Цитата сообщения Бизнесвумен
Этикет - это установленный порядок, совокупность правил, регламентирующих внешние, проявления человеческих отношений. Термин «этикет» появился в XVIII веке. Но своды правил создавались еще в Древнем Египте: около 2350 г. до н. э. была написана книга, называвшаяся «Инструкция по поведению».
Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (Кун-цзы) (551- 479 г. до н. э.), основатель самого влиятельного из древнекитайских философско-религиозных течений - конфуцианства - отводил этикету (ли) особую роль. Ли-этикет, по мнению Конфуция, должен был формировать гармоничные отношения между людьми, регулировать поведение человека в разных жизненных ситуациях. Понятие «ли- этикет» весьма близко к значению современного европейского термина «этикет». Ли-этикет, помимо многого другого, - это норма поведения в семье, правила отношений подданных и государя.
Обходительность, «красивое поведение» высоко ценились в античном мире. Как писал Аристотель, обходительность бывает трех родов: «Первый род - в обращении: например, в том, как обращаются ко всем встречным и приветствуют их, протягивая руку. Второй, - когда приходят на помощь всякому бедствующему. И наконец, третий род обходительности, - когда бывают гостеприимными застольниками».
Примером обходительности служило поведение Юлия Цезаря: «... когда у кого-то на обеде было подано старое масло вместо свежего и остальные гости от него отказались, он один брал его даже больше обычного, чтобы не показать, будто он упрекает хозяина в небрежности или невежливости».
События 1917 года и первых послереволюционных лет привели к так называемому этикетному нигилизму. За ликвидацией дворянства и буржуазии как социальных групп последовало искоренение норм этикета, принявшее формы не менее нелепые, чем многие требования этого этикета. Так, например, в 20-е годы рукопожатие объявили переносчиком инфекции, а девушки считали себя оскорбленными, если им подавали пальто.
В последние годы, в связи с формированием рыночных отношений, а значит, и появлением снова класса богатых, становятся актуальными светские манеры, знание элементарных основ этикета, тонкости ведения беседы, сервировки, правильного размещения за обеденным столом и в автомобилях и т. д. Но не только в этом дело.
Этикет свободный от крайностей и устаревших формальностей, не усложняет, а упрощает и делает приятнее повседневную жизнь. Его правила основаны на таких нравственных категориях как вежливость, тактичность, корректность, порядочность. Таким образом, усвоение правил этикета способствует развитию чувства такта (умения говорить и действовать с учетом индивидуальных психологических особенностей и настроения других людей), приучает сохранять собственное достоинство и уважать окружающих даже в сложных, конфликтных ситуациях.
Неотъемлемой составляющей этикета является порядочность. Этикет помогает человеку удерживаться от неблаговидных поступков - таких как мелкое жульничество или воровство, клевета, кляузничество.
Владение правилами этикета устраняет скованность, позволяет не обидеть делового партнера неловким словом или действием, и вместе с тем не уронить собственное достоинство и престиж фирмы. Усвоение стереотипов поведения, предлагаемых этикетом, дает возможность установить благоприятный психологический климат делового общения, что делает бизнес и успешным, и приятным.
В современном обществе владение деловым этикетом в большинстве случаев положительно сказывается на успешности предпринимателя, а соблюдение этики только сильнее подчеркивает имидж профессионала в глазах партнеров по бизнесу. При общении с зарубежными партнерами, вы просто обязаны знать правила этикета и их стран, иначе неверный шаг в разговоре или при встрече может обернуться значительными потерями в бизнесе.
1. Визит в гости
Визит в гости является неотъемлемой частью современного этикета. Непрошеный и неожиданный визит - признак дурного тона. Французы говорят: «Если хочешь, чтобы о тебе плохо думали, наноси визиты без предупреждения».
Это правило - не пустая формальность. Ведь хозяева наверняка заняты какими-то своими, заранее запланированными делами или отдыхают в уединении. Если кого-то не пригласили в гости, значит, либо не могут или не желают в данное время принимать гостей вообще, либо просто не хотят видеть этого человека в своем доме.
Поэтому незваному гостю лучше заранее приготовиться к тому, что хозяева будут не слишком гостеприимны. Они, скорее всего, будут со скучающим видом терпеть присутствие его, намеками или открыто говорить о своей чрезвычайной загруженности. Зато, как только гость робко произнесет: «Ну, мне пора», хозяева мгновенно оживятся и с радостной суетливостью начнут прощаться, просить заходить почаще и всячески выражать свои дружеские чувства.
Ситуация выглядит иначе, когда речь идет о близких друзьях. В таких случаях о своем визите в гости можно и не предупреждать.
2. Как встречать гостей?
При встрече гостей - дверь открывает хозяин или хозяйка. Предлагать пришедшим тапочки не рекомендуется. Это не значит, что гости должны ходить без обуви - пусть они ее не снимают. В тапочках (тем более чужих) люди не могут танцевать, они чувствуют себя старше, а праздничное настроение уступает место домашнее - будничному. Когда-то приличные люди носили в ненастную погоду калоши, а придя в гости, снимали их и ходили по коврам и паркету в чистеньких лакированных туфлях. Времена калош миновали. Но, идя в гости, вполне можно захватить сменную обувь, что делают далеко не все приглашенные. И все же лучше лишний раз вымыть пол, чем обувать гостей в тапочки.
Первых гостей встречают хозяева вдвоем, затем хозяйка занимает их, а хозяин или кто-нибудь из домашних встречает остальных.
Представляя гостей на дружеской вечеринке не следует называть их должности и звания.
Опаздывающих ждут 15-20 минут. Даже если собрались не все гости, подавать первое блюдо на стол нужно максимум через 30 минут после назначенного времени.
3. Этикет в гостях
Оказывая уважение гостю, следует представить ему членов своей семьи, в том числе жену и дочерей (хотя, как правило, мужчин представляют женщинам) согласно этикету в гостях. Исключением является знакомство с матерью и отцом хозяина. Выражая особое уважение к родителям, следует представлять гостя им, а не наоборот.
Знакомить гостей друг с другом по этикету - обязанность хозяина (хозяйки). Это можно сделать, указывая жестом руки и называя каждого из гостей. Если же вы пришли с кем-то, кого хозяин может не знать, вам следует самому представить своего знакомого присутствующим.
Если гостей очень много, не обязательно представлять новоприбывшего каждому из них. Достаточно познакомить его с теми, кто находится рядом. В обычном, бытовом общении можно представиться самому (посредничество третьего лица обязательно лишь в официальной сфере). Достаточно назвать имя и фамилию и сказать несколько слов о роде своих занятий: «Дмитрий Иванов. Специалист по рекламе». Ученые звания и спортивные титулы самому называть не стоит - предоставьте это другим. Представляться надо громко и отчетливо, особенно при общении с иностранцами.
Если же кто-то, представляя вас, неправильно произнес фамилию, назвал не тот титул, звание, профессию и т. п., вы должны немедленно поправить его.
В гостях мужчина должен первый представляться подошедшей к нему женщине.
Не принято представлять кого-то людям, ведущим оживленную беседу, а также нового гостя тем, кто собирается уходить.
После того, как вас представили
Мужчина по этикету в гостях обязан слегка поклониться, женщина - кивнуть головой - неторопливо, с достоинством, но без надменности, глядя в глаза тому, с кем вас знакомят. Мужчина при этом встает; женщина может сидеть, кроме тех случаев, когда ее представляют женщине, старшей по возрасту или положению, либо когда она хочет выразить особое расположение тому, с кем ее знакомят. Для рукопожатия первым протягивает руку тот, кому представили нового знакомого: женщина при знакомстве с мужчиной первой протягивает руку, начальник - подчиненному, старший по возрасту - младшему (это правило распространяется и на давно знакомых людей).
При этом не нужно повторять свое имя, фамилию и прочую информацию, если они уже прозвучали громко, четко и без ошибок. Рукопожатие обычно сопровождается стандартными репликами: «Очень приятно», «Рад Вас видеть»; в англоязычных странах произносят: «Как поживаете? (How do you do?)».
Женщина может не протягивать мужчине руку, но если он сделал это первым, обязана ответить тем же.
4. Этикет приветствия
На улице.
Согласно этикета приветствия - здороваясь со знакомыми, необходимо сделать легкий поклон (наклон головы, но не всего торса), обязательно вынуть сигарету изо рта и руки из карманов.
Снимать перчатку при рукопожатии не обязательно, но если ваш знакомый сделал это, вы должны последовать его примеру. Женщина может снять перчатку только в знак большого уважения (например, здороваясь с пожилыми людьми).
Первым здоровается младший по возрасту или социальному положению, мужчина - с женщиной, а также со своим знакомым, если рядом с ним находится женщина или пожилой мужчина (при этом поклониться нужно и знакомому, и тем, кто рядом с ним). Женщина первой приветствует не только женщину, старшую по возрасту, но также идущую без сопровождения, если сама она находится в обществе мужчины.
В затруднительных случаях, когда статус знакомого примерно равен вашему, лучше поздороваться первым. Это не только не уронит вашего достоинства, но, напротив, станет свидетельством хороших манер. Во французском военном уставе было сказано: «Из двух офицеров первым здоровается тот, кто более вежлив и воспитан!»
Если ваш спутник поздоровался с людьми, которых вы не знаете, лучше присоединиться к его приветствию, при необходимости происходит представление.
Здороваясь и произнося обычные в таких случаях фразы («Здравствуйте!», «Добрый день!», «Добрый вечер!», .«Приветствую вас!») важно не повторять только что произнесенное вашим знакомым. Если он сказал, например, «Добрый вечер», ответить следует другими словами.
В помещении
Этикет приветствия гласит, кто бы вы ни были - директор, академик, пожилая женщина или школьник, - входя в помещение, здоровайтесь первым. Если там, куда вы пришли, много людей, достаточно ограничиться общим поклоном. Поздоровайтесь и обменяйтесь рукопожатиями лишь с теми, к кому пришли.
Когда в рабочий кабинет мужчины входит посетительница, он непременно встает, выходит из-за стола, приветствует ее и усаживает.
Приветствуя женщину, мужчина может поцеловать ей руку. Это знак особого внимания, уважения, восхищения, благодарности. К такой форме приветствия в разных странах относятся по-разному. В США, например, оно может вызвать бурное негодование женщины и даже считаться оскорблением, в Польше, это, наоборот, - традиция. На всякий случай при знакомстве лучше воздержаться от такого приветствия, если только женщина не является знаменитостью. Но если вы отважились рискнуть, не забудьте, что целовать нужно в тыльную часть пальцев, низко склонившись для этого, а не поднимая руку женщины к своим губам. Такое приветствие уместно только в помещении.
Придя в гости, мужчина по этикету должен прежде всего приветствовать хозяйку, даже если рядом находятся немыслимо очаровательные девушки или строгий директор фирмы, в которой работает визитер.
Как отвечать на приветствие?
Женщина, отвечая на приветствие мужчины, согласно этикета приветствия обычно не поднимается с места. Но хозяйка, приветствуя гостя, встает - к этому обязывают законы гостеприимства. Если гость-мужчина пришел позже остальных, хозяйка может не подниматься. Дети хозяев должны вставать всякий раз, когда приходит кто- либо из взрослых и не садиться, пока гость не сядет.
Мужчина всегда встает, когда в помещение входит женщина, и стоит, пока она не сядет или не отойдет в дальнюю часть комнаты. В общественных местах - в театре, ресторане, кафе мужчине не нужно этого делать, но если женщина заговорит с ним, то необходимо встать и говорить с нею стоя.
Если в ресторане женщина здоровается со знакомым, проходя мимо его столика, мужчине достаточно лишь привстать и ответить кивком головы. Если же он находится в обществе дамы, этого делать не нужно.
5. Этикет прощания
Каждое знакомство, каждая встреча неизбежно завершаются прощанием. Вот как рекомендует покидать помещение Эмилия Поуст, основательница Института этикета Эмилии Поуст в США.
Если вы собираетесь уходить, нужно дождаться паузы в разговоре и встав, сказать собеседникам: «До свидания. Надеюсь, мы еще встретимся». Можно короче: «Рад был увидеться с вами». Любезные собеседники отвечают, что они также были рады встрече.
Если одна женщина выразила надежду на новую встречу, другая должна ей ответить: «Я также надеюсь», или просто «Благодарю».
Этикет прощания гласит - покидая людей незнакомых, даже если вы были им представлены, достаточно просто кивнуть, улыбнуться и уйти. Не нужно стараться, чтобы каждый из присутствующих заметил, что вы прощаетесь. А уходя с многолюдной вечеринки раньше времени, вы просто обязаны сделать это незаметно, не привлекая внимания остальных гостей. Попрощайтесь только с хозяйкой. Дело в том, что ваш уход может подтолкнуть и других гостей уйти раньше времени.