Цель: закрепление правильного произношения звука "ш" в словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-развивающие: развитие лицевых мышц, участвующих в артикуляции звуков и необходимых для выражения различных эмоций; формирование фонематического восприятия; развитие артикуляционного аппарата.
Образовательные: подготовка руки к письму, расширение словарного запаса.
Воспитательная: сплочение детского коллектива.
Оборудование: мягкая игрушка – уж; настольные зеркала; предметные картинки; дидактическая игра «Ромашка»; зашумленные картинки.
Ход образовательной деятельности
1. Ребята, здравствуйте! Проходите, присаживайтесь на стульчики. Посмотрите, к вам сегодня пришел необычный гость. У него устрашающий вид, но на самом деле он добрый. Хотите узнать, о ком я говорю? А не испугаетесь нашего странного гостя?
- Здравствуйте! Меня зовут Шипящий Ужик. Я главный знаток всех шипящих звуков. Я пришел для того, чтобы и вас научить правильно и красиво шипеть. А что умеете вы?
2. А мы, уважаемый Ужик, знаем замечательную пальчиковую гимнастику, покажем, ребята?
Ладошка – это солнышко, Дети растирают круговыми движениями по часовой стрелке правую ладонь.
А пальчики – лучи. Растирают пальчики от кончиков к ладони.
Поет о солнце скворушка, Складывают все пальцы вместе.
Кричат о нем грачи. Разъединяют пальцы.
Солнышко милое, Дети растирают круговыми движениями по
Поделись своей силою! часовой стрелке левую ладонь.
Просыпайтесь, лучики, Растирают пальчики от кончиков к ладони.
Согревайтесь, рученьки!
3. Ну что, Ужик, понравилось тебе наше упражнение? А хочешь присоединиться?
Развитие мимических мышц
Логопед: Губки вытяните вперед трубочкой. Нарисуйте солнышко – круг сначала вправо, затем – влево. А теперь нарисуйте солнышку лучики – растягиваем губы вправо, затем – влево, затем губы растяните в улыбку. (Дети выполняют).
Логопед: Солнышко с лучиками светит ярко, попадает в глазки. Мы жмуримся: закроем правый глаз, затем – левый. (Дети выполняют).
4. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Все рады солнышку. Язычок тоже любит греться на солнышке. Вышел он на крылечко своего домика и нежится на солнышке.
Дети выполняют упражнение "Лопатка".
Логопед: Наступило время завтрака. Язычок взял чашечку...
Дети выполняют упражнение "Чашечка".
Логопед: Налил в чашечку чаю, и стал пить с вкусным малиновым вареньем.
Дети выполняют упражнение "Вкусное варенье".
Логопед: Вкусный был завтрак? Мы губки оближем.
Дети облизывают губы по часовой стрелке, затем – против часовой.
5. Автоматизация звука "ш".
Логопед: Сегодня на занятии мы вместе с Ужиком, продолжаем учиться, правильно произносить звук "ш". Произнесите этот звук.
Далее детьми уточняется положение органов артикуляции при произнесении звука "ш":
губы вытянуты вперёд, округлены, расстояние между зубами 4-5 мм, язык широкий, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка приподнят к альвеолам и передней части твёрдого нёба, средняя часть спинки языка опущена, а задняя приподнята, язык имеет форму чашечки, голосовые связки разомкнуты, воздушная струя тёплая, плавная, широкая.
6. Проговаривание чистоговорки:
Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше – это утка в камыше.
Ша-ша-ша – выходи из камыша!
Ше-ше-ше – нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши – что же шепчут камыши?
7. Разучивание скороговорки.
Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.
8. – Ужик, наши ребята, кажется, устали, давай с ними поиграем.
Физкультминутка "Тишина»
Дети становятся в круг, взявшись за руки, в центре – водящий "Маша". Тихим голосом дети произносят слова:
– Тише, тише, Маша пишет, наша Маша долго пишет. А кто Маше помешает, того Маша догоняет.
Дети разбегаются. Кого Маша поймает, тот говорит слово со звуком "ш".
9. Молодцы, ребята! Хорошо справились. Развитие фонематического восприятия.
Игра "Ромашка"
Логопед: Сорвите те лепестки с картинкой, в названии которой есть звук "ш". (Дети выполняют задание).
10. Развитие графических навыков.
Логопед: Спасибо тебе, Ужик, за то, что пришёл к нашим ребятам.
- И вам, ребята, спасибо за компанию, мне пора возвращаться, а на прощанье я хочу подарить вам вот эти рисунки, они не простые, а с секретом, раскрасьте только те, в названии которых есть звук "ш". (Дети раскрашивают цветными карандашами).
11. Итог занятия
|