-Цитатник

Для блоггера - (0)

Для блоггера  

Сделала кнопки с верхней Панели, на всякий пожарный...))) - (0)

Сделала кнопки с верхней Панели, на всякий пожарный...)))   ...

Без тебя... заблудилась в осени... - (0)

Без тебя... заблудилась в осени Без тебя... заблудилась в осени, В листопадах, в дождях с...

Заливаем скумбрию литром соленого чая./ Сочный посол готовится сам... - (0)

Заливаем скумбрию литром соленого чая. Сочный посол готовится сам Заливаем скумбрию литром солено...

Вместо мяса буду готовить на новогодний стол: осталось выбрать, с какой рыбой вкуснее получается (рыба по-французски)... - (0)

Вместо мяса буду готовить на новогодний стол: осталось выбрать, с какой рыбой вкуснее получается (ры...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Дешевые авиабилеты Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Скачать музыку с LiveInternet.ru Скачать музыку с LiveInternet.ruПростая скачивалка песен по заданным урлам

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт для неавторизованных и пользователей из черного списка. Зарегистрироваться!

 -неизвестно

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.07.2012
Записей: 15711
Комментариев: 5321
Написано: 25168


Аполлинарий Васнецов: уникальная личность XX века.

Пятница, 24 Августа 2018 г. 10:53 + в цитатник
Цитата сообщения К-Валентина Аполлинарий Васнецов: уникальная личность XX века.

Даже в семье есть младший брат, как протеже старшего, это не значит, что он должен идти по его стопам - просто, благодаря поддержке близкого человека, появляется возможность раскрыть собственный потенциал. Так случилось и с Аполлинарием Васнецовым, младшим братом известного художника-сказочника Виктора Васнецова. Благодаря Виктору юный Аполлинарий получил пропуск в мир искусства и большие возможности, но вскоре нашёл свой путь, совершенно уникальный и весьма плодотворный.

Он известен как авторитетный историк и талантливый живописец, серьёзный археолог и неподражаемый график, создатель собственной техники рисунка и основоположник нового жанра в станковой живописи, а ещё — теоретик искусства, философ и первооткрыватель неизвестных до этого фактов по истории Москвы. Картины Аполлинария Васнецова хранятся в музеях разной специфики — художественных и исторических, — потому что принадлежат одновременно и искусству, и науке.

Критики не считают работы Аполлинария только лишь документальной фиксацией фактов, а говорят о его картинах и акварелях как о «редчайшем явлении в жизни русского искусства» (К.Ф. Юон), талантливом «синтезе научных исследований и художественной фантазии» (П.В. Сытин), как об уникальном воплощении «археологического материала в яркие художественные образы» (М.Г. Рабинович). 

Ни на одном из полушарий,

Ни днём, ни ночью с фонарём,

Как Васнецов Аполлинарий —

Таких людей мы не найдём.

И.К. Линдеман

Справа - портрет работы Виктора Васнецова, на котором Аполлинарий Васнецов.

Knizhnye-lavki-na-Spasskom-mostu-v-XVII-veke.-1902.jpgКнижные лавки на Спасском мосту в XVII веке. 1902 (700x524, 527Kb)

Книжные лавки на Спасском мосту в XVIIвеке. 1902.


Krasnaya-Ploshhad-vo-vtoroj-polovine-XVII-veka.-1925.jpgКрасная Площадь во второй половине XVII века. 1925 (700x489, 272Kb)

Красная Площадь во второй половине XVII века. 1925.

Аполлинарий Михайлович Васнецов родился в 1856, умер в 1933 году, застал императорскую Россию, революцию, Гражданскую войну, становление новой власти и вплетённую во всё это интереснейшую историю искусства, с резкими скачками от реализма к модерну и от модерна к авангарду, с триумфом национального в живописи, архитектуре и интерьере в период последних Романовых, с активной интернационализацией культуры в раннее советское время, а затем возвращением вновь к народным истокам.

Krytyj-Voskresenskij-most-v-kontse-XVI-veka.-1921 (700x496, 499Kb)

Крытый Воскресенский мост в конце XVI века.1921.

Большую часть жизни художник прожил в Москве, где его природный интерес к древности оформился в научную деятельность с участием в Московском археологическом обществе, а именно в Комиссии по сохранению древних памятников и в Комиссии по изучению старой Москвы. «Старая Москва» представляла собой серьёзную научную организацию, образованную при Николае II, успешно просуществовавшую под разными наименованиями вплоть до 1930-х годов и в дальнейшем вошедшую в состав общей системы областного краеведения. В Комиссию входили историки, археологи, этнографы, географы и другие специалисты, которые занимались археологическими раскопками, сбором различных документальных данных и их интерпретацией, изучением памятников архитектуры и прикладного искусства, реставрацией и сохранением особо ценных сооружений во время нового строительства в столице.

В итоге все накопленные материалы оказались весьма востребованы широкой аудиторией и разошлись в экспонатах по музеям Москвы, в подтверждённых научных фактах — по учебникам истории о Москве. Сборники и доклады  влились в общий поток исторической науки и отечественной культурологии. Огромная роль в этом принадлежит Аполлинарию  Михайловичу Васнецову.

Moskovskij-Kreml-pri-Ivane-Kalite.-1921 (700x498, 312Kb)

Московский  Кремль при Иване Калите. 1921.

Васнецов занимал в «Старой Москве» видное место — не только по степени вклада в науку и уровню подачи своих исследований, но и вполне буквально,занимая должность председателя, а затем почётного председателя с 1918 по 1930 годы.


Myasnitskie-vorota.-Ulichnoe-dvizhenie-v-XVII-veke.-1926 (700x522, 315Kb)

Мясницкие ворота.Уличное движение XVII. 1926.

Фактически он руководил всей работой по сохранению культурного наследия столицы, включая экспертизы архитектурных памятников, составление экскурсионных маршрутов, создание карты мемориальных мест, посвящённых выдающимся личностям и т.д.

Научная работа и организаторская деятельность сочетались у него с постоянным художественным творчеством, которое было высоко оценено современниками и признано критиками в России и за рубежом.

Oborona-Moskvy-ot-hana-Tohtamysha.-XIV-vek-1918.jpgОборона Москвы от хана Тохтамыша. XIV век, 1918 (700x485, 285Kb)

Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XIV век. 1918.

Это был уникальный человек, всюду успевающий достигнуть высот, даже в качестве писателя и астронома. Не имея в силу обстоятельств художественного академического образования, он прекрасно «самообразовался» - выучился у лучших русских художников конца XIX - начала XX века, имел звание академика Императорской Академии художеств и долгие годы успешно преподавал в художественных учебных заведениях пейзажную живопись и академическое рисование.
Будучи создателем нового жанра в живописи — «исторического пейзажа» и оставив после себя более 350 картин и 1000 этюдов, он в числе других членов Комиссии по сохранению древних памятников активно участвовал в общественной жизни и, в частности, добился запрета на строительство электростанции рядом с Кремлём в 1900 году.
Неугомонный Аполлинарий, уже в 1920 годах, будучи 60 с лишним лет,  лазил по траншеям, тоннелям и подземельям во время строительных работ в разных частях Москвы, отыскивая в земле новые древности, зарисовывая их и открывая миру. 
 

Osnovanie-Kremlya.-Postrojka-novyh-sten-Kremlya-YUriem-Dolgorukim-v-1156-godu-1917 (695x530, 323Kb)

Основание Кремля. Постройка новых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году. 1917.

Старинные карты с большой лупой, принадлежащие Аполлинарию, и сейчас можно увидеть на письменном столе в его Музее-квартире в Москве (Фурманный переулок, д. 6). 

Однажды он даже поднялся на воздушном шаре и облетел вокруг Первопрестольной, чтобы лучше уяснить ландшафт местности. После сбора и систематизации материала художнику-учёному оставалось сделать главное: выразить исторические данные на холсте или бумаге — так, чтобы зритель не только смог представить, как выглядел деревянный Кремль при Иване Калите, но и прочувствовать дух той эпохи. Поэтому, кроме исторических исследований, Аполлинарий Васнецов много трудился и как истинный художник, бесконечно создавая варианты этюдов и эскизов, экспериментируя с освещением и временем года, находя нужную композицию и верный колорит.


Ploshhad-pered-tserkovyu-Ulitsa-v-gorode.-Eskiz-dekoratsii-k-opere-P.I.-CHajkovskogo (700x443, 378Kb)

Площадь перед церковью (Улица в городе). Эскиз декорации к опере П.И. Чайковского «Опричник». 1911.

Ploshhad-v-gorode-Moskovskih-vremen.-1908-1909 (700x508, 484Kb)

Площадь в городе Московских времен. 1908—1909.

Когда картина была готова, он брал её с собой на очередное заседание Комиссии по изучению старой Москвы. Картину открывали, и Аполлинарий Михайлович начинал рассказывать о том, что ему удалось найти по теме, показывая каждое здание, мост или площадь и доказывая выдержками из достоверных источников их расположение, внешний вид и функциональную принадлежность. Здания не просто информировали о былой архитектуре и быте — они представали в конкретно-историческом облике: со следами пожаров, войны или обветшалые от времени — в зависимости от того, какой период демонстрировался и что ему предшествовало согласно историческим документам.

 Один из очевидцев вспоминал:

  • «Все мы сами вошли в его картину, слушали, как читает дьяк, глазели на проезжающего боярина… Показывали же старину многие художники, но в их картинах жили только люди, а здесь живёт, дышит и рассказывает каждый камень стены, каждая маковка церкви, каждое бревно сруба» (С.Д. Васильев).

V-gornitse-drevnerusskogo-doma-moskovskih-vremen-XVI-XVII-vekov.-1908-1909-e1532697698844 (700x513, 475Kb)

В горнице древнерусского дома московских времен XVI—XVII веков. 1908—1909

Научный подход лёг в основу проектирования мебели, которым также занимался Аполлинарий. Прежде чем нарисовать эскиз, по которому затем изготавливали предмет, он изучал историю не только подобного вида мебели, но и всей окружающей обстановки - фактически, был специалистом по интерьеру Древней Руси.  На сегодняшний день это является большой редкостью и счастливой находкой для ценителей эпохи модерна.

Увидеть вживую мебель Аполлинария Васнецова можно в Москве: в Мемориальном музее-квартире, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства и Государственном историческом музее.

  • Личную историю Аполлинария Васнецова можно рассматривать как настоящий пример успеха: помимо продуктивной самореализации художник-учёный при жизни получил широкое признание в обществе. Он работал не только в жанре исторического пейзажа, но и как пейзажист эпических полотен, изображающих монументальную природу России, — именно они прославили его ещё до того, как Аполлинарий увлёкся Москвой. Картины Васнецова приобретал Павел Третьяков для своей галереи, они выставлялись на российских и европейских выставках, получая награды и восхищённые отзывы.
  • В 1907 году Васнецов принял участие в конкурсе архитектурных проектов и получил первую премию за проект жилого дома в русском стиле. Того самого дома П.Н. Перцова, который в итоге был реализован по другому проекту — художника Сергея Малютина, потому что заказчик предпочёл его, хотя мнение авторитетного жюри относительно победителя и не оспаривалось.

Sad-pri-horomah-knyazya-ZHemchuzhnogo.-Eskiz-dekoratsii-k-opere-P.I.-CHajkovskogo-Oprichnik.-1911 (700x433, 479Kb)

Сад при хоромах князя Жемчужного. Эскиз декорации к опере П. И. Чайковского Опричник. 1911.

Аполлинарий был знатным перфекционистом, однако это нисколько не мешало делу — наоборот, можно сказать, что именно природный перфекционизм помог ему найти себя и раскрыть свою индивидуальность. Первые работы Васнецова на тему средневековой Москвы, с которых всё началось, — это иллюстрации к поэме М.Ю. Лермонтова  «Песня про купца Калашникова», сделанные в 1891 году. 35-летний художник получил заказ изобразить Москву XVI века и сразу решил, что рисунки не могут быть фантазийно-мифическими, а должны быть максимально реалистичными. Для этого он начал изучать материал по библиотекам и музеям и в конце концов настолько увлёкся историей, что стал делать научные исследования профессионально, как историк и археолог.

Затем был ещё ряд театральных декораций к операм на тему русской истории — и тот же подход дотошного перфекциониста, серьёзно относящего к поставленной задаче, напряжённая и качественная работа ради безупречного результата.


Serpuhovskaya-krepost.-1920 (700x498, 570Kb)

Серпуховская крепость. 1920.

К картинам Васнецов прилагал «объяснительные чертежи», на которых схематично дублировал рисунок, дополняя его видом сверху, делал условные обозначения и подписи, указывая где какие здания находились. Эти чертежи вместе с картинами и акварелями, к которым они относятся, хранятся сейчас в Музее Москвы (Зубовский бульвар, 2).


Bazar.-XVII-vek.-1903 (447x530, 209Kb)

Базар. XVII век. 1903.

Чтобы максимально точно передать мысль и образ, Аполлинарий разработал собственную технику, которая сочетала акварельную воздушность и чёткость линий карандаша: поверх угольного или карандашного рисунка он наносил акварельные краски, передавая таким образом архитектурный пейзаж в мельчайших деталях, будь то резьба на деревянных постройках или кладка каменного моста.

Apollimariy_Vasnetsov_Rodina_1886 (700x473, 387Kb)

Родина. 1886.

В качестве искусствоведа Аполлинарий известен своим трактатом «Художество», вышедшим в разгар борьбы старого и нового в мировом искусстве — в 1908 году. К слову, в нём автор громил модное увлечение формализмом и утверждал, что живопись не может быть чисто декоративна — она всегда  неразрывный сплав внешней формы и внутреннего содержания. С текстом трактата и сейчас каждый желающий может ознакомиться в  Национальной Электронной библиотеке РФ . Кроме того, Васнецов участвовал в работе над различными сборниками по искусству — например, написал статью «Происхождение красоты» для книги «Вопросы теории и психологии творчества», изданной в 1923 году.

  • Аполлинарий Михайлович проявил себя ещё и как философ. Он писал о состоянии духовности в современном обществе, о пагубности атеизма и истоках оптимистического отношения к жизни и оставил после себя философский труд, имеющий три рабочих названия: «Странствования для обретения правды и истины, или Философия самосознания, или Идеалистический материализм». До сих пор рукопись хранится в музейном архиве и ждёт своего издателя, а нам пока остаётся только удивляться многогранности автора и гадать, что же она в себе таит.
  • На надгробном памятнике Аполлинария Михайловича высечена краткая, но очень ёмкая эпитафия: «Художнику, учёному, мыслителю».


Ozero.-1902 (700x404, 352Kb)

Озеро. 1902.

Старший брат Виктор Васнецов всегда так наставлял младшего: «Не размазывайся, работай обдуманно и не мечись». Аполлинарий следовал совету брата, работал много и основательно, однако не довольствовался чем-то одним, а постоянно имел целый спектр увлечений, в каждом из которых преуспевал. Брался за различные, как бы сейчас сказали, «проекты» и все их доводил до конца — даже, например, иллюстрировал детскую Азбуку и участвовал в создании первого художественно-исторического музея на севере России (сегодня Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров).

Apollinarij-Vasnetsov.-Portret-1914-goda.-Hudozhnik-S.V.-Malyutin (700x434, 323Kb)

Аполлинарий Васнецов. Портрет 1914 года. Художник С.В. Малютин.

Редко какому человеку искусства или человеку науки удаётся совмещать в себе эти разнообразные способы восприятия действительности. А.Васнецов — не только талантливы интеллектуал, но и человек, обладающий цельным характером, завидной силой воли и отменным трудолюбием.

L.O.-Pasternak.-Zasedanie-soveta-hudozhnikov-prepodavatelej-Moskovskogo-uchilishha-zhivopisi-vayaniya-i-zodchestva.-1902.-Pervyj-sprava-Ap.M.-Vasnetsov (700x408, 332Kb)

Л.О. Пастернак. Заседание совета художников — преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1902.  Первый справа — А.М. Васнецов

Вот как проходила работа Аполлинария Васнецова над очередной картиной в жанре «исторического пейзажа» — изображения древнего города с его архитектурной средой и народным бытом, где центральным художественным образом была сама старинная архитектура. После того как художник-историк определялся с темой, он погружался в глубокое исследование, посещая библиотеки, архивы, музеи, археологические раскопки, консультируясь со специалистами.

Чтобы максимально реалистично воссоздать конкретное место в конкретный период русской истории, Васнецов досконально изучал древние карты, планы, летописи, иконы, гравюры, жития святых, труды историков, рассказы иностранных путешественников, предметы быта и декоративно-прикладного искусства, остатки древних зданий, мостовых, храмов… Иногда эти поиски заводили так далеко, что в итоге «выливались» в оформленные научные работы.

Apollinarij-Vasnetsov (500x649, 73Kb)

Аполлинария Васнецова сегодня можно было бы назвать научным визуализатором Древней Руси. Он не придумывал волшебные архитектурные сказки, а создавал реалистичный мир прошлого, крепкий сплав исторической достоверности и художественной выразительности. За всем этим, безусловно, стоит редкий талант, недюжинный ум и кропотливый труд.

Источник

Серия сообщений "Русские художники XVI-XIXвека":
Часть 1 - Часть II-я А.Г. Венецианов Русский художник XIXвека
Часть 2 - Часть I-я АГ Венецианов.Биография.Русский художникXIXвека
...
Часть 16 - Звёздная пыль...
Часть 17 - Великолепные пейзажи...Художник Виталий Зайцев...
Часть 18 - Аполлинарий Васнецов: уникальная личность XX века.
Часть 19 - 100 рублей золотом за невесту, спасение на Валааме и другие перипетии в жизни «волшебника света» Архипа Куинджи
Часть 20 - Бессонов (Безсонов) Борис Васильевич,1862-1934. Русский художник, пейзажист....
...
Часть 33 - Русская зима в изобразительном искусстве
Часть 34 - Художник Лев Лагорио (1827 – 1905)/ Гений русского пейзажа...
Часть 35 - Неизвестные таланты великих. /Живописные картины Лермонтова

Метки:  
Понравилось: 1 пользователю