-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ЛедиМилаАлдр

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.07.2012
Записей: 3214
Комментариев: 669
Написано: 4857


Пушкиниана Нади Рушевой

Среда, 24 Июля 2013 г. 15:12 + в цитатник
Цитата сообщения Fobskaya

i (11) (83x150, 3Kb)

 В семье Рушевых (у Николая были младшие сёстры: рано умершая Елена и ныне здравствующая Татьяна, доцент кафедры иностранных языков Московского Государственного педагогического университета) всегда царила атмосфера любви к искусству, особенно к музыке, театру, литературе, архитектуре. 
       Редкий дар не только усваивать увиденное, но и передавать свой духовный мир своим близким и товарищам проявился у Николая очень рано. Объединяющее чувство дружбы, товарищества, забота о младших, уважение к старшим в большой семье Рушевых - Лебедевых были присущи характеру Николая Рушева, художника по профессии и призванию. 
       Увлечение историей русского искусства, философией и архитектурой позволили ему объединить вокруг себя многих. 
       Я, двоюродный младший брат Николая по материнской линии, был в числе его самых близких учеников и друзей, что дало возможность мне в будущем без всяких колебаний определиться в выборе своей профессии архитектора, быть свидетелем и участником формирования таланта Нади Рушевой. 
       Циклически-волнообразная теория развития культуры увлекла Николая еще в 40-50-е годы. Он считал себя учеником и последователем известного в то время физика и философа Зубарева, впервые научно обосновавшего принципы волнообразного развития дискретного пространства, включавшего в себя и социальные системы. "Ничто не исчезает бесследно и не возникает случайно"- это был основной жизненный девиз, итог острых дискуссий и споров в кругу товарищей Николая и его сподвижников. 
       Опуская многие интереснейшие, трудные, а иногда и трагические годы жизни Рушева, следует остановиться на главном событии его жизни: в 1946 году он познакомился со своей будущей женой - первой национальной балериной Тувы, солисткой балета театра в Кызыле, Наталией Дойдаловной Ажикмаа. Вскоре они поженились. Позже, в период работы художником-постановщиком Государственного театра оперы и балета в Улан-Баторе в Монголии, 31 января 1952 года у них родилась дочь Надежда. В июне этого же года Николай с семьей возвращается в Москву. 
       После рождения Нади все богатство своей души он стремится передать своей дочери, в имени которой была заложена надежда на то, что именно она впитает весь его творческий потенциал, обширные знания и опыт художника, философа и педагога. 
       Мать Нади Рушевой, будучи талантливой балериной, передала ей врожденное чувство ритма, ощущение грации, что отразилось впоследствии в характерных особенностях и изяществе движения героев ее композиций. 
       Твердость характера, огромное чувство ответственности, самодисциплина были переданы Наде вместе с молоком матери, воспитанной в аскетических традициях ламаистского Востока. 
       Увлечение рисованием у девочки появилось в пять лет и стало любимым занятием. В 6 лет она в своих рисунках могла выразить динамику движения, образы персонажей, форму и даже цвет костюмов героев сказок и мифов, которые ей читали или рассказывали родители. Ее отец, опытный художник и педагог, рассматривая рисунки дочери, вынужден был признаться: "Я так рисовать просто не умею". 
       Годы раннего детства юной художницы совпали с началом "хрущевской оттепели". Она, как губка, впитывала все, что было необычного вокруг. Ранние годы ее жизни были связаны с Покровско-Стрешневым, где проживала моя семья, с усадьбой "Архангельское", которое находилось совсем близко, в пойме реки Москвы, и с расположенным рядом дачным местом Опалиха, куда в течение нескольких лет совместно переезжали на летнее время семьи моего родного брата Алексея Карцева и Рушевых. 
       Регулярное посещение вместе с маленькой Надей усадьбы "Архангельское" было для нас просто необходимо: великолепный парк со скульптурными работами Фальконе, прекрасная живопись Тьеполо, Ван Дейка, театр с декорациями Гонзаго - создавало среду "волшебного вдохновения", которая окружала в свое время и юного Пушкина в Царском Селе, а теперь - маленькую Надю, здесь в усадьбе - князя Юсупова, где Пушкин бывал также неоднократно.

К тебе явлюся я; увижу сей дворец, 
Где циркуль зодчего, палитра и резец 
Ученой прихоти твоей повиновались
И, вдохновенные, в волшебстве состязались.


       Эти строки Пушкина из стихотворения "К вельможе", высеченные в камне в Архангельском, Надя знала наизусть. 
       Шли годы. Рисунки художницы, ее необыкновенные способности были замечены многими. Появились публикации и отзывы о ее творчестве Л.Кассиля, Б.Полевого, В.Ватагина и других известных деятелей российской культуры. 
       Во второй половине 60-х годов состоялось знакомство Нади со старейшим пушкинистом Арнольдом Ильичом Гессеном, который рассказывал позже: "на 95-ом году своей жизни я привык ничему уже не удивляться. Но - Надя Рушева! Откуда у этой девочки такое глубокое и изящное чувство художника? Откуда такое ясновидящее проникновение в дух и настроения Пушкина и его эпохи? Я тогда работал над своей новой книгой "жизнь поэта", которую задумал иллюстрировать только рисунками самого поэта. Но до двадцати лет Пушкин не рисовал! "Надя, восполните этот его невольный пробел?" И я дал ей почитать в рукописи две свои первые главы "Детство" и "лицейский Парнас". Надя не сразу ответила. Подумала несколько минут. Потом сказала: "Попытаюсь!" Через месяц мы снова встретились. В папке ее лежало больше семидесяти рисунков. Они были совершеннее прежних, перенесли нас в знакомый пушкинский мир". 
       Это было в начале февраля 1969 года, а через месяц Нади Рушевой не стало. 
       В ранние годы жизни ее никто из близких не думал о каких-то необыкновенных способностях девочки и не относились серьезно к безудержным графическим фантазиям, считая их детской игрой впечатлительной Нади. Однако тогда уже появились первые иллюстрации к ее любимой "Сказке о царе Салтане", открывающие Пушкиниану Нади Рушевой. 
        В эту серию входят, созданные позже, иллюстрации к "Евгению Онегину", где особенно выделяется рисунок "Татьяна в Петербурге", в котором художница изобразила ее между мужем и Онегиным. Причем, изображенная ситуация придумана Надей, такого эпизода в романе нет. Художница органично и очень умело дополняет литературное произведение. 
       Напряженность и драматизм изображенной сцены усилены предельно лаконичной, формой графического исполнения с черно-белым композиционным ритмом рисунка и динамикой размещения персонажей на листе. "Пушкиниана" продолжена сериями рисунков к "Повестям Белкина", "Маленьким трагедиям", "Бахчисарайскому фонтану", "Русалке". 
        В "Пушкиниане" Нади Рушевой выделяются композиции , охватывающие события из жизни поэта и его семьи, друзей. Художница показывает эпоху Пушкина, достигая в рисунках подлинной виртуозности и легкости, присущих творчеству самого поэта. Художница полностью вживается в далекий пушкинский мир и признается, что Пушкин теперь для нее становится "самым, самым родным поэтом". Стилистика рисунков Нади Рушевой близка к графике самого поэта, поднимаясь до полного творческого созвучия с рисунками А.С. Пушкина - та же стремительность и динамика линий, сочность штриховки. Но это не подражание поэту - свой неповторимый стиль, присущий только ей. 
       В психологической остроте портретных характеристик Надя передает живое "пушкинское" время, наполняя его жизненными подробностями, которые, казалось, безвозвратно осталось в пошлом. 
       Историческую ценность рисунков Нади Рушевой, посвященных жизни А.С. Пушкина и его эпохе, трудно переоценить. 
       Так что же конкретно объединяет А.С. Пушкина и художницу Надю Рушеву? 
       Отставив в сторону литературный и художественный аспекты их творчества, анализ которых должны сделать специалисты-искусствоведы, необходимо отметить следующее: 
       - врожденный фактор гениальности создавал благоприятный фон для развития талантов как у А.С. Пушкина, так и у Нади Рушевой через прямое воздействия ее отца, талантливого художника Николая Рушева и мать, замечательную балерину Наталью Ажикмаа; 
       - высокоинтеллектуальная обстановка воспитания в Царскосельском лицее юного поэта в условиях подъема национального сознания в общественной жизни начала XIX века и творческая обстановка семьи Рушевых и ближайшего окружения в условиях "творческой оттепели" 60-х годов XX века. 
       - соприкосновение с культурным наследием прошлого не как сторонних наблюдателей, а как активных соучастников исторического процесса становлений общечеловеческой культуры, обостренная интуиция , редкий дар проникновения, минуя временные и пространственные границы, в отдаленные культуры и эпохи прошлого и даже будущего, были характерны и для поэта, и для художницы; 
       - развитие врожденных способностей у А.С. Пушкина стимулировались его высокообразованными педагогами, чему в немалой степени способствовала среда образованного дворянства в России в начале XIX века. Становление и развитие таланта Нади Рушевой, в первую очередь, обеспечили ее родители и ближайшее окружение, чему благоприятствовал творческий подъем в стране в 60-е годы. 
       Следует обратить внимание на одно совпадение: как уже указывалось, одним из педагогов в Царскосельском лицее у юного Пушкина был преподаватель математики Карцев Яков Иванович, сумевший передать своему не очень прилежному ученику умение "алгеброй гармонию поверять". Известно, что корни старой дворянской фамилии Карцевых ( Карцовых) уходят в глубину русской истории и, как знать, случайное ли совпадение, что моя мать Карцева ( Лебедева) Нина Алексеевна тоже была преподавателем математики и принимала деятельное участие в воспитании своей внучки в конце 50-х, начале 60-х годов? 
       Есть и еще один интересный факт связи культурных эпох, минуя огромные расстояния и интервалы времени. 
       Моя длительная работа в Афганистане (1970- 81гг.) была связана с проведением научных исследований в области истории архитектуры и искусства Кушанской цивилизации, основу которой составляла культура тюрко-монголоязычной группы народов, вторгшихся на территорию Афганистана в начале 1 века н.э. из Центральной Азии. 
       Каково же было мое удивление, когда во время проведения исследовательских работ в Хадде ( юго-восточный Афганистан) в древнейшем скульптурном изображении Будды в образе человека я вдруг обнаружил лицо божества, во многом напоминающее одухотворенно-созерцательный характер лица Нади Рушевой, появившейся на свет почти через 2000 лет! Сходство было поразительным. 
       Здесь нет никакой мистики, но имеет место еще одно подтверждение передачи духовного начала через жанрово-достоверное искусство на многие века вперед, минуя бренность телесной оболочки, пространственные и временные барьеры. 
       Конечно, решающее значение в этом совпадении имеет восточный наследственный фактор, определивший необычайно высокую духовность мироощущений Нади Рушевой, отраженную во всем ее образе. Умный, проницательный взгляд маленькой Нади даже в первые годы жизни удивлял многих. 
       Но, в конечном итоге, не это важно. 
       Главное в том, что Надя Рушева в своем творчестве сумела продолжить духовные традиции великого Пушкина, завоевать всеобщее признание и в короткой жизни найти свое бессмертие.



                                                                                                                               Владимир Николаевич Карцев, Москва



1.
i (2) (127x150, 3Kb)

2.
i (3) (82x150, 2Kb)

3.
i (9) (122x150, 4Kb)

4.
i (10) (213x150, 9Kb)

Рубрики:  РУШЕВА Надежда
ПУШКИН Александр Сергеевич

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку