Реинкарнация – сладкое слово для тех, кто не желает умирать навсегда. Так хочется верить, что после смерти будет новая жизнь. Пусть и в качестве букашки – бабочки, божьей коровки, богомола или палочника. Главное – быть! А при следующем воплощении, если повезет, стать кем-то другим, но обязательно счастливым. Христианская религия это отвергает, но некоторые восточные и западные верования утверждают: это возможно!
Понятие реинкарнации
Слово «реинкарнация» пришло к нам из латинского языка и означает «повторное воплощение». Было подобное понятие и у древних греков, только называлось это метемпсихоз – «переселение душ». Суть данного явления в том, что после физической смерти душа продолжает свой путь в новом воплощении, сохраняя при этом часть памяти о том, что происходило с существом в прошлой жизни.
Правда, не во всех верованиях считается, что «душа все помнит» – некоторые из них утверждают, что дорога к накопленным ранее знаниям открыта только избранным. Так дело обстоит, например, в каббале.
В отдельных же теософских традициях принято считать, что «путь сансары» – это не просто переход части «Я» из одного тела в другое, а череда поступательных кармических событий, которые в результате приводят к нирване, мокше или к слиянию с мировым порядком. То есть к возможности больше не появляться на земле в телесной оболочке, а достигнуть вечного блаженства в некоем унифицированном раю.
Сейчас уже сложно сказать, кто и когда впервые начал использовать в своих верованиях представления о данном явлении. В нашей стране термин «реинкарнация» в основном связывают с индуизмом и буддизмом. Но по некоторым источникам «путь воплощений» еще раньше появился в африканских племенах, у североамериканских индейцев и у эскимосов. Там в переселение душ верили те, кто исповедовал тотемизм, то есть поклонялся тотему – как божеству и родовому знаку.
Во многих подобных племенах считалось, а в некоторых и сейчас считается, что в младенца вселяется душа умершего деда. Особо удачливыми и счастливыми называли детей, которые рождались практически сразу после смерти своего предка.
Высшим же проявлением реинкарнации в тотемизме слыло событие, когда после физической кончины шамана или великого воина (или охотника) рядом с поселением появлялось то животное, которое являлось тотемом племени. Это говорило о том, что душа покойного нашла свое истинное, божественное воплощение, а само животное пришло для того, чтобы охранять поселение и его жителей от всяких бед.
В зависимости от основных догм того или иного верования, считается, что реинкарнировать может либо только душа человека, либо часть сущности людей и животных, либо вообще все сущее, включая насекомых и растений.
С ключевыми же постулатами тех или иных учений и религий связан и сам путь воплощений. Так, например, в индуизме и буддизме есть понятие «сансары» – круговорота рождения и смерти, во время которого душа человека может вселяться как в тело новорожденного младенца, так и в тела животных и насекомых, а в высшем проявлении – в богов.
Во многих же других верованиях считается, что «воплощающийся дух» входит только в людей, и чем праведнее была прошлая жизнь, тем счастливее, спокойнее и богаче будет последующее существование.
Существуют и другие теософские различия понятия «реинкарнация»:
- Место нахождения души до рождения и после смерти (небытие, Небо – как обитель высших существ, макрокосмос и т.д.);
- Число воплощений (от 2 до бесконечности);
- Время, которое проходит между кончиной физического тела и новым «пристанищем» души (от нескольких мгновений до бесконечности);
- Зависимость или независимость от кармы и кармического долга. В первом случае: был хорошим – возродишься успешным человеком, плохим – появишься на свет, например, животным. Во втором случае: реинкарнация – эволюция духовного становления сущности, поэтому каждое следующее воплощение – очередной этап, приближающий человека к вечному блаженству; и т.д.
Индуизм
В индуизме понятие «переселение душ» (на санскрите оно называется «пунарджанма») является одним из основополагающих. Реинкарнация считается естественным путем души в ее стремлении выйти из замкнутого круга кармы. Проще говоря, пока человек находит удовольствие в телесных наслаждениях, он снова и
снова появляется на земле в различных воплощениях.
Это продолжается до тех пор, пока его душа не начинает стремиться к чему-то большему. Тогда человек пересматривает свои первейшие жизненные ценности и ищет уже не плотские, а духовные наслаждения, то есть высшие формы достижения счастья.
На первое место выходят потребности не тела, которое бренно, а духа, который бессмертен. Исчезновение материальных желаний разрывает круг сансары и приводит к мокше (освобождению от необходимости переживать новые воплощения).
Прослеживается понятие реинкарнации и в таких учениях и направлениях, вышедших из индуизма, как сикхизм, джайнизм и других. Правда, в каждом из этих философских учений и верований свое отношение к переселению душ, так же как и цели, и методы выхода из круга сансары.
Буддизм
В буддизме и его школах, как и в индуизме, есть понятие сансары (самсары), которая являет собой круговорот рождения и смерти, заключенный в шести мирах. Считается, что ум существа, покинувший материальную оболочку, в зависимости от кармического «наследия», ищет себе новое тело.
Так, ум может переродиться в одном из миров – адских существ, голодных духов (прет), животных, людей или богов. Считается, что только получив «драгоценное человеческое рождение», есть возможность практиковать учение, чтобы вырваться из колеса сансары и достигнуть освобождения или просветления (состояния Будды).
Иудаизм
В иудаизме нет однозначного взгляда на реинкарнацию. Она признана в ортодоксальном иудаизме, в каббале, в фарисействе. Но и в этих направлениях взгляды на переселение душ различаются.
Так, например, фарисеи считали, что новое воплощение доступно только праведникам, ибо они получают следующую жизнь в награду за свое предыдущее существование, а остальные обречены на вечные муки.
В каббале же считается, что душа переходит из одного тела в другое, накапливая многовековой опыт. Есть два состояния души как части человека – физическое (при телесной жизни) и метафизическое (в перерывах между воплощениями). И при этом некоторые каббалисты утверждают, что душа не всегда вселяется именно в человека, она может существовать и в животном, и в других формах жизни. Также есть мнение, что душа воплощается до тех пор, пока не выполнит свою «персональную миссию».
Согласно ортодоксальному иудаизму, вселение души в новое тело происходит не в момент рождения, как это принято считать практически во всех других верованиях, а еще в процессе развития эмбриона. Кроме того, молитвенники данного религиозного направления содержат молитвы, в которых испрашивается прощение за грехи, совершенные не только в этой жизни, но и в прошлых воплощениях.
Даосизм
В этом традиционном китайском учении реинкарнация – путь к совершенству, череда воплощений, венцом которых становится полное и окончательное слияние с мировым порядком Дао. Согласно даосизму, после смерти человека душа растворяется в макрокосмосе до следующего воплощения или до окончательного «прощения». Это в свою очередь зависит от того, насколько в предыдущей жизни человек не противился естественным законам миропорядка, то есть следовал путем у-вэй («недеяния»).
Если индивид жил в гармонии с природой и с самим собой, то он заслужил право на отпущение грехов и освобождение от последующих воплощений. А вот если его действия были направлены на саморазрушение и на уничтожение мирового порядка, то в следующий раз он может родиться змеей, козлом, пауком или каким-то другим животным.
Синкретизм
Последователи таких синкретичных верований как нью-эйдж и сантерия тоже верят в переселение душ. Однако у них свои взгляды на этот феномен. Так, например, по мнению исповедующих сантерию, реинкарнацию проходят только боги, а в человека может вселиться лишь ориша – дух из пантеона йоруба. Это – явление временное, и для того, чтобы произошло нечто подобное, человека вводят в транс и уже по его поведению заключают, какое именно божество его посетило.
Приверженцы движения нью-эйдж уверены, что человек помнит все свои прошлые воплощения и может пользоваться накопленным опытом для того, чтобы решать проблемы, возникающие в его нынешней жизни.
Для последователей нью-эйдж реинкарнация – «необходимость», так как именно посредством нее человек (в своих разных ипостасях) рано или поздно якобы достигает того социального положения и духовного развития, к которому стремится. И при этом ему не надо каждый раз все начинать сначала, так как в его сознании уже заложена память о тех ошибках, которых стоит избегать, и знания, которые помогут достичь высшего положения.
Христианство
Христианство же, признавая бессмертие души, полностью отрицает реинкарнацию, хотя в ранних христианских текстах еще можно встретить и упоминание о переселении душ, и активные споры на этот счет. Это связано с влиянием древнеримской и древнегреческой культур, в которых возможность воплощения в новом теле не только была практически бесспорной, но и доказанной «с научной точки зрения».
Так, например, Пифагор – известный математик и философ, а по совместительству еще и один из «отцов» нумерологии, - даже составил алгоритм расчетов, которые показывали, в каком по счету воплощении живет тот или иной человек.
Однако уже в средние века в христианском мире концепции существования такого феномена как реинкарнация
придерживались исключительно адепты многочисленных мистических орденов, с которыми успешно боролась святая инквизиция. Так что для истинных христиан не существует возможности после смерти вернуться на землю в новом воплощении. Есть только чистилище, а потом – по поступкам – ад или рай.
В наше время в реинкарнацию так или иначе верят даже те, кто официально исповедует православие и католицизм. С одной стороны, это связано с тем, что в сознание современных людей проникает информация, касающаяся не только «официальной государственной религии», но и того, как видят жизнь и смерть представители других вероисповеданий и теософских учений. А с другой стороны, наверное, так хочется просто надеяться, что, как говаривал бессмертный Пушкин: «Нет, весь я не умру…».
Автор -
Надежда ПОПОВА, сайт passion.ru