Свадебный головной убор «сорока». |
Свадебный головной убор «сорока»
из Бирюченского уезда Воронежской губернии (начало XX в.)
Свадебный головной убор «сорока» состоял из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно сороки каблукообразной формы. Сорока является древним по происхождению и способу ношения головным убором русской женщины. Так, в старообрядческих сочинениях 1660-1680-х гг. («Список 1 с писем страдальческих священнопротопопа Аввакума») упоминается термин «сорока», ее составные части, указывается, что носила высоко надо лбом «женка на кичке своей сороку».
Основу свадебного головного убора воронежской крестьянки составляет кичка — твердая налобная часть в виде подковы с торчащими вверх небольшими рожками, обшитая кумачом. К ней крепится кусок холста, края которого присобраны на тонкий шнур-«вздержку». Кичку надевают на голову на уровне лба и тщательно закрывают холстом женские волосы, затем шнуром фиксируют ткань на голове, несколько раз обвязав шнуром рожки и закрепив его. Затылок прикрывают позатыльнем (позатыльником)— прямоугольной полосой расшитого золотными нитями бархата, закрепленного для жесткости на картоне, к верхней части и боковым сторонам которого пришиты полосы шелковой ткани с завязками по краям. Их перекрещивают на лбу и несколько раз обвязывают вокруг рожек, таким образом плотно скрепляя кичку с позатыльнем. И наконец, сверху на рожки надевают сверкающую золотом маленькую сороку, которая венчает все это сложное сооружение. Основными мотивами орнамента золотной вышивки на позатыльне и по верху сороки являются «древа», аналогичные подобным изображениям на рукавах свадебной рубахи. Сохранились местные названия отдельных частей сороки: спереди располагается «очелье», по бокам — «кружки», сзади по «позатыльню» спускаются «крылушки».
Иногда сороку изготавливали сами крестьянки, но чаще ее отдавали шить на заказ или покупали на ярмарках.
Такой костюм сохранялся в Воронежской области
как свадебный наряд до 1950-х годов
http://bibliotekar.ru/rusSvadba/24.htm
Серия сообщений "Головной убор":
Часть 1 - Русский народный свадебный костюм.
Часть 2 - Русские головные уборы: какими они были? Женщины.
...
Часть 6 - Народный костюм ХIХ - начала ХХ века. Коллекция Cергиево - Посадского музея.
Часть 7 - Русские ситцевые платки ХIХ - начала ХХ вв. Коллекция Сергиево - Посадского музея.
Часть 8 - Свадебный головной убор «сорока».
Часть 9 - Русский костюм в живописи Константина Маковского.
Часть 10 - Русский народный костюм.
...
Часть 33 - Кокошник - забытая корона русских красавиц.
Часть 34 - Головной убор русских красавиц — кокошник.
Часть 35 - Почему Петр I запрещал кокошник, который позже стал одним из символов России.
Серия сообщений "Свадебный костюм":
Часть 1 - Русский народный свадебный костюм.
Часть 2 - Мужская рубаха.
Часть 3 - Народный костюм ХIХ - начала ХХ века. Коллекция Cергиево - Посадского музея.
Часть 4 - Свадебный головной убор «сорока».
Часть 5 - Русский свадебный обряд.
Часть 6 - Русский народный костюм.
...
Часть 11 - Русский свадебный обряд.
Часть 12 - Русский народный свадебный костюм. Рисунки для вышивания и вязания.
Часть 13 - Русский народный костюм.
Рубрики: | Русский костюм/Женский костюм Русский костюм/История костюма Декоративно - прикладное искусство/Народный костюм |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |