-Рубрики

 -

Быстрый переход по страницам блога Алефтина_Ивановна:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алефтина_Ивановна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.08.2012
Записей: 5435
Комментариев: 124
Написано: 6030


КАКОЙ БЫЛА ЖЕНЩИНА БОЛЕЕ СТА ЛЕТ НАЗАД? Какой была женская мода?

Среда, 22 Августа 2012 г. 12:04 + в цитатник

КАКОЙ БЫЛА ЖЕНЩИНА БОЛЕЕ СТА ЛЕТ НАЗАД?

Какой была женская мода?


Какой была женщина более ста лет назад?

Идеал красоты. К восемнадцатому веку идеал русской красоты изменился под влиянием европейских вкусов. Изменилась и женская одежда.

В облике женщины стали ценить грациозность, стройность фигуры. Европейские платья на корсетах и каркасах, конечно же, красили юных девиц, но дородные пожилые женщины чувствовали себя в них неловко. Набеленное личико с румянами, блеск глаз, взбитые, пышные прически, сверкание драгоценностей на шелках пастельных цветов придавали совершенно новый облик русским женщинам. Свежесть, нежность, трепетность — вот, пожалуй, три слова, определяющие красоту юных девушек этого периода.

Виды и формы женской одежды. Текстиль. В начале восемнадцатого века женский костюм представлял собой ансамбль из накладной одежды в виде нижнего глухого платья и распашного верхнего платья.

С середины века по указу Екатерины Второй установился новый вид придворной женской одежды в виде платья-сарафана, несшего черты национального русского сарафана, но из очень дорогих тканей. После более чем 60 лет интенсивного искоренения русского костюма, он вернулся. Были изданы соответствующие указы, строго регламентировавшие – какие придворные платья и в какие дни надлежало носить. По правде говоря, то, что ввела Екатерина, русским костюмом в полном смысле не являлось. Это было вполне европейское декольтированное платье с некоторыми элементами от русского костюма – откидные рукава верхнего платья, оформление переда наподобие крестьянского сарафана в виде сквозной застёжки на пуговицах – остроумно прозванный современниками «офранцуженым сарафаном».

 

Стефано Торелли. Портрет Екатерины II в русском платье Вигилиус Эриксен. Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике Офранцуженый сарафан Жан де Самсуа. Портрет княгини М.Я. Грузинской урождённой Долгоруковой. 1756 г.

Во второй половине века русская женская одежда подпадает под влияние французской моды и включает в себя уже широкий перечень одежд. У женщин — накидки, кофточки, сюртучки, казакины, а также платья со складкой Ватто.

В женском костюме дворянства ассортимент текстиля резко изменился. Исчезли тяжелые цельнозолотные и крупноузорчатые шелка, с которыми Петр Первый вёл долгую борьбу. Предпочтение стали отдавать добротному сукну, шерсти, бархату, шёлку, репсу, а также льну, хлопку и другим практичным материалам.

При Екатерине Второй женские костюмыпридворных были особенно роскошными. Дворяне, гоняясь за роскошными европейскими новинками, разорялись целыми семьями. Роскошные костюмы столичных вельмож затмевали более простые костюмы московского барства, несшие в себе черты провинциальности. При Павле Первом французское платье подверглось гонениям со стороны царя, любившего всё немецкое. Фрак, жилет и панталоны, появившиеся к тому времени под влиянием французской моды, были запрещены. Павел первый насаждал немецкую одежду и парики по образцу прусских военных времен Фридриха Вильгельма.

Женская одежда крестьянок и простого народа несла в себе черты традиционной национальной русской одежды. Купечество и мещане в женский костюм, остававшийся похожим на народный, внесли некоторые элементы от костюма дворян. В начале века женщины благородного происхождения носили обычно два платья. Нижнее было глухим, а верхнее, гродетур, — распашным с глубоким декольте. Платье гродетур (гарнитур) имело такое название, скорее всего, из-за ткани одноимённого названия, которая представляла собой очень плотный (торчащий), одноцветный шёлк, обычно тёмных оттенков. Оба платья имели облегающий лиф и пышные широкие юбки. Отделка мехом такого ансамбля была очень популярна.

К середине восемнадцатого века женская одежда подпала под влияние французской моды. Появились платья на панье, а затем на фижмах, панье «с локтями» Как и француженки, русские женщины носили поверх платья казакин — кофточку с широким вырезом на груди и небольшой баской. Когда женский костюм стал непомерно роскошным, Екатерина Вторая повелела надевать ко двору платья, напоминавшие традиционный русский сарафан с головным убором в виде кокошника. Это платье-сарафан из дорогих узорчатых тканей продержалось довольно долго в русском придворном костюме.

Лефевр Робер. Портрет княгини М.Ф. Барятинской с дочерью Ольгой, 1817 г. Франсуа Кинсон. Портрет Совфии Петровны Свечиной, 1816 г. Пимен Орлов. Портрет Софьи Васильевны Орловой-Денисовой, 1835 г, фрейлина императрицы Пимен Орлов. Портрет А.А. Окуловой. 1837 г., камер-фрейлин М.П. Кикина, в замужестве Волконская (1816-1856), фрейлина императрицы

В конце восемнадцатого века девушки и молодые женщины под влиянием французского классицизма стали носить «античные» женские одежды, и выглядели в них ничуть не хуже знаменитых французских красавиц. В женском костюме большое значение стало придаваться домашним одеждам.

Появились так называемые утренние туалеты, а также платья ДЛЯ ДНЯ, сшитые по моде, но из простых тканей и более скромные, чем выходные. Красивые русские женщины были очень милы в этих платьях из набивного хлопка в цветочек или мелкий рисунок.

Мещанки и купчихи носили традиционную женскую одежду, которая тем не менее испытала влияние дворянской моды и стала более прилегающей, с глубоким декольте и другими модными нововведениями.

Городские жительницы - мещанки и небогатые купчихи - носили обычно юбку или сарафан с кофтой и верхнюю кофту с баской, напоминающую душегрею. Но и в этот «русский» костюм они добавляли модные мелочи - обувь, головной убор и т. д. Зимой надевали шубы на беличьем, лисьем и даже куньем меху.

Народный крестьянский костюм остался почти без изменений и даже сохранил свои местные различия по губерниям и уездам. Однако в пригородных деревнях молодые женщины часто изменяли костюмы согласно моде. Под влиянием модного силуэта конца XVIII — начала XIX века многие крестьянки стали подпоясывать сарафан под грудью. В крестьянской и отчасти в купеческой среде сохранялся древний обычай скрывать волосы под головным убором или платком.

И.П. Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме» 1784 г. К.П. Брюллов «Гадающая Светлана» 1836 г. Г.С. Седов (1836-1884) «Боярышня» Ф.О. Будкин «Девушка перед зеркалом» 1848 г. К. Маковский «Боярышня»


http://afield.org.ua/mod3/18vek.phtml

Серия сообщений "Головной убор":
Часть 1 - Русский народный свадебный костюм.
Часть 2 - Русские головные уборы: какими они были? Женщины.
Часть 3 - Русские головные уборы: какими они были? Мужчины.
Часть 4 - Головной убор.
Часть 5 - КАКОЙ БЫЛА ЖЕНЩИНА БОЛЕЕ СТА ЛЕТ НАЗАД? Какой была женская мода?
Часть 6 - Народный костюм ХIХ - начала ХХ века. Коллекция Cергиево - Посадского музея.
Часть 7 - Русские ситцевые платки ХIХ - начала ХХ вв. Коллекция Сергиево - Посадского музея.
...
Часть 33 - Кокошник - забытая корона русских красавиц.
Часть 34 - Головной убор русских красавиц — кокошник.
Часть 35 - Почему Петр I запрещал кокошник, который позже стал одним из символов России.

Рубрики:  Русский костюм/Женский костюм
Русский костюм/История костюма
Декоративно - прикладное искусство/Народный костюм
Метки:  

Процитировано 7 раз
Понравилось: 4 пользователям