Шаргород… Для большинства привыкших к роскоши и темпу больших городов туристов этот город никогда не войдет в список «Посетить!». Однако, существует и другое мнение. Любители провинциальных городков рассказывают, что Шаргороду удалось сберечь удивительную атмосферу середины XIX века.
Стоит ли Шаргород использованного на дорогу бензина или нет — вопрос сугубо индивидуальный. Возможно, представленное далее мнение об этом провинциальном городке убедит путешествующих по Винниччине туристов заглянуть и сюда.
Этот крошечный райцентр в Винницкой области - будто локальная машина времени , которая переносит посетителей в мир, который исчезает на наших глазах. Мир еврейских местечек Подолья и Галичины , каким он был на рубеже ХIХ и ХХ веков : с путаными кривыми улочками , плотной и скромной застройкой , с маленькими домиками , обросшими пристройками - и величественными храмовыми комплексами, которые так контрастируют с окружающей бедностью.
Храмовые комплексы , кстати , христианские - и это напоминает о вечной толерантности нашей земли. А уже упоминание о каком- никаком, но замке - наилучшая приманка для туристов всех времен.
От Винницы до Шаргорода - 60 километров, то есть чуть больше часа езды. Одноэтажные крохотные домишки здесь теснятся на извилистых улочках, сбегающих с горы. Главная улица ведет к Старому городу...
История города началась в 1383 году, когда литовский князь Витовт выдал грамоту Василию Карачевскому на основание на реке Мурашке поселения Княжеская Лука. В течение двух последующих веков поселение упоминалось под названием Карачева Пустынь и ничем особенным среди других городов Подолья не отличалось. Только в 1579 году в город вдохнули новую жизнь: польский король Стефан Баторий своим универсалом приказал великому канцлеру Яну Замойскому построить на мысе в междуречье Мурафы и Мурашки крепость.
Замойский был очень образованным человеком для своего времени. Он учился в Париже, Страсбурге, Падуе и имел большое влияние на польских королей. Для строительства своих резиденций он приглашал лучших итальянских зодчих. Строительство бастионного замка, начавшееся 28 мая 1585, велось под руководством итальянского военного архитектора Бернардо Морандо, который построил главную резиденцию Замойских - Замосць.
Замок и город назвали Шаргородом - в честь Флориана Шарого (Серого) - основателя и покровителя рода Замойских, а по совместительству еще и католического святого.
Небольшой, но солидный, замок был построен из массивного песчаника.
В 1656 году в Шаргороде побывал и оставил о нем воспоминания известный турецкий путешественник того времени Эвлия Челеби. Согласно Челеби, Шаргородский замок располагался на холме над рекой и имел цитадель с пятью бастионами. В арсенале укрепления была дальнобойная артиллерия. Также на его территории был построен небольшой трехэтажный дворец по итальянским образцам. Замковый детинец был окружен стенами, которые подпирали контрфорсы.
В 1588 году Шаргород получил Магдебургское право и разрешение проводить торги и ярмарки. Все купцы, проезжающие мимо, обязаны были на два дня выставлять для свободной продажи свои товары, а местным жителям разрешалось торговать с татарами, турками и молдаванами, соблюдая при этом правила безопасности, ведь большое скопление иностранцев могло представляет опасность для самого города. Одновременно с королевской привилегией все, кто селился в Шаргороде, освобождались на двадцать лет от всех налогов. Вместе с Магдебургским правом город получил герб, на котором св. Флориан держал в правой руке щит, где были изображены три скрещенных копья, а в левой - сосуд с водой, заливающий пожар.
После Яна Замойского город перешел к его сыну Томашу Замойскому, сандомирскому воеводе, а далее - к его дочери Анне Барваре, которая была замужем за Сандомирским воеводой Александром Конецпольским. От него Шаргород с окрестностями переходит к краковскому кастеляну Станиславу Конецпольскому.
С 1672 по 1699 годы Шаргородом, как и всем Подольем, владели турки. Они назвали Шаргород на свой манер - "Кучук-Стамбул" (Малый Стамбул). Это лишь подтверждало величие города в те времена.
После турецкого нашествия замок уже был очень поврежден. С тех пор его вяло пытались восстанавливать. В 1850 году Роман Сангушко приказал реставрировать крепость, чем предотвратил ее разрушения он местного населения, которое начало разбирать стены на собственные нужды. Остатки замка, которые располагаются во дворе районной прокуратуры, заросли густыми зарослями и их довольно трудно увидеть. С дороги в сторону Джурина просматривается лишь небольшая башенка.
Из замковых построек сохранились еще небольшие фрагменты замковых стен с контрфорсами и двухэтажный ренессансный жилой дом с амбразурами на чердачном этаже. Источники называют его единственной ренессансной замковой каменницей, сохранившейся на территории Украины. За свою четырехсотлетнюю историю она практически потеряла декоративные атрибуты средневековья и превратилась в жилой дом.
Одновременно с замком в 1595 году владелец города Ян Замойский заложил в Шаргороде костел в виде трехнефный базилики. Храм, освященный в честь Флориана Шарого, в 1791 году перестроен в стиле барокко.
Это – трехнефная базилика, сложенная из рваного известняка, оштукатуренная и побеленная. Фасад ее с довольно сдержанным декором и некоторой сухостью деталей имеет четкий запоминающийся силуэт – заостренные волнообразные очертания аттиков боковых нефов, повторенные в высоком среднем аттике, увенчанном небольшим полукруглым фронтоном с крестом.
Главный вход на территорию памятника решен в виде трехпролетной арки с барочным фронтоном, в тимпане которого в нише установлена фигура Христа.
Христос глядит на город, "и слово жаждет молвить нам, но не находит слов":
Во дворе - фонтан, изображающий Флориана Шарого
Скульптуры фонтана поражают...
Интерьер костёла обильно насыщен деталями, но все просто, все – на месте, освященное традициями. Цилиндрический свод с распалубками к окнам второго света сплошь покрыт великолепной орнаментальной росписью в духе «гротеск».
Предполагается, что роспись относится ко времени строительства костела, однако она могла быть подновлена и в 1717 году, когда костел реставрировался после долгих лет забвения.
Вероятно, еще позже выполнены из тонированного алебастра четырнадцать горельефов а рамах-порталах, посвященных теме «крестного пути» и помещениях на пилонах и в боковых нефах.
Они – словно иллюстрация к известному произведению для хора и органа Ф. Листа «Via Crucis» - «Четырнадцать остановок на крестном пути». Фигуры горельефов даны на живописном фоне.
Есть в костёле и столетний орган. В захристии находится древний портрет Яна Замойского с датами жизни и смерти.
А совсем рядом с костёлом находится Свято-Николаевский Шаргородский мужской монастырь и собор Николая Мирликийского
Николаевский монастырь перенесен сюда в 1747 году из Калиновки:
Обычно монастыри строились или на окраинах городов или в безлюдных местах, где густой лес или сложный ландшафт местности отделял монастырь от ближайших населённых пунктов и дополнительно защищал монастырские муры от непрошенных налётчиков. В Шаргороде монастырь находится точно посреди города, но учитывая уникальное расположение города между руслами двух рек, место его строительства выбрано не случайно.
Западная стена монастыря, обращенная к долине Мурафы, не сохранилась. За рекой - та самая Калиновка, откуда монастырь сюда и переехал:
В центре бывшего монастырского подворья, занявшего верхнее плато междуречья, высится видимый со всех мест Шаргорода и окрестных гор громадный собор Николая Мирликийского.
Крупное, проработанное крупными же деталями крестовокупольное здание с массивным четырехколонным портиком на главном фасаде, обращенном, вопреки канону, на юг, а не на запад, было заложено еще при базилианах, успевших поднять стены только до первых окон.
Завершено же строительство лишь в 1806-1818 годах, уже в православии. Монументальность собора резко контрастировала с мирской суетой шар городских обывателей, однако в каменной стене с башнями по углам и трехъярусной колокольней в центре, против главного фасада собора, возведенными в 1848 году, размещались лавки торговцев, вполне зримо сочетавшие святость обители с суетой мира сего.
К восточному крылу собора примыкает двухэтажный корпус келий с живописными крыльцами и лестницами. Поперек торца келий – длинное здание бурсы. Архитектура его проста, утилитарна и не лишена некоторого изящества.
Примечательно, что такие же портики из спаренных колонн, что и при входе в собор, устроены и в здании бурсы и во втором этаже корпуса келий, только пропорционально уменьшенные. Над порталом бурсы высится восьмерик, утративший, по-видимому, прежнее завершение. Отсюда и сегодня каждые полчаса раздается бой в два колокола старых монастырских курантов.
Гулкие коридоры, никак не выветривающийся «казенный дух», низкие крестовые своды и этот бой часов уносят в далекое прошлое...
Само слово бурса, так живо вызывающее в памяти известное произведение Н. Помяловского, звучит как синоним неумолимой жестокости, зубрежки, полуголодного, холодного существования бурсаков – суровой необходимости попытаться выбиться «в люди» в захолустном местечке.
В 1840-е годы здесь учился замечательный украинский поэт Степан Васильевич Руданский (1834-1873). Каким громадным зарядом жизнерадостности и здорового подольского юмора должен был обладать сын бедного сельского священника села Хомутинцы близ Винницы, чтобы восьмилетнее пребывание в этих жестких условиях не только не сломило, но и развило прекрасное дарование!
Несколько позже здесь учились выдающийся украинский писатель Михайло Коцюбинский (1864-1913) и замечательный украинский композитор, мастер украинского хорового искусства Николай Дмитриевич Леонтович (187701921), автор классического «Щедрика».»
В XX в. при установлении советской власти в Шаргороде, как и по всей Украине, было преследование христиан, а особенно католиков. Новая власть пыталась прекратить культовую деятельность Католической церкви, но благодаря крепкой вере местных католиков сделать этого не удалось. К сожалению, к монастырю судьба не была благосклонна, как к костелу. В 1937 году монастырь был закрыт. В послевоенные годы, с 1946 по 1963 годы, в его стенах был размещен сельскохозяйственный техникум. Затем, после закрытия техникума, были годы забвения, когда древние стены стояли пустыми и только местные мальчишки нарушали покой величественного сооружения. В начале 80-х годов прошлого века в помещении монастыря был размещен городской музей изобразительного искусства. Тогда на монументальных колоннах вместо старинных икон разместили портреты передовиков социалистического труда. Лишь в 1986 году была возобновлена работа монастыря. Сейчас это действующий Свято-Николаевский Шаргородский мужской монастырь.
Несколько лет назад при монастыре была создана школа звонарей. Ученики школы своим мастерством прославились далеко за рамки не только города, области, но и на просторах Украины.
В Шаргороде имеется ещё один уникальный памятник истории и архитектуры...
С предоставлением Шаргороду Магдебургского права в 1588 году в городе поселились евреи. Уже в следующем году они построили в городе синагогу в псевдомавританском стиле, которая составляла часть оборонительной системы города. Старейшая и, наверное, самая привлекательная синагога в Украине, она не имеет аналогов в Европе.
Древняя синагога представляет собой тяжелый каменный куб, который окружен низкими пристройками - помещения для женщин и школой-хедером для мальчиков. Стены фасадов завершены профилированным карнизом и увенчаны по периметру фигурным аттиком с башнями по углам. Оконные проемы утоплены в глубокие ниши. В толщине стены устроена лестница, ведущая на крышу. Зал разделен четырьмя опорными столбами на девять компартиментов, перекрытых сомкнутыми сводами. На столбах сохранились фрагменты декоративной лепки конца XVIII - начала XIX вв.
Во время турецкой оккупации 1672 - 1699 гг. синагога служила мечетью. Возможно, что в первой половине ХVIII в. в синагоге проповедовал цадик-чудотворец Баал Шем Тов. Сейчас божница расположена на территории местного винзавода. В ее помещении находится плодоовощной цех, а доступ внутрь закрыт.
Есть в Шаргороде и старинное еврейское кладбище. Тут хоронят, возможно, со времени возникновения еврейской общины. Сейчас кладбище тоже действующее.
Решением Винницкого областного Совета от 18 декабря 2007 Шаргородский историко-культурный центр духовности и согласия (Костел Святого Флориана XVIcт., Свято-Николаевский мужской монастырь XVIII-XIX вв., Синагога XVIII в.,), в числе нескольких других историко-культурных объектов, было признано победителем областного конкурса «Семь чудес Винниччины».
Вид на Шаргород
Как правило, я очень редко возвращаюсь в города, которые уже посещала по причине того, что есть еще много мест, которые хочется посмотреть, ибо сколько той жизни... Трудно объяснить, почему, но Шаргород - город, куда очень хочется возвращаться...