-Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в КАБИНЕТ

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.06.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 121


Проблемные мыслительные ситуации

Воскресенье, 23 Сентября 2012 г. 10:11 + в цитатник

 

 

Что такое мышление? Что такое логическое мышление? Мышление — это процесс решения задач, направленный на получение новых знаний. Там, где нет необходимости найти ответ, понять что-либо в результате мыслительной и практической деятельности, там нет и мышления. Условно выделяют три основных вида мышления, которые тесно связаны между собой:

Наглядно-действенное (предметно-действенное) мышление — процесс решения задач, в котором преобладают практические действия с реальными материальными предметами.

Наглядно-образное мышление — процесс решения задач, в котором преобладают действия с образами.

Абстрактно-логическое мышление — процесс решения задач, который осуществляется на основе готовых знаний, выраженных в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Государственным образовательным стандартом второго поколения в системе обобщенных личностно-ориентированных целей образования заявлено формирование универсальных учебных действий, как основы умения учиться. В сфере познавательных универсальных учебных действий предполагается, что "выпускники научатся воспринимать и анализировать информацию, использовать знаково-символические средства, овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач".

Другими словами, познавательные учебные действия — это все три вида мышления.

Остановимся подробнее на абстрактно-логическом мышлении, так как именно его развитие является как наиболее важной, так и наиболее трудной задачей современного учителя.

Сначала определимся с понятиями:

Логическое мышление — осуществляется на основе готовых знаний, выраженных в понятиях, суждениях и умозаключениях

Логичное мышление — основано на умениях анализировать и отделять существенное от несущественного, сравнивать и обобщать, убедительно доказывать и отстаивать свою точку зрения.

Логичное мышление  =  Логическое мышление соблюдение законов логики

 

К сожалению, изучение логики, как отдельного предмета, не предусмотрено в программах общего образования. Предполагается, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. А в результате — трудности с соблюдением законов логики, а то и полное их незнание — довольно широко распространенное явление не только среди учеников, но и среди взрослых.

Перечислим характерные проблемные мыслительные ситуации, с которыми связана основная масса затруднений в учебе и разделы логики, изучение которых не только помогает преодолеть эти затруднения, но и способствует развитию системного логического мышления

Проблемные мыслительные ситуации 

Раздел логики, изучение которого разрешает данную проблему

1. Затруднения в определении главного, основного, существенного в изучаемом материале

Понятие.

Классы понятий (общие и единичные, абстрактные и конкретные, абсолютные и относительные, положительные и отрицательные);

Признаки понятий (род, видовое отличие, вид, собственные и несобственные признаки);

Содержание и объем понятий (ограничение и обобщение).

2. Затруднение в определении основания для сравнения

Логические категории (вещи, свойства, отношения);

Отношения между понятиями (подчиненные, соподчиненные, равнозначные, противоположные, противоречащие, скрещивающиеся)

3. Затруднение в определении понятий

Определение понятий и приемы, его заменяющие (указание, описание, характеристика, сравнение, различение);

Правила определения (типичные ошибки).

4. Затруднение в работе с классификацией

Деление понятий (основание деления, правила деления);

Классификация.

5. Затруднение в определении причин и следствий Суждения (виды суждений: общеутвердительные, частноутвердительные, общеотрицательные, частноотрицательные).
6. Недостаточная доказательность рассуждений Умозаключения (непосредственные, индуктивные и дедуктивные умозаключения, логический квадрат, силлогизмы).

 

Программа развития логического мышления, апробированная на практике, размещена в разделе "Методы развивающего обучения"

Серия сообщений "Психология":
Часть 1 - Проблемные мыслительные ситуации

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку