Конспект игрового комплекса по формированию элементарных математических представлений для детей 5-6 лет
I. Организационный момент
Приветствие «Доброе утро».
Воспитатель (В.). Ребята! Давайте возьмёмся за руки и передадим тепло своих сердец другу справа и слева. (Дети берутся за руки, приветствуют друг друга.) Молодцы, ребята! А теперь займите свои места за столами.
II. Ход игры-занятия
1. «Весёлый счёт».
В. Дорогие дети, я сейчас вам прочитаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о чём в ней идёт речь.
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (Цифры.)
В. Молодцы, ребята! Это не простые цифры, а весёлые! Давайте мы сейчас посчитаем от 1 до 10 в прямом и обратном порядке. (Дети считают.)
2. «Кто живёт на деревенском дворике?».
В. Сегодня мы с вами отправимся на деревенский дворик. А кто там живёт, мы сейчас узнаем и посчитаем.
Задания с цифрами разложены на столах. Воспитатель показывает картинки с изображениями животных (от 1 до 5), а дети определяют количество предметов и показывают нужную цифру.
Воспитатель демонстрирует картину «Деревенский дворик».
— Ребята! Деревенский дворик большой или маленький? (Большой.)
— Дружат здесь животные и птицы? (Да!)
— Хорошо им здесь живётся? (Да!)
— А теперь давайте расскажем и покажем, кто живёт в нашей квартире, и посчитаем всех жильцов.
3. Физкультминутка «Кто живёт в моей квартире?».
Воспитатель читает стихи, а дети выполняют упражнение стоя.
Раз, два, три, четыре —
(Хлопают в ладоши.)
Кто живёт в моей квартире?
(Сжимают и разжимают пальцы рук.)
Раз, два, три, четыре, пять —
(Хлопают в ладоши.)
Всех могу пересчитать.
(Сжимают и разжимают пальцы рук.)
Папа, мама, брат, сестрёнка,
(Поочерёдно загибают пальцы рук, начиная с большого пальца.)
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щегол, сверчок и я —
Вот и вся моя семья!
(Сжимают и разжимают пальцы рук.)
В. Молодцы, ребята! А теперь давайте опять вернёмся на деревенский дворик.
4. «Курочки и цыплята».
В. Дорогие ребята. Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы его внимательно послушайте.
Вышли курочки гулять,
Вывели своих цыплят.
Одни бежали впереди,
Другие остались позади.
Беспокоятся их мамы,
И никак их не унять.
Помогите же, ребятки,
Цыплят и мам их сосчитать.
В. Курочек мы будем обозначать синим кругом, а цыплят — жёлтым.
— На деревенском дворе гуляло 4 цыплёнка.
(Выставить на магнитную доску 4 жёлтых круга в ряд.)
— Затем из курятника вышли 4 курочки.
(Выставить 4 синих круга под жёлтые круги.)
— Кого больше, меньше? Поровну, по сколько? (По четыре.)
— Но вот из курятника вышел ещё один цыплёнок. (Добавить один жёлтый круг.)
— Сколько теперь цыплят? (Воспитатель вместе с детьми считает.)
— А кого стало больше? (Цыплят.)
— На сколько? (На 1.)
— Цыплят стало 5, а курочек 4. Цыплят больше. Значит, 5 больше, чем 4.
— Какое число меньше? (Четыре.)
— На сколько число 5 больше, чем число 4? (На 1.)
— Как сделать поровну? (Ответы детей. Уравнивание и сравнение множеств.)
Молодцы, ребята! А теперь давайте накормим курочек.
5. «Накормим курочек».
У детей на столах лежат карточки с двумя свободными полосками и наборы геометрических фигур.
Воспитатель предлагает детям выложить на верхнюю полоску 5 кругов (курочек). Их надо накормить зёрнышками (треугольничками) так, чтобы каждой курочке досталось по одному зёрнышку.
(Дети выкладывают 5 треугольников под кругами.)
В (спрашивает у детей).
— Сколько кругов? (5.)
— А сколько треугольников? (5.)
— Чего больше, меньше, поровну, по сколько? (По 5.)
— А теперь давайте на время превратимся в цифры.
6. «Живые цифры».
Воспитатель вызывает пять детей и даёт им в руки карточки с весёлыми цифрами от 1 до 5. Дети-цифры расходятся по всей группе, играют, веселятся, а по сигналу воспитателя становятся в ряд по порядку. Оставшаяся часть воспитанников проверяет правильность построения детей-цифр по порядку, пересчитывает их. Воспитатель предлагает детям-цифрам рассказать о себе.
Цифра «1».
Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
Цифра «2».
А вот это цифра два,
Полюбуйся какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
Цифра «3».
А за двойкой — посмотри —
Выступает цифра три.
Тройка — третий из значков
Состоит из двух крючков.
Цифра «4».
За тремя идёт четыре,
Острый локоть оттопыря.
Цифра «5».
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
В. Молодцы, ребята! Вы хорошо прочитали стихи, рассказали о цифрах. И скоро мы с вами пойдём в гости. А в гости ходят всегда с подарками. Давайте мы их подготовим!
III. Заключительная часть
Воспитатель подводит итог игры-занятия совместно с ребятами.
— Где мы сегодня побывали? (На деревенском дворике.)
— Кто живёт на деревенском дворике? (Ответы детей.)
— Ребята! Мы сегодня с вами считали курочек и цыплят, кормили их зёрнышками, дарили подарки домашним животным и птицам. Мы хорошо с вами поработали. А теперь пора и отдохнуть.
«Засыпают малыши» (упражнение на релаксацию).
Дети идут по кругу, взявшись за руки, и рассказывают четверостишие.
Тишина у пруда,
Не колышется вода.
Не шумят камыши,
Засыпают малыши.
Ребята приседают и «засыпают». У них расслаблены руки, ноги, равномерно поднимается и опускается животик.
Воспитатель предлагает детям «проснуться». Ребята с удовольствием пробуждаются. У них хорошее настроение, ведь игра-занятие по формированию элементарных математических представлений им очень понравилась.
Савич Н.
http://konspekt.vscolu.ru/konspekty-zanyatij-dlya-...chyot-sravnenie-mnozhestv.html
|