-Цитатник

Информеры праздников. Курс валют на каждый день. Лунный календарь ухода за растениями. Часики. Погода. ...и др. - (1)

...

Молитва Оптинских старцев на каждый день - (1)

Если ты не пользуешься симкой, то со счета списывают деньги! - (0)

если ты не пользуешься симкой, то со счета списывают деньги!   "МЕРТВАЯ" СИМ...

КАК НУЖНО ГОВОРИТЬ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК СТАЛ УСПЕШНЫМ - (0)

Ожидая ребенка, многие родители читают различную литературу, которая попадет им под руку, о том, ...

БЕЖЕВЫЙ ПУЛОВЕР С РЕЛЬЕФНОЙ ОТДЕЛКОЙ И СЪЕМНЫЙ ВОРОТНИК-СНУД - (0)

  Соединение шерсти, шелка и кашемира о...

 -Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Дешевые авиабилеты Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Программа телепередачУдобная программа телепередач на неделю, предоставленная Akado телегид.
  • Перейти к приложению Толкование снов Толкование сновУзнайте в чем тайна вашего сна — стоит готовиться к чему-то плохому или, наоборот, надо чтобы сон обязательно сбылся. Вы непременно найдете толкование вашего сна, ведь в базе уже сейчас содержится 47

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Туттам

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.08.2012
Записей: 12843
Комментариев: 617
Написано: 14286


Кукла-мотанка - путь к себе самой

Четверг, 25 Декабря 2014 г. 18:18 + в цитатник
Цитата сообщения Feodora-24

к17 (400x600, 49Kb)Кукла-мотанка – удивительное и загадочное существо,секреты изготовления которого оставили нам наши предки. По способу изготовления эта кукла универсальна: она изготовляется по одним и тем же принципам, независимо от того, делается она с целью гармонизации отношений, привлечения благосостояния, приближения и ускорения определенных событий или как оберег.
Технология изготовления куклы кроется уже в ее названии - ее не шьют и не вяжут, а именно "мотают", скручивают. Безусловно, это имеет сакральное значение, и вот почему.
Скручивание, сматывание чего-либо символизирует движение и развитие Вселенной. Процесс сматывания куклы напоминает спиралевидное движение Вселенной: закручиваются энергетические вихри.
Кроме того, скручивание, завивание передает образ слоистого устройства тонких тел человека. Завивание – это ритуальное действие, которое соотносится с зарождением, ростом, преумножением, связано с сотворением мира, соотносимо с такими понятиями, как «вихрь», «повитуха» и.др.
Эта кукла делается без лица ( в украинской традиции на личике делается крест). В этом также скрыта сакральность куклы - обозначенные черты лица навязывают определенный образ, развеивают дымку тайны, непознанного, делают куклу обыденной игрушкой.
Готовый образ может не соответствовать энергетике человека, для которого создается кукла-мотанка, вследствие чего человек может не воспринять куклу как отражение своего внутреннего мира. Тогда кукла не станет оберегом, а будет восприниматься как независимое существо, живущее отдельно от хозяина. А суть куклы-мотанки – в непрерывном энергообмене со своим хозяином.
Издавна в каждом семействе лялька-мотанка исполняла роль оберега, была символом мудрости, берегиней рода, символом матери-прародительницы и связи между поколениями, одна из самых древних игрушек и сакральных (священных) существ украинского народа.

Кукла-мотанка не случайно не имеет лица. Ведь она возникла не как игрушка, а как сакральное создание. Она должна была призвать дух умершего или еще не рожденного человека к живым, пригласить его в круг семьи, к столу, или к тому ребенку, которого воспитывала. ОНА воспитывала. Потому что олицетворяла дух Предка, а следовательно, не девочка игралась куклой, а кукла, как старая баба передавала опыт прошлого новому поколению.
 

я68 (177x250, 11Kb)

КУКЛА-НЕВЕСТА предназначена для самого особенного, самого важного и самого прекрасного дня в жизни каждой девушки. Эта кукла защищает девушку от сглаза и способствует счастливой судьбе. Невесту нужно красиво одеть и украсить, так как она символизирует приданое невесты и привлекает успешного жениха.
Длинная коса Куклы-Невесты обозначает долгую и счастливую супружескую жизнь.
Обычай украшать свадебный поезд сегодня перешел в традицию украшать автомобиль жениха и невесты куклой. В большинстве случае никто не задумывается о корнях этого явления, тем не менее, кукла часто путешествует с молодыми во Дворец Бракосочетаний.
Невесту до свадьбы лучше не хранить на видном месте, не давать в чужие руки, общаться с ней нужно наедине, также куколку нужно показывать в зеркальце - можно завести небольшое специально для нее. Для Невесты больше всего подойдет ваш девичий уголок - полочка, где вы храните украшения, косметику, ваши личные вещи.

к15 (225x225, 6Kb) 

САКРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Украинская кукла-мотанка содержит множество сакральных космогонических значений, которые были сформированы еще в трипольскую эпоху. Поэтому многие исследователи (А.Найден, Л.Тимошенко и др.) считают, что истоки куклы-мотанки – в трипольской культуре. Так, в основе своей головы она имеет скрученную сваргу, которая является основным мотивом на трипольских глиняных изделиях. Сварга символизирует движение и развитие Вселенной. Само слово «развитие» содержит образ витка: в процессе развития чего-либо как бы распространяются витки. Действительно, процесс сматывания куклы напоминает спиралевидное движение Вселенной, будто закручиваются энергетические вихри. Кроме того, скручивание, завивание передает образ слоистого устройства тонких тел человека, как отмечает Зинаида Зимина в книге «Текстильные обрядовые куклы». Вообще завивание – это ритуальное действие, которое соотносится с зарождением, ростом, преумножением, связано с сотворением мира («вихрь», «повитуха», «сповивати», «верч» – свадебный хлеб и мн.др.).

На древнее происхождение куклы-мотанки указывает также то, что она имеет крест вместо прорисованных черт лица. Известно, что глаза являются «зеркалом души». Глаза на сакральной кукле не изображались, чтобы не произошло отождествление с каким-либо живым существом. Люди верили, что в глаза может влететь душа. Крест на лице сакральной куклы как бы свидетельствует о пребывании её за пределами пространства и времени, поэтому она является архетипом, образом Великой Богини, проводником её силы. Это и делает её сакральной. Обозначенные же черты лица как бы навязывают определенный образ, развеивают дымку тайны, непознанного, загоняют в рамки и этим десакрализируют куклу, то есть делают её обыденной игрушкой. Ведь за крестоподобным личиком можно нафантазировать какой угодно образ в соответствии со своим внутренним миром. Готовый образ может не соответствовать энергетике человека, для которого создается кукла-мотанка, в следствие чего человек может не воспринять куклу как отражение своего внутреннего мира, и тогда кукла не станет оберегом, а будет восприниматься как независимое существо, живущее отдельно от хозяина. А суть куклы-мотанки – в непрерывном энергообмене со своим хозяином.

Кроме того, крест в круге – это знак Даждьбога, то есть символ, который несет в себе солнечную энергетику. А наши предки называли себя «внуками Даждьбожьими». Крест также является символом гармонизации духовного (вертикальная линия) и телесного (горизонтальная линия), аналогично небесного и земного, мужского и женского начал.
к13 (225x225, 13Kb) 

СЕКРЕТЫ ВОЛШЕБСТВА КУКЛЫ-МОТАНКИ

В названии куклы-мотанки кроется её суть: эту куклу не вяжут и не шьют, её только мотают. Использовать нужно исключительно натуральные материалы. Замечательно, если ткань будет ручной работы. В куклу могут вплетаться сухие травы, цветы, использоваться кочаны кукурузы, вкладываться зерна.

Этот оберег делают практически без узлов, поскольку наши пращуры боялись «завязать долю». Прикасаться к кукле колющими предметами (иголками, ножницами) нельзя, можно её обидеть, ведь кукла – одухотворенное своим создателем существо. Ткань и нитки для кукол желательно рвать руками, но можно и резать, главное, чтобы не прикасаться к самой кукле ножницами. Очень хорошо создавать куклу из кусочков старой одежды, которая принадлежит родным любимым людям, например, бабушкам и дедушкам, ведь она пропитана их энергией, и кукла будет излучать её, передавая потомкам. Но обязательно нужно проследить, была ли эта одежда «счастливой». Нельзя использовать ту одежду, которую носили во время сложных жизненных ситуаций, во время болезни, в стрессовых состояниях.

Создание куклы-мотанки – это действо нового рождения. Каждая кукла – это живое существо, она несет определенные энергии. Подобно человеку она рождается только после того, как узнает свое предназначение, задание в этом мире. Кукла – это медитативный предмет. Мотая её, женщина находится как бы между мирами: ощущая связь с Навью – предками, очищая прошлое, утверждая силой своей веры Явь – настоящее, «проявляя» нужные образы и таким образом формируя счастливое будущее, праведные мысли – Правь. Мотая куклу, женщина мотает свою судьбу. Поэтому самый важный этап в изготовлении куклы-мотанки – формирование идеи, замысла, образа. А уже под идею подбирается материал и появляется имя куклы, то есть замысел реализовывается. Мастерица должна решить: с какой целью она будет делать куклу, в чем она будет помогать её обладателю, какие сокровенные желания реализовывать. Например, помириться с кем-то, если поссорились, тогда в куклу закладываются образы прощения, или решить семейные проблемы, тогда вкладываются соответствующие этому замыслу образы и пр.
к7 (214x236, 8Kb) 
Эти образы вкладываются тогда, когда скручивается валик для головы куклы, который напоминает трипольскую спираль. Ведь именно в голове зарождаются мыслеобразы, таким образом, голова куклы является главным носителем энергии замысла её создателя. Когда мы этот валик покрываем тканью для лица, благословляем это существо. Мотая крест на лице куклы, можно закладывать определенное символическое число. Куклу мотают только в благостном настроении, с молитвами, можно наполнять её энергией Живы, заговаривать, то есть находиться в священном молитвенном стане. Нитку мотаем по Солнцу (посолонь), направляя энергию в русло роста и развития. Мотая куклу, мы закручиваем энергию, мотаем долю. Чем больше закручиваем нитку, тем кукла становится энергетичнее. Это ответственная духовная работа. Таким образом, кукла сохраняет энергетику, информацию своего создателя. Она всегда отображает внутренний мир мастерицы, что проявляется в «характере» куклы: облике, цветовой гамме, фасоне одежды, размере и пр.

Большое значение имеет день, когда сматывается кукла. В пятницу – день Мокоши и воскресенье – день Рода, всех Богов – не следует делать куклу. Так, народный мастер Валентина Бердник-Сокоринская при изготовлении куклы-мотанки всегда придерживается значения праздников и фаз луны. Например, на плодородие, богатство кукла делается на фазе возрастания луны, на семейное счастье и успешные дела – когда луна полная, а на фазе убывания делаются куклы на отворот от проблем и болезней.

Условно работу над куклой-мотанкой можно разделить на два этапа: создание тела куклы и создание наряда. Когда мотается тело куклы, узелки не завязываются. Один узелок завязывается в самом конце, когда тельце куклы пеленается, в месте пупа, что символизирует рождение, перевязывание пуповины, и в этот момент закрепляется сила намерения мастерицы. Считается, что завязывая узелок, нужно загадывать желание. Допускаются узелки при изготовлении рук (закрепление по краям валика для рук), это можно объяснить тем, что руки изготавливаются отдельно, а потом приматываются к телу куклы. Но куклы-мотанки могут и не иметь рук.

Начатую куклу нужно обязательно закончить во избежание несчастий.к6 (183x275, 17Kb) 

Наряд для куклы, пока он не примотан, можно вышить, подшить к нему кружево, украшения. Также и головной убор можно пошить отдельно. Элементы одежды куклы тоже имеют обереговое символическое значение. Юбка символизирует землю, вышитая волнистая линия на фартуке указывает на связь с водой, сорочка – триединство мира, головной убор (лента, платок, очипок) – связь с небом.

Сакральная кукла-мотанка – берегиня, один из членов семьи, помощница в жизни. Её можно разместить на покутье, возле входной двери, над детской кроваткой, перед столом. Любовь и свет души, вложенный в неё, сотворят счастливую судьбу семьи, рода и сквозь пространство и время передадут её потомкам.

к14 (140x140, 6Kb) 

ПУТЬ К СЕБЕ САМОЙ

В русской народной сказке «Василиса Прекрасная» сохранился образ сакральной куклы-помощницы. Углубившись в тайны этой сказки, мы можем многое прояснить в природе женской души.

К.П.Эстес в книге «Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях» пишет, что старинная сказка о Василисе – это история об инициации женщины, развитии женской души. Психолог Разида Ткач в книге «Самораскрытие женщины с помощью волшебной сказки «Василиса Прекрасная» описывает, как можно с помощью этой сказки проработать какие-то психологические проблемы, связанные с некачественным проживанием определенных возрастных этапов. Таким образом, главной целью героини является обретение глубинной мудрости женщины, без которой невозможно построить счастливую жизнь.

Чтобы обрести внутреннюю женскую силу, душа должна выполнить определенные задания. И самая первая задача – «позволить слишком доброй матери умереть». Сказка начинается с того, что мать Василисы умирает, но перед смертью вместе со своим благословением дарит дочери куколку и наказывает беречь её всегда при себе, а если приключится какое горе, дать ей поесть и спросить у неё совета. Через куколку мать передает дочери женскую интуицию, родовую силу, которая и помогает девушке пройти через все испытания. По мнению К.П.Эстес, куколка выражает внутренний женский дух, голос внутреннего разума, внутреннее знание и сознание. Она – символическая копия изначальной «самости», души, интуиции. Держать куколку при себе – значит получать материнскую помощь, советы. Кормить куколку – поддерживать эмоциональную чувственную связь с матерью, своим родом, со своей интуицией. Сохань И.В. считает, что наказ матери кормить куколку означает «необходимость внутренней работы, чтобы не забыть себя и не отстраниться в разнообразии житейских забот от своей сути и предназначения, и еще – способность покормить, ущемив при этом себя, указывает на способность пожертвовать чем-то единомоментным ради чего-то более важного и по-настоящему насущного».

Если воспринимать сказку поверхностно, то становится очень жалко Василису, которой отныне не видать материнской ласки. Но, чтобы уяснить тайный смысл этой сказки, нужно понять, что все её элементы изображают качества одной-единственной женской души. То есть на уровне образов, архетипов смерть доброй и ласковой матери означает прощание с детством души, отказ от чрезмерной материнской опеки. Чтобы пройти посвящение (инициацию) в настоящую женщину, героиня должна взять на себя ответственность за самостоятельную жизнь, развивать осознанность своих действий. Именно это и символизирует смерть матери в так называемых женских сказках.

Далее в мир Василисы входит отвратительная семья мачехи, превращая её жизнь в ад. Мачеха и её дочери олицетворяют «тень» – «темные» аспекты души, которые эго загоняет в глубь подсознания. Это те непринятые части души, которые и создают проблемы героине. На этом этапе инициации женщину изводят мелочные придирки собственной души: «Ты недостойна лучшего. Ты глупа и бездарна. Тебе позволено от сих до сих и не больше». Таким образом, следующая задача героини: принять темные стороны своей души, стать целостной, уравновесить белобу и чернобу, а значит стать собой. Конфликт между слишком хорошей, доброй, уступчивой натурой и слишком требовательной, агрессивной обостряется. Мачеха и сестры хотят извести расцветающую душу, потому гасят огонь в доме, без которого невозможна жизнь. Погашенный огонь символизирует смерть для старого образа жизни. Символическая смерть – это первый этап в структуре посвящения.
к8 (202x250, 10Kb)

Теперь перед Василисой стоит задача раздобыть огонь. Через темный лес к избе Бабы Яги ведет Василису куколка-интуиция, то есть героиня должна довериться своей инстинктивной природе.

Баба Яга – это самая суть инстинктивной, целостной души. Это прообраз Мокоши – мудрой и справедливой Богини, которая прядет нить человеческой судьбы. Если приходящий относится к ней с почтением – дарует ему Долю, а если проявляет невежество и непослушание – посылает Недолю. Баба Яга внушает страх, потому что одновременно олицетворяет и разрушительную энергию, и энергию жизненной силы. Несмотря на все угрозы, она всегда справедлива. Почтение перед великой силой – решающий урок. Женщина должна суметь выстоять перед силой, ведь в конце концов какая-то часть этой силы перейдет к ней. Василиса просит у Бабы Яги огня, и та соглашается, но только в том случае, если взамен девушка будет выполнять для неё домашнюю работу. На языке образов этим способом Баба Яга учит Василису наводить порядок в доме своей души. Стирка одежды Бабы Яги символизирует очищение, подразумевает пропитывание, наполнение духовностью, высшей силой, тайной, поскольку одежда несет её образ, энергетику. Василиса учится обновлять душу, стирая волокна бытия. Подметать в избе Бабы Яги – значит учиться разбирать, понимать, содержать в порядке, очищать дом своей души, упорядочивать внутреннюю жизнь. Чтобы стряпать для Бабы Яги, нужно разжечь творческий огонь своей души, огонь любви, лепить себя по образу и подобию Великой Богини. Задание перебрать зерно, отделив хорошее от испорченного, – это развитие умения точно узнавать, безошибочно отделять истинное от ложного, делать тонкие различия в суждениях, что поможет сделать правильный выбор в жизни. С помощью этой работы Василиса собирает себя, структурирует свою психику. Бесстатусное, промежуточное состояние посвящаемого – это второй этап инициации.

За хорошую работу Баба Яга вручает Василисе горящий череп. На первый взгляд, ужасающий образ («Как такое можно читать детям?!»). Но на глубинном уровне череп символизирует связь с предками. В древности кости считались средствами вызывания духов, особенно важным был именно череп. Таким образом, это символизирует, что Баба Яга передала Василисе древние родовые знания, дар ведания. Василиса слилась воедино со своей силой и теперь видит мир и свою жизнь в новом свете. Когда Василиса приходит домой, череп наблюдает за мачехой и дочерьми, а затем сжигает их дотла, то есть происходит трансформация теневых сторон души. Возрождение в новом качестве, возвращение к жизни в новом статусе – третий, завершающий этап инициации.
к11 (194x259, 7Kb)

 Василиса – образ женской души – совершает огромную внутреннюю работу, благодаря чему проходит возрастное посвящение в мудрую женщину, обретает интуицию, целостность, заслуживает счастья. Теперь она имеет внутренние силы творить свой мир в любви и гармонии. Она открыла в себе Дикую Женщину – первозданную Богиню. Таким путем Василиса Прекрасная превращается в Василису Премудрую.

Отныне то, что способна сотворить Василиса благодаря внутренней женской силе и мудрости, достойно только царя. Она ткет тончайшее полотно – полотно своей судьбы, из которого пошить сорочки для царя не может никто, кроме её. Царь находит Василису и узнает её как свою суженую. Сказка заканчивается словами о том, что Василиса «…куколку по конец жизни своей всегда носила в кармане». Это напутствие, чтобы всегда слышать голос своей души, помнить о своей настоящей первозданной природе. Так рождается Богиня.

к18 (350x210, 17Kb) 

У куклы-мотанки - очень древняя история, которая насчитывает более семи веков. Для наших предков она была не только игрушкой, но и домашним оберегом, символом рода, наполненным положительной энергетикой. А еще ее считали посредником между живыми и теми, кого уже нет или кто должен родиться. Такую куклу имел каждый ребенок. Ее дарили девушке, чтобы скорее вышла замуж: одевали в украинский строй, на голову - венок. И она хранила ее до замужества и рождения ребенка, которому затем отдавала играть.

Мотанку давали женщине, которая не могла забеременеть. И она, ложась спать, каждую ночь клала ее у себя, пока не забеременела. Еще такую куклу ставили к колыбели, прежде чем поставить туда младенца. Считалось, что она очищает ее от злых духов и оберегает ребенка. Кукла выполняла и роль «доктора». Поэтому ее давали больному ребенку или взрослому человеку, надеясь, что она потребует от нее болезнь. После выздоровления мотанку сжигали. С помощью куклы призывали дождь жаркой летней поры. То есть она становилась своеобразной жертвой богам. Поэтому когда начинался дождь, ее уничтожали.


Часто мотанка безликая. Это развивает образное мышление у ребенка. Она может представить себе лицо мамы, бабушки, сестрички, подружки ... А наши предки боялись накликать несчастье на куклу, поэтому делали ее безликой. Иногда вместо лица ставили крест. Это солярный знак, несущий в себе солнечную энергию. Вот простая, казалось бы, соломенная кукла-мотанка - это действительно целый таинственный мир с символами, добрыми легендами, закодированными знаками, светлой памятью о наших прадедов.

к2 (215x235, 7Kb)            к3 (279x181, 11Kb)
к4 (259x194, 7Kb)к5 (195x259, 11Kb)



к9 (237x212, 8Kb)к10 (258x196, 7Kb)



Зоряна ЗДЗЕБА,  http://verapredkov.info/deti/162-10deti/226-deti101 

http://www.sunhome.ru/magic/15316
 Анна Арова специально для сайта "Сим-мама"  

FTG.

Рубрики:  Игрушки своими руками
Рукоделие

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку