-Рубрики

 -Всегда под рукой

hthttp://www.paulsadowski.com/BirthData.asp

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Любоначалия

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.08.2012
Записей: 3851
Комментариев: 756
Написано: 6118


Совершенствование навыков чтения

Среда, 19 Июня 2013 г. 23:44 + в цитатник
Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста
 
«Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открыва­ется перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и да­же раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над сло­вами».
В.А. Сухомлинский
 
Чтение — основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учить­ся. В ходе проведения игры и заниматель­ных упражнений можно прививать уча­щимся любовь к книге, формировать у них навыки осознанного чтения и умение са­мостоятельно работать с текстом.
 Чтобы учащиеся правильно читали с меньшей затратой сил и быстрее овладева­ли разными приемами чтения, совершен­ствовали навыки осознанного чтения, им даются определенные ориентиры, составля­ются «памятки», «правила».
 
Учись читать правильно
1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
3. При чтении будь внимательным к каждому слову.
4. Старайся понять, о чем читаешь.
5. Читай ежедневно вслух и про себя.
 
Чтение в темпе скороговорки
Урок лучше начинать с игровой размин­ки, т.е. с работы над постановкой дыхания и развитием четкости произношения. Скороговорки нужны для отработки правильной дикции. Они построены на сочетании похожих слов и звуков, которые трудно произносить друг за другом, всё время путаешься.
Технология работы: При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразитель­ности чтения, нельзя ставить одновре­менно две взаимоисключающие зада­чи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционно­го аппарата, поэтому требования к вы­разительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к чет­кости прочтения окончаний слов. Они не должны проглатываться учениками, а должны четко проговариваться.
 
 
Виды чтения:  
  • вслух  
  • жужжащее чтение (вполголоса) 
  • чтение с чётким проговариванием по слогам
  • целыми словами
  • шёпотом 
  • чтение в парах
  • по ролям  
  • «цепочкой»  
  • «про себя»  
  • за диктором 
  • за учителем
 
Ежеурочные пятиминутки («жужжащее» чтение) проводят в начале каждого урока. Во II классе время их сокращается до 2-3 минут. Эффективность обусловлена частотой тренировок.
Используются такие виды работы, как чтение трудных слов с доски или с последующим объяснением зна­ния этих слов; ролевое чтение, синхронное чтение «буксиром», когда один читает хорошо, а другой чуть похуже, второй слышит «образец чтения» и старается успевать за хорошо читающим.
Большую пользу приносит хоровое чтение. Здесь на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.
Начиная с I класса стоит завести с учениками тетради по чтению, где они будут выполнять творческие задания по изученным произведениям и делать рисунки к ним.
Во II—IV классах можно использо­вать зрительные диктанты по текстам И.Т. Федоренко.
 
Технология проведения зрительных дик­тантов: на доске пишут шесть предложе­ний и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и учащиеся в течение определенного времени читают его про себя, стара­ясь запомнить. Время экспозиции неболь­шое (от 4 до 7 секунд). По истечении време­ни учитель убирает предложение и предла­гает записать его в тетрадях. Особенность такова: если первое пред­ложение содержит всего 2 слова , 8 букв, то последнее предложение состоит уже из 14 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по 1-2 букве. Время работы со всеми 12 наборами сос­тавляет примерно два месяца. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если учащиеся не запоминают, что пи­сали, этот набор следует повторить. Когда предложения становятся длинными, набор повторяется 4-5 дней.
 
 
Основные правила проведения этой работы:
  • Ежедневность.
  • Чтение предложения происходит молча. 
  • Записи ведутся на листочках.  
  • Записи собираются, не проверяются и не возвращаются.  
  • Задания можно усложнять.
  • Повторение написания наборов предложений.
При такой ежедневной работе разви­вается оперативная память, школьники ус­ваивают смысл предложений, читать им ста­новится интересно, и поэтому процесс обу­чения идет гораздо быстрее и качественнее.
Для воспитания у детей зоркости к бук­венной стороне слова можно проводить тренировочные упражнения, начиная с буквенного периода.
 
 
Развитие и концентрация внимания
 
В таблице предложенных букв можно выполнять следующую работу: Все буквы «А» обведите в кружок; буквы «В» - в треугольник, буквы «С» - зачеркните крестиком; вычеркнуть вертикальной чертой буквы Х, Д, И, Е; вычеркнуть горизонтальной чертой буквы Н, К, Ф, Д и т.д. Время для выполнения задания определяет учитель (от 2 до 4 минут).
 
 
 Если падает осмысленность чтения, то следует усилить упражнения по пересказу. Если ученик устойчиво не увеличивает скорость чтения в течение двух месяцев, следует помочь ему преодолеть этот резо­нансный барьер, использовать многократ­ное чтение и стимулирование.
 
Метод стимулирования
1. Если ежемесячная прибавка скорости чтения меньше 8 слов в минуту, рекоменду­ется использовать для стимулирования са­мозамеры. Самозамеры. 3-4 минуты «жужжащего» чтения, за­тем подсчет результата.
2. Хорошие результаты дает чтение перед сном.
 
Методы повышения осмысления чтения.
Достигается упражнениями: пересказ, ответы на вопросы, составление вопросов к тексту.
 
Многократность чтения.
При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует зада­вать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же проме­жуток времени.
Первый раз текст читает учитель. После того как начало нового произведения прочитано учителем и осознано осмыслено учениками, предлагается начать чтение всем одновременно.
Второй раз ученики читают в течение 1 минуты, каждый из учеников отмеча­ет, до какого места успел прочитать.
Третий раз читают вновь, и каждый от­мечает, сколько слов прочел. Увеличение темпа чтения вызывает по­ложительные эмоции у учеников, им хочет­ся читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок.
 
Чтение в темпе скороговорки
При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения. Отрывок текста следует читать скороговоркой в течении нескольких минут, читать чётко, проговаривая окончания.
 
Как учить читать дома
 
Если ребёнок не любит читать: щадящее чтение. Если школьник не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.
Это такой режим, когда ребёнок прочитает одну – две строчки и после этого получает кратковременный отдых. Этот приём обучения можно рекомендовать родителям. Необходимо читать часто, но мало. Желательно чтение перед сном, чтобы ребёнок лег спать с думой о книге. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью. Еще двести лет назад говорилось: «Сту­дент, науками живущий, учи Псалтырь на сон грядущий!»
Важна не деятельность, а частота повторений. Важен эмоциональный эффект: книга – это интересно.
Такая работа помогает обеспечить устойчивое овладение учащимися навыком чтения, а значит, повышает у детей интерес к нему.
 


Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку