-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алексей_Лаврнович

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.08.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 46





Англичанин-мудрец...

Суббота, 18 Августа 2012 г. 09:38 + в цитатник
Открытие и закрытие Олимпиады в Лондоне. Поразительно - до сих пор выступает группа The Who, двое из них с 1964 г. Но зачем было столько военных, некоторые прямо из Афганистана на стадион, совсем как доктор Ватсон - приказ ее Величества.
Стал гораздо больше уважать англичан, хотя итак всегда предпочитал все английское всему французскому. Комментатор сказал - "лорд, по-русски боярин". Насколько лучше, спокойнее жить без непрерывных переименований, а ведь у нас министерства, вузы, жэки-дезы и все прочее объединяются, разъединяются и переименовываются каждые полтора года.
Как если бы сейчас министр финансов России назывался великокняжеский ключник, шеф ФСО или ФСБ - постельничий и т. д. Но, похоже, это самый последний триумф Великобритании, а ведь непосредственно перед этим отмечали 60-летие правления Елизаветы II. Это как сразу после празднования 50-летия ГДР - Хоннекер в тюрьме и страны нет. В 2014 референдум о независимости Шотландии. Куда же денутся Пол Маккартни, ШIерлок Холмс и Джеймс Бонд:)? Выход Британии из Шенгенской зоны (или еврозоны?) решен, а без нынешней Греции ("Новогреции") мир прожит спокойно, не заметит (ведь на самом деле Греции нет 2,5 тысячи лет). Дальше по разным причинам распад Испании (тоже уже почти неизбежность), Литвы, Латвии, Белоруссии... И ЕС и НАТО распадутся, еврозона уже, так что доктор философии В.В.Жириновский был как всегда прав. Но пока вообще-то роль Британии (или Елизаветы II, кстати, как великой державы намногобольше, чем кажетсяс первого взгляда


Понравилось: 1 пользователю

Ангелы, демоны, серпентоиды...

Пятница, 17 Августа 2012 г. 16:33 + в цитатник
По одному средневековому описанию изгнания бесов, Бегемот - падший ангел из чина престолов. над престолами херувимы - вавилонские керубы, гигантские крылатые быки, поэтому хозяин Бегемота, разумеется, Коровьев, Выше только херувимы, что значит "огненные драконы", "летающие", "пылающие".
Воланд и есть по-итальянски летающий, но где же пламя и змеевидность? Модные "теории заговора" - жизнь на Земле и других планетах создают серпентоиды, нами правят англосаксы-масоны-реплилоиды и иудаисты-сионисты-рептилоиды...
Прекрасная золотисто-зеленая змейка Серпентина из сказки Э.-Т.А. Гофмана "Золотой горшок" - любимейший литературный герой великого русского философа В.Соловьева... А вы говорите неандертальцы......

Метки:  

"Христос наш, из Житомира"...

Пятница, 17 Августа 2012 г. 16:28 + в цитатник
"Христос наш, житомирский",,,
По Гомеру в Малой Азии жили генеты, енеты, оттуда их вывел вождь Пилемен.
Пришли в Северную Италию, где до сих пор, как известно, есть город Венеция, голубоглазые венеты и их язык венето. Ученый Нидерде еще в 1950-х годах считал их славянами, а в 19 в. это мнение было хорошо известно. Венеды - все западные славяне в Средние века, предки новгородцев. В Восточной Германии венды, винды, сербы, сорабы со своими двумя лужицкими языками, которые при социализме культивировались искусственно, один из них уже полностью вымер (местность Лужица, Лаузиц). Родственники Паулса называют его то немцем, то сербом - явно оотуда родом. Тот Кутуньо, тоже красавец бывший неописуемый черноволосый и синеглазый, тоже явно венет, венецианец).
С другой стороны, Галилея, Галатия, Галлия , она же Франция. Что заставило кельтов, галатов-галлов, уйти оттуда в сырую и холодную, почти не заселенную Европу? По другой теории, они примчались туда на на боевых колесницах времен Арджуны с Востока, первыми из индоевропейцев, тогда аборигенами Европы были темнокожие низкорослые племена типа индийских дравидов (знаменитая мумия жреца в леднике в Альпах). Отсюда черные черти в наших сказках...

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Тур Хейердал. Один в Азове

Пятница, 17 Августа 2012 г. 16:20 + в цитатник

Метки:  

Непонятный лингвистический юмор

Пятница, 17 Августа 2012 г. 15:15 + в цитатник
Никак не могу понять, почему все наши шутки "На иностранном языке" - итальянские?
Вот, например, вопрос в кроссворде: "бандито итальяно".
Исторически первый пример - кф. "Бриллиантовая рука" со знаменитым "руссо туристо облико морале". Потом мультик "Приключения капитана Врунгеля" с песенкой "Загребанто миллионо и плеванто на законо". Еще тф. "Формула любви" с песенкой на "слова" Марка Захарова "Уно, уно, уно, ун момэнто, уно, уно, уно сантимэнто..." И настоящий итальянский в киножурнале "Ералаш" в исполнении Г. Хазанова: "Бамбини, ио соно востро нуэво маэстро..."
Может быть, это идет от Буратино и Чипполино, от которых все узнали слова "синьор" и "сольди"?
Когда почти все учили немецкий, были и соответствующие шутки: "Гутен морген, гутен таг, хлоп по морде, вот так так", хотя и мало и это было связано с приближающейся войной.
Но итальянский в школе не учили ни тогда, ни сейчас. Мода на итальянскую попсу (точнее, "спагетти-поп") у нас в 80-е не сопровождалась интересом к языку, так же как, например, мода на каратэ - к японскому языку.
Еще был непонятный номер кабаре-дуэта "Академия" (Л.Милявская и А.Цекало): "Пока муж ходиль за пивОм" с немецкой мелодией и содержанием, но с французским акцентом.

Метки:  

Кто такие немцы?

Пятница, 17 Августа 2012 г. 15:10 + в цитатник
Что такое немецкая культура?
Музыка: Стамиц - чех, Гайдн - хорват (а работал в Лондоне), Моцарт (работал в Праге), Штраус и другие - австрийцы, ван Бетховен по фамилии голландец, Мендельсон - сын философа Моисея Менделя, друга Канта
Литература: Гейне, Брехт, многие другие - евреи
Наука, философия: Кант из Кенигсберга, значит, наш:), Ницше считал себя поляком, Маркс, Фрейд, Эйнштейн - евреи...
Другие области: Крузенштерн, Беллингсгаузен. Эйзенштейн и другие - "остзейские немцы" (так называли немецкоязычных жителей Риги любого происхождения)...

Метки:  

История десяти миллиардов

Четверг, 16 Августа 2012 г. 08:25 + в цитатник
О том, почему история все время ускоряется, грозит ли нам демографическая
катастрофа и как изменится мир еще при жизни этого поколения, рассказывает
известный российский популяризатор науки, автор модели численного роста
человечества Сергей Петрович Капица

После крушения науки в нашей стране я был вынужден
провести год за границей - в Кембридже, где я родился. Там я был прикреплен
к Дарвиновскому колледжу; это часть Trinity College, членом которого
когда-то был мой отец. Колледж занимается преимущественно заморскими
учеными. Мне дали небольшую стипендию, которая меня поддерживала, а жили мы
в доме, который построил отец. Именно там, благодаря совершенно
необъяснимому стечению обстоятельств, я наткнулся на проблему роста
народонаселения.

Я и раньше занимался глобальными проблемами мира и равновесия - тем, что
заставило нас изменить точку зрения на войну с появлением абсолютного
оружия, которое может разом уничтожить все проблемы, хотя и не способно их
решить. Но из всех глобальных проблем на самом деле главная - это число
людей, которые живут на Земле. Сколько их, куда их гонят. Это центральная
проблема по отношению ко всему остальному, в то же время ее меньше всего
решали.

Нельзя сказать, что раньше об этом никто не задумывался. Люди всегда
беспокоились о том, сколько их. Платон подсчитывал, сколько семейств должно
жить в идеальном городе, и у него получалось около пяти тысяч. Таков был
видимый мир для Платона - население полисов Древней Греции исчислялось
десятками тысяч человек. Остальной мир был пуст - просто не существовал как
реальная арена действий.

Подобная ограниченность интересов, как ни странно, существовала даже
пятнадцать лет назад, когда я начинал заниматься проблемой народонаселения.
Обсуждать проблемы демографии всего человечества было не принято: как в
приличном обществе не говорят о сексе, так в хорошем научном обществе не
полагалось говорить о демографии. Мне казалось, что начинать нужно с
человечества в целом, но такой предмет нельзя было даже обсуждать.
Демография развивалась от меньшего к большему: от города, страны к миру в
целом. Была демография Москвы, демография Англии, демография Китая. Как
заниматься миром, когда ученые едва справляются с районами одной страны?
Чтобы пробиться к центральной проблеме, пришлось преодолеть очень много
того, что англичане называют conventional wisdom, то есть общепринятых догм.

Но, конечно, я был в этой области далеко не первым. Великий Леонард Эйлер,
работавший в самых разных областях физики и математики, еще в XVIII веке
написал главные уравнения демографии, которыми пользуются до сих пор. А
среди широкой публики наиболее известно имя другого основоположника
демографии - Томаса Мальтуса.

Мальтус был любопытной фигурой. Он окончил богословский факультет, но был
очень хорошо математически подготовлен: он занял девятое место в
кембриджском конкурсе по математике. Если бы советские марксисты и
современные обществоведы знали математику на уровне девятого ранга
университета, я бы успокоился и считал, что они достаточно математически
оснащены. Я был в кабинете Мальтуса в Кембридже и видел там книги Эйлера с
его карандашными пометками - видно, что он полностью владел математическим
аппаратом своего времени.

Теория Мальтуса достаточно стройна, но построена на неверных предпосылках.
Он предполагал, что численность людей растет экспоненциально (то есть
скорость роста тем выше, чем больше людей уже живет на земле, рожает и
воспитывает детей), но рост ограничен доступностью ресурсов, например еды.

Экспоненциальный рост до полного истощения ресурсов - это та динамика,
которую мы видим у большинства живых существ. Так растут даже микробы в
питательном бульоне. Но дело в том, что мы не микробы.

Люди не звери

Аристотель сказал, что главное отличие человека от животного в том, что он
хочет знать. Но чтобы заметить, как сильно мы отличаемся от животных, нет
нужды залезать к нам в голову: достаточно просто подсчитать, сколько нас.
Все твари на Земле от мыши до слона подчиняются зависимости: чем больше
масса тела, тем меньше особей. Слонов мало, мышей много. При весе около ста
килограммов нас должно быть порядка сотен тысяч. Сейчас в России сто тысяч
волков, сто тысяч кабанов. Такие виды существуют в равновесии с природой. А
человек в сто тысяч раз более многочислен! При том что биологически мы очень
похожи на крупных обезьян, волков или медведей.

В общественных науках мало точных цифр. Пожалуй, население страны -
единственное, что безоговорочно известно. Когда я был мальчишкой, меня учили
в школе, что на Земле живет два миллиарда человек. Сейчас - семь миллиардов.
Такой рост мы пережили на протяжении жизни одного поколения. Мы можем
примерно сказать, сколько народу жило во времена рождения Христа - порядка
ста миллионов. Палеоантропологи оценивают популяцию людей палеолита примерно
в сто тысяч - ровно столько, сколько нам и полагается в соответствии с
массой тела. Но с тех пор начался рост: сначала едва заметный, потом все
быстрее, в наши дни взрывной. Никогда прежде человечество не росло так
стремительно.

Еще до войны шотландский демограф Пол Маккендрик предложил формулу роста
человечества. И рост этот оказался не экспоненциальным, а гиперболическим -
очень медленным в начале и быстро ускоряющимся в конце. Согласно его
формуле, в 2030 году численность человечества должна стремиться к
бесконечности, но это явная нелепость: люди биологически не способны
нарожать за конечное время бесконечное число детей. Гораздо важнее, что
такая формула отлично описывает рост человечества в прошлом. А это значит,
что скорость роста всегда была пропорциональна не числу живущих на земле
людей, а квадрату этого числа.

Физики и химики знают, что означает такая зависимость: это <реакция второго
порядка>, где скорость процесса зависит не от числа участников, а от числа
взаимодействий между ними. Когда что-то пропорционально <эн-квадрат>, это
коллективное явление. Такова, например, цепная ядерная реакция в атомной
бомбе. Если каждый член сообщества <Сноб> напишет комментарий всем
остальным, то общее число комментариев как раз будет пропорционально
квадрату числа участников. Квадрат числа людей - число связей между ними,
мера сложности системы <человечество>. Чем больше сложность, тем быстрее
рост.

No man is an island: мы живем и умираем не в одиночку. Мы размножаемся,
питаемся, мало отличаясь в этом от животных, но качественное отличие в том,
что мы обмениваемся знаниями. Мы передаем их по наследству, мы передаем их
горизонтально - в университетах и школах. Поэтому и динамика развития у нас
другая. Мы не просто плодимся и размножаемся: у нас происходит прогресс.
Этот прогресс довольно трудно измерить численно, но вот, например,
производство и потребление энергии может быть неплохим критерием. И данные
показывают, что потребление энергии тоже пропорционально квадрату числа
людей, то есть потребление энергии каждым человеком тем выше, чем больше
население Земли (будто каждый современник, от папуаса до алеута, делится с
вами энергией. - Прим. ред.).

Наше развитие заключается в знании - это и есть главный ресурс человечества.
Поэтому говорить о том, что наш рост ограничен истощением ресурсов, - это
очень грубая постановка вопроса. В отсутствие дисциплинированного мышления
появляется очень много всевозможных страшилок. Например, пару десятилетий
назад всерьез говорили об истощении запасов серебра, которое используется
для изготовления кинопленки: якобы в Индии, в Болливуде, снимается столько
фильмов, что скоро все серебро на земле уйдет в эмульсию этих кинолент. Так
бы, возможно, и было, но тут изобрели магнитную запись, которая вообще не
требует серебра. Такие оценки - плод спекуляций и звонких фраз, которые
призваны поразить воображение, - несут лишь пропагандистскую и алармистскую
функцию.

Пищи в мире хватит всем - мы детально обсуждали этот вопрос в <Римском
клубе>, сравнивая пищевые ресурсы Индии и Аргентины. Аргентина по площади на
треть меньше Индии, но в Индии в сорок раз больше населения. С другой
стороны, Аргентина производит столько продуктов питания, что может
прокормить весь мир, а не только Индию, если напряжется как следует. Дело не
в недостатке ресурсов, а в их распределении. Кто-то, кажется, шутил, что при
социализме в Сахаре будет дефицит песка; это вопрос не количества песка, а
его распределения. Неравенство отдельных людей и народов существовало
всегда, но по мере ускорения процессов роста неравенство возрастает:
уравновешивающие процессы просто не успевают сработать. Это серьезная
проблема для современной экономики, но история учит, что в прошлом
человечество решало подобные проблемы - неравномерности выравнивались таким
образом, чтобы в масштабах человечества общий закон развития оставался
неизменным.

Гиперболический закон роста человечества на протяжении истории
демонстрировал удивительную стабильность. В средневековой Европе эпидемии
чумы уносили в некоторых странах до трех четвертей населения. На кривой
роста в этих местах действительно наблюдаются провалы, но уже через столетие
численность выходит на прежнюю динамику, как будто ничего и не произошло.

Самое большое потрясение, испытанное человечеством, - Первая и Вторая
мировые войны. Если сравнить реальные данные демографии с тем, что
предсказывает модель, окажется, что общие потери человечества от двух войн
составляют порядка двухсот пятидесяти миллионов - втрое больше любых оценок
историков. Население Земли отклонилось от равновесного значения на восемь
процентов. Но потом кривая за несколько десятков лет устойчиво выходит на
прежнюю траекторию. <Глобальный родитель> оказался устойчивым, несмотря на
страшную катастрофу, затронувшую большинство стран мира.

На уроках истории многие школьники недоумевают: почему исторические периоды
становятся со временем короче и короче? Верхний палеолит продолжался около
миллиона лет, а на всю остальную человеческую историю осталось всего
полмиллиона. Средние века - тысяча лет, остается всего пятьсот. От верхнего
палеолита до средневековья история, похоже, ускорилась в тысячу раз.

Это явление хорошо известно историкам и философам. Историческая периодизация
следует не астрономическому времени, текущему равномерно и независимо от
человеческой истории, а собственному времени системы. Собственное же время
следует той же зависимости, что и потребление энергии или прирост населения:
оно течет тем быстрее, чем выше сложность нашей системы, то есть чем больше
людей живет на Земле.

Когда я начинал эту работу, то не предполагал, что из моей модели логически
следует периодизация истории от палеолита до наших дней. Если считать, что
история измеряется не оборотами Земли вокруг Солнца, а прожитыми
человеческими жизнями, укорачивающиеся исторические периоды мгновенно
получают объяснение. Палеолит длился миллион лет, но численность наших
предков составляла тогда всего около ста тысяч - получается, что общее число
живших в палеолите людей составляет около десяти миллиардов. Ровно такое же
число людей прошло по земле и за тысячу лет средневековья (численность
человечества - несколько сотен миллионов), и за сто двадцать пять лет
новейшей истории.

Таким образом, наша демографическая модель нарезает всю историю человечества
на одинаковые (не по длительности, а по содержательности) куски, на
протяжении каждого из которых жило около десяти миллиардов человек. Самое
удивительное, что именно такая периодизация существовала в истории и
палеонтологии задолго до появления глобальных демографических моделей. Все
же гуманитариям, при всех их проблемах с математикой, нельзя отказать в
интуиции.

Сейчас десять миллиардов людей проходят по земле всего за полстолетия. Это
значит, что <историческая эпоха> сжалась до одного поколения. Не замечать
этого уже невозможно. Сегодняшние подростки не понимают, о чем это пела
тридцать лет назад Алла Пугачева: <:и переждать не сможешь ты трех человек у
автомата> - какого автомата? Зачем ждать? Сталин, Ленин, Бонапарт,
Навуходоносор - для них это то, что в грамматике называется
<плюсквамперфект> - давно прошедшее время. Сейчас модно сетовать на разрыв
связи поколений, на умирание традиций - но, возможно, это естественное
следствие ускорения истории. Если каждое поколение живет в собственной
эпохе, наследие предыдущих эпох ему может просто не пригодиться.

Начало нового

Сжатие исторического времени сейчас дошло до своего предела, оно ограничено
эффективной продолжительностью поколения - около сорока пяти лет. Это
значит, что не может продолжаться гиперболический рост численности людей -
основной закон роста просто обязан измениться. И он уже меняется. Согласно
формуле, сегодня нас должно быть около десяти миллиардов. А нас всего семь:
три миллиарда - это немалая разница, которую можно измерить и истолковать.
На наших глазах происходит демографический переход - перелом от безудержного
роста населения к какому-то другому способу прогресса.

Многим почему-то нравится видеть в этом признаки надвигающейся катастрофы.
Но катастрофа тут скорее в умах людей, чем в действительности. Физик назвал
бы происходящее фазовым переходом: вы ставите кастрюлю с водой на огонь, и
долгое время ничего не происходит, лишь поднимаются одинокие пузыри. А потом
вдруг все вскипает. Вот так и человечество: медленно идет накопление
внутренней энергии, а потом все приобретает новый вид.

Хороший образ - сплав леса по горным рекам. Многие реки у нас мелководные,
поэтому поступают так: строят небольшую плотину, накапливают определенное
количество бревен, а потом внезапно открывают шлюзы. И по реке бежит волна,
которая несет на себе стволы - она бежит быстрее, чем течение самой реки.
Самое страшное место здесь - это сам переход, где дым коромыслом, где
плавное течение вверху и внизу разделено участком хаотического движения. Это
и есть то, что происходит сейчас.

Примерно в 1995 году человечество прошло через максимум скорости роста,
когда нарождалось восемьдесят миллионов человек в год. С тех пор рост успел
заметно уменьшиться. Демографический переход - это переход от режима роста к
стабилизации населения на уровне не более десяти миллиардов. Прогресс,
естественно, будет продолжаться, но пойдет в другом темпе и на другом
уровне.

Я думаю, что многие беды, которые мы переживаем, - и финансовый кризис, и
моральный кризис, и неустроенность жизни - это стрессовое, неравновесное
состояние, связанное с внезапностью наступления этого переходного периода. В
каком-то смысле мы попали в самое пекло. Мы привыкли, что неудержимый рост -
это наш закон жизни. Наша мораль, общественные установления, ценности были
приспособлены к тому режиму развития, который был неизменен на протяжении
истории, а сейчас меняется.

Причем меняется очень быстро. И статистические данные, и математическая
модель указывают, что ширина перехода составляет меньше ста лет. Это при
том, что он происходит неодновременно в разных странах. Когда Освальд
Шпенглер писал о <Закате Европы>, он, возможно, имел в виду первые признаки
процесса: само понятие <демографического перехода> было впервые
сформулировано демографом Ландри на примере Франции. Но сейчас процесс
затрагивает уже и менее развитые страны: практически остановился прирост
населения России, стабилизируется население Китая. Возможно, прообразы
будущего мира следует искать в регионах, которые первыми вошли в область
перехода, - например, в Скандинавии.

Любопытно, что в ходе <демографического перехода> отстающие страны быстро
догоняют тех, кто встал на этот путь раньше. У пионеров - Франции и Швеции -
процесс стабилизации населения занял полтора столетия, а пик пришелся на
рубеж XIX и XX веков. А например, в Коста-Рике или Шри-Ланке, прошедших пик
скорости роста в восьмидесятых, весь переход занимает несколько десятилетий.
Чем позднее страна вступает в фазу стабилизации, тем острее она проходит.
Россия в этом смысле тяготеет скорее к странам Европы - пик скорости
прироста у нас остался позади еще в тридцатых, - а потому может рассчитывать
на более мягкий сценарий перехода.

Разумеется, есть основания опасаться этой неравномерности процесса в разных
странах, которая может приводить к резкому перераспределению богатства и
влияния. Одна из популярных страшилок - <исламизация>. Но исламизация
приходит и уходит, как не раз уже в истории приходили и уходили религиозные
системы. Закон роста народонаселения не изменили ни крестовые походы, ни
завоевания Александра Македонского. Так же непреложно законы будут
действовать и в период демографического перехода. Я не могу гарантировать,
что все произойдет мирно, но и не думаю, что процесс будет уж очень
драматичным. Возможно, это просто мой оптимизм против пессимизма других.
Пессимизм всегда был гораздо более модным течением, но я скорее оптимист.
Мой друг Жорес Алферов говорит, что тут остались одни оптимисты, потому что
пессимисты уехали.

Меня нередко спрашивают о рецептах - они привыкли спрашивать, но я не готов
отвечать. Я не могу предложить готовые ответы, чтобы изобразить из себя
пророка. Я не пророк, я только учусь. История - как погода. У природы нет
плохой погоды. Мы живем при таких-то обстоятельствах, и надо принимать и
понимать эти обстоятельства. Мне кажется, что шаг к пониманию достигнут. Не
знаю, как будут развиваться эти представления у следующих поколений; это их
проблемы. Я сделал то, что сделал: показал, как мы подошли к точке перехода,
и указал его траекторию. Не могу пообещать вам, что самое страшное уже
позади. Но <страшное> - понятие субъективное.

Метки:  

Орфей, Александр, Христос...

Воскресенье, 12 Августа 2012 г. 16:53 + в цитатник
Великий архитектор эллинизма Македонец всем повелевал считать своей родной землёй – целый мир, своими родственниками – всех доблестных, а чужестранцами – всех дурных и грубых людей.
Основной же причиной, на мой взгляд, является то, что эллины изначально причисляли Македонию, как и все другие не греческие полисы и государства, к варварам. Если над вами изо дня в день тяготеет подобная ноша, то, как вы поступите, дай вам силу и власть?! А если эта самая власть и сила даны вам от рождения?..
Возможно, сейчас России не хватает именно такого правителя, каким был Александр…
Все люди равны, нет ни рабов, ни господ, иными словами – все люди – братья, родня. Так кто был первым хиппи?! И кого люди провозгласили Богом ещё при его жизни?! И кого те же самые люди безжалостно уничтожили, а затем после смерти, бездумно разграбили созданное своим Богом?! Где и когда повторилась эта история с уничтоженным Богом, восставшим из мёртвых? Эхнатон (Аменхотеп), Орфей, Зороастр, Дионис, Македонец – кто из этих четверых более повлиял на мифотворчество «распятого Христа»? Или это было перерождение единого создания, основной смысл идей которого впитали в себя иудеи? Царь-победитель, царь-освободитель, покоритель Великой Персии – Александр.
Христианство – всепожирающая религия и вряд ли это можно считать за её достоинство.
26.10.08.
(Пролистывая книгу в поисках Орфизма, вдохновилась… Чалоян В.К. Восток-Запад: Преемственность в философии античного и средневекового общества. – М.: 1979.)

Метки:  

Давно накипевшее

Воскресенье, 12 Августа 2012 г. 16:14 + в цитатник
Перечитываю доклад Э.Р.Сукиасяна «Система непрерывного образования: структура, функции составных частей» (2000 г.)
http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2000/doc/tom1/777/Doc10.HTML,
его же статью "Наболевшее" http://www.library.ru/1/kb/articles/article.php?a_uid=40, кое-что другое и не могу не поделиться своим похожим, накипевшим. Это заметки, записки за разные годы...
Итак, цитаты из доклада «Система непрерывного образования: структура, функции составных частей»:

Администрация библиотеки, казалось бы, должна быть заинтересована в том, чтобы её работники повышали свою квалификацию. По закону повышение квалификации библиотечных работников должно проводиться за счет библиотеки и в рабочее время.
Однако, во-первых, не всегда хватает средств. Во-вторых, кадров: ведь если один учится, работу приходится выполнять остающимся. Бывают и другие причины: не нужно непосредственному начальнику, чтобы его "снизу подпирали" – пусть все подчиненные будут явно слабее. […]
На курсы "с отрывом" администрация каталогизаторов не отпускает, а более или менее изучить что-то новое "в методический день" (раз в месяц) получается не всегда.

КОММЕНТАРИИ.
Да, и мне встречались случаи, когда именно каталогизаторам запрещали посещать курсы, семинары, конференции — даже бесплатные и в своем же городе. Доводы такие: либо безо всяких доводов «никто из них не будет учиться!», либо «заняты чем-то другим». Чем именно, конечно, неизвестно. В одном вузе это "другое более важное занятие" - подготовка ко дню рождения ректора, из-за чего по два месяца никто не работал (и тем более не учился).
Методический день, даже если его дают не раз в месяц, а раз в неделю, обычно бывает кухонно-прачечным. А если даже и посещают ежемесячные методические семинары, на следующий день начальник командует: «Все забыть!»
Последние лет 50 у нас существуют два не пересекающихся и не соприкасающихся мира — бибученых и бибработников.
А последние 15 лет - уже четыре полностью изолированных друг от друга тусовки: теоретиков, практиков, начальников и автоматизаторов. И пока директор гуляет по Парижу или Лос-Анджелесу, а автоматизатор по фуршетам-банкетам-презентациям, каталогизатор по-прежнему бегает в рабочее время по продовольственным магазинам.
Все это или видел своими глазами, или слышал от самых авторитетных и уважаемых людей. Например, о прогулках директоров по Парижу и Иерусалиму говорил Ф.С.Воройский на одной из конференций "Компьютеры и интернет в библиотеках" в 1997 или 1998 г.

Много раз повторялась такая сцена. Дамы зовут на помощь: «Компьютер не работает». Прихожу, ничего не делаю – работает. Говорю им: «Надо на него строго посмотреть». Похоже, что это не шутка. Если человек находится в состоянии неуверенности, растерянности, его биополе искажается, и это отражается на электромагнитном поле ПК и на его работе?.. 1. Неужели до того руки трясутся, что пальцы не попадают куда надо? Вообще в недавнем прошлом было очень странное отношение к ПК: либо беспричинно отрицательное (до ужаса или ненависти), либо не менее беспричинно фантастически положительное (приписывание разума).

И еще такие довольно странные способы проведения рабочего времени.
В 1990-е гг. был знаком с сотрудниками библиотеки - не с библиотечным образованием - занимавшимися личным «бизнесом» (в т. ч. самиздатом и чуть ли не бухучетом) в рабочее время с использованием госсобственности (в т.ч. ПК). Самообразовывались (курсы, выставки...) втайне от многих коллег и от начальства. При этом постоянно просили меня о помощи, "естественно", бесплатной. Естественно, от них не было пользы ни читателям, ни библиотекарям, ни, в конце концов, им самим. А главное, что ни к автоматизации, ни к библиотеке это не имело никакого отношения.
Добавлю еще такую «автоматизацию», когда, например, зав. отделами/филиалами, безразлично или агрессивно-враждебно относящиеся к использованию ПК по назначению, в качестве основых или единственных пользователей не менее активно навязывают своих детей (в лучшем случае — учеба, а чаще — игры, рисование картинок...). Впрочем, даже если дети сотрудников — единственные читатели журналов о ПК и интернете, это лучше, чем если бы их не читал никто.
...На конференциях всегда веду такие тетрадки: на четной стороне - конспекты докладов, на правой - мои мысли по их поводу и идеи, что нужно сделать. Идей было до черта, но их не то что выполнять - выслушать никто не мог. А от директора после командировок каждый раз слышал одно и то же: "где ты пропадал!!?" (каждый раз и именно в это время срочно искала машинистку).

***
В самых разных организациях сталкивался с такими мнениями:
1. бибработник, например, социолог, должен знать Pagemaker, а то и QuarkXpress - "это часть его общей культуры"
2. зав. отделом автоматизации должен владеть Photoshop'ом, потому что предыдущий им владел
3. и самое популярное - программист должен помогать детям, внукам, племянникам сотрудниц играть, рисовать... ну помогать изучать языки программирования - еще понятно. Но если он использует другие языки?
4. он же должен постоянно и неожиданно (вне систематической учебы, курсов и т.п., даже вообще без учебы) помогать сотрудникам осваивать Microsoft Office.
А если, например, мне для таблиц удобнее использовать не Excel, а Word, для рисования - Paint? В учебных планах КСМБ и московской ЦБС "Киевская" - сложные графические и HTML-редакторы, и издательские системы...
***
От 2004 г.:
Разновидности пользователей ПК в библиотеках
(наблюдения)

1. Большинство библиотекарей (конечно, в основном это немолодые женщины, не интересующиеся ИТ, мягко говоря), даже просидевших за ПК 12-14 лет, имеют одно желание – «ничего не менять», «ничего
не трогать». Подразумевается непонимание необходимости, даже боязнь, апгрейда (он ассоциируется с «поломкой» или с «пропажей»), боязнь настройки ПО согласно своим требованиям. Боятся настроить Word под свои нужды, боятся использовать ЛВС (она ассоциируется с «подглядыванием» или с «кражей»), даже менять разрешение монитора. Ежедневно занимаясь вводом данных в БД, не слышали слов «база данных»…
2. «Сотрудники»-студенты, а также дети, внуки и племянники сотрудников. Этой многочисленной (а иногда ПОЧТИ ЕДИНСТВЕННОЙ) категории пользователей в основном принтер, сканер, копир и интернет — разумеется, в целях, не имеющих ничего общего с библиотекой: копирование своих документов и чужих рефератов, игры. А поскольку вкусы у всех детей одинаковые, винчестеры служебных машин везде
забиты одним и тем же — «юмор» про какашки, нацисты, панки, металлисты, стрелялки-мочилки (некоторые девочки увлекаются тем же). Иногда еще приносят из дома и смотрят диски с голливудскими ужастиками.
2а. Разновидность этой категории — бабушки и дедушки, врывающиеся в помещения библиотек любого ранга и размера с воплем «Ксерокс! Ксерокс!»...
3. Энтузиасты ИТ — кажется, исчезающая категория. Почти все ушли или далеко наверх (на руководящие должности в федеральных библиотеках, министерствах, вузах), или, разочаровавшись во всем, никуда (в лучшем случае в бизнес). Но потихоньку появляются новые... особенно не в столицах...
***
При наличии ЛВС («витая пара», 100 Мбит/c) на каждом ПК устанавливается копия АБИС (а то и две, разных версий, в т. ч. сетевых, даже клиент-серверных), причем иногда пустые оболочки, или же ЭК много месяцев не обновляется — «ведь читателям он все равно не нужен».
В филиалах ЦБС часто никто не знаком с «основами комп. грамотности», при этом — избыток ПКв, принтеров, сканеров, и некому использовать даже электронную почту. Результат: при наличии доступа в интернет по оптоволокну планы и отчеты печатают на бумаге и везут «ногами» в ЦБ, где их режут ножницами и склеивают клеем.
В лучшем случае на несколько месяцев приходит «работать» студент(ка) и занимается тем, о чем тут уже говорилось — рефераты, игры... Если это студент-программист (или программист-любитель), добавляется хакинг-крякинг в развлекательных или лично-коммерческих целях. Еще студенты и дочки сотрудниц рисуют картинки.
Результат: между 1) «классическими бибработниками» — бабулечками и тетечками, живущими в соседних домах, 2) веселящейся молодежью и 3)
библиотечными автоматизаторами (если таковые случайно имеются) — абсолютное взаимное непонимание и: ненависть 1-х (особенно «маленьких начальников») к 2-м и 3-м, ненависть 2-х к 3-м,
презрение 2-х к 1-м, презрение 3-х к 1-м и 2-м.
7. Приятели. В некоторых вузах принимают на работу в библиотеку студентов (причем уже известно, что никто из них не будет работать ни в библиотеках, ни по своей будущей специальности). Результат — толпа знакомых, пользующихся копиром, принтером, сканером и интернетом в личных целях, ежедневные многочасовые крики, визг, хихиканье и хохот.
8. Посетители интернет-классов.
Ни разу не заметил, чтобы кто-нибудь из них смотрел библиотечный сайт или любой другой культурный, образовательный, научный ресурс. Запросы обычно такие: купить/продать, сдать/снять квартиру, адреса публичных домов (последнее - если рядом рынок). Школьники и студенты веселятся по-своему — бесцельно переписываются друг с другом (в т. ч. в одном помещении), спрашивая друг друга: «А что писать?» — «Напиши “Привет”». В лучшем случае студенты-читатели и студенты-«сотрудники» пишут свои резюме, ищут работу.
И все это под вывесками «Компьютерная библиотека для детей по искусству», «Образовательный медиацентр» и т. д.
За 10 лет никто нигде ни разу не обратился к большим и дорогим фондам CD-ROM, кроме сборников рефератов и игр, и то изредка.
Зато как приятно директору или зав. отделом прочитать/послушать доклад на «КРЫМе» типа «Интернет в детской библиотеке как средство
гуманизации...»
9. Мамы школьниц и студенток. Главный запрос — копирование чужих сочинений и рефератов (он же любимый запрос детей библиотекарей).
10. Прохожие:
10а (уточнение к 2а). Бабушки еще на улице кричат «Где ксерокс!!?», а ворвавшись в помещение, модифицируют этот выкрик нижеследующим
образом: «Девочки! Где у вас ксерокс!?» («девочки» — это гардеробщицы и уборщицы).
Постоянно с тем же требованием вламываются в отдел автоматизации (иногда молча). Результат: надписи «КСЕРОКС» гигантскими буквами у входа. Открою страшный секрет: такая надпись есть даже в
окне отделения ГПНТБ №10 на ул. 9-я Рота (ближайшая станция метро — «Преображенская площадь»).
10б. Бизнесмены с рынка, из палатки и т. д. В лучшем случае просят распечатать со своей дискеты какой-нибудь юридический или финансовый документ, чаще — набрать его.

Некоторые странности внедрения.
Вот некоторые на Западе покупают ВАЗ-2101 (знаманитую "копейку") "дл прикола", но не ездят на ней, а только гостям показывают. ВАЗ-2121 (старую "Ниву") покупают для дела, но она действительно лучшая в мире своем классе.
Знаю примеры - купили или даже получили в дар ИРБИС, бесплатно прошли обучение (причем внедрять помогала сама Людмила Николаевна)... а потом или врут, или молчат, или... в лучшем случае говорят "не понравилось" - а что именно? Не понравилось соблюдать ГОСТы и MARC'и? Один раз довод был такой (и то не озвучивался) - разработчик при другом ведомстве, значит, враг (а как кататься по крымам и парижам, так друг).
В одной "конторе", получив бесплатно ИРБИС, потом купили МАРК-SQL, поставили везде ЛОКАЛЬНО (!), прошли обучение... и тоже не пользуются.
А куда смотрит начальство? Если это ЦБС, то районные власти интересуются только количеством массовых мероприятий для детей (особенно по "толерантности", типа богатым не завидовать, а гастарбайтеры тоже люди), если вуз - выставками к "мероприятиям" типа дня рождения ректора или вообще ничем.

Метки:  

Как библиотекари проводят свободное время

Воскресенье, 12 Августа 2012 г. 16:08 + в цитатник
Большей частью его нет; если с детьми, мужьями, родителями, дедушками и бабушками, то все время уходит на магазины, поликлиники... А остальные... известные мне варианты:
- первая половина мая: чаще на огороде, в саду, реже в горах, на море
- на работе круглые сутки без выходных и отпусков http://toldot.ru/urava/cemetery/graves_30464.html
- излишества разные нехорошие (Трус из "Кавказской пленницы" и Борис Исаевич об интерфейсе), вредные скифские привычки http://irbis.gpntb.ru/read.php?27,55158,63930#msg-63930
- сочинение стихов и прозы. Видимо, самый известный пример - И.А.Крылов http://www.kostyor.ru/archives/5-08/library.php
- "любят читать..." у нас это почему-то считается едва ли не главным критерием профпригодности. Абсолютно с Эдуарадом Рубеновичем - не имеет ни малейшего отношения к проф. требованиям. А что читают? Каких-то советских писателей 30-50-х, например, Шишкова, или детективы, дамские детективы, дамские романы... Знаю нескольких толкиенистов разной степени помешанности.
- ведение блогов; особенно много почему-то школьных и сельских
- вязание, кройка и шитье
- пение, музицирование (гитара, фортепиано, баян), авторская песня (исполнение и сочинение)
- театральная самодеятельность; некоторые даже перешли в профи, известный пример - О.Г.Лапшина, которая училась и работала вместе со мной, хотя и не в ГИТИСе http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/ros/2430/bio/
- каратэ, горные лыжи, сплав по горным рекам (это тоже Лапшина), верховая езда, теннис http://www.vet-tennis.ru/ranks/p/1427.shtml Света молодец, не ожидал!
- поездки по стране и заграницам, кто может и хочет http://www.blogger.com/profile/08601380032006517419
- фото http://bibliotekarsha.blogspot.com/p/blog-page_28.html В кейптаунском порту...
- философия. Самый известный пример - помощник дежурного по читальному залу Румянцевского музея Н.Ф.Федоров, в свободное время великий русский философ-мракобес, учитель К.Э.Циолковского и В.И.Ленина.
- политика: митинги, партии, выборы, газеты... Самый известный пример - В.И.Новодворская, начинавшая карьеру в ВГБИЛ. А вот и наоборот, путиноид http://www.library.ru/3/focus/mikhnova.php
- теософия, астрология, парапсихология, уфология, криптозоология http://www.smoliy.ru/cryptozoo.php?m=1410 http://nedorazvmenie.livejournal.com/923160.html мифология (это отчасти и обо мне)
- домашний бизнес, например "настольное издательство" или гороскопы.
Хотя последнее уже не хобби, а заработок (бывает что и в рабочее время с применением госимущества). Есть и частные лавочки, включая софтописательские http://phoenix-tech.ru/
Вообще очень часто трудно отделить досуг от недосуга. Например, командировки ~ экскурсии. А на научных конференциях такой культур-мультур чуть ли не главное.
Или выписывают за госсчет литературно-художественные и другие журналы для себя - повышение квалификации или досуг? Я коллекционирую тем же способом книги, журналы и CD по IT - работа, повышение квалификации и досуг сразу...
Стенгазеты, капустники, датская поэзия http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2002/8/f8_13.htm http://irbis.gpntb.ru/read.php?27,64809,68124#msg-68124
Думал, все это осталось в 60-80-х..
Впрочем, большинство приведенных примеров не очень типичны. То есть эти люди работали (точнее, числились) в библиотеке в основном давно, случайно и недолго. Самый, пожалуй, интересный пример - Лаура Цаголова http://www.grafomanov.net/poems/author/laura/
Или долго, но без удовольствия, не по призванию.
Например, была такая очень красивая девушка Лена Чулок, ненавидела свою работу на абонементе, играла на фортепиано, слушала записи оперных певиц... Ее мечта осуществилась - выступала в концертах Сергея Пенкина, но давно о ней уже не слышно.
А вот Сергей Яковлевич Сербин углубленно занимался библиографическим описанием нотных изданий и играл на баяне в свободное время (последнее известное мне его место работы - нотно-музыкальный отдел РГБ).
И стоит ли вообще включать сюда айтишников, социологов, редакторов и
т.д., или только "классических" "книжных червей" и "синих чулков", которых, впрочем, давно нет?

А вот хобби 60-80-х - самиздат. Переписывали, перепечатывали, позже "ксерили", например, такое:
Солженицын А. Кащеево озеро (так называлось в тетрадке мамы) http://solzhenicyn.ru/modules/myarticles/article_storyid_287.html
Зигель Ф. Современное состояние проблемы НЛО. Лекция http://oko-planet.su/science/sciencediscussions/67...e-sostoyanie-problemy-nlo.html Это абсолютно точная копия - я тогда читал взахлеб и помню наизусть
Леви Э. О свойствах камней http://alterinfo.ru/books.phtml?show=113
Дипломатические приемы (справка) http://www.bereg.ru/sprav_info/bisnes/psy/priem.shtml Впрочем, это было нужно и по работе (ИФЛА, Дом дружбы народов рядом с Арбатской площадью и прочее)
И даже целые книги, например, Н.Гумилева, Д.Хармса и, конечно, руководства по сексу в не очень хороших переводах.
Много чего вспоминается. Упомяну только Георгия Осипова (ник Юрочка-Снегурочка - из новогоднего капустника), тогда социолога, а ныне журналиста. Хобби - опера, особенно Московский камерный музыкальный театр, и даже жена - певица... А его бизнес-хобби под видом работы - постянные якобы командировки в Среднюю Азию, откуда чемоданами вез дефицит на реализацию - Ахматову. Цветаеву и т. д.
http://www.gazeta.ru/comments/2010/12/17_a_3469189.shtml

Метки:  

"Лихие девяностые"?

Воскресенье, 12 Августа 2012 г. 16:04 + в цитатник
«Лихие 90-е»? Но я не видел ничего «лихого». Только один раз - живого пузатого рэкетира на Горбушке, когда это был еще дикий рынок в Филевском парке около ДК им. Горбунова. Зарплаты едва хватало на еду и я шутил: «пойду в рэкетиры». Ел в основном на семинарах-презентациях:) Фирма «ПроСофт-М» даже шампанским угощала.
Челноки... понятно, что многие интеллигенты вынуждены были пойти в торговлю, сферу услуг, мелкий бизнес и т. п. Кстати? это началось гораздо раньше, в 70-е.
В основном о 90-х помню хорошее – не было цензуры, была политическая сатира... А вот Света говорит, что встречала малиновые пиджаки и пальцы веером не только в анекдотах и на карикатурах... а моя троюродная сестра Лена, живущая в Солнцево, тогда даже работала у тамошней знаменитой "братвы"...

Метки:  

Поиск сообщений в Алексей_Лаврнович
Страницы: [2] 1 Календарь