Зимняя дорога и охота в живописи Николая Егоровича Сверчкова. |
Знаменитый русский художник Николай Егорович Сверчков происходил из семьи работника царских конюшен. Окончил Воспитательное училище при Академии художеств. Писал лошадей по заказам заводчиков. Официальный художник Хреновского и Чесменского государственных конных заводов. Был вольнослушателем Академии художеств. В 1852 году за картину "Помещичья тройка" он получает звание академика "живописи портретной и народных сцен", а в 1855 году за картину "Дорожные" - звание профессора. Изображал лошадей, собак, охотничьи сцены, обыгрывая их в любом живописном жанре. Он был очень знаменит: его работа "Возвращение с медвежьей охоты" (1863) была приобретена Наполеоном III, а "Выезд царя Алексея Михайловича" (1864) - Александром II. Работал также в историческом жанре, писал батальные сцены, самая известная из них - "Переход гвардии через Балканы" (1879) - была посвящена событиям русско-турецкой войны.
Художник вошёл в большую известность, производя множество картин и рисунков, изображающих породистых лошадей, собак, охотничьи сцены, ухарские тройки, жанровые сюжеты с участием лошадей среди зимних пейзажей.
С особой теплотой Сверчков пишет пейзажи. Он тонко чувствует неяркую красоту российской природы и стремится передать ее в своих картинах. Особенно поэтичны его зимние пейзажи с мерцающим зимним светом, снежным маревом или метелью, сквозь которую пробиваются усталые кони.
Труден и опасен зимний путь. Порой сквозь сугробы,снежные бураны и метели пробиваются усталые кони и путники. Знаменитая русская тройка впервые появилась именно на картинах Николая Егоровича Сверчкова. Его тройки бегут по необозримым просторам России, с глубокими снегами, жестокими снежными буранами, вселяющими ужас в душу путника, по степи и глухим лесным проселкам, по пыльным дорогам и снежным полям, в дождь и метель, при восходе и закате солнца, в туманное утро и морозный вечер, днем и ночью.
На полотнах художника дорога – один из символов национальной жизни, национального русского характера, которые отражаются в отношении к дороге, в любви россиян к быстрой езде. Дорога - место ежедневного, безрадостного и тяжелого труда ямщика – могла быть не только скучной, но и страшной, так как его подстерегали в дороге голод, холод и даже самая смерть. Поэтому у Николая Егоровича Сверчкова так правдивы образы неистовых зимних бурь.
Нелегкой доле ямщиков посвятил художник цикл картин конца 1850-х гг.: "Тройка в степи" (1856), "В метель" (1857) и др. Немалое место в его творчестве занимали и сцены из охотничьей жизни: "Зимняя охота", "Беркутова охота, бывшая в Москве" (обе 1856), "Эскизы охоты" (1857-58). Все они отличаются тонким пониманием русского пейзажа.
Работы художника хранятся в ГТГ, ГРМ и других ккрупных музейных собраниях .
Ямская тройка на зимней дороге
1860-1870-е
Частное собрание
Тройка на закате.
Тройка на закате.
Частная коллекция
Тройка зимой
1888
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля
1840 г.
Тройка зимой
Частное собрание
Тройка зимой
1881
Тройка
Частное собрание
Ямская тройка, застигнутая метелью
Тройка
Пермская государственная художественная галерея
Гуськом
1883
Одесский художественный музей
Гуськом
1883
Частное собрание
Застигнутые бурей
Государственный Русский музей
В метель
Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых
В бурю зимой
Государственная Третьяковская галерея
Откуда дровишки
Частное собрание
С хворостом
1870-е
Государственный Литературный музей
Метель
Центральный дом художника
На Масленице
Луганский областной художественный музей
Отдых охотника
1865
Красноярский художественный музей им. В.И. Сурикова
На медведя
Приезд на охоту
1874
Львовская государственная картинная галерея
Возвращение с охоты
1870
Национальный музей Грузии
Охотник, застигнутый зимней вьюгой
1872.
Тульский областной художественный музей
Волки нагоняют
1864
Витебский художественный музей
Нижегородский художественный музей
Охота на стаю волков с саней
1860
Рубрики: | Живопись/пейзажи Живопись/художники |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |