-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ЛедиМилаАлдр

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.07.2012
Записей: 3214
Комментариев: 669
Написано: 4857


ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Понедельник, 07 Июля 2014 г. 17:06 + в цитатник

 Быстро летит время. Совсем не за горами пора, когда ваши малыши перешагнут порог школы и станут первоклассниками. Для них наступит ответственный период трудной работы: изо дня в день узнавать новое, учиться думать, открывать окружающий мир, строить свои отношения с товарищами.

    

     И у каждого родителя много волнений по поводу  будущего. Главное – как сделать, чтобы школьные годы стали для ребёнка радостным и счастливым временем взросления, познания и труда.

   

     Все начинается с семьи. В повседневном общении с детьми сеются семена характера, которые потом дадут добрые или злые всходы. Народная мудрость говорит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Этим нельзя пренебрегать и об этом нельзя забывать. Очень часто школьные неудачи детей, их трудное вхождение  в рабочий ритм учебы, неумение и нежелание учиться – результат родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье. Все родители заботятся о том, чтобы ребенок был вовремя накормлен, обстиран, хорошо обут и одет. Многие много сил приложили, чтобы научить читать и считать, но для полноценного воспитания этого не достаточно. Столь же ревностно нам, родителям, надо печься о том, что питает душу, ум и сердце ребенка. Ибо от этого зависит психологическое развитие ребенка. С психологической  точки зрения готовность к школьному обучению означает достижение определенного уровня познавательных  возможностей, личностных качеств, интересов, черт характера.

    

     Как же развивать познавательные способности? Это не сводится к тому, чтобы давать готовые знания, умения и навыки. Речь о том, чтобы научить ребенка думать. От этого зависит успешность учения.

     

      Ребенок сам по себе любознателен. Все  задают вопрос: «Почему?» В зависимости от того,  как взрослые отвечают -  разовьется или угаснет его любознательность. Познавательный опыт ребенок получает в деятельности, прежде всего  предметной. Уже в игре он учится замещать одни предметы другими (например, палочка для ребенка может быть градусником, самолетом и т.д.) Умение замещать недостающие предметы другими развивает воображение, умение абстрагироваться, моделировать новую деятельность. Именно на этом формируется познавательная деятельность.

 

     Очень важна для ребенка конструктивная и изобразительная деятельность, когда он пробует точнее изобразить реальность – это развивает его восприятие и мышление.

 

    В становлении познавательных способностей ребенка наиболее важен труд – самообслуживание, хозяйственные и бытовые дела, работа в природе, изготовление поделок и т.д. Мы радуемся, когда ребенок играет, рисует и конструирует. Он занят и нам этого достаточно. Но что дают ему эти занятия?  Что его затрудняет? Доводит ли он дело до конца? Задаете ли вы себе эти вопросы?

 

     Труд ребенка должен пополнять его опыт и давать радость хорошо исполненного дела. (Как хорошо ты помог бабушке!...) Очень важно создание эмоционального комфорта. И здесь не надо забывать, что наша несдержанность, окрики, брань, наказание, как мгновенная реакция на «проступки» малышей – порождает у них не только чувство обиды, несправедливости, но и тревожность, неуверенность в себе. Часто ребенок просто не может или не умеет выполнить ваше требование, или просто не услышал  вас, увлеченный каким-то важным для него делом. Но даже если он и виноват, грубость, вспышки гнева недопустимы. Ребенок к ним привыкает и перестает на них реагировать, и сам усваивает грубый, бестактный тон обращения.

 

     Однако и радость должна возникать на здоровой нравственной основе. Если же радость возникает  оттого, что пнул собаку, ущипнул братишку, а хорошее настроение куплено сладостями – это эгоистическая радость. А нужно учить его радоваться творению добра: кому-то помог, стал  более умелым, ловким, хорошо выполнил дело. Такая радость – это преодоление конфликта между «хочу» и  «надо» - то есть определенное волевое усилие. А безвольный человек не  сможет решить ни одной практической  или познавательной задачи. Тренировать свою волю надо с раннего детства.

 

     Чтобы достичь цели в труде, рисовании, приобретении новых знаний, ребенку, прежде всего, необходимо достаточно устойчивое внимание,  умение последовательно двигаться к цели, преодолевать трудности, которые встречаются на пути, ошибки. Нужно уметь не теряться от неудачи, а возвращаться к началу пути, искать новые способы достижения результата. Лишь только тогда ребенок будет готов к школьному обучению.

 

     Школьное обучение потребует от ребенка положительного эмоционального настроя, и немало волевых усилий для успешного овладения знаниями, и установления правильных отношений со сверстниками и учителями. У многих детей трудности вхождения в школьную жизнь связаны с тем, что они не умеют жить в коллективе, не приучены подчинять свои желания и поступки с требованиями взрослых и интересам своих товарищей. Не привыкнув считаться с другими, они становятся упрямыми, эгоистичными, недоброжелательными по отношению к одноклассникам. Это возможно из-за плохой эмоциональной атмосферы в семье, но иногда это происходит, когда ребенок заласкан в семье, когда он главная фигура в семье. Не получая подтверждения привычного представления о себе в коллективе, у ребенка развивается стресс, возникает эмоциональный срыв: он либо бунтует, озлобляется, становится агрессивным, любо теряет веру в свои силы.

 

     Поэтому психологическая подготовка к школе необходима.

 

     Какие же условия обеспечивают полноценное психическое развитие ребенка и его подготовку к учебному труду?

 

     Первое и самое главное – постоянное сотрудничество ребенка с окружающими его взрослыми – мамой, папой, дедушкой и бабушкой. Ребенок должен перенимать опыт взрослых и делать его своим. А взрослому необходимо посмотреть на себя со стороны глазами ребенка. Нужно заботиться не только о том, чтобы  что-то и как передать ребенку, но и все сделать для того, чтобы ребенок сам захотел усвоить передаваемое. Кроме того, надо помнить, что воспитывают не правильные слова, а наше поведение. Главный же метод в воспитании – это доставлять ребенку радость общения с вами. Радость совместного познания, совместного труда, игры и отдыха.

 

     Возникновение желания сотрудничать с взрослыми, ориентировка на взрослого, на его пример,  оценку, знания, которые он передаст – необходимое условие полноценной подготовки ребенка к школе.

 

     Другим условием успешного воспитания и развития является выработка у ребенка умения преодолевать трудности. Весь процесс познания – это упорный труд, поиск выхода из тех трудностей, которые возникают перед человеком в проблемной ситуации. Умственное развитие ребенка не может нормально осуществляться, если у него не выработано правильное отношение к трудностям, желание и умение их преодолевать.

 

     Если малыш ограждается от всех трудностей, если за него все делают мамы,  бабушки и душки, то ему будет нелегко справиться и с учением, с каждым годом все усложняющимся. Неготовность к трудностям может привести к неуверенности в себе, появлению заниженной самооценки и к негативному отношению к учебе. Однако надо всегда учитывать возможности ребенка и  преодолевать постепенно все большие трудности.

 

     Еще одно необходимое условие всестороннего развития ребенка – переживание успеха. Но успех должен быть реальным, а похвала заслужена. Но даже малейший шаг в преодолении трудностей должен быть замечен и положительно оценен.

 

     Еще одно необходимое условие развития и подготовки к школе – умение общаться с взрослыми и сверстниками. По тому, каков ребенок среди других, можно многое узнать о  его характере, привычках. Приветлив он, щедр,  добр, отзывчив, настойчив, смел или, наоборот, хитер, жаден, безволен, неуступчив, завистлив – все это результат общения взрослых с ним.  Именно мы, взрослые, обязаны учить ребенка сопереживанию, взаимопониманию, справедливости, щедрости и доброжелательности. В общении с близкими в своей семье ребенок впервые видит себя глазами других и на этом составляет представление о самом себе. Очень важно, чтобы это представление соответствовало действительности.

 

     Хочется обратить внимание еще на одно необходимое условие готовности к школе – воспитание положительной учебной мотивации, то есть желания учиться. Но для этого и сами родители должны понимать, что ребенок идет в школу не за пятерками, и даже не только за знаниями и умениями. Школьные годы – часть жизни ребенка. И поэтому она должна быть наполнена не только счастьем познания, но и радостью общения, напряженного труда и творчества.

 

     Нам всем надо помнить замечательные слова польского педагога Я.Корчака «Воспитание ребенка – это не забава, а задание, требующее капиталовложений – тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много, много мыслей…» Но ведь только такой творческий труд  души и ума приносит подлинную радость и успех. Зная основные направления психологической подготовки детей к школе, внимательно изучив своего ребенка, я уверена, что каждый сможет добиться  желаемого результата.

 

Предлагаю Вам несколько простых, но очень эффективных способов развития Вашего малыша в игровой, интересной форме.

 

· Бонжур, месье!

    Цель: развитие внимания, памяти, реакции

    Количество игроков: 2-4

    Дополнительно: колода карт

Раздайте всю колоду игрокам и договоритесь, какие действия вы будете совершать при определенной карте. Например, в нашей игре, увидев валета, мы должны были воскликнуть "Бонжур, месье!", если видели даму - "Бонжур, мадам!", короля - "отдать честь", т.е. приложить руку к голове, а когда выпадал туз - накрыть его ладошкой.

Игру можно упростить: только хлопать рукой по валету. Игроки играют вслепую, т.е. никто не видит своих карт. Кладут свою стопку перед собой и ходят верхней картой, а добытые кладут снизу. Ходит первый игрок, открывает свою карту и кладет на середину стола. Если попалась картинка, играющие выполняют действия, соответствующие этой картинке.

Кто выполнил первым, забирает карты себе. Играющие по очереди открывают по одной карте и кладут их друг на друга посередине стола.

Игра должна проходить в быстром темпе и продолжаться до тех пор, пока вся колода не окажется у одного игрока, а остальные не останутся без карт.

• Вам барышня прислала

    Цель: развитие слухового внимания, находчивости

Ведущий начинает с правил: "Вам барышня прислала кусочек одеяла, велела: не смеяться, губки бантиком не делать, Да и Нет не говорить, черное с белым не носить, Р не выговаривать. Вы поедете на бал?" После этого ведущий задает разнообразные вопросы игрокам, а те отвечают, пытаясь не нарушить оговоренные правила.

• Рисунок на спине

    Цель: развитие тактильных ощущений, внимания

Тупым концом карандаша рисуете на спине ребенка геометрическую фигуру, букву или цифру. Ребенок должен угадать, что вы нарисовали. Можно поменяться, и тогда вы будете угадывать рисунок. Детям всегда интереснее играть из разных ролей.

• Летела корова

    Цель: развитие устойчивости и переключения внимания.

Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую - ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стих, в такт хлопая по ладони правого соседа: Летела корова, сказала слово. Какое слово сказала корова?

Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово. Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова, следующий вторую, и так до конца. Задача последнего игрока - не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

• Волшебное слово

    Цель: развитие внимания, вежливости

Ребенок внимательно слушает то, что вы ему говорите. Но выполняет он только те просьбы, в которых есть волшебные слова. Например: Сделай три хлопка руками, подпрыгивая на левой ноге. - Пожалуйста, подними руки вверх! Выполнить нужно вторую просьбу.

Ребенок тем самым оказывается в положении взрослого, который приучает вас быть вежливыми.

• Солдат и тряпичная кукла

    Цель: релаксация, саморегуляция

Детей нужно обязательно учить чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. Это развивает их возможность контролировать себя.

Предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как нужно стоять на плацу - вытянувшись в струнку и замерев. Потом вы произносите следующую команду - "тряпичная кукла". Дети должны максимально расслабиться, представить, что их тело мягкое, податливое, руки болтаются, спина немного наклонена вперед. Чередовать необходимо несколько раз и заканчивать на стадии расслабления.

• Работа со сказками

Обязательно читайте вместе с детьми сказки и детские истории. Обсуждайте и пересказывайте прочитанное. Придумывайте новые окончания известных сказок. Сочиняйте свои собственные коротенькие сказки и истории. Рисуйте иллюстрации к сюжетам. Это очень хорошо отражается на общем уровне развития ребенка, его воображении и на Ваших с ним отношениях.

Кроме этого, старайтесь как можно больше играть с детьми в обычные доступные игры - домино, лото, шашки, шахматы, собирайте пазл, конструкторы, лепите из глины и пластилина. Развитие психомоторики существенно облегчит задачу обучения письму.

Главное, чтобы и Вам и Вашему ребенку было весело и интересно вместе. Тогда это обязательно пойдет на пользу!

 

 

 

Как заинтересовать ребёнка чтением?

 

     Чтение - очень сложный процесс. Научиться читать не так-то просто. Одно дело знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова. Школа учит читать долго. Но мало из этого что получается. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном.

     Чтобы уметь читать, нужно делать это хорошо. Наш мозг воспринимает информацию за доли секунды, а медленное чтение препятствует, задерживает процесс восприятия. Учёные установили зависимость между скоростью чтения и успеваемостью. Ученик, который учится на четвёрки и пятёрки, читает со скоростью 120 и более слов в минуту. Поэтому заинтересованные родители просто обязаны сделать всё, чтобы их ребёнок научился читать быстро и, что более важно, видеть смысл в прочитанном. Чтобы мы потом, лет через 6-7, не ломали голову, почему же дитя учиться не хочет, а компьютер обожает (в основном его игровую версию), поможем стать нашему человеку читателем.

      Приведу несколько упражнений, которые помогут заинтересовать ребёнка чтением. Тексты этих упражнений можно составить самим, выбрать из детских книг, а потом распечатать на компьютере большими разноцветными буквами.

Будем двигаться от простого к сложному. 
Первое упражнение. Восстанавливаем слова в составе предложения. Инструкция ребёнку: прочитай оба предложения, определи недостающее слово. 
Маша живёт недалеко от КОЛЫШ. - Недалеко от школы …………. Маша.
На улице ЛОДОХНЫЙ ветер. - Ветер на улице …………..
И тому подобное. Можно выдумывать такие предложения вместе с ребёнком. Ребёнок загадывает вам, вы - ему. Тогда кроме умения читать вы потренируете и умение писать грамотно. Плюс будете развивать творческие способности.
Потом можно усложнить это упражнение, вставляя в предложения два-три изменённых слова, а во втором предложении пропускать именно эти слова. Так труднее догадаться.

Во втором упражнении по тому же принципу работаем с текстами. Инструкция: прочитай оба текста, определи, каких слов не хватает второму. Например, текст из А.П. Чехова "Первый снег".
Недавно прошёл ВЫЙПЕР снег. В ЗДУВОХЕ пахло снегом. Под ГАНОМИ мягко хрустел снег. Земля, РЫКШИ, деревья на бульварах - всё было мягко, бело, молодо. И от этого дома выглядели иначе, чем ЧЕВАР.

Первый ……. прошёл недавно. Снегом ……. в воздухе. Снег мягко ….. под ногами. Крыши, земля, деревья на …… - всё было бело, молодо, мягко. И …… от этого выглядели иначе, чем вчера. 
Усложнить текст можно точно так же, как в предыдущем упражнении, постепенно переходя к полностью "испорченному" тексту.

Третье упражнение для тех, кто любит математику. Сложение, вычитание и буквы. Начинаем с простейших. 
МО+РО+ЗА-А= ?УР+К-Р+ОЛ=?ЯМ+ГУ-МУ+ОДА=Я…О…А
Дальше опираемся на свою и детскую фантазию и творческие способности.

И напоследок четвёртое упражнение, самое простое для составления задания, но самое сложное для ребёнка. Наводим порядок в предложениях. Для этого упражнения понадобятся пословицы и поговорки. Путаем порядок слов в предложении. И собираем их снова. Можно первое слово написать с заглавной буквы. 
тот и от  страшит.  Кого огонь  дыма  бежит
весну  принесла.  Вода  потекла - с гор

Некий Логан Пирсолл Смит сказал: "Страстные книгочеи никогда не одиноки в постели". Помогите же и вы своим детям не остаться одинокими!

Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет, если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Этот ученик обречен на неуспеваемость. И каких бы великих учителей ни приглашали бы вы к этому ученику, ничего у них не выйдет, пока они не научат элементарному – читать.

Надеяться “на авось”, на то, что с годами беглость чтения придёт сама, не стоит. Первоклассники находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения.

Как же выйти на этот уровень 120 слов в минуту, какие приемы обучения использовать?

Существуют наиболее эффективные резервы обучения чтению!

Для начинающих читателей

Многие родители пытаются помочь своим детям научиться чтению,и учат как могут. Безусловно, за основу они берут букварь или азбуку, благо, что в детских магазинах азбуки продаются во всех вариациях: кубики и таблицы с буквами, азбуки разрезные, говорящие, музыкальные.

Желание родителей понятное и похвальное, но очень важно при обучении чтению не допустить ошибок, которые потребуется потом исправлять переучиванием.

Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения:

1) Изучение алфавитных названий букв

Правильно будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША, ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется: навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА Легко ли ребёнку расшифровать такое слово? Конечно же, смысл прочитанного при чтении по буквам часто остаётся для ребёнка непонятным, а сам процесс чтения утомительным и безынтересным.

2) Неправильное обучение слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов;

Неправильный подход при обучении:

- М и А будет МА.

- побуквенное чтение: М, А, М, А.

- прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в книгу.

Правильное обучение навыкам чтения

Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго: МММА – МММА; СССОК; РРРАК.

Основной причиной возникновения нарушений чтения и письма многие исследователи считают недостатки произношения детей, которые сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования, поэтому, важно с 5 лет посещать занятия логопеда, не ждать, когда ребенок заговорит правильно.

 

Для первоклассников

Существует методика профессора И.П. Федоренко, которая  гласит, что при работе над книгой важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.

Что же зачастую наблюдается во многих семьях? Папа или мама усаживают своего ребенка, и говорят следующее: “Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи”. При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час – полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час – полтора очень трудной работы. Папа и мама допускают здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция.

Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.

Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитывает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых.

Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, слайды: 2 строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадр – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку.

 

Артикуляционная гимнастика.

а) разминка

вдох носом, выдох через рот;

вдох, задержка дыхания, выдох;

вдох, выдох по порциям.

б) упражнения для развития четкости произношения:

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

в) чтение чистоговорок шепотом и медленно:

ра-ра-ра – начинается игра,

ры-ры-ры – у нас в руках шары,

ру-ру-ру – бью рукою по шару.

г) чтение тихо и умерено:

арка арца

арта арда

арла арча

арса аржа

д) чтение громко и быстро:

гарь – парь – жарь

дверь – зверь – червь

е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок

 

Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко

1. Водовоз вез воду из-под водопада.

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

9. Летят три пичужки через три пусты избушки.

10. В один, Клим, клин колоти.

11. Каково волокно, таково и полотно

12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

13. Либретто “Риголетто”.

14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

 

ж) чтение согласных

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу.

Например: 1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд – с гласным [у].

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.

Складывание слов из половинок.

Берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.

Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.

“Буксир”

Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

Многократное чтение

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.

Чтение в темпе скороговорки  

Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

Следующее упражнение называется

“Бросок – засечка”

 Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:

Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение

“Молния”

Его смысл -  в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

Детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае полезно упражнение

“Спринт”

Если к ребенку пришли одноклассники, предложите им отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде начать читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу - «Стоп», дети пальчиком показывают, кто где остановился.

При этом упражнении маленькие читатели учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.

Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Предложите его, когда у вашего ребенка одноклассники. Устройте «Радиоспектакль».

     Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки:

В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!

Это упражнение формируют сразу несколько значимых учебных качеств:

Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);

Словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд).

Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя).

Большую часть времени школьник должен читать «про себя», молча. Это и понятно. Вслух читать трудно, усталость приходит раньше.

Как помочь ребенку прийти к скорочтению?

Одной из самых трудных задач в методике обучения динамическому чтению является преодоление привычки сознательной или подсознательной артикуляции, стремление к озвучиванию читаемого текста.

Исследования показывают, что для понимания смысла при чтении и запоминании информации вполне достаточно только видеть слово и передать его в зрительный образ, в анализатор мозга для обработки информации.

При низкой скорости чтения все слова мысленно проговариваются. Чем выше скорость чтения, тем меньше слов проговаривается, тем больше слов воспринимается только глазами.

В целях четкого разграничения детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении, Грекова Т.А. советует использовать упражнение

“Губы”

При команде - “Губы” к плотно сжатым губам ребенок прикладывает палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде -  “Вслух” убирает палец и читает вслух текст.

По мере привыкания школьника к чтению без внешних признаков проговаривания, команда “Губы” подается все реже и, наконец, отменяется совсем.

Таким образом, чем меньше проговаривание, тем выше скорость!

Для опытных читателей начальной школы

Эффективные резервы обучения чтению можно найти в следующих упражнениях:

Чтение перевернутого текста:

Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.

Это упражнение способствует:

Формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв;

Развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов;

Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.

Корректировка деформированных предложений

Ребенок очень любит загадочные писания, заколдованные предложения. Пусть он освоит тайны магии и снимет чары.

Рубрики:  Педагогика
Дошкольники
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

Златковская_Валентина   обратиться по имени Воскресенье, 03 Августа 2014 г. 06:58 (ссылка)
С благодарностью.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку