-Цитатник

Для блоггера - (0)

Для блоггера  

Сделала кнопки с верхней Панели, на всякий пожарный...))) - (0)

Сделала кнопки с верхней Панели, на всякий пожарный...)))   ...

Без тебя... заблудилась в осени... - (0)

Без тебя... заблудилась в осени Без тебя... заблудилась в осени, В листопадах, в дождях с...

Заливаем скумбрию литром соленого чая./ Сочный посол готовится сам... - (0)

Заливаем скумбрию литром соленого чая. Сочный посол готовится сам Заливаем скумбрию литром солено...

Вместо мяса буду готовить на новогодний стол: осталось выбрать, с какой рыбой вкуснее получается (рыба по-французски)... - (0)

Вместо мяса буду готовить на новогодний стол: осталось выбрать, с какой рыбой вкуснее получается (ры...

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Дешевые авиабилеты Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Скачать музыку с LiveInternet.ru Скачать музыку с LiveInternet.ruПростая скачивалка песен по заданным урлам

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт для неавторизованных и пользователей из черного списка. Зарегистрироваться!

 -неизвестно

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.07.2012
Записей: 15711
Комментариев: 5321
Написано: 25168


КРЕПОСТНОЙ ХУДОЖНИК

Понедельник, 03 Февраля 2014 г. 13:40 + в цитатник

Григорий Васильевич Сорока (Васильев)
 (1823-1864)


 

Григорий Васильевич Сорока - ученик А.Г.Венецианова, один из самых талантливых и любимых.
 

 

Автопортрет

 

1840г, холст, масло,
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

 Творчество Григория Сороки - одна из самых светлых и в то же время трагических страниц истории отечественного искусства XIX века. Удивительно поэтичным был дар Сороки, поистине трагической - судьба крепостного художника, в полной мере испытавшего тяготы подневольного положения русского крестьянина. Григорий Васильев (Сорока - его прозвище) родился в деревне Покровской Вышневолоцкого уезда Тирской губернии и был "дворовым человеком" помещика Н.Милюкова. С детских лет он любил рисование, а в начале 1840-х годов случилось важнейшее событие в его жизни - встреча с приятелем и соседом Милюкова, замечательным художником и человеком Алексеем Гавриловичем Венециановым.

  Еще в начале 1820-х годов Венецианов, по его словам, чтобы более утвердиться в пути, который избрал для себя тогда, начал брать к себе на свое содержание бедных мальчиков и обучать их живописи. Преподавательская деятельность, как и прекрасное искусство Венецианова были проникнуты верой в "светлую природу" человека, "будущее изящество народных чувств" и таящиеся в простых людях подлинно высокие возможности. Многие из учеников, которым бескорыстно отдавал свою душу и знания Венецианов (всего их было более 70), оправдали надежды учителя, составив одно из замечательных явлений русской живописи первой половины XIX века - "венециановскую школу".


 

 

 

Г.Сорока   Портрет художника А.Г.Венецианова

 

1840г, холст, масло, 36.5х31
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Заметив способности юноши, Венецианов забрал его в свое имение Сафонково. В течение нескольких лет Сорока то жил в Сафонково, занимаясь под руководством своего наставника, то возвращался в "Островки" с каким-то заданием от него.
Как все ученики Венецианова, Сорока работает, в основном, с натуры, много рисует, пишет пейзажи, портреты, интерьеры.

Портрет П.И.Милюкова

 

(отец помещика Н.П.Милюкова)

1840-ые, холст, масло, 29.5х25.5
Государственный музей Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

 

 

Портрет А.П.Милюковой

 

1840г, холст, масло,
Государственный исторический музей, Москва

 

 

 

Крестьянский мальчик

 

1840г, холст, масло, 33.5 х 25 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

 

Портрет В.А.Преображенского

 

~1850г, холст, масло,
Областная картинная галерея,г.Тверь

 

 

Портрет А.И.Позднеева

 

конец 1840ых, холст, масло,
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

 

 

  Уже самые ранние работы Сороки свидетельствуют о незаурядности и особом обаянии его таланта. Альбом зарисовок с крестьян окрестных деревень (1842) свидетельствует о том, что художнику изначально была присуща живая наблюдательность, чуткость к особенностям человеческих характеров. Его чудом сохранившиеся портретные рисунки 1842 г. говорят об умении передать сходство и о явных навыках в рисовании.


Гумно

 

1843г, холст, масло, 53.5х65
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

  В картине "Гумно" (1843?), в которой он как бы шел по стопам учителя, некогда начинавшего обновление русского бытового жанра с одноименной работы, некоторая "неуклюжесть" и ученическая скованность искупаются простодушной непосредственностью восприятия и любовным вниманием к родному ему быту.

 Творческий путь Сороки продолжался не более десяти лет, и нам достоверно известно лишь около 20 его работ, а датировка их очень приблизительна. Они не равноценны. Наибольших успехов Сорока добился в пейзажной живописи. "Флигель в "Островках"..." (первая половина 1840-х) прямо перекликается с более поздними пейзажами русских художников конца XIX - начала XX в.


Дом в Островках

 

~1844г, холст, масло,
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

 Дарование Сороки быстро расцветало, и уже в скором времени Венецианов с удовлетворением отмечал в одном из писем значительный "прирост" в его мастерстве до такой "станции", до которой другим "надобно долго иттить", а иным и "не попасть".
Созданные Сорокой в середине 1840-х годов пейзажи "Рыбаки", "Вид на плотину", "Вид на усадьбу Спасское" отмечены уже зрелым мастерством и принадлежат к лучшим созданиям русской живописи в этом жанре.


Вид на плотину в имении Спасское

конец 1840-ых г, холст, масло, 66х88
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Рыбаки

Вторая половина 1840-х годов, холст, масло,
Областная картинная галерея,г.Тверь



Вид на озеро в имении Островки

~1840-ые г, холст, масло, 50.5х64.5
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

 


Вид на палисадник в усадьбе Н.П.Милюкова
 

Около 1842, холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москв
а


"Тихие и беспорывные, как сама русская природа" (Н.Гоголь), пейзажи эти полны умиротворенной и какой-то кроткой, целомудренной красоты. Художник достигает в изображениях с детства знакомых ему мест такой внутренней гармонии и соразмерности, что они воспринимаются как мир воплощенной мечты о счастье, мир, где царят покой и согласие. В этом мире человек и природа едины и связаны общим, главным, как бы "завороженным" ритмом. В единое целое слиты здесь и заливающий все золотистый мягкий стаях, и голубое небо, отражающееся в зеркале вод, и стройная классическая архитектура, и зеленые купы деревьев, и фигуры крестьян, чьи светлые одежды, почти величавые позы и неспешные движения заставляют вспоминать присущее многим деятелям русской культуры убеждение, что "русский сарафан не хуже греческого туника".

Кабинет в Островках

1844, холст, масло, 65х84

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

  Как часть этого прекрасного, "очарованного" мира воспринимаются запечатленные Сорокой усадебные интерьеры, в частности поистине драгоценный по живописному воплощению "Кабинет в Островках" (1844). В этой просторной затененной комнате, за окнами которой виднеются светлые дали знакомого по пейзажам Сороки озера, парит какая-то звучащая тишина и обыденные вещи, предметы обстановки обретают сокровенный, поэтический смысл. Со свойственным ему пристальным и ласковым вниманием передает Сорока особенности различных материалов: матовый блеск полированной мебели, теплую, уютную желтизну свежеструганых дощатых стен с развешанными на них картинами. А фигурка мальчика, присевшего на краешке дивана с книжкой в руках, воспринимается как олицетворение душевного изящества и деликатности, которыми проникнута вся картина.

Отражение в зеркале

~1850г, холст, 41.8х88.6
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 Кроме "Кабинета дома в "Островках", имении Н. П. Милюкова" он написал еще одну интерьерную картину, "Отражение в зеркале" (1840-е), - сложную по пространственному решению и безупречную по исполнению.
Характеризуя прелестные портреты юных Елизаветы и Лидии Милюковых, искусствоведы не случайно часто вспоминают искусство мастеров Возрождения.

  В самом деле, есть нечто общее между кристально ясными, просветленными и исполненными духа гуманизма образами итальянского кватроченто и проникнутым любовью к человеку, чистосердечным искусством Сороки, равно как и его учителя, "отличную доброту и простоту сердца" и "твердость духа" которого крепостной художник запечатлел в нескольких портретах.

Портрет Е.Н.Милюковой

(дочери помещика Н.П.Милюкова)

конец 1840ых, холст, масло, 43 х 33cm
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 


Портрет Л.Н.Милюковой

 

(дочери помещика Н.П.Милюкова)

1840-ые, холст, масло, 43 х 33см
Государственный музей Эрмитаж, Санкт-Петербург

Нашли отражение в творчестве Сороки и постоянно присутствовавшие в его жизни враждебные, недобрые силы и обстоятельства. В "Автопортрете" (нач. 1840-х гг.) при внешнем спокойствии художника в его глазах прочитывается затаенное страдание, видна обостренная ранимость его души и беззащитность перед лицом действительности.

И она, в самом деле, была к нему беспощадна. Если для других и менее одаренных учеников Венецианову удавалось "испросить у господ полную свободу", то Сороке почти до конца дней было суждено томиться в неволе. Хозяин, позволив ему приобщиться к высокому искусству и "высвободить душу из склепа", в конце концов показал себя типичным представителем "грязи феодализма" (выражение Венецианова). Он отказал Сороке в "вольной", запрещал ему поездки в Петербург, заставлял служить садовником. А когда Венецианов в 1847 году, в результате нелепой случайности, погиб, "разбитый лошадьми", жизнь вдали от художественных центров, духовное одиночество и вовсе обрекли талант художника на угасание.


   В дошедших до нас работах Сороки, исполненных в конце 1840-х - начале 1850-х годов, появляются иссонирующие интонации. Широкие и свободные пространства сменяются в его пейзажах тенистым уголком парка ("Часовня в Островках")


Часовня в парке

 

~1850г, холст, масло,
Государственный музей Эрмитаж

или берегом озера, заросшим тростником, среди которого притаился мальчик-рыболов ("Вид в Островках")


Вид на озеро Молдино

 

~1840-ые г, холст, масло, 69х88.5
Областная картинная галерея,г.Тверь

 

В 1850-1860-х годах Сорока жил в родной деревне, писал образа для деревенских церквей, пытался следовать примеру Венецианова и учить живописи своих земляков.

В 1861 году, после отмены крепостного права, он выступил против своего бывшего хозяина, протестуя против грабительских условий "освобождения". Но жалоба осталась безответной. Сорока был обвинен в "распространении ложных слухов" и за "сделанные грубости" приговорен к аресту и, видимо, телесному наказанию. Отпущенный "по болезни", он "затосковал", "ходил задумавшись по деревне" и 10 мая (22) 1864 года был обнаружен в "обжигательной избе повесившимся". Так завершился жизненный путь одного из чистейших лириков в истории русской живописи.

 

Использованы материалы
1. статья Вл. Петрова  "Сто памятных дат".
1989.

2. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.

3. Л.Вагнер "Повесть о художнике Веницианове" Обухов В. Григорий Сорока М.. 1982

ИСТОЧНИК




 

Серия сообщений "Русские художники XVI-XIXвека":
Часть 1 - Часть II-я А.Г. Венецианов Русский художник XIXвека
Часть 2 - Часть I-я АГ Венецианов.Биография.Русский художникXIXвека
...
Часть 5 - Живопись Борис Дмитриевич Григорьев
Часть 6 - Русский художник Борис Дмитриевич Григорьев (1886-1939)
Часть 7 - КРЕПОСТНОЙ ХУДОЖНИК
Часть 8 - Аргунов Иван Петрович
Часть 9 - Осень.Художница Марина Захарова и ее картины...
...
Часть 33 - Русская зима в изобразительном искусстве
Часть 34 - Художник Лев Лагорио (1827 – 1905)/ Гений русского пейзажа...
Часть 35 - Неизвестные таланты великих. /Живописные картины Лермонтова

Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку