-Рубрики

 -

Быстрый переход по страницам блога Алефтина_Ивановна:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алефтина_Ивановна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.08.2012
Записей: 5435
Комментариев: 124
Написано: 6030


Традиционные женские украшения Руси.

Четверг, 28 Января 2021 г. 00:08 + в цитатник

На Руси богатые люди любили дорогие украшения с драгоценными камнями, редкие ткани, не жалели на них денег, часто демонстрировали. Крестьяне, жившие небогато, позволить себе такой роскоши не могли. Но и простолюдины старались как-то украсить свои одежды, а на праздники надеть всё самое лучшее. Варианты были достаточно разнообразные.

Серьги:

1. Колты (колтуши, колтки) - литые подвески из золота или серебра на лентах у височной части головного убора, заменяющие серьги, служили и оберегами. Состоит из двух выпуклых щитков, спаянных друг с другом, имеющие наверху дужку для подвешивания.  Бывают округлой или звёздчатой формы. Округлые украшались изображениями птиц - сиринов, древа жизни, цветами, позже христианскими мотивами.

Колт  - полое украшение, которое изготавливалось из металла. Оно имело форму звезды или круга, и было украшено серебром, чернью, мелкими украшениями в виде шариков или филигранью. В основном орнаменты символизировали плодородие и идею жизни. Предполагается, что в полую часть колта помещался небольшой кусочек ткани, пропитанный благовониями, оберегавший хозяйку от дурных чар.

Так выглядели колты./Фото: i.timeout.ru

Так выглядели колты.

Крепилось украшение по бокам головного убора, на уровне висков. Простолюдинам были доступны колты выполненные из бронзы, иногда из серебра или золота. Они тщательно сохранялись в семье и передавались по женской линии.

 


 

2. Пясы –  примерно с XIV в., представляют собой массивные подвески на кольце - швензе с колокольчиками по нижнему краю. Кольцо - швенза либо крепилась к лентам головного убора, либо крепилась к уху. Позже их делали из бисера. Представляли собой не­большие лопасти в виде сетки, снизанной на кон­ском волосе из мелкого речного жемчуга и при­крепленной к литой ме­таллической швензе. Термин пясы известен с начала XVIII века в губерниях русского се­вера.

 

 

3. Одинцы, двойчатки, тройчатки - появились примерно в XV в., висячие серьги с 1, 2 или 3 стержнями  с сердоликовыми, костяными, перламутровыми шариками или цилиндриками, бусинами, речным жемчугом. Были широко распространены в Калуге, северных и центральных районах Европейской России.






 

4. Голубцы (орлики), XVI – XVII век, - массивные серьги напоминали по силуэту стилизованные фигурки одной или двух птиц, обращенных друг к другу спинами.

 

5. Бабочки - представляют собой металлический стержень с двумя лопастями, ажурно - оплетенные жемчугом в форме крыльев бабочки, нанизанного на конский волос или тонкую проволоку, и прикрепленной к низу каплевидной подвески или колокольчика. Металлическую основу делали, в основном, из латуни – сплава меди с цинком и другими элементами, дужку делали из серебра. Форма жемчужных серег сложилась к концу XVIII века. В XIX веке стали подменять натуральный жемчуг перламутровым бисером, стеклярусом.

 

Височные кольца - усерязи. Популярными женскими прикрасами на Руси считались усерязи. Они имели форму проволочных колец с лопастями или ромбообразными узорами. Их закрепляли на головном уборе, вплетали в волосы, носили в ушах и за ними, прикалывали к ленте. Крестьянские мастера изготавливали их из медных и железных сплавов. Различные формы усерязей определяли происхождение женщины и ее род.Украшение головного убора, укреплявшимся обычно возле висков, археологи назвали «височными кольцами».
Славянские женские подвешивали височные кольца к головному убору (девичьему венчику, повою замужней) на лентах или ремешках, красиво обрамлявших лицо. Иногда кольца вплетали в волосы, а кое-где даже вставляли в мочку уха, как серьги. Иногда же височные кольца, нанизывали на ремешок, образовывали венец вокруг головы. И все-таки большинство из них носилось так, как и полагается по названию, - у висков.
Усерязи.

Усерязи.

Существует много версий появления древних женских височных украшений. По одной из них, самым древним женскими головными украшениями были цветы. Из них плели венки, вплетали в косы. Выйдя замуж, славянская женщина убирала волосы под головной убор. В качестве имитации цветов и появились носимые около уха украшения. По всей видимости, эти украшения имели древнее название «усерязь» (от слова ухо), хотя наибольшую известность приобрели по кабинетному названию – «височные кольца».
 
Крестьянские серьги. До начала 16 века, серьги не были популярными изделиями, однако со временем на них появился большой спрос, породивший появление мастеров - сережечников. Причем их носили не только женщины, но и представители сильного пола. Различие состояло в том, что мужчины, преимущественно воины, надевали серьгу только на одно ухо. Украшения играли роль талисманов и оберегов. С течением времени, ношение сережек меняло свою роль, то теряя, то снова набирая популярность. Крестьянин, носивший одну серьгу в ухе, так показывал свою принадлежность хозяину.

Крестьянские серьги./Фото: img-fotki.yandex.ru

Крестьянские серьги.
Девочки - подростки, еще не вошедшие в возраст невест, совсем не носили височных колец или, в крайнем случае, носили самые простенькие, согнутые из проволоки. Девушки - невесты и молодые замужние женщины, понятно, нуждались в усиленной защите от злых сил, ведь они должны были беречь не только себя, но и будущих младенцев – надежду народа. Их височные кольца, поэтому, особенно нарядны и многочисленны. А пожилые женщины, переставшие рожать детей, постепенно отказывались от богато украшенных височных колец, передавая их своим дочерям. Совсем иначе выглядели височные кольца с бусами, нанизанными на проволочную основу. Иногда металлические бусины делались гладкими и разделялись проволочными спиральками - такие кольца любили не только славянки, но и женщины финноугорских народов. В XI - XII веках это было излюбленное украшение вожанок (потомки древнего племени водь и сейчас живут недалеко от Санкт - Петербурга). Новгородские женщины XI - XII веков предпочитали височные кольца с бусинами, украшенными мелкой зернью — металлическими шариками, напаянными на основу.
Ожерелье – украшение, которое часто упоминалось в документах XVII века. Оно представляло собой стоячий или лежачий воротник, который пристегивался к одежде. Впереди ожерелье застегивалось на пуговицы из драгоценных камней. Ожерелья могли носить как мужчины, так и женщины. Украшение расшивалось жемчугом или декорировалось драгоценностями. Среди останков женских одежд XII века были найдены и стоячие ожерелья из бересты и кожи, обтянутые шелковой или другой тканью и украшенные вышивкой или золотой нитью. Украшения эти с любовью передавались из поколения в поколение. Так среди сокровищ, которые отдал белоозерский князь Михаил Андреевич своим детям, значилось пристяжное ожерелье. Расшитое более тремя тысячами жемчужин ожерелье передала своим детям и волоцкая княгиня Ульяна.

Ожерелье получило свое название от слова «жерло», обозначающего шею. Оно имело форму лежачего или стоячего воротника, расшитого камнями или жемчугом. Простые люди не могли себе позволить роскоши, поэтому ожерелья мастерили из металла, бисера или бусин. В древней Руси насчитывалось несколько видов подвесов, отличающихся между собой формой, длиной, орнаментом и плетением. Большим спросом пользовались гайтаны, грибатки и жгуты (колодочки).

Носить ожерелье могли не только женщины, но и мужчины. Считалось, что звук, издаваемый подвеской при ходьбе, отпугивает нечистую силу и снимает злые чары. Особо ценились объемные ожерелья из бисера, поскольку крестьяне верили, что стекло позволит сохранить здоровье. Сведения об украшении часто встречаются в документах 17 века, однако первые упоминая о таких подвесах датируются началом 11 столетия.

Виды ожерелий:

1.Гайтан  (гердан, итан, гитан, королеска, почёпка, чапочка) – нагрудное, иногда наспинное украшение, делавшееся сначала из сплетенных колец металла, как бы цепочка с крестом или иконой, потом в простонародье сложилось искусство плетения его из  бисера или нитей. Сейчас, гайтаны представляют собой длинную (максимум до талии), шириной до 10 см, полоску бисера. Два конца бисерной сетки соединяются подвеской с украшением -  медальоном,  бисерными кистями, в древности иногда со вставаранкой (костью от куриного крыла – оберег).  

 

2. Грибатка – как гайтан, только полоски из бисера или цепи поделены украшением, наподобие главного медальона, на ровные отрезки. Может смыкаться большим медальоном, а может не смыкаться.

 

3. Колодочка (жгут)  - туго-сплетенный объемный ошейник из бисера или цепи, имитирующий тело змеи. Была широко распространена в Калужской, Рязанской и Тульской губерниях, как украшение девушек и молодых женщин. Лариат (виток, змейка) – это длинный вариант, служивший либо бусами, либо поясом. Часто почему-то их путают с гайтаном.


 

4. Гривна – шейный ободок, иногда с широкой вставкой из цельной золотой или серебренной пластины, украшенной резьбой, распространенное со времен Киевской Руси. Часто не застегивалась, а зажималась на шее. Гривна («грива», «шея») – надеваемый на шею металлический обруч, который свидетельствовал об уважаемом положении в обществе. По поверьям, гривна не давала душе выйти из тела. Использовали ее и мужчины, но многие археологи уверяют, что это женское украшение, так как его часто обнаруживали в женских древнеславянских погребениях. Гривны изготавливались из бронзы, меди, меди с серебром, из сплавов на основе свинца и олова, украшения «подороже» были серебряными.

Изготавливались различные виды гривен – например, дротовые из крупного перекрученного металлического прутика. Позже стали появляться гривны из трапециевидного, 6-угольного или ромбического дрота: такие изделия не перекручивались, а украшались точками, треугольниками или кружочками. Также славяне изготавливали гривны, кончики которых сильно заходили друг за друга. Тыльная часть, которая касалась поверхности шеи, была круглой. Подобные гривны украшались треугольниками («волчий зуб»). Для изготовления украшений применялись низкопробное золото, бронза, биллон. Их использовали племена радимичей в X – XI веках. Чаще всего носили витые гривны. Их изготавливали по-разному – сложным или простым жгутом (из 2-3 проволочек из бронзы или меди).

 

 

5. Перлы  (пруты, прутики) - ожерелье из речного жемчуга на конском волосе, женское нагрудное украшение, бусы из нескольких рядов нанизанных на конский волос или льняную нить полых стеклянных блестящих бусин или крупного бисера. В большие праздники к костю­му полагалось надевать до десяти таких нитей. Термин прутики использовался для обозначения украшения тако­го рода в Задонском и Землянском уездах Воронежской губер­нии.

Речной жемчуг добывали в северных реках. Жемчугом украшали головные уборы и одежду, делали из него серьги, бусы, сохранившиеся в народном костюме вплоть до начала XX века. Речной жемчуг образуется в раковинах почковидной формы, русское название которых «жемчужница пресноводная» (лат. margaritana margaritifera). Размеры речного жемчуга колеблются от мелких зерен до горошин диаметром 10 – 14 миллиметров. В большие праздники в Задонском и Землянском уездах Воронежской губер­нии, ширина прутов могла доходить до десяти таких нитей.

6. Монисто (маниста, монисты) — многослойные бусы, иногда с подвесками-монетами.

 

7. Ленки (брода, шейная лента, ожерёлок, жарёлок, поджерёлок, подгорлок) – богато расшитыйтканевый ошейник с исходящими от него лентами, бахромой или бисером.

 

8. Наборушник (оплечье, глунец) - круговое украшение, лицевая поверхность украшается  вышивкой, золотыми или серебряными нитями, канителью, нашивками цветной фольги, жемчугом или бисером.


Бусы. Не обошлось на Руси и без бус. Зачастую на нить или конский волос были нанизаны крупные бусины одинакового или различного диаметра. Они являлись излюбленным украшением женщин и были в основном стеклянными. До 9 - 10 веков бусы преимущественно были привозными, поскольку процесс стеклоделия у славян только зарождался, а удовлетворить потребности всех желающих не было возможности. Изначально бусы не имели большого выбора цветов, но как только мастера научились окрашивать стекло, все изменилось. Особым признанием пользовались зеленые бусины. На них мужья крестьянок иногда выкладывали немалые деньги. Некоторые бусы мастера делали из отрезков стеклянных палочек, имевших несколько слоёв - всего чаще жёлтый, белый, красный.
Другие бусы - это позолоченные и посеребрённые. Наиболее распространёнными были стеклянные бусы Выделяют четыре типа бус: стеклянные (синего, чёрного, светло-зелёного цвета), бусы из многослойных стеклянных палочек, дутые бусы и многогранники. Наиболее любимым цветом для бус считался зелёный. А вот знатные женщины предпочитали бусы, составленные из различных материалов (золотые, жемчужные и выточенные из драгоценных камней). В Древней Руси существовало еще одно женское шейное украшение - монисто - своеобразные бусы в виде нанизанных на цепочку драгоценностей небольшого размера или монет.


За бусы крестьянки были готовы отдать немалые деньги./Фото: pirushki.net

За бусы крестьянки были готовы отдать немалые деньги. Для изготовления аксессуара использовались различные материалы, такие как металл или камень. Как и другие предметы гардероба традиционного русского костюма, подвески носили магический характер. Они оберегали уязвимые места от нечистой силы, злых духов и дурного глаза.

Перстни. Одним из самых распространённых украшений на древней Руси были перстни. Их носили мужчины и женщины всех сословий. Самые первые кольца были изготовлены из проволоки. Впоследствии их стали мастерить из сплавов различным металлов, украшая драгоценностями, стеклянными цветными вставками или орнаментом. Им отводилась важная роль в свадебных обрядах. При помощи колец молодожены крепко связывались узами брака. Кроме того, их могли носить в качестве простого украшения, по несколько штук на пальце рук и даже ног.
 

Древние кольца./Фото: img-fotki.yandex.ru
 
Кольца со щитком, который был украшен драгоценными камениями, назывались перстнями. Нередко перстни переходили в браслеты – витые, пластинчатые или плетеные. Изображения на перстнях могли быть самыми разными: животные, геометрические узоры или другие символы, которые были значимы для владельца украшения.
 

Особое место занимались печатные перстни, которые использовали для нанесения оттиска-подписи на различные документы. Понятно, что на печатках символика изображения непременно связывалась с владельцем.

Цепи. Привилегированные дамы могли позволить себе такой аксессуар как цепи: кольчатые, выполненные из колец, черненые («враные цепи») или из трехгранных призм.
https://cdn3.russian7.ru/wp-content/uploads/2013/04/61.jpg
 
Первое упоминание о женском украшении в виде цепей из золота можно обнаружить в Ипатьевской летописи (начало XIII века). А в берестяной грамоте второй половины XIII века речь идет о двух цепях, оцененных в 2 рубля. На такую сумму можно было купить в Новгороде 400 беличьих шкурок. 
 
Алам. К сожалению, не все украшения дошли до наших времен. Так, например, алам известен нам только по документам и сегодня трудно представить, как выглядело это украшение. Предположительно, это было нагрудное золотое украшение, декорированное каменьями и жемчугом, которое пристегивалось к платью.
 
Об аламах речь идет в духовных грамотах Ивана Калиты, Ивана Ивановича и Дмитрия Ивановича, датируемых XIV веком. Так, Иван Калита одежду своих дочерей Марьи и Федосьи украсил «аламами». А в письменных источниках XVII века аламы упоминаются уже как украшения, которые крепились как на мужскую, так и на женскую одежду, при том зачастую в достаточно больших количествах.

Браслеты. Женщины Древней Руси очень любили украшать себя браслетами, особенно распространёнными были стеклянные браслеты. Мода на них появилась в середине XII века и держалась до начала XIV века. Браслеты всегда делали круглыми, но различными по сечению: гладкие, кручёные, витые, квадратные, рубчатые, треугольные. Богатой была и их окраска: чёрная, коричневая, зелёная, жёлтая, бирюзовая, фиолетовая, синяя, бесцветная и т.д. Значительное количество браслетов делалось из янтаря.
На браслетах чаще всего изображались символы воды: плетёнка, волнистый узор, змеиные головы. Это связано прежде всего с назначением браслетов: они надевались девушками во время русалий - торжеств по поводу доброй, плодоносной воды. У славянских женщин в древние времена браслеты назывались по-другому: обручи или наручи, то есть изделия, которые обхватывают руку. Славянская женщина могла носить на одной руке от 1 до 8 браслетов сразу. Среди богатого разнообразия браслетов, именно в славянском стиле прослеживается их огромное разнообразие: витые, крученые, дротовые, плетеные, полые, пластинчатые и створчатые. Украшают браслеты различные рисунки, в основном из мира флоры и фауны. Растительный мир в украшениях передает образ богатства, изобилия, плодородия и цветения.

Браслеты славянские с растительным орнаментом

Символы в украшениях русской девы имели самые разнообразные формы и фактуры. Так, например, Солнце своим светом в виде украшения отпугивало нечисть, беды и плохие события. Птица оберегала домашний очаг и вдыхала гармонию в отношения. Сокол — отражение мужества и сильный оберег, защищающий мужчину, который идет на войну, в сражение.

Ключ, как символ, несет в себе прямое назначение и запирает все двери человека от негатива и злых духов, оберегает владельца от сглаза и порчи. Так же ключик в украшениях является оберегом домашнего очага и достатка. В древности ключ носили как украшение на поясе. В современном мире часто ключ носят в качестве кулона на цепочке.

Кулон «Ключ»

Традиционные национальные костюмы и украшения, несут в себе отголоски дохристианского прошлого Древней Руси. Какие-то элементы древних украшений и одежды до сих используются в современной жизни, потеряв, однако, свой языческий и оккультный смысл. Многие древние украшения дошли до нас из глубины веков, благодаря прочности металлов, из которых они изготовлены. Ныне височные кольца, колты и многие другие произведения средневекового русского ювелирного искусства собраны в музеях. Особенно богатые коллекции принадлежат Государственному историческому музею, Оружейной палате Московского Кремля и Патриаршей ризнице.

Каждый народ должен помнить и чтить свои корни. И своим выбором в пользу украшений в славянском стиле мы подчеркиваем свою принадлежность к сильному и великому роду с насыщенной многовековой историей. Своими магическими свойствами они плотно завоевывают наши сердца при выборе стиля. Русь - великая страна, а русские - великий народ, который помнит и славит своих предков.
 

Серия сообщений "Ювелирное искусство":
Часть 1 - Иконы. Миниатюрная живопись на перламутре.
Часть 2 - Золотое и серебяное дело XIV – XVII вв. Коллекция золотого и серебряного дела Сергиево - Посадского музея.
Часть 3 - Традиционные женские украшения Руси.
Часть 4 - Русское узорочье: чем девушки любили себя украшать в допетровскую эпоху.
Часть 5 - Сокровище и гордость России: коллекция ювелира мирового уровня Андрея Ананова "Великие храмы России".
Часть 6 - Самая редкая жемчужина Фаберже: Автор знаменитых украшений ювелирного дома Альма Пиль.
Часть 7 - 10 малоизвестных фактов о яйцах ювелирного дома Фаберже.

Серия сообщений "История вещей":
Часть 1 - Русские ситцевые платки ХIХ - начала ХХ вв. Коллекция Сергиево - Посадского музея.
Часть 2 - Тайна старого узора
...
Часть 12 - Императрица - модница. 15 000 платьев Елизаветы Петровны.
Часть 13 - Русский костюм в живописи.
Часть 14 - Традиционные женские украшения Руси.
Часть 15 - Головные уборы замужних женщин 18 - 19 веков.
Часть 16 - Рязанское кружево.
...
Часть 47 - История табакерки. Как крошечная коробочка превратилась в драгоценность для передачи тайных посланий.
Часть 48 - Тройка Деда Мороза: описание, история, традиции.
Часть 49 - Новогодние праздники в открытках мастеров Палеха и Холуя.

Серия сообщений "Ювелирное искусство России.":
Часть 1 - Иконы. Миниатюрная живопись на перламутре.
Часть 2 - Золотое и серебяное дело XIV – XVII вв. Коллекция золотого и серебряного дела Сергиево - Посадского музея.
Часть 3 - Традиционные женские украшения Руси.
Часть 4 - Оружейная Палата.
Часть 5 - Жил - был царь, у царя был трон: Царские троны в Оружейной палате.
...
Часть 19 - Как Карл Фаберже из рядового ювелира стал основателем легендарного бренда.
Часть 20 - Как сложилась судьба великолепных тиар и диадем, принадлежавших императорскому дому России.
Часть 21 - «Букет лилий» - пасхальное яйцо, изготовленное Карлом Фаберже, которое никогда не покидало Россию.

Рубрики:  Декоративно - прикладное искусство
История России
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 7 пользователям