Мурованые Куриловцы достаточно известное местечко на юго-западе Винницкой области. Само местечко расположено на склонах реки Жван.
Рядом - и Буковина, и Молдова. Местность вокруг, особенно в направлении Буковины - очень живописная: дорога сначала круто спускается в долины рек, а поднимается настоящим горным серпантином.
Но не только прекрасными пейзажами селению, с таким загадочным названием как Мурованные Куриловцы, удаётся удивить пытливого путешественника...
Впервые в письменных источниках село упоминается в 1493 году, как маленькое поселение под названием Чуриловцы. Такое название село, вероятно, получило от имени первого поселенца - казака Чурила.
"Муроваными" Чуриловцы (Куриловцы) стали называться в XVI веке, когда владельцы городка, представители древнего украинского рода Чурилов (Курил) построили на склоне реки замок, вымурованный из местного известняка. Интересным является то, что строители замка не использовали раствор, а для лучшей стыковки камней укладывали их выступлением верхнего в углубление нижнего.
Остатки бастионного замка сохранены и сегодня. Лучше дошел до наших дней каменный эскарп XVI в. с северной, восточной и южной сторон, включающая подземные сводчатые казематы. Также с напольной западной стороны можно увидеть фундаменты и руины бывших замковых стен.
В конце XVIII века Муроваными Куриловцами владели польские магнаты Коссаковские. Хозяйка поместья, землевладелица Катарина Коссаковская, урожденная Потоцкая, была в оппозиции до последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского.
Екатерина Коссаковская
Дама была весьма деятельная, увлекающаяся. Она даже организовывала вооруженные выступления...
После раздела Польши она отказалась присягнуть на верность российской императрице Екатерине II, за что её имение было конфисковано российским правительством.
В 1795 году конфискованную у Екатерины Коссаковской усадьбу в Мурованных Куриловцах императрица подарила графу Станиславу Комару. Станислав Делфин Комар был совсем не чужим человеком семье Коссаковских — он был дальним родственником по женской линии Станиславу Коссаковскому, покойному мужу Екатерины Коссаковской.
Под конец своей жизни Станислав Комар стал владельцем огромных земельных угодий. Однако нигде в своих владениях Станислав не имел соответствующей своему богатству резиденции. После поиска наиболее красивого места, выбор пал на Мурованные Куриловцы.
Для своей резиденции Станислав Комар выбрал место над обрывом, на плато, где находились остатки старого оборонного замка — высокие стены остались с трех сторон, а с западной стороны — только остатки фундамента. Внутри сохранились помещения казематов, складов и т.д.
Кто был архитектором куриловского дворца, построенного в классическом стиле, неизвестно.
Первоначально выстроенный дворец Комара несколько отличался от того, что мы видим сейчас.
На этой старой картине видна разница в оформлении фасада. В области крыши она не была столь высокой как сейчас, а ризалиты были украшены фигурами (или вазами), которые были убраны при реконструкции дворца новым владельцем. Дворец был выполнен по интересной схеме — с главного фасада он был двухэтажным, а парковый фасад был уже трех, или даже четырех этажным! На рисунке 1820-года виден как раз парковый фасад.
Большой дворец, окруженный старым парком, иногда называли "подольским Версалем", возведенным в формах позднего классицизма.
Перед дворцом сохранился круглый фонтан.
Обойдем дворец. В небольшом заборе виден проход. Нам туда.
Лестница спускается вдоль стены бывшего замка, на котором покоится дворец. За ней виден один из угловых брустверов.
Бруствер.
Спустившись по лесенке, мы попадаем на площадку, где есть проход дальше и еще одна лестница… Туда позже. А пока — свернем налево
Тут взору открывается красивая широкая и длинная терраса, тянущаяся вдоль всего паркового фасада! Парковый фасад резиденции имеет четырехколонный портик ионического ордера, который держит треугольный фронтон. Главный въезд в усадьбу, который украшают обелиски, был с центральной улицы города.
Первый этаж, видимо, был техническим, низким. Он представляет собой галерею на квадратных столбиках, на которую выходят двери парадных комнат второго этажа. Небольшие квадратные колонны поддерживали также узкий балкон, тянущийся вдоль всего фасада.
На этой фотографии 1914 года балкон хорошо виден. Балкон когда-то имел ажурные перила и давал глубокую тень.
В центральном ризолите, между четырьмя ионическими колоннами были три порт-фенетр — окна — двери. Еще две двери были по обе стороны, между центральным и боковыми ризалитами. Они есть и сейчас.
Фасад со стороны парка фланкируют западный и восточный бастионы замка, которые образуют смотровые площадки, защищенные глухим парапетом.
Здесь мы видим и дворец и остатки замка, на котором он стоит.
Но вы помните об еще одной лестнице вниз? Нам пора туда!
Спустившись, мы попадаем к роскошной галерее-оранжерее, в которую были превращены стены бывшего замка, и которая придает парковому фасаду дворца ту самую четырехэтажность.
В оранжерее когда-то был зимний сад. На сводах ее перекрытий была устроена большая терраса, которая, якобы, составляет самый нижний этаж дворца. Оранжерея была переработана из замковой куртины, открытой в сторону реки.
Крышей оранжереи служит площадка, вымощенная большими прямоугольными плитами. Она подходит к массивным опорным столбам, несущим балкон, который протянулся вдоль всего паркового фасада резиденции. Ранее на террасе оранжереи было ограждение в виде каменной балюстрады с балясинами барочных форм, которая была демонтирована в 60-х годах прошлого века.
Известно, что во время, когда дворец принадлежал Комарам, на террасу выносилось множество вазонов с цветами, превращавшими ее в своеобразный сад.
Планирование интерьера дворца - анфиладное, с расположенными по центру вестибюлем и парадным залом. Стены парадного зала украшены пилястрами с коринфскими капителями Милетского типа. Зал был украшен панелями из искусственного мрамора и зеркалами в меж-оконных простенках. На второй этаж из вестибюля вели узкие полутемные крутые ступени, которые располагались вплотную к стене парадного зала.
На втором этаже был кабинет, стены которого были облицованы искусственным серым мрамором. В интерьере кабинета были и колонны дорического ордера с одноглавыми польскими орлами в капителях. Детская комната, оформленная в японском стиле, к сожалению, не сохранилась.
Дворец окружает огромный пейзажный парк, который был заложен еще в XVIII веке и располагался на обоих берегах реки Жван. Осмотрев дворец и верхнее плато, на котором он стоит, отправимся туда на прогулку.
В период строительства дворца парк реконструировал известный паркостроитель Дионисий Миклер. Он умело использовал ландшафт вокруг дворца с большими природными скалами, в которых проложил аллеи и создал каменные скамьи, сохранившиеся до наших дней.
По дороге попадаются оригинальные атрибуты прошлого — например этот столбик.
Парк и дворец разделяет ров.
Через него переброшен мостик, созданный в 1805 году одновременно со строительством дворца. Мост до сих пор эксплуатируется.
В нескольких десятках метров - еще один однопролетный мост-шлюз:
Первое что попадается в парке — это огромные валуны, мимо которых то и дело проходит главная парковая аллея
Внизу видна река…
Кроме дворца, остатков замка и парковой архитектуры в комплекс усадьбы в Мурованных Куриловцах входят конюшни и флигель. Есть предположение, что конюшни - это бывшее здание арсенала, которое появилось еще до строительства дворца графом Комаром. В 1930-е годы здесь действительно находился арсенал укрепленного района.
Приземистый дом имеет высокий фронтон с одним и двумя окнами по обе стороны двери, оформленными сандриками с небольшими женскими маскаронами. В тимпане фронтона, где располагался фуражный чердак, устроено большое пятиугольное окно.
Двухэтажный флигель был построен в первой четверти XIX века в стиле неоготики. Сначала на его углах на уровне верха карниза были каменные обелиски.
И еще несколько слов о дальнейшей истории имения. После смерти Станислава Комара во дворце проживала его дочь Дельфина - известная европейская красавица, которая была музой польского поэта Зигмунда Красинского. Композитор Шопен посвящал ей свои лучшие музыкальные произведения, а художник Делакруа воплотил ее образ в многочисленных картинах.
Дельфина Комар, в супружестве Потоцкая.
С 1867 года Мурованые Куриловцы были резиденцией известного военного и общественного деятеля, контрадмирала Николая Чихачева - участника русско-турецкой войны на Балканах и директора Русского общества пароходства и торговли на Черном и Азовском морях.
Николай Матвеевич Чихачев.
С приходом советской власти к 1928 году во дворце находился сельскохозяйственный техникум, а с 1958 года - средняя школа-интернат.
И еще один факт, который уже не касается имения. Рядом с Муроваными Куриловцами есть чудодейственный источник минеральной воды "Регина", названный так в честь дочери помещика Собанского, который в 1898 году приехал сюда из Петербурга на отдых. Регину вылечил родниковой водой местный пастух, а сам Собанский основал здесь производство и розлив в бутылки минеральной воды, целебные свойства которой подтвердили медики. Это источник действует и поныне.