-Рубрики

 -Всегда под рукой

hthttp://www.paulsadowski.com/BirthData.asp

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Любоначалия

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.08.2012
Записей: 3851
Комментариев: 756
Написано: 6118


Музыка и живопись

Вторник, 12 Марта 2013 г. 21:53 + в цитатник
Цитата сообщения dharma2012 Музыка и Живопись. Семь цветов. Синий.

 Музыка и Живопись. Семь цветов. Синий. 

Н. К. Рёрих. «Заморские гости». 1901. Третьяковская галерея. Москва.

Н.К.Рерих. Заморские гости. 1901. Третьяковская галерея.

Синий цвет - один из трёх основных тонов цветового ряда ( красный, жёлтый, синий) и один из семи хроматических цветов. Один из любимых цветов в живописи, обладающий многообразной символикой. В отличие от голубого, предельно насыщенный, пространственный, глубокий цвет. В средневековой символике синий - цвет любви и верности, настраивающий на глубокие размышления, цвет молитвы, отрешенности, цвет таинственной "души мира".

Михаил Александрович Врубель

"Врубель и Рерих. Случайно написались эти два больших имени рядом. Но если вдуматься — рядом стоять им и подобает, несмотря на несоизмеримость их талантов, полнейшую противоположность личных черт и несходство жизненных путей... Врубель, страдалец порывистый и нежный, гордый до ребячества, страстный до безволия и разгула, гениальный до болезни, и — Рерих, баловень судьбы, уравновешенный до черствости, упорный, как хорошо слаженная машина, гениально здравомыслящий и добродетельный до абсолютного эгоизма!.. Врубель всегда горяч, пламенен, одержим любовью всеозаряющей, даже тогда, когда в припадках болезненной ненависти искажает судорожной злобой лик своего Демона. Рерих всегда холоден, неизменно, жутко нем даже тогда, когда хочет быть ласковым и осветить человеческим чувством каменную пустынность седых далей. Врубель — весь сверкающий, изломанный, мятущийся в поисках неутомимых, в грезах вихревых, в любви, взыскующей чуда, в созерцании зыбкости форм и красочных трепетов, весь в напряженном движении, зоркий, тончайший, ослепительный.

  
Врубель М.А. Демон.

Рерих — сумрачный или холодно-цветистый, странно спокойный, уверенно прокладывающий свой путь по дебрям неподвижным, среди скал приземистых и валунов, на берегах, где все застыло, где все из камня — и люди, и облака, и цветы, и боги... И тем не менее... Уж одно то, что их можно противополагать друг другу, мученика Врубеля, долго не признанного, до конца дней не понятого,

 распятого медленным распятием позорного недуга, и плодовитого, сразу прославленного удачника Рериха, даже в дни революции избравшего счастливый жребий и ныне блистающего в стране долларов, уж одно то, что это сопоставление не кажется неуместным, а как-то само собой напрашивается, доказывает, что есть нечто в творчестве обоих, на глубине какой-то, не на поверхности, роднящее их, сближающее и дающее право говорить о них одним языком. Оба они — потусторонние.

Кто еще из художников до такой степени не на земле земной, а где-то за тридевять царств от действительности, и притом так, будто сказка-то и есть вечная их родина — jenseits vom Guten und Bosen?

Это - круто налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок,
Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьев поединок.
Это - сладкий заглохший горох,
Это - слезы вселенной в лопатках,
Это - с пультов и флейт - Фигаро
Низвергается градом на грядку.
Все, что ночи так важно сыскать
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до садкан
На трепещущих мокрых ладонях.
Площе досок в воде - духота.
Небосвод завалился ольхою,
Этим звездам к лицу б хохотать,
Ан вселенная - место глухое.
-------------------------------
Борис Пастернак
 

  Оба они — горние и пещерные: волшебствуют на вершинах, для которых восходит и заходит не наше солнце, и в таинственных гротах, где мерцают самоцветные камни невиданных пород. С этих вершин открываются дали таких древних просторов, в этих гротах такое жуткое безмолвие... Если спросить Рериха, что он больше всего любит, он ответит: камни. Сказочным окаменением представляется мне мир Рериха, и краски его ложатся твердые, словно мозаика, и формы его не дышат, не зыблются, как все живое и преходящее, а незыблемо пребывают, уподобляясь очертаниями и гранями своими скалам и пещерным кремням. И в живописи Врубеля есть начало каменное. Разве не из хаоса чудовищных сталактитов возник его "Сидящий Демон", написанный еще в 1890 году" ... "Нечеловеческие, не дружные с естеством земным образы манили и терзали Врубеля, и язык красок, которым он воплощал эти образы, — сверкание волшебных минералов, переливы огненной стихии, затвердевшей в драгоценном камне. Недаром наука магов суеверно чтит природу камней, считая их обиталищем гениев; заклинательными формулами, обращенными к ним, наполнены фолианты герметистов и алхимиков. Искусство Врубеля возродило мудрость этих естествоиспытателей чуда. Он вещал о чудесном. Чтобы явить нам апостолов, Христа и плачущую над Его гробом Богоматерь, чтобы рассказать о красоте истерзанной падшего Духа, которым он всю жизнь бредил, он приносил из магических подземелий пригоршни небывалых кристаллов и с гор недосягаемых лучи довременного солнца "

Из прекрасной статьи Сергея Маковского "Врубель и Рерих".

Edward Robert Hughes - Night with her Train of Stars
Edward Robert Hughes
Twilight Fantasies, 1911 of artist Edward Robert Hughes, Angels, Fairies, Music, Pipe, Playing, Pre-raphaelites
Edward Robert Hughes 

СИНИЙ. Психосемантика. Символика.

Символика имеет огромное значение в истории искусства и развивается во времени вместе с культурой. Мировоззрение и мировосприятие средневекового человека отличаются от современных и обладают определенными особенностями, без знания которых невозможно полноценно воспринимать произведения живописи того времени. Смысловая структура символа многослойна и рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего, т.е. зрителя.

Сама структура символа направлена на то, чтобы погрузить каждое частное явление в стихию «первоначал» бытия и дать через это явление целостный образ. Если вещь позволяет, чтобы ее рассматривали, то символ и сам словно «смотрит» на нас. Смысл символа нельзя дешифровать простым усилием рассудка, в него надо «вжиться», а чтобы это сделать - символ необходимо знать.  

John White Alexandre
Madonna with the child EUR  — Беллини Джованни
Джованни Беллини. Мадонна с младенцем

 

Все живописцы прибегали к символике цвета красок, каждый цвет привносил своё значение и настроение. В иконографии
- Золотой - цвет, символизирующий сияние Божественной славы, в котором пребывают святые. Золотой фон иконы, нимбы святых, золотое сияние вокруг фигуры Христа, золотые одежды Спасителя и Богородицы - все это служит выражением святости и принадлежащих к миру вечных ценностей;
- Желтый или охра - цвет высшей власти ангелов, наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой;
- Белый - цвет символизирующий чистоту и непорочность, причастность к божественному миру. Белыми пишутся одежды Христа, например в композиции «Преображение», а также одежды праведников на иконах, изображающих Страшный Суд;
- Черный - цвет, символизирующий в одних случаях ад, максимальную удаленность от Бога, в других - знак печали и смирения;
- Голубой - цвет Богородицы, означал тоже чистоту и праведность;
- Синий - цвет величия, символизировал божественное, небесное, непостижимость тайны и глубину откровения;
- Красный - царский цвет, символ власти и могущества (плащ Михаила Архангела - предводителя небесного воинства и Святого Георгия - победителя змея); в других случаях мог быть символом искупительной крови, мученичества.

  Мадонна Литта, Леонардо
 Леонардо да Винчи. Мадонна Литта.

- Зеленый - символизировал вечную жизнь, вечное цветение, и цвет Духа Святого. 

Эмблематические сборники, издававшиеся на протяжении всего XVII века, являлись хорошим пособием в расшифровке картин. Те, кто был знаком с подобной литературой, не испытывали больших проблем в толковании картин, поскольку знали, что изображение часов ассоциировалось с понятием времени, музыкальной трубы или горна - со славой, античной скульптуры - с искусством. Драгоценные серебряные сосуды олицетворяли богатство. Белая лилия говорила о непорочности. Белая роза свидетельствовала о платонической любви, а красная роза - о плотской. Тюльпаны были символом быстро уходящей красоты, разведение этих цветов считалось одним из самых суетных и тщетных занятий. Увядший цветок намекал на исчезновение чувства, а чертополох связывали с понятием зла. Очень часто на полотнах встречается виноградная кисть, которая одновременно напоминала об искупительной жертве Спасителя за грехи человечества и свидетельствовала о наступлении осени; порхающая бабочка символизировала бессмертие души. Заморские экзотические раковины, предмет коллекционирования, намекали на неразумную трату денег.

Пейзажный жанр в изобразительном искусстве так же был пронизан философскими идеями, своеобразными метафорами и символами. Синий — цвет моря и неба. Василий Кандинский считал синий «цветом погружения».

Важное символическое значение в Древнем Египте имел голубой или синий цвет, соответствующий истине. В связи с этим особо ценился синий камень лазурит. Этот же цвет символизировал небо — жилище Ра (верховного Бога Солнца). В Северной Африке синий цвет на фасадах и ставнях отгоняет от домов злых духов. Кочевое племя туарегов носит исключительно синие одежды.  Это любимый цвет интерьеров ар деко и ампир. Александр Бенуа ввел в моду цвет «синий Бенуа». В Петербурге синий цвет в качестве фона

Карл Брюллов. Евангелист Марк.

для ампирной мебели признавался самым стильным и «правильным». Считается, что в синем интерьере лучше работается, так как синий цвет снижает давление и концентрирует внимание. В Древнем Китае голубой цвет символизировал небо. Он относится к элементу воды. Это спокойный, созерцательный и умиротворяющий цвет, обостряющий интуицию.

 

 

 image
Рерих Н.К. 1947

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Символы и  их значение в живописи.

Серия сообщений "Серебряный век":
Часть 1 - Психология. Поэзия. Коллективное бессознательное. Николай Гумилёв.
Часть 2 - Легенды серебряного века. Вертинский Александр
...
Часть 5 - Образы серебряного века.
Часть 6 - Музыка и Живопись. Семь цветов. Голубой.
Часть 7 - Музыка и Живопись. Семь цветов. Синий.

Серия сообщений "Всё о Гениальности!":
Часть 1 - Психология. Поэзия. Коллективное бессознательное. Николай Гумилёв.
Часть 2 - Тайны творчества гениев
...
Часть 43 - Музыка и Живопись. Семь цветов. Красный.
Часть 44 - Музыка и Живопись. Семь цветов. Белый.
Часть 45 - Музыка и Живопись. Семь цветов. Синий.

Серия сообщений "Музыка и Живопись, 3 часть.":
Часть 1 - Музыка и Живопись. 99. Maurice Ravel. Gustav Klimt.
Часть 2 - Музыка и Живопись. Семь цветов. Красный.
...
Часть 6 - Музыка и Живопись. Семь цветов. Зелёный.
Часть 7 - Музыка и Живопись. Семь цветов. Голубой.
Часть 8 - Музыка и Живопись. Семь цветов. Синий.

Серия сообщений "Музыка и Живопись. Цвет.":
Часть 1 - Музыка и Живопись. Семь цветов. Красный.
Часть 2 - Музыка и Живопись. Семь цветов. Белый.
...
Часть 5 - Музыка и Живопись. Семь цветов. Зелёный.
Часть 6 - Музыка и Живопись. Семь цветов. Голубой.
Часть 7 - Музыка и Живопись. Семь цветов. Синий.
Рубрики:  Музыка для души
Живопись

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку