Как не надо учить с ребенком стихи наизусть |
Тут по сети ходит ссылка на ролик, где мальчик учит-учит стихотворение Плещеева «Травка зеленеет, солнышко блестит», никак не может сдвинуться со второй строчки – и, наконец, разражается отборным матом, проклиная училку, которая трудное задает.
Мать безмолвствует. Комментаторы изощряются в остроумии – кто по поводу самого ребенка, кто – новых стандартов образования. Мало кто пытается всерьез понять, в чем проблема, все и так знают: родители – быдло, ребенок – идиот, в школе ничему не учат.
Проблема вообще-то закопана несколько глубже. И у нее нет никакого простого решения. И у нее несколько составляющих, о которых, пожалуй, стоит поговорить, поскольку родители детей, которые не матерятся, испытывают иногда ничуть не меньше трудностей, и русская поэзия, вместо того, чтобы приносить радость, становится орудием пытки.
Теперь попробуем по порядку – не претендуя на исчерпывающий анализ.
1) Не только дети, но и многие родители этого не понимают. Единственная причина, которая кажется им заслуживающей внимания, — это «тренировка памяти». Но память, в принципе, можно тренировать на чем угодно. А зачем еще? Поскольку этот вопрос мне задавали и мои дети, и мои ученики, у меня есть примерно 15 вариантов ответ на него. Тренировка памяти – первый.
2) встроенный эстетический стандарт. Когда ты учишь наизусть хорошие стихи – а в школе обычно (если это не стихи на утренники и официальные мероприятия) – дают для заучивания хорошие стихи – это встраивает в тебя привычку к хорошим стихам. Ты носишь их в себе, они делаются частью тебя, ты привыкаешь измерять ими другие стихи – как привыкаешь мерить пространство шагами, как можешь отмерить один метр руками… Ты просто чувствуешь поэзию, носишь ее в себе, а это –
3) расширение твоих границ понимания мира. В них добавляется чье-то поэтическое восприятие, которое не уничтожает твое, а обогащает его. Ты выходишь на море купаться – и радуешься морю,солнцу, теплым волнам, синеве; этому ничуть не мешает «зыбь ты великая, зыбь ты морская» — это только добавляет новое измерение, в котором вы с морем существуете. И потом, уезжая от моря, ты уносишь с собой и море, и стихи, и их качающий ритм, и парус одинокий, и – прощай, свободная стихия… Ты учишься новым чувствам, привыкаешь смотреть на мир глазами талантливых и умных людей – и сам становишься умнее и талантливее.
4) апдейт и апгрейд мозга. Со временем мы понимаем, что лишиться можно всего – и друзей, и родственников, и имущества. Единственное, чего у нас нельзя отнять – это содержимого головы. Памяти, разума, чувств. Наша голова – рабочий инструмент гораздо совершеннее компьютера, планшета, айфона. Она может хранить очень много нужного и ненужного; весьма вероятно, что лучше загружать в нее проверенные временем шедевры, а не сиюминутный мусор. Будет что обрабатывать, над чем задуматься. Особенно важно это тогда, когда вдруг отключаются все внешние источники информации. Так бывает, например, когда болеешь и не можешь читать, сидеть за компьютером или смотреть телевизор. Бывают и более тяжелые варианты (тут я иногда рассказываю ученикам историю о том, как Татьяна Гнедич переводила байроновского «Дон Жуана»).
5) жизнь в шкуре автора. Что запомнил – то твое, никому не отнять. Ты можешь носить стихи с собой, думать о них, разговаривать с ними, понимать их. Ты пропускаешь через себя стихи – и делаешься немножко их автором, вживаешься в него, учишься смотреть на мир его глазами, говорить его словами, его интонациями, чувствовать его чувства. В классе становится понятно: есть стихи, которые нельзя читать тихонько, на ушко. Хочешь научиться легко говорить с аудиторией – выучи Маяковского, выйди, говори с ней во весь голос, громко и свободно. Выучи Пушкина – научись этому стремительному движению стиха; научись восторгу битвы, кружению в вихре света – научись внутренней свободе. Выучи Цветаеву – научись сложно интонировать; научись рассказывать о своей боли без воплей. Выучи Ахматову – научись читать стихи звучно, царственно, — так, чтобы на последнем ряду тебя слышали, хотя ты не напрягаешь голосовых связок. Выучи Блока – пусть на тебя все смотрят зачарованно, как кролики на удава, ты услышишь сам эту мертвую тишину, которая бывает, когда хорошо читают Блока.
Умение говорить с людьми так, чтобы тебя слышали – полезное для жизни. Умение не бояться публики – тоже. Взрослые, а взрослые, кто тут недавно жаловался, что боится делать доклад на профессиональной конференции?
Актерское мастерство – тоже важно. Любой актер вам скажет, что стихотворение, которое собираешься читать вслух, нельзя прочитать хорошо, если не знаешь его наизусть, не прожил его, не прочувствовал.
6) гармонизация мира. Стихи гармонизируют мир и делают его выносимым. Стихи учат справляться с эмоциями. Стихи дают слова для счастья и для горя. Однажды мне довелось побывать в американском городе Баффало, в творческом центре для трудных подростков, переоборудованном из старого заводского здания. Когда российская учительская делегация выходила из микроавтобуса, гид предупредила, чтобы никто не оставлял в нем вещей: район неблагополучный, воруют. Так вот в этом творческом центре трудных детей учили выражать свои эмоции в творчестве – в стихах, в картинах, в звуках, — а не в драках, битье стекол и поджогах машин. В центре была литературная студия, где трудных подростков учили писать стихи.
Это как с музыкой. Я очень люблю Чайковского и Паганини; это воплощенная тоска – но тоска, спетая скрипкой, пропущенная через творческое сознание мастера, делается песней о тоске — и отпускает ее, и тоску становится возможно вынести. Когда трудно жить – можно включить E lucevan le stelle в исполнении Паваротти, послушаешь – и как-то дышать начинаешь. И со стихами так же: вроде бы и тоска, тоска, тоска – но тоска, у которой появляется голос; она не обессиливает, потому что необыкновенная энергия стиха дает силы – скептически, горько и спокойно, как античный стоик, терпеть, научась у Бродского. Или – научившись у Блока – увидеть, как сквозь самую темную тьму
В тишине голубой и глубокой
С дивной ратью своей многокрылой
Бог идет сквозь ночные леса.
Я намеренно не привожу все свои пятнадцать аргументов; попробуйте сами изобрести для своих детей хоть парочку. Правда, надо быть готовым к тому, что вашему классу – или вашему ребенку – из них покажется самым убедительным последний: в ЕГЭ есть сочинение, там должны быть два аргумента из текста. Нужны цитаты. Если у вас в голове полно стихов – проблем меньше.
Возвращаясь к несчастному ребенку, которого пытают Плещеевым, — заметна вторая серьезная проблема: отсутствие стиховой культуры (да и вообще культуры). Про общую культуру и так понятно: мама даже не реагирует, когда ребенок на видео первый раз матерится. Давайте лучше о стиховой культуре.
Ребенок на видео не чувствует поэтического ритма, сбивается с него, все время ломает строку, делая ее прозаической. Так редко бывает с детьми, которым с раннего детства много пели песен и читали стихов (кстати, замечу, что особенно в этом смысле хорош Чуковский, которого принято шпынять за страшные ужасные сюжеты; хорош он необыкновенной стиховой энергией и поразительным разнообразием стиха: он ненавязчиво вводит ребенка в мир русской поэзии, знакомя его не только с типичными для детской поэзии хореями, но и с дактилями, и с амфибрахиями, и с пэонами…
Ребенок вырастает, уже пропитанный этими ритмами, стихи легко воспринимаются и легко учатся. А когда этого нет – попытка выучить стихотворение оказывается сродни попытке за один вечер овладеть тувинским горловым пением. Вот вам запись и полчаса времени на домашнюю работу – попробуйте-ка выучить и спеть:
Тут видео.
Разумеется, бывает стиховая глухота. Дети, когда учат длинные стихи, часто забывают отдельные слова. Но одни подставляют синонимы с сохранением размера – «мой дядя самых честных правил, когда ужасно занемог», а другие – выбрасывают забытое слово, переставляют слова – и, кажется, вовсе не слышат, что у них вышло. «Ну и день был, сквозь дым летучий французы пошли как тучи». В этих случаях обязательно нужно обращать внимание на ритм, отбивать его, отстукивать, скандировать, — учить слышать стихи.
Глухота бывает и менее выраженной – например, читая вслух Пушкина, дети по привычке читают «раскаленной» и «безнадежно» как «раскалённой»и «безнадёжно», отчего стихи сразу начинают хромать. Они, разумеется, ничего не знают о церковнославянизмах и не понимают, почему тут должно быть Е вместо Ё, и их не смущают даже рифмы «раскалённой – Вселенной» « «безнадёжно – нежно». Но что мешает взрослым поговорить с ними об этом?
С первой строчкой, «травка зеленеет, солнышко блестит», у ребенка не возникает никаких проблем. Травка и солнышко ему понятны. А вот «ласточка с весною в сени к нам летит» — это уже проблема. Может, он никогда не видел ласточки. Может? Очень даже. Вот вы когда и где в последний раз видели ласточку? А ваши дети? А как в их сознании ласточка связана с весною? А что такое «сени»? Спросите своего городского ребенка, что такое «сени» — многие ли ответят? «Лететь с весною» — это образ отвлеченный, а ребенок мыслит конкретно. Для него вся эта строчка – чистая абракадабра, он ее и повторить-то не может, не то что запомнить. А дальше?
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Что значит «солнце краше»? почему «весна милей»? Что значит «прощебечь»? Чтобы ребенок хоть что-то понял – надо все это с ним обсудить. Запас слов у детей ограничен, им стоит помочь.
Эти трудности не проходят с возрастом. Абракадабра обрушивается на ребенка внезапно – задали учить наизусть «Бородино», — это о чем вообще? Один знакомый ребенок смог выучить стихотворение только после того, как родители прочитали с ним статью про Бородинское сражение, вычертили карту и разыграли сражение с солдатиками. Только тогда он смог представить, что означает «построили редут», «но тих был наш бивак открытый», «уланы с пестрыми значками, драгуны с конскими хвостами»… А можно было, наверное, показать кусок из «Войны и мира» с комментариями…
Когда моя дочь училась в 8 классе, она чуть не плакала над стихотворением «На смерть поэта». Когда начали вникать – оказалось, она вообще не понимает, что все это значит:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов…
Кто такие «надменные потомки»? почему они надменные? Какой подлостью прославлены их отцы? Почему пята – рабская? Какие обломки она попирает? Что это за обломки родов? Почему они обижены игрою счастия? Эти четыре строчки требуют серьезного историко-литературного комментария, и пока ребенок не разберется в том, что эти слова означают, он так и будет путать их, заменять, забывать…
Метки: Учить стихи |
Иосиф Бродский" НАПУТСТВИЕ" |
|
О чувствовании Бога, мальчике Чике и театре Абуки |
Искандер Фазиль - Детство Чика
Детство формирует человека, и многие впечатления детства становятся основой характера взрослого человека. В этом смысле детство - это основа будущего взрослого человека. Кроме того, в рассказах о Чике моя сверхзадача состояла в том, чтобы воодушевить читателя поэтичностью детства. Конечно, в детстве бывают и трагические моменты, но я их почти не касался. "Чик" - это песня о детстве. Я хотел, чтобы моего - и взрослого, и юного - читателя это вдохновляло и давало силы на жизнь.
В последнее время я сделала для себя парочку немаловажных открытий. Например, всем известно, что пропасть времени (когда готовишь еду, к примеру, или моешь посуду) уходит совершенно впустую. И этого времени потом дюже жалко. А оказывается, есть такой Театр Абуки - театр одного актёра, Игоря Князева. И когда слушаешь постановки этого театра (а это полноценное и удивительно талантливое чтение довольно большого числа хороших книг), то мыть посуду или подметать пол становится намного веселее. С ним даже болеть не так тошно, потому что просто лежать и читать книгу намного сложнее, чем её слушать - нужно то и дело переворачивать страницы, а когда шевелиться больно - это, кто в курсе, сильно влом. Лежать и слушать - гораздо проще. И время болезни, которого ещё больше жалко, чем то, что уходит на хозяйственную фигню, уходит не зря. Это первое открытие.
Второе открытие я сделала благодаря первому, так как, хотя имя Фазиля Искандера было у меня на слуху, но я его никогда прежде не читала, и вряд ли бы когда дошла обычным путём. А тут прочитала. Робяты, "Детство Чика" - это чудесная книжка! Вы даже не представляете, какой сноб литературный привиреда - мой сынуля. Половина классиков для него - графоманы. А тут он вламывается ко мне после окончания очередного прозвучавшего отрывка в комнату, хихикает глупенько (потому что не любит признаваться, когда ему что-то нравится) и говорит: "Мам, а что там дальше про Чика, поставь ещё немножко, а?" (А ещё говорят, на Петроградке стены в домах толстые и ничего сквозь них не слышно, ха-ха-ха.)
Народ пишет, что Чик - это нашенский советский Том Сойер. Не знаю-не знаю, некое сходство, конечно, есть - приличный начитанный мальчик, который любит приключения, и воспитывает его тётка, и некое подобие Гека Финна - дворового мальчика Бочо - тоже имеется. Но тут сходство заканчивается. Так ведь можно сказать, что и Гарри Поттер похож на Волдеморта, потому что оба были сиротами, талантливыми волшебниками и воспитывались в Хогвартсе у Дамблдора. Однако, люди-то совсем разные. А Искандер - мастер описывать не только поступки, но и состояние души ребёнка. У него феноменальная память на чувствование и мировосприятие детства. Вдруг заново открываются давно позабытые страницы жизни, и окунаешься в такую свежесть и чистоту... В общем, робяты, я вам весьма и весьма рекомендую "Детство Чика" Искандера, и именно в исполнении театра Абуки, потому как здоровско.
Помимо этих двух открытий, меня поразила в книге одна вещь. Это то, как Искандер описывает восприятие Чиком вечности вообще и Бога в частности. Я одно время думала, что немногие люди переживали подобное. В литературе похожее встретила лишь у Павла Флоренского. И помню, ходила и теребила всех, дознаваясь - было у них такое в жизни или нет. Никто не раскололся, все отнекивались. А тут, оказывается, абхазский мальчуган из мусульманско-атеистической семьи 30-х годов прошлого века чувствует Бога совершенно так же, как и я, старая питерская православная перечница. В общем-то, это меня удивило, и даже поразило. И захотелось с кем-нибудь обсудить. Да только с кем?
Метки: Искандер |
Без заголовка |
Метки: Определение времени |
Хватит заваливать ребенка игрушками |
Игрушки — это один из кирпичиков в формировании будущего наших детей. Они позволяют им развиваться и познавать мир. Поэтому при выборе игрушек мудрые родители руководствуются не только соображениями пользы и веселья, но еще и стараются не перегибать с количеством.
|
ЛУЧШЕЕ ТВ И ВИДЕО * И ЛУЧШИЕ САЙТЫ РУНЕТА |
почта принесла полезные сайты Рунета - но как же без телевидения? - я добавил и телевидение ... - и прежде всего частное - которое не зависит ни от министерства культуры ни от банков - лично мое ...
и конечно добавил - лучших гениальных наших мастеров от Игоря Ильинского до Окуджавы...
|
Аксаковская осень. Природа, травы, птицы и фестивали |
Аксаковская осень. Природа, птицы, травы и фестивали
Во всех городах и селах, связанных с именем Сергея Тимофеевича Аксакова, осенью обычно вспоминают этого русского писателя, автора книг о природе, рыбалке и охоте. Хотя прославился Сергей Тимофеевич своей знаменитой сказкой «Аленький цветочек». Уже много поколений детей в нашей стране выросли, восхищаясь добротой младшей купеческой дочки и ее бескорыстной любовью, разрушившей чары злого колдуна; выросли, мечтая, хоть разок, увидеть настоящий аленький цветочек, рисуя его в своем воображении каждый по-своему.
С именем С.Т.Аксакова связана Уфа, где родился писатель, в Казани он окончил гимназию, в Оренбургской губернии было родовое имение Аксаковых. Хотя почему было? Оно сохранилось и стало сейчас литературным заповедником с атмосферой 18 века (писатель родился в 1791 году). В этом литературном заповеднике жизнь бьет ключом: театральные представления сменяются фестивалями сказок, ночь в музее переходит в день литературных конкурсов, вручают литературные премии С.Т.Аксакова, открывают памятники, водят хороводы в народных костюмах, поют русские песни и даже регистрируют браки в литературном заповеднике!
Сергей Тимофеевич Аксаков
Метки: Аксаков |
Геометрия в природе |
|
Художник Кирилл Лемох |
|
Бывают судьбы, о которых говорят – противоречивые. Эти поверхностные противоречия бросаются в глаза, но потом сглаживаются и исчезают. Нет противоречий – есть жизнь каждого отдельного человека, своя собственная уникальная жизнь.
Карл-Кирилл
В этом году – круглая дата у русского художника Карла (Кирилла) Лемоха. Он был – как сейчас принято говорить – этнический немец, прославился как русский жанровый живописец. Кирилл (Карл) Лемох известен как один из организаторов Товарищества передвижников и как преподаватель живописи Николаю Второму, известен он и как бунтарь, и как академик. И в этом нет ничего противоречивого.
|
Философский пароход |
Ольга Цицкова. Русская идея. Философский пароход, 2007 |
Потом он, уже будучи тяжело больным, непосредственно руководит ходом этой операции и постоянно интересуется, как идут дела и пеняет, что она проходит слишком медленно, требуя ускорить ее завершение. Нет сомнений, что лично для него эта операция была одной из ключевых и очень важной.
|
Всего было три философских парохода: два «Обербургомистр Хаген» и «Пруссия» – из Петрограда и один «Жан» - из Украины. Кроме пароходов, были еще «философские поезда», увозившие в Германию, как «ненужный хлам», цвет русской интеллигенции. И не только философов, но и врачей, инженеров, литераторов, педагогов, юристов, религиозных и общественных деятелей, а так же особо непокорных студентов.
|
СЕМЬЯ В МИРЕ ЖИВОТНЫХ |
|
О происхождении фразеологизма «жить на широкую ногу» |
В средние века в Западной Европе среди вельмож и богатых людей наиболее модными считались башмаки с очень длинными носами. Историк Сергей Цветков рассказывает, откуда появилась мода на
длинноносые ботинки, и как она трансформировалась в известный фразеологизм «жить на широкую ногу».
.
Где и когда появился фразеологизм «жить на широкую ногу», доподлинно неизвестно. Несомненно лишь то, что выражение это возникло не у нас, а в Западной Европе, где в XII-XIV веках среди вельмож и богатых людей наиболее модными считались башмаки с длинными носами.
По поводу возникновения этой довольно-таки дурацкой моды обычно рассказывают такую историю: у одного из европейских государей (то ли у графа Анжуйского Готфрида Плантагенета, то ли у его сына — английского короля Генриха II; называют также имя французского короля Филиппа IV Красивого), — в общем, у кого-то из них на больших пальцах ног были уродливые наросты. Чтобы скрыть этот физический недостаток, мешавший к тому же ношению нормальной обуви, этот государь велел своему сапожнику изготовить специальные ботинки с загнутым кверху носком.
Получился настоящий королевский эксклюзив, который, разумеется, не остался незамеченным. Вскоре такая обувь стала чрезвычайно модной, каждый вельможа старался перещеголять другого, заказывая туфли с носком побольше. Чтобы носы туфель не мешали при ходьбе, их пристегивали к браслету у колена, а для того, чтобы они не морщились, в них вкладывали сено. В конце концов, дошло до того, что длина носка регулировалась специальным королевским указом. Простолюдинам не разрешалось надевать обувь с носком длиннее половины их стопы, рыцарям и баронам не более одной длины стопы, графам — не более двух. И лишь особы королевской крови могли носить обувь любой длины. Таким образом, башмаки с длинными носками стали служить отличительным признаком знатности. Вот тогда-то и появилось наше выражение, которое в немецком варианте переводится буквально как «жить на большую ногу».
Спустя два века мода на длинноносую обувь была осуждена духовенством и запрещена. Носить её, действительно, перестали, однако выражение осталось.
Россиян с выражением «жить на широкую ногу» познакомила «Литературная газета», которая в 1841 году опубликовала заметку на эту тему. Рассказ о королевской мозоли и возникшей благодаря ей моде заинтересовал читающую публику, и чужестранное словосочетание прочно укоренилось на русской почве.
|
МАМА / позвоните прямо сейчас... |
- Мама, а откуда приходит солнышко? - А оно приходит из-за тучек и светит нам весь день, а потом снова уходит, чтобы мы могли лечь спать… - Мама, а почему тот мальчик в садике всегда показывает мне язык и дергает за косичку? - А ты не обращай внимания, он просто показывает как ты ему нравишься!… - Мама, а я правильно прочитала слово: «мо – ло – ко»? - Да, солнышко, молодец. Ты у меня самая хорошая… - Мама, помоги сделать математику, а то эта учительница ничего не может нормально объяснить! - Давай попробуем решить. А плохих людей не бывает, их просто нужно уметь слушать и задавать вопросы, если тебе что-то непонятно… - Мама, а он сказал, что я ему нравлюсь. - Какая ты у меня все-таки красивая. Раз сказал, значит действительно так… |
- Мам, он мне не позвонил, что делать? - Не расстраивайся, наверное, у него что-то случилось… - Кать, расскажи, что у тебя сегодня было интересного! - Мам, отстань, я очень устала, не хочу с тобой сейчас говорить… - Дочка, уже поздно, не ходи пожалуйста гулять. - Это моя жизнь, не вмешивайся, куда хочу, туда иду… - Дочка… - Мам, ты меня уже достала, отстань. Я сама разберусь… - Мама, он мне сделал предложение! - Я за тебя рада, он хороший человек. Соглашайся, он тебя любит… |
- Мам, что делать, у Ванечки температура! - Я сейчас приеду… - Мам, посиди с Ванечкой. Мы с Сережей сегодня идем в гости. - Конечно я вам помогу… - Ребята, мне кажется… - Мам, не мешай нам жить. У нас и без тебя проблем много… - Катя, мне нужна твоя… - Мам, я не могу, много дел. Позвони как-нибудь в другой раз… - Дочка, мне тяжело одной! - Мам, ничего не могу поделать. Мы сейчас хотим завести второго ребенка… - Дочка, я… - Позвони завтра… - Мама, я бы хотела… Мама.., мама.., мамочка!!! - ... |
|
Декабристы, 86 портретов (альбом) |
|
Калейдоскоп детей в национальной одежде |
|
Наш Другой Мир / Г.Пранкевичюс |
|
...этой звенящей игривой струною...в душу вливается... |
Первый вестник весны — это запах. Воздух насыщается разнообразными ароматами, которые особенно ощущаются после мрачной зимы. Постепенно с пробуждением природы его «присутствие» увеличивается. Весенний запах — это «букет» ароматов талой воды, почек на деревьях, первых цветов и молодой травы...
И.Крутой - Нежность
...этой звенящей игривой струною...
...я очарую...я очарована...
...мир окружающий радужным словом...
...в душу вливается...
...словно в бездонное...что-то...
...мгновенье - душа колобродит...
...звуками пьяная...светом встревоженная...
...все взбудоражено...невозможное -
...невероятное...и несложное...
...но н~е~о~б~ъ~я~с~н~и~м~о~е...
.................................
...словно...небесное чудо...
...я удивляюсь...малейшему дару природы...
|
Зажги снега, заиграй овражки.... Художник Борис Федорович Домашников |
Апрель - Априлий - Березозол, Цветень, Водогон, Ручейник...
Зажги снега, заиграй овражки... Предвестник лета.
Слово: апрель, или априллий - не русское; оно зашло к нашим отцам из Византии. Коренные славянские названия сего месяца были другие. Наши предки назвали его: березозолъ, малоруссы и поляки: кветень, цветень, чехи и словаки: дубень, сорабы: налетний, ячман, венды: чтерник (четвертый), мал-травен, кроаты: травен и джюджревчак (Юрьев день), иллирийцы: травяный. В старой русской жизни апрель считался вторым пролетним месяцем; а когда год стали считать с сентября, то он был восьмым. С 1700 года он приходится по счету уже четвертым.
Апрель
Дождались полой водицы, аи да батюшка апрель.
Апрель сипит да дует, бабам тепло сулит, а мужику что-то будет. Не ломай печи, еще апрель на дворе. Апрельский ручей землю будит. Где в апреле река, там в июле лужица. Весенней воды никто не уймет. Была бы водица, а зелень народится. |
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.
С апреля земля преет. Ни в марте воды, ни в апреле травы. Апрель всех напоит. |
У рыболовов в апреле была своя примета - Угощение водяного.
Многие суеверные рыболовы приходят в полночь полакомить гостинцами водяного дедушку. Это угощение водяного происходит у них следующим порядком.
Покупают у цыган самую негодную лошадь, не торгуясь, ровно за три дни. В эти три дни они стараются откормить ее хлебом и конопляными жмыхами. В последний вечер вымазывают у лошади голову медом с солью, в гриву вплетают множество красных лент, ноги спутывают веревками, на шею навязывают два старых жернова. Ровно в полночь отправляются к реке. Если еще лед не прошел, то связанную лошадь опускают в прорубь; если же река очистилась от льда, то сами, садясь на лодки, стараются утопить лошадь середь реки. В то время старший из рыболовов находится на берегу реки, прислушивается к воде и дает знак другим, когда можно утопить лошадь. Большое несчастье бывает для рыболовов, если водяной не желает угощения или он перешел на другую усадьбу.
|
Как растут грибы |
Грибы известны как быстрорастущие организмы, особенно быстро они развиваются после дождя. Вашему вниманию подборка завораживающих гифок!
|
ОТ КАЛИНИНГРАДА ДО КАМЧАТКИ |
В этой подборке собраны наиболее яркие и впечатляющие фотографии проекта «Первозданная Россия». Цель проекта — рассказать о природе нашей страны, о разнообразии ландшафтов, растительного и животного мира.
|
Акварельные пейзажи России нынешней и России былой |
Эту Россию ещё можно увидеть в самой глубокой глубинке. Художник Артур Костылев пишет акварельные пейзажи России нынешней и России былой.http://svistanet.com/
Под хмурым небом раскинулись деревенские избы и православные церкви, монастыри и терема.
Перед нашими глазами разворачивается жизнь неспешная, сегодня уже не совсем понятная, но такая знакомая. Это время ушло. Может быть, поэтому, хочется если не вернуть, то знать и чувствовать. И понимать.
Артур Костылев родился в городе Ростове на Дону в 1968 году, учился на художественном отделении ЛВЦ ВОГ в городе Павловске. В настоящее время живет и работает в Москве
|
Энциклопедия для маленьких вундеркиндов. Александр Пушкин. Воспоминания в Царском Селе (Иллюстрации Г. А. В. Траугот) |
|
Пять книг о нелюбви к школе |
Есть такой анекдот: «Ученика спрашивают: — Назовите три причины, из-за которых вы любите школу? – Июнь, июль, август…» Согласно статистическим данным, половина, а то – и три четверти учащихся идут в школу с радостью. Остальные – или не испытывают никаких эмоций, или испытывают негативные. Журнал "БАТЯ" подобрал пять книг о нелюбви к школе и о том, как с ней справляться.
Именно такое заклинание произносят два друга-двоечника из повести Валерия Медведева «Баранкин, будь человеком!» (1962 г.) и превращаются в воробьев. Все что угодно – лишь бы не решать задачи и не сажать деревья в школьном дворе! Но, вот беда, невнимательно слушавшие на уроках ребята забыли, что в жизни птиц и насекомых очень много всяких сложностей похлеще, чем подготовка уроков.
Иллюстрация Генриха Валька
Сочетание фантастического сюжета и реальных, взятых из жизни героев делает философскую повесть понятной и близкой маленькому читателю. С Юрой Баранкиным и Костей Малининым случаются невероятные и опасные приключения, пройдя которые ребята понимают, что невозможно прожить, ничего не делая. Через воробьиные драки, бабочкины проблемы и муравьиные инстинкты мальчишки проходят путь к человеку, готовому осознанно брать на себя ответственность.
За свою жизнь Валерий Медведев написал более 30 произведений. Сергей Михалков говорил о книгах Медведева: «Они смешат, делают добрее, заставляют задуматься о смысле жизни». Но самым любимым героем читателей так и остался Юра Баранкин. Да и сам автор выделял его из всех своих персонажей и даже назвал в честь него сына.
Метки: Школьное Двоечники Самореализация Что читать детям |