бархата на холщевой основе и украшался вышивкой, бисером, золотым шитьем. В некоторых областях этот женский головной убор доходил до 20 элементов и требовал при одевании много времени и кропотливости.



Суриков В. И. Боярыня.


Сама сорока представляла собой вытканное длинное полотно которое крепилось на кичке и спускалось ниже на спину и плечи. Позатылник - ткань на твёрдой основе, уложенный сзади, чтобы прикрывать волосы на затылке. Налобник - расшитая полоска, которая закрывала лоб, кончики ушей и виски. Поверх сороки ещё завязывался платок. Сорока зачастую самая дорогая часть всего гардероба. Богатую сороку-золотоломку молодухам позволяли носить по праздникам, первые два-три года после замужества. Владимир Даль писал, что в российском захолустье ему довелось видеть сороку ценой в десять тысяч.
Именно высокая стоимость сыграла с сорокой злую шутку – до наших дней они почти не сохранились. Скупая эту в прямом и переносном смысле золотую одежду, ее уничтожали, выплавляя драгметаллы.


Женские зимние русский народные головные уборы. Холодная русская зима делала необходимыми теплые головные уборы. Это были прежде всего меховые шапки. Часто верх их делали матерчатым, украшенным жемчужными и золотыми шнурами и нитями а, иногда и драгоценными камнями. Женские шапки были одеждой знатных горожанок – боярынь и боярышень. Народ попроще обходился платками.
 

Клавдий Васильевич Лебедев. Боярыня.

Шапки были нескольких видов. Столбунец – высокая меховая шапка, похожая на мужскую «боярскую» (горлатную) шапку. Но в женском варианте она сужалась в верхней части, а на затылку была дополнительная опушка из меха. Шапка каптур – круглая, дополнительные лопасти закрывают затылок и щеки. Треух – очень похож на современную ушанку. Но его верх шили из дорогих тканей.
Поверх теплой меховой шапки одевали еще и платок - фату  для тепла и для красы.

Серия сообщений "Женский образ":
Часть 1 - Русские красавицы. Пушкинской поры...
Часть 2 - Художник Нагорнов Владислав Анатольевич. Женские портреты.
...
Часть 28 - Ты – женщина и ты неповторима… Художник Владимир Волегов.
Часть 29 - Владимир Волегов. ЗАГАДКА ЖЕНЩИНЫ.
Часть 30 - История женских головных уборов на Руси.
Часть 31 - Русская душа в живописи Евгения Балакшина.
Часть 32 - Очаровательные картины Владимира Волегова - образ молодой женщины и детей.
...
Часть 37 - Трепет крылышек почти не ощутимый... Бабочка, коснись моей руки - мне большего не надо...
Часть 38 - Женственность, изысканность и утонченность в образах очаровательных женщин художника Константина Разумова.
Часть 39 - Мир держится на женской красоте, она своя для каждого мужчины.

Серия сообщений "История вещей":
Часть 1 - Русские ситцевые платки ХIХ - начала ХХ вв. Коллекция Сергиево - Посадского музея.
Часть 2 - Тайна старого узора
...
Часть 24 - Русские кокошники и повойники XVII - XIX веков.
Часть 25 - Вологодское кружево.
Часть 26 - История женских головных уборов на Руси.
Часть 27 - Женские головные уборы из Российского Этнографического музея.
Часть 28 - Женский костюм Русского Севера.
...
Часть 47 - История табакерки. Как крошечная коробочка превратилась в драгоценность для передачи тайных посланий.
Часть 48 - Тройка Деда Мороза: описание, история, традиции.
Часть 49 - Новогодние праздники в открытках мастеров Палеха и Холуя.

Серия сообщений "Головной убор":
Часть 1 - Русский народный свадебный костюм.
Часть 2 - Русские головные уборы: какими они были? Женщины.
...
Часть 21 - Головные уборы замужних женщин 18 - 19 веков.
Часть 22 - Русские кокошники и повойники XVII - XIX веков.
Часть 23 - История женских головных уборов на Руси.
Часть 24 - Женские головные уборы из Российского Этнографического музея.
Часть 25 - Особенности русского народного костюма.
...
Часть 33 - Кокошник - забытая корона русских красавиц.
Часть 34 - Головной убор русских красавиц — кокошник.
Часть 35 - Почему Петр I запрещал кокошник, который позже стал одним из символов России.

Рубрики:  Русский костюм/Женский костюм
Русский костюм/История костюма
Декоративно - прикладное искусство/Народный костюм
Живопись
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 6 пользователям