-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Свободная_Молдова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.08.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 879

Выбрана рубрика Сражения, битвы.


Другие рубрики в этом дневнике: Экономика(11), Шпиономания(12), Холокост(7), ФНС(2), учебники истории румын(11), унионизм(44), уезды(1), Траян Бэсеску(6), Транснистрия(1), Тоталитаризм(22), Таможенный Союз(9), СШП(24), Спорт(3), Светская хроника(6), Русский язык(35), румыны(9), Румынский язык(23), румыния(31), римляне(1), Республика Молдова(39), Реваншизм(6), Происшествия(6), Природа(4), Примитивный румынизм(8), Приднестровье(13), Праздники(8), Православие(5), права потребителя(2), Полицейское государство(13), Политология(9), Политики(0), Патриоты Молдовы(9), Партии, организации(3), паранойя(1), один народ(3), Обыкновенный фашизм(70), Образование, школа(38), Оазу Нантой(2), Николай Тимофти(22), Николае Дабижа(2), национализм(12), Население (5), Названия улиц(2), Музыка, песни, танцы(3), Молдавский язык(15), Молдаване(9), Михай Годя(7), Михай Гимпу(45), Михай Волонтир(1), Мирча Снегур(2), Миллионеры(1), Медицина(21), марши унионистов(43), Мариан Лупу(6), Корина Фусу(2), Константин Тэнасе(6), квази-румыны(4), история успеха(7), История(26), Ион Варта(1), Ион Антонеску(11), Интеллигенция(7), Издевательства(50), Игорь Кашу(1), Законы и запреты(6), Евроинтеграция(14), Евгений Дога(3), Доходы и расходы(38), Дорин Киртоакэ(17), Документы(3), Димитрий Кантемир(4), Джон Оноже(5), Демократия(4), Дан Балан(1), Григоре Виеру(1), Гражданское неповиновение(1), Гражданский Конгресс(2), государственный язык(15), Города(3), Голодомор(5), Геральдика(2), География(1), Гагаузия(14), Вячеслав Стэвилэ(9), Войны, конфликты(7), Война с памятниками(10), Война памятников(4), Владимир Плахотнюк(4), Влад Филат(7), Виталия Павличенко(3), Виталий Маринуца(6), Виктор Шелин(8), Виктор Кравченко(11), Взгляд из-за бугра(10), великая румыния(16), Василий Бумаков(2), Валериу Мунтяну(7), Валентина Булига(2), Борьба с фашизмом(13), Борьба с неофашизмом(41), Бомба унионизма(1), Биографии(7), Бессарабия(15), Археология(1), антиунионизм(6), Анна Гуцу(31), Анатолий Шалару(2), 9 мая(21), 7 апреля 2009(6), 1812(7)
Комментарии (0)

Кто проиграл Сталинград?

Дневник

Воскресенье, 03 Февраля 2013 г. 23:55 + в цитатник
Есть события, интерес к которым не исчезает с годами. Завершившееся шестьдесят лет назад, 2 февраля 1943 года, сражение на Волге – из их числа. До сих пор о нем снимают фильмы (не всегда, правда, удачные – вспомним недавнюю голливудскую ленту «Враг у ворот»). Наше представление о Сталинграде давно сформировалось. И вряд ли после таких книг, как «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова и «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана, оно может принципиально измениться.

А как немцы расценивали свое крупнейшее поражение?

Прежде всего – винили румынских союзников. При штурме Сталинграда роли в гитлеровском лагере распределились следующим образом: немецкая 6-я армия воюет в городе, румынские 3-я и 4-я армии прикрывают фланги в степях.


Кобыла Мадемуазель и капитан Попеску


Надо сказать, что в России прекрасно знали, что собой представляет румынская армия и как союзник, и как противник. Первое знакомство состоялось в 1877 – 1878 годах, во время войны за освобождение Болгарии. Румынские офицеры до глубины души потрясли своих тогдашних российских союзников тем, что употребляли пудру и носили корсеты. Мысль, что офицер может выглядеть подобно барышне на выданье, просто не укладывалась в сознании скобелевских ветеранов.

Летом 1940 года, когда Красная Армия двинулась присоединять к СССР Бессарабию и Северную Буковину, советские командиры смогли по достоинству оценить румынское воинство. Маршал артиллерии Николай Воронов, участвовавший в этом походе, вспоминал: «На следующий день на одном из перекрестков я встретил легковую автомашину с двумя румынскими офицерами и переводчиком. Они подошли ко мне и высказали упрек: наши войска движутся слишком быстро. Впервые в жизни мне встретились королевские офицеры-щеголи с подведенными бровями и ресницами, напудренными и подкрашенными лицами, а у одного из них была даже черная мушка на щеке. Персонажи из оперетты, да и только!»

Военные способности офицеров с подведенными бровями были столь же опереточными: «Начальник артиллерии группы войск на этом направлении генерал Н. В. Гавриленко и другие артиллеристы старались убедить меня в наличии большого количества долговременных огневых точек на оборонительных рубежах Румынии. Товарищи настолько верили в это, что я с трудом мог удержаться от смеха. Вот к чему может привести плохое знание экономических возможностей противника. Экономика королевской Румынии никогда не осилила бы сложное и дорогостоящее оборонное строительство, о котором говорили мне товарищи.

Я показал несколько мест на границе, где рядами стояли убогие деревянные надолбы. Доты и дзоты не могли, конечно, сочетаться с распиленными, не очень толстыми бревнами, небрежно воткнутыми около дороги. Мои доводы, кажется, убедили артиллерийских начальников, они стали реальнее смотреть на оборонительные сооружения румын».

«Ни шагу назад!» – этот приказ доводили до советских бойцов политработники. В результате контрнаступления были уничтожены две немецкие, две румынские и итальянская армии. Попали в плен многие вражеские генералы
На немцев румынские офицеры производили не менее сильное впечатление, чем на русских. Вот как командир немецкого саперного батальона Гельмут Вельц вспоминал о «сталинградских» румынах: «На следующее утро передо мной стоят два джентльмена в высоких зимних румынских шапках. Это командиры двух подчиненных мне румынских рот. Их окутывает целое облако одеколона. Несмотря на усы, выглядят они довольно бабисто. Черты их загорелых лиц с пухлыми бритыми щеками расплывчаты. Мундиры аккуратненькие и напоминают не то о зимнем спорте, не то о файв-о-клоке или Пикадилли: покрой безупречен, сидят как влитые, сразу видно, что шили их модные бухарестские портные. Поверх мундиров овчинные шубы.

Через несколько минут спускаемся по склону обрыва и вот уже стоим среди румын. Кругом как тени шныряют исхудалые солдаты – обессиленные, усталые, небритые, заросшие грязью. Мундиры изношенные, шинели тоже. Повязки на головах, ногах и руках встречаются нам на каждом шагу – лицо доктора выражает отчаяние. Повсюду, несмотря на явную физическую слабость, работают, строят жилые блиндажи, звенят пилы, взлетают топоры. Другие рубят дрова: их потребуется много, чтобы нагреть выкопанные в промерзшей земле ямы и растопить лед на стенах. Сворачиваем за угол, и я останавливаюсь как вкопанный. Глазам своим не верю: передо мной тщательно встроенная, защищенная с боков от ветра дощатыми стенами дымящаяся полевая кухня, а наверху, закатав рукава по локоть, восседает сам капитан Попеску и в поте лица своего скалкой помешивает суп. От элегантности, поразившей меня утром, нет и следа. Только щекастое лицо осталось прежним – впрочем, это и не удивительно, когда можешь залезать в солдатские котелки. Попеску так увлекся поварской деятельностью, что замечает нас, только когда мы подходим вплотную к котлу. Он спрыгивает на снег, вытирает руки о рабочие брюки и объясняет свое странное поведение: «Приходится браться самому. В такое время никого к жратве близко подпускать нельзя...»

Но окончательно Вельц понял, кого военная судьба послала ему в подчиненные, после того как узнал об одной интересной причуде Попеску.

«Румынским крестьянским парням нет ни минуты покоя, они заняты с утра до ночи. Они не только должны обслужить и ублажить своих командиров роты и взводов, но раздобыть для них самые немыслимые вещи, чтобы создать в офицерских блиндажах уют. Больше того, целые взводы заняты делом, до которого не додумается обыкновенный смертный.

Попеску – старый наездник-спортсмен, а потому не может разлучиться со своей скаковой кобылой Мадемуазель. Он ведет ее с собой в обозе с позиции на позицию, из Румынии на Дон, а с Дона к нам. Где бы ни находилась его рота, благородное животное должно питаться, причем получше, чем рядовой его роты. Сегодня 40 солдат заняты постройкой специальной конюшни для любимицы капитана. В ней просторнее и теплее, чем в любом убежище для солдат. Там стоит кобыла, такая же усталая и исхудавшая, как и любое живое существо в котле, но с нее ни днем ни ночью не спускает глаз специальный конюх, который обязан смотреть, чтобы с любимицей командира ничего не случилось».

Уберечь Мадемуазель Попеску не смог – ее съели его изголодавшиеся солдаты.


Удар по слабому звену


Невозможно понять: как мог Гитлер доверить защиту флангов решающей операции 1942 года армии, которой руководили «капитаны попеску»? Так или иначе, он это сделал. И командование Красной Армии не упустило открывшихся перед ним возможностей.

13 сентября Жуков и Василевский представили Сталину план дальнейших действий советских войск под Сталинградом. Предполагалось отказаться от попыток немедленно пробиться на помощь сражающимся в городе войскам 62-й армии генерала Чуйкова и копить резервы для организации глубокого удара с флангов и полного окружения немецких войск в Сталинграде. Наиболее привлекательной стороной этого варианта было то, что прорывать предстояло не немецкую, а румынскую оборону. Опыт, накопленный в боях под Одессой и Севастополем, показывал, что такой способ действий сулит наибольшие шансы на успех.

Вину за поражение под Сталинградом Гитлер возлагал на диктатора Румынии Йона Антонеску
19 ноября этот план, не без колебаний принятый Сталиным, начал осуществляться. Операция, получившая название «Уран», стала одной из самых блестящих в истории Красной Армии. Идея Жукова и Василевского ударом по румынам окружить немцев полностью себя оправдала. Румынская оборона была быстро прорвана, немногочисленные немецкие резервы, отчаянно пытающиеся спасти положение, уже ничего не могли изменить.

«Массы людей в коричневой форме – это русские? Нет, румыны! Некоторые из них даже бросают винтовки, чтобы бежать быстрее. Какое позорное зрелище! Мы готовимся к самому худшему. Мы пролетаем над колонной бегущих к северу, потом над артиллерийскими позициями. Пушки брошены, но не выведены из строя. Рядом лежат снаряды. Мы пролетаем еще какое-то расстояние и видим советские войска. Они обнаруживают, что румынские позиции перед ними никто не защищает. Мы сбрасываем бомбы, стреляем из пушек и пулеметов – но что толку, если никто не оказывает сопротивления на земле... На обратном пути мы вновь видим бегущих румын. Им повезло, что у меня кончились боеприпасы и нечем остановить их трусливый бег». Так знаменитый немецкий ас Ганс Рудель описывал события 19 ноября.

23 ноября, Красная Армия захватила город Калач и замкнула кольцо окружения вокруг армии генерала Паулюса. Началась мучительная агония немецких войск, затянувшаяся до 2 февраля 1943 года. Не прошло и ста часов с начала наступления, а ситуация на Восточном фронте радикально изменилась. Обещание Сталина: «Будет и на нашей улице праздник», прозвучавшее в речи 7 ноября, было выполнено.

А в это время немцы выясняли отношения с союзниками. Историк Энтони Бивор в своей книге «Сталинград» так описал германо-румынское разбирательство: «В бункере Гитлера маршалу Антонеску, самому преданному союзнику вермахта, пришлось выслушать гневную тираду фюрера, считавшего, что именно румынские части виноваты в катастрофе. К чести Антонеску, следует заметить, что он ответил Гитлеру тем же. Накричавшись всласть, диктаторы помирились. Однако их примирение никоим образом не отразилось на подчиненных им войсках. Румынские офицеры негодовали, что немцы пропустили все их призывы и предупреждения мимо ушей. Командование вермахта, в свою очередь, обвиняло румын, что те, показав противнику спину, навлекли на них беду. Неприглядные стычки и даже драки между отдельными группами случались повсеместно. После перебранки с Антонеску даже Гитлер вынужден был признать необходимость восстановления хороших отношений с союзниками. Был издан приказ, предписывающий «пресекать любые проявления критики действий румынских офицеров».

Но никакие приказы уже не могли заставить немецких солдат и офицеров с уважением относиться к тем, чью трусость они считали главной причиной своего разгрома.

На самом деле таких причин было больше.
Читать далее...

Серия сообщений "Борьба с фашизмом":
Часть 1 - Ясско-Кишинёвская операция
Часть 2 - Тень маршала по-прежнему с нами...
Часть 3 - Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма
Часть 4 - Антонио Грамши – “я ненавижу равнодушных”.
Часть 5 - Кто проиграл Сталинград?
Часть 6 - Атака на Сороки. Как это было
Часть 7 - 24 марта 1944 года Каменский район был освобожден от немецко-румынских захватчиков
...
Часть 11 - Кавалеры Ордена «Победа»
Часть 12 - Состоялось ли наказание румынских военных преступников?
Часть 13 - Муся Пинкензон

Рубрики:  Обыкновенный фашизм
Сражения, битвы

Метки:  
Комментарии (0)

Битва при Обертыне

Дневник

Среда, 22 Августа 2012 г. 23:30 + в цитатник
Битва при Обертыне состоялась 22 августа 1531 года между войсками молдавского князя Петра Рареша и польского короля Сигизмунда Старого. Битва была у города Обертын, севернее реки Днестр. Сражение окончилось польской победой и окончательным завоеванием Покутья.

Предыстория

В 1490 году Стефан III Великий присоединил к своим владениям Покутье, ранее принадлежавшее польской короне. Эта агрессия была поддержана королевством Венгрия. После смерти Стефана, провинция была отвоёвана поляками. В период между 1529 и 1530 годами молдаване повторили вторжение, но к этому времени Молдавия стала вассалом Османской империи. Польский король Сигизмунд Старый отправил султану Сулейману Великолепному письмо, в котором просил помочь в решении этого конфликта. Ответ обескуражил поляков: их войска могут сражаться с молдаванами на спорной земле, но появление воина Польши в самой Молдавии станет началом войны с Турцией. Такой поворот был невыгоден Сигизмунду из-за высокой мобильности его противника.

Подготовка к сражению

Войско поляков возглавил великий гетман коронный Ян Амор Тарновский, и парламент поднял налоги на крепостных для найма на службу наёмного войска. Тарновскому дали 4800 всадников, 1200 пехотинцев, 12 пушек и гуляй-город. Войско закрепилось в городе Обертын, находившемся на реке Днестр.

С 3 по 5 июня гетман отправил 1000 всадников, вытеснивших молдаван из этого регионa, после чего возвратишихся назад. После этого он оставил 100 пехотинцев для охраны города Гвоздец, бывшего в нескольких километрах от Обертына. В период с 6 июня по 18 июля, Пётр Рареш отправил к Гвоздецу 6000 кавалерии, и начал его осаду. польская армия направилась туда. С 18 по 21 июля молдаване выставили 20 000 всадников, 50 пушек и некоторое количество пехоты против недавно перегруппированной 6000-ной польской армии (в её состав входили крылатые гусары, сыгравшие важную роль в дальнейшей битве). Тарновский оставил пехоту в Гвоздице, и отступил к северу от Обертына, на укреплённые лесные позиции вместе со своим гуляй-городом. Артиллерия была расположена на трёх позициях нового лагеря, часть пехоты была в вагонах, а оставшаяся часть войска — в центре лагеря.

22 августа молдаване отправили лёгких кавалеристов в атаку на табор, но атака была отбита пехотой. Артиллерийский огонь по лагерю не дал результатов, тем более польские пушки нанесли молдавским артиллеристам серьёзный урон. Треть польской кавалерии успешно атаковала левый фланг врага, и заставила Рареша укрепить его, также он отправил пехоту на защиту правого фланга и дороги на Обертын. Оставшиеся польские кавалеристы атаковали этот фланг и разгромили его, понеся урон от оставшейся артиллерии. Финальная атака заставила Петра отступить. Он потерял 7000 всадников, 1000 пехотинцев и весь артиллерийский парк, а поляки — всего 256 воинов.

Последствия

В 1538 году войска султана и поляков заставили Петра покинуть Молдавию, и страна окончательно попала под власть Османской империи. После этого власть над Покутье оставалась в руках Польши.

Источник: wikipedia

Серия сообщений "Войны, конфликты":
Часть 1 - Немцу – курочку, румыну – яичко
Часть 2 - Битва при Обертыне
Часть 3 - Поход на Гагаузию
Часть 4 - Приднестровский конфликт
Часть 5 - Румынская интервенция и оккупация Молдавской Демократической республики
Часть 6 - Село Парканы
Часть 7 - Нацистско - фашистская Европа

Рубрики:  Сражения, битвы

Метки:  

 Страницы: [1]