Cреди основных достопримечательностей г.Светлогорска, несомненно, особое место занимает скульптура «Несущая воду» более известная как «Девушка с кувшином», которая украсила собой Лиственничный парк и стала одним из символов города.

Автором этого замечательного произведения является немецкий скульптор Герман Брахерт живший когда-то в этих краях.

В посёлке Отрадное, что недалеко от Светлогорска, находится Дом-музей Германа Брахерта, который непременно стоило посетить.

Мне повезло, что в тот день в ранние часы, когда я приехал туда, посетителей и туристических групп совсем не было, и я смог не спеша ознакомиться с музеем и пообщаться с директором Аллой Саруль, которая провела небольшую экскурсию и рассказала мне много интересного.

Неприятность в жизни скульптора Германа Брахерта обернулась, как ни странно, редкостной удачей для городов Георгенсвальде (Отрадное) и Раушена (Светлогорск).

Пацифист Брахерт, подписавший воззвание против строительства нового броненосца, предпочитавший ваять вовсе не мускулистых солдат и рабочих, а сказочных нимф и русалок, вынужден был покинуть Кенигсберг.

Скульптор решает поселиться в тихом и укромном Георгенсвальде, расположенном в километре от курортного Раушена.





Герман Брахерт родился 11 декабря 1890 года в Штутгарте в семье простого столяра Альфреда Брахерта. После окончания реальной школы брал частные уроки у профессора Пауля Кристаллера. Затем продолжил обучение в художественном училище в Вайсенхофе в классе скульпторы профессора Роберта Кнорра.

В дальнейшем работал в Штуттгарте в качестве скульптора совместно с профессором Паулем Бонатцем. Изучал архитектуру в Техническом институте в Штутгарте.


В 1919 году получил приглашение из Школы искусств и ремёсел в Кёнигсберге. Переехав в Кёнигсберг, стал профессором Школы искусств и ремёсел, вёл классы скульптуры, основ интерьера и ювелирного дела

Брахерт проработал в Художественной школе до 1926 года, после чего полностью посвятил себя творческой работе. 

Архитектор Дитрих Зломке вспоминал о своем друге Брахерте: “Для скульптора самым плодотворным было время, проведенное в Восточной Пруссии. Об этом он написал в своей книге. Свыше 20 своих крупных работ он создал именно здесь.

Нигде он не черпал столько вдохновения, как на этой земле. Дело в том, что большинство зданий в этих местах было построено после Первой мировой войны, так что творческому человеку было где развернуться”. Созданные им монументальные скульптуры и рельефы украшали многие здания Кёнигберга и других городов Восточной Пруссии

. В течение десяти лет Брахерт был художественным консультантом Государственной янтарной мануфактуры в Кёнигсберге.

В 1933 году Брахерт, не разделявший взглядов нацистов, получил запрет на профессиональную и преподавательскую деятельность. Брахерт покинул Кёнигсберг и стал постоянно жить в своём летнем доме в Георгенсвальде (ныне Отрадное) на берегу Балтийского моря, ведя жизнь свободного художника.



«Наш дом в Георгенсвальде перестраивается. Это означает, что снаружи он остается скромным, но внутри, когда он будет готов, это уже не обычный летний домик. Стены выложены стекловатой, а поверх нее белые плиты.

Наверху в мансарде появились две маленькие симпатичные спальни со встроенными шкафами и кроватями. Имеется и умывальник с проточной водой. Но самое прекрасное – это центральное отопление с топкой в кухне, обогревающей весь дом.

Я была совершенно очарована, когда увидела дом в первый раз уже перестроенным. Он стоит чистый, отделанный со вкусом и ждет нашего приезда. В доме немного гармонирующей с ним мебели…»
Из дневника Мии Брахерт



«Герман считает, что мы можем провести Рождество на даче, но переедем туда только весной. И вот тогда начнётся новый период в нашей жизни. Несколько рискованно, правда, дом далеко от города, где мы оба работали...»



«И всё же у нас созрело решение жить на даче. Когда Герман спросил моё мнение, я не раздумывала ни минуты. У меня было чувство, что после многих лет бойкой, оживлённой городской жизни только там, на даче, на природе, на краю леса начнётся настоящая жизнь.

На пляже, у крутого берега мы будем смотреть на летящих чае, слушая шум моря, а по ночам сов. Мы будем во власти тишины. А если будет и шумно, то это будет не шум вагонов, машин и людей на улицах города, а скрип на ветру гигантских дубов и елей…»
 


До 1990 года калининградские краеведы только предполагали, что особняк, в котором с 1933 по 1945 год практически безвыездно проживал Герман Брахерт, должен находиться в поселке Отрадное. Идентифицировать его не удавалось. За дело взялись писатель и краевед Юрий Иванов и художник Николай Фролов.

Они разыскали в Германии сына Германа Брахерта Томаса, который и прислал фотографии, по которым и был найден дом.

В советское время здесь была коммунальная квартира, но в целом здание находилось в более-менее технически исправном состоянии. В декабре 1990 года на доме укрепили памятную доску работы скульптора Роберта Дербенцева.

Через некоторое время стало известно, что руководство санатория «Отрадное» планирует снести расселённый к тому времени дом и построить на его месте грязелечебницу. Местной жительнице Надежде Кузьминой удалось собрать восемь тысяч подписей за сохранение дома.

Учитывая желание жителей, руководство Светлогорска приняло решение о создании в доме мемориального музея Брахерта.


Дом-музей Германа Брахерта открылся для посетителей 14 июля 1993 года.

Давайте и мы зайдём внутрь и познакомимся с домом где жил и творил скульптор.
Самым главным экспонатом музея, конечно же, является скульптура «Несущая воду»,

созданная Брахертом в 1944 году и которая впоследствии была установлена в Лиственничном парке г.Раушена над искусственным водоемом с плавающими в нем рыбками.


«Несущая воду (Девушка с кувшином)» - 1940 год, резьба, мрамор, 193 х 73 х 90 см, подиум 17 х 51 х 71 см 


Мраморная скульптура «Несущая воду» является самой известной работой Германа Брахерта. Простоявшая долгое время в парке Светлогорска, она фактически стала символом города. Однако постепенно скульптура стала разрушаться (появились трещины), к тому же она стала жертвой вандализма.

В 2001 году на состояние скульптуры обратил внимание заместитель директора Государственного Эрмитажа по выставочной деятельности и развитию Владимир Юрьевич Матвеев.

Он написал письмо тогдашнему губернатору Калининградской области Егорову, в котором просил принять срочные меры для спасения скульптуры. 15 октября 2002 года скульптура была демонтирована и перевезена для реставрации в дом-музей Брахерта в п.Отрадном.


Скульптура осталась в музее, так как состояние мрамора не позволяет размещать её под открытым небом. В 2005 году в парке Светлогорска на старом месте была установлена точная копия «Несущей воду».

Среди других произведений скульптора первым делом стоит отметить барельеф Мии Брахерт верной подруги и музе Германа Брахерта. Портрет юной жены скульптора вырезан из белого мрамора, хранится в коллекции семьи

. Гипсовая копия выполнена с мраморного оригинала и подарена музею Томасом Брахертом в 2001г.
 


«Мия Брахерт» - 1915 год, литье, гипс, 35,7 х 32 х 5,2 см

 



Мария Брахерт (1893-1970), урождённая фон Вистингхаузен, супруга Германа Брахерта, была неизменной спутницей и вдохновительницей художника. 


Она - потомственная русская дворянка. Род Вистингхаузенов получил дворянский титул в 1812 году. Она родилась и выросла в Санкт-Петербурге. В 1913 г. семья Вистингхаузенов переселилась в Штуттгарт, где она получила немецкое гражданство

. В 1915 г. она становится студенткой класса скульптуры в Академии художеств Штуттгарта, где также посещала класс художественной фотографии.

Герман и Мария познакомились между 1914 и 1916 годом, так как в 1916 году они уже поженились. В Восточную Пруссию супруги перебрались спустя три года, в 1919 году и проживали в Кенигсберге, Георгенсвальде и Штуттгарте. 

Будучи художником –фотографом, оставила бесценные материалы о культурной жизни Восточной Пруссии, о несохранившемся творческом наследии Германа Брахерта. Все черно-белые фотографии, ставшие экспонатами Дома-музея, выполнены Мией Брахерт. 



 



Её письма и дневники опубликованы изданиями (1998, 2003), подготовленными сотрудниками музея цитаты из которых были приведены выше.
Фото на обложке: Мия Брахерт в своём фотоателье на улице Канта в Кёнигсберге.



«Портрет Траут» - 1934 год, литье, бронза, 7 х 4,5 х 6,5 см

Траут (1922 - 1943) - приемная дочь скульптора изображена в возрасте 12 лет. Она трагически погибла при английской бомбежке в городе Крефельде.

В этом городе она оказалась, чтобы познакомиться с родителями своего жениха, ей было всего 21 год.
Дар Томаса Брахерта в 1993.
 





Среди экспонатов музея находится и книга Томаса Брахерта, которую он так же преподнёс в дар музею.

Томас Брахерт - сын скульптора родился в 1928 году. 
Доктор искусствоведения, главный реставратор Национального музея Германии в Нюрнберге. Реставрировал музыкальные инструменты, церковную утварь, картины, оружие. Написал труды по реставрации, его книги находятся в научной библиотеке Государственного Эрмитажа, две подарены Дому-музею Германа Брахерта.


Томас Брахерт передал музею три работы отца, по его словам, лучшие женские портреты, дневники и письма Мии Брахерт; семейные фотографии и два письма Германа Брахерта сыну в канун его дня рождения.

Томас Брахерт участвовал в международной конференции «Художник во времени» (1998), организованной сотрудниками Дома-музея Г.Брахерта и посвященной творчеству скульптора. Томас Брахерт написал предисловие, сделал комментарии ко второму изданию книги «Дневники и письма Мии Брахерт» (2003).
 


«Портрет Маргарет Штепат» - 1923 год, литье, бронза, 52х40х40

Портрет "Маргарет Штепат" посвящен лучшей ученице Г. Брахерта по школе искусства и ремесел, где он преподавал в 1919-1925 гг. Портрет нового времени, рассчитан на молниеносное восприятие по четкости читаемых форм. Впоследствии М. Штепат стала известным скульптором в Германии. 

Среди других женских образов представленных здесь выделяется скульптура «Деметра» выполненная Брахертом в 1939г.
Гипсовый оригинал подарен музею И. Зиглох – Брахерт в 1998. Гальваническая копия выполнена в реставрационных мастерских Государственного Эрмитажа в 2000 году и передана в коллекцию Дома-музея Г.Брахерта в 2001.


«Деметра» - 1939 год, гальванопластика, бронза, 47,7 х 22,7 х 19 см



Здесь же можно увидеть фотографию Кеты Фрост, которая была моделью для таких работ как «Деметра» и «Нимфа»


«Шагающая девочка» - 1922 год, бронза , 52 см




Инструменты мастера


Великолепная коллекция янтаря