У каждого дома есть свой запах, но сегодня интерьерные ароматы создают и для офисов, магазинов, отелей… Почему это так популярно?
«Пожалуй, самый волнующий запах моего детства обитал в бабушкиной шкатулке, – вспоминает 37-летняя Яна. – В ней вместе с ее украшениями и шелковистой, старой, совсем «ручной» на ощупь колодой карт жил граненый флакончик духов: в этом запахе и была тайна. А недавно, в отпуске, я буквально «наткнулась» на него в какой-то сувенирной лавчонке – и провела чуть ли не час, нюхая, пробуя, пытаясь найти его источник. У меня уже начала кружиться голова, когда мой нос уткнулся… в стену. Продавщица недоумевала: «Эти духи так никто и не купил, мы на обои ими капаем – просто чтобы добро не пропадало!» Я выпросила себе этот полупустой флакончик и теперь – не часто, иногда – кладу его на тумбочку у кровати. Чтобы вернуть себе то тихое ощущение счастья».
Память наших эмоций
«Любой запах сам по себе не плох и не хорош, – напоминает нейрофизиолог Патрик Мак Леод (Patrick Mac Leod), президент французского Института вкуса. – Интерпретацию ему дает наш мозг, присваивая запаху некое качественное определение в зависимости от нашего жизненного опыта. Например, если аромат оказался у нас связан с чувством к какому-то человеку, то он навсегда запечатлеется в нашей памяти». Однако некоторые запахи cпособны волновать нас больше, чем другие, уточняет профессор парфюмерии Роже Дав (Roja Dove): «Мы только начинаем подходить к пониманию механизмов таких реакций, но очевидно, что они есть. И их даже используют: нередко супермаркеты благоухают свежевыпеченным хлебом (хотя и не имеют собственных пекарен), потому что этот запах увеличивает продажи – как и аромат арбуза или огурца. А на некоторых станциях метро администрация парижской подземки пробовала распылять успокаивающие ароматы, чтобы снизить накал эмоций в часы пик. Определенные запахи способны вызвать у нас яркие ассоциации и ощущения, связанные, например, с теплом материнской заботы, вольным ветром странствий или счастливой легкостью детства…»
Невидимый интерьер
Сама идея создания ароматов с особыми свойствами соблазняет многих. Так, в 1990-х годах американец Алан Хирш в своих книгах популяризировал «аромадиеты»: они обещали страждущим отбить у них аппетит и избавить от лишнего веса*. Но если эту историю можно отнести скорее к разряду курьезов, то в Японии исследователи института Shiseido не так давно сделали первую и вполне серьезную попытку создать специальные ароматы для офисов – чтобы повысить производительность труда и точность работы сотрудников. Другая их разработка – вечерние ароматы для дома, которые помогут расслабиться, выспаться и эффективно снять стресс**.
В отделах постельного белья больших магазинов – вроде московского ЦУМа или парижского Printemps – сегодня используют особые духи, которые можно не только ощутить в зале, но и купить для собственной спальни: Eau de Lit от Guerlain или Linen Spray от Jo Malone. С помощью изысканных медальонов от Diptyque легко парфюмировать бельевой шкаф или же самостоятельно воссоздать дома аромат розовой, лавандовой воды или флердоранжа, выбрав флакон из коллекции L'Occitane и распылив его на тело, на белье и постель, на визитки и конверты…
О собственном, неповторимом духе заботятся и сети престижных отелей. «Одни ароматы призваны создать атмосферу близости и уединенности, другие добавляют нотку поэзии, – рассказывает Жоффре Можен (Geoffray Maugin), вице-президент группы Sofitel Luxury Hotels, подписавшей контракт о сотрудничестве с парфюмерами марки L'Artisan Parfumeur. – Всего у нас 12 интерьерных духов. Среди них, например, «Чай и хлеб со специями», «Инжирный интерьер», «Янтарь», «Остров бурбонов», «Восточный лес». Каждый рассказывает свою историю, создает настроение, пробуждает воспоминания или становится частью новых».
«Сегодняшняя невероятная популярность интерьерных ароматов вполне объяснима, – заключает Мари Дюмон (Marie Dumont), эксперт L'Artisan Parfumeur. – В современных квартирах более не витают согревающие душу запахи родного очага, как это было в жилищах наших предков. Зато с этой задачей прекрасно справится ароматизатор, наполненный драгоценным маслом, или же подвесная гирлянда пахучих саше».
* A. Hirsch «Scentsational Weight Loss: At Last a New Easy Natural Way to Control Your Appetite» (Element Books, 1997).
** Shiseido's Corporate Social Responsibility Back Issues, 2009, 2010.
http://www.psychologies.ru/wellbeing/harmony/_article/osobaya-atmosfera/