Русские ситцевые платки ХIХ - начала ХХ вв. Коллекция Сергиево - Посадского музея. |
Русские ситцевые платки ХIХ - начала ХХ вв. |
Собрание хлопчатобумажных платков конца XIX — начала XX вв. Сергиево-Посадского Государственного историко-художественного музея-заповедника принадлежит к числу наиболее полных в России. Оно насчитывает более 300 предметов, дающих представление о деятельности и художественных возможностях ведущих центров ситценабивного производства Москвы и Владимирской губернии. Особую ценность имеют платки с печатными клеймами, позволяющими установить место, а иногда и время их изготовления. Это изделия Московских фабрик А. Гюбнера, П. Котова, товариществ Трехгорной и Даниловской мануфактур, принадлежавших Барановым, Посылиным, Рубачевым и др. Хлопконабивное дело в России стало укореняться со 2-й половины XVIII столетия в связи с развитием текстильной промышленности. Самые крупные заведения были построены во Владимирской, Московской и Петербургской губерниях. Изготавливались они вручную: на индийский или английский миткаль деревянными досками — "манерами" набивали рисунок. Русские ситцы и платки не только пользовались неизменным успехом в своей стране, но и получали многочисленные призы и награды на международных выставках, где их создатели удостаивались особых отличий. Одной из самых крупных фабрик конца XIX — начала XX вв. была Трехгорная мануфактура, основанная в 1799 г. В. И. Прохоровым и Ф. И. Резановым. Среди разнообразного ассортимента Прохоровской мануфактуры значительное место занимали платки и шали. Их изготовление с момента основания производства и до начала XX в. было преимущественно ручным. На большинстве изделий, как правило, "классическое" размещение орнамента: широкая, с пышной цветочной гирляндой кайма, большой средник с ритмически уравновешенными букетами или веточками, создающими ощущение некоторой статичности узора. Изделия дореволюционной Трехгорки отличались высоким художественным вкусом, для них были характерны гармоничное и уравновешенное соотношение форм и ритмов цветочного орнамента, отсутствие пестроты и крикливости в его расцветках. |
Платок. До 1874 г. Москва. Прохоровская Трехгорная мануфактура |
Платок. Конец XIX — начало XX вв. Москва. Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры |
Шаль. 1854 г. Москва. Фабрика Прохоровых |
Самую обширную группу из 140 предметов составляют платки Троицко-Александровской мануфактуры Барановых, находившейся в с. Карабаново Александровского уезда Владимирской губернии. Она ведет свою историю с 1846 г., когда И. Ф. Баранов построил фабрику, на которой производилось крашение кумача, набивка платков и изготовление рубашечных ситцев, окрашенных в красный "адрианопольский" цвет.
|
Еще одним известным центром по изготовлению хлопчатобумажных платков была Шуя, где с конца XVIII в. существовало ткацко-набивное заведение, принадлежавшее купцам Посылиным. В 1841 г. произошел раздел имущества Посылиных, что привело к образованию двух самостоятельных производств: Степана Ивановича и Алексея Ивановича Посылиных. Хотя именно на мануфактуре Посылиных впервые появилась пирротина, но в обоих заведениях до 1920-х гг. сохраняется ручная набойка платков. В собрании музея хранится коллекция посылинских платков из 37 предметов, выполненных ручным способом. Они характеризуются, прежде всего, разнообразием цветового и композиционного решений. |
Ещё одним ситценабивным производством Шуи была мануфактура Рубачевых, возникшая в 1863 г. В собрании музея насчитывается 21 клейменый рубачевский платок, которые можно разделить на четыре основные группы: чернофонные с "огуречными" и цветочными узорами, чернофонные с белым вытравным орнаментом и кумачовый, представленный в единственном числе.
Группа траурных платков была закуплена в Тамбовской области под названием "молчанских" или "монашечих". В основе их белого вытравного орнамента лежит своеобразно трактованный "огурец", то очерченный плавным контуром, то составленный из мелких цветов и растительных побегов. На одном экземпляре оба варианта чередуются друг с другом.
Мануфактуры Боброва, Грязнова, Гюбнера, Зубкова, Котова представлены в коллекции единичными предметами.Из сравнительно большой группы платков неизвестных мануфактур выделяется несколько, которые могут быть датированы 1-й половиной XIX столетия. Они отличаются, в одном случае, рыхлой фактурой ткани, в другом — плотностью тонкого качественного миткаля.
Важнейшие явления общественной и культурной жизни России находили отражение и в ситценабивном производстве. Особенно широко популяризировались события Отечественной войны 1812 г., Манифест 1861 г. об отмене крепостного права, коронация русских императоров и императриц, празднование 300-летия дома Романовых. В собрании музея имеется несколько клейменых платков, посвященных Александру II Освободителю, коронованию Николая II и Александры Федоровны и др. Увлечение русского общества конца XIX столетия отечественной историей и культурой вызвало к жизни обращение к орнаментальному богатству произведений искусства прошлого. Так, на кайме одного платка гирлянда кленовых листьев соединяется причудливо изогнутыми завитками, напоминающими просечные узоры кованых ларцов Великого Устюга XVII в. Таким образом, собрание ситценабивных платков XIX — начала XX вв. Сергиево-Посадского музея-заповедника, раскрывает особенности ситценабивного производства крупнейших мануфактур Москвы, Московской и Владимирской губерний. |
http://www.musobl.divo.ru/colln_platki.html
Серия сообщений "История вещей":
Часть 1 - Русские ситцевые платки ХIХ - начала ХХ вв. Коллекция Сергиево - Посадского музея.
Часть 2 - Тайна старого узора
Часть 3 - Какими игрушками играли дети последнего русского царя Николая II: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и цесаревич Алексей.
...
Часть 47 - История табакерки. Как крошечная коробочка превратилась в драгоценность для передачи тайных посланий.
Часть 48 - Тройка Деда Мороза: описание, история, традиции.
Часть 49 - Новогодние праздники в открытках мастеров Палеха и Холуя.
Серия сообщений "Головной убор":
Часть 1 - Русский народный свадебный костюм.
Часть 2 - Русские головные уборы: какими они были? Женщины.
...
Часть 5 - КАКОЙ БЫЛА ЖЕНЩИНА БОЛЕЕ СТА ЛЕТ НАЗАД? Какой была женская мода?
Часть 6 - Народный костюм ХIХ - начала ХХ века. Коллекция Cергиево - Посадского музея.
Часть 7 - Русские ситцевые платки ХIХ - начала ХХ вв. Коллекция Сергиево - Посадского музея.
Часть 8 - Свадебный головной убор «сорока».
Часть 9 - Русский костюм в живописи Константина Маковского.
...
Часть 33 - Кокошник - забытая корона русских красавиц.
Часть 34 - Головной убор русских красавиц — кокошник.
Часть 35 - Почему Петр I запрещал кокошник, который позже стал одним из символов России.
Рубрики: | Русский костюм/Женский костюм Русский костюм/История костюма Декоративно - прикладное искусство/Народный костюм |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |