Дарья Евгеньевна Богарне |
Одна из самых экстравагантных биографий в семье герцогов Лейхтенбергских принадлежит Дарье Богарне. Родилась она 7 марта (19 марта по н.с.)(по другим данным 28 февраля) 1870 года в семье, которая была связана и с Наполеоном, и с Романовыми.
Отцом Дарьи был Евгений Максимилианович, герцог Лейхтенбергский и князь Романовский, который приходился внуком как Николаю I (по матери) так и Эжену (Евгению) Богарне, пасынку Наполеона.
(Герцог Лейхтенбергский Максимилиан после женитьбы не Великой княжне получил титул Императорского высочества, фамилию князей Романовских для потомков и вхождение своей семьи в состав Императорской.)
Матерью Дарьи была правнучка Кутузова Дарья Опочнина, которая умерла родами дочери. (Интересно, что вторым браком Евгений Максимилианович был женат на двоюродной сестре своей первой жены Зинаиде Скобелевой, сестре того самого знаменитого генерала Скобелева). Из-за неравнородности бака отца и матери Долли могла носить только титул графини Богарнэ.
Зинаида Богарнэ (Скобелева) в русском костюме.
Так что в знаменитых предках недостатка у Долли не было.
Училась во Франции (лицей в Париже) и Германии (гимназия в Карлсруэ). В 1893 году вышла замуж за князя Льва Михайловича Кочубея. В браке родились дети Евгений Львович (1874-1951), Елена Львовна (р.1898) и Наталья Львовна (р.1889, стала монахиней в Висбадене).
Но видимо, семейная жизнь не устраивала Долли: она продолжила свое обучение в 1905 году в Сорбонне. По туманным намекам самой Дарьи, отъезд был вынужденным из-за каких-то неприятных высказываний о царской семье. (Вторая жена отца Дарьи, Зинаида в девичестве Скобелева, считалась любовницей Великого князя Алексея Александровича, уж не с этим ли фактом были связаны "неприятные высказывания"?)
С мужем своим Дарья Евгеньевна разошлась в 1905 году, а в 1912 году встретила своего будущего второго супруга, морского офицера, барона Вольдемара фон Гревеница (1872-1916), который служил капитаном линейного коробля "Полтава". Графиня утверждала, что тот увидел ее в бинокль, когда плыл на своем корабле по Балтийскому морю, а на встречу шел корабль, на палубе которого стояла сама Долли. Решительный капитан тут же принял на борт графиню, а вскоре они обвенчались. Николай II хотел было наказть капитана за такой поступок, но узнав, кто пленил сердце моряка, лишь рассмеялся: "Они так довольно наказан!" Второе замужество графини продлилось всего два года, после чего супруги разъехались.
Во время Первой мировой войны Дарья Евгеньевна оканчивает курсы сестер милосердия и на свои средства организует санитарный отряд, с которым отправляется на австрийский фронт в 1917 году. По ее собственным заверениям Февральскую революцию графиня встретила с восторгом и даже приказала поднять над лазаретом красный флаг, Но вскоре полный развал в армии вынуждает Долли уехать в Германию и принять там баварское подданство.
Через год в самый разгар войны, в 1918 году Дарья Евгеньевна возвращается в Советскую Россию. Все, что случилось с нею после известно по косвенным свидетельствам и слухам.
Как потом она сама утверждала, причиной возвращения была командировка по линии Красного Креста. В России Долли оказалась в очень сложных условиях: опять такие по ее собственным словам, ее, замерзавшую, чуть ли не на улице подобрал австрийский подданий, некий Маркизетти (или Маркезетти). Личность примечательная - в 1918 году он приехал в Москву для участия в переговорах по заключению Брестского мира, а позже учавствовал в комиссии по улучшению условий для австро-венгерских военопленных.
Маркизетти стал третьим мужем Дарьи Евгеньевны, хотя эти отношения не афишировались. Более того, Долли сменила имя и фамилию и превратилась в Дору Евгеньевну Лейхтенберг. Вместе с мужем она работала в библиотеке издательства "Всемирная литература", а когда в 1924 году издательство прекратило свое существование и библиотека влилась в Государственную Публичную библиотеку, супруги благодаря знанию иностарнных языков, продолжили свою работу уже в ней. В 1927 году Лейхтенберг принимает гражданство СССР.
Жизнь Дарьи Евгеньевны в Советской России была весьма насыщенной. В особо тяжкое время она уезжала в Финляндию, где жила в доме Маннергейма. В России она хвасталась своим знакомством с Лениним и Троцким, а так же с другими видными большевиками. Причем утверждала, что встречалась с ними еще до революции за границей.
Многие сотрудники в библиотеке считали, что Дора Лейхтенберг служит ОГПУ и побаивались ее. Но в тоже самое время о ней ходило множество анекдотов, потому что графиня ни на секунду не забывала, кто она по рождению.
В 1929 году во время очередных чисток началась проверка отдела библиотеки, которым руководил Маркизетти. Дору вызвали в комиссию, а затем и временно уволили. Работу в библиотеке она возобновила в 1931 году, но через 6 лет последовало новое увольнение и арест. Бывшую графиню обвиняли в том, что она является агентом разведывательного отдела австрийского генерального штаба. По обвинению в принадлежности к "монархической террористической организации и за связь со шпионско-террористической группой германских политических эмигрантов, созданной гестапо" комиссия НКВД приговорила в октябре 1937года Дору Лейхтенберг к высшей мере. Расстреляли и ее супруга Маркизетти, формально сделав его в 1937 году гражданином СССР.
Реабилитировали Маркизетти в 1975 году посмертно, а саму Дарью Евгеньевну только в 1989.
В конце рассказа хочется привести три анекдота об этой женщине.
Как вспоминает одна из сотрудниц библиотеки издательства "Всемирная литература", Дора Лейхтенберг, величественная, статная дама в безукоризненном темном платье, с непередаваемой грацией разливала половником по тарелкам какую-то баланду для полуголодных сотрудников издательства.
Позже уже в публичной библиотеке: "Дама шевствовала, останавливалась перед столами, протягивала благоклонно руку как бы для поцелуя ( которую никто не целовал).. в ее речах на всех пяти языках вперемежку сверкали как самоцветы в драгоценной оправе имена и бабушки Марии Николаевны,и дедушки Максимилиана Лейхтенбергского, и дяди Великого князя имярек"...
Когда в 1929 году Дору вызвали на комиссию, следователь спросил у нее, почему бывшая графиня вернулась в РСФСР, Дора отвечала, что ей посоветовал так поступить в письме один знакомый. "Кто же он?" - интересовался следователь. "Ленин, слышали наверное, о таком?"- Следователь, естественно, ухмылялся и требовал показать письмо, на что Дора Евгеньевна мило вытаскивала письмо Ленина из сумочки.
Пара слов о потомках Дарьи Евгеньевны. Ее дети от первого брака уехали с отцом за границу после революции. Их потомки сейчас живут во Франции.
http://www.pushkin-book.ru/?id=233 (сведения о потомках)
Е. Пчелов. "Романовы. История Династии"
http://www.tkinter.smig.net/QueenMarie/index.htm ( Фотография Зинаиды Богарнэ)
Рубрики: | Дом Романовых |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |